Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат

Описание

Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности

Содержание

|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |

Работа состоит из  1 файл

Реферат 8.docx

— 109.16 Кб (Скачать документ)

чувственного  восприятия.  Мышление  позволяет   с   помощью   умозаключения

раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

      Задача  мышления –  раскрытие  отношений   между  предметами,  выявление

связей и отделение  их от случайных совпадений. Мышление оперирует  понятиями

и принимает на себя функции  обобщения и планирования.

      Мышление  – наиболее обобщенная  и   опосредованная  форма  психического

отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

      Мышление  – высшая форма активного   отражения  объективной  реальности,

состоящая  в целенаправленном,  опосредованном   и   обобщенном   отражении

субъектом существенных связей и  отношений  действительности,  в  творческом

созидании новых идей, прогнозировании  событий  и  действий  (говоря  языком

философии); функция высшей нервной деятельности (говоря языком  физиологии);

понятийная  (в  системе  языка  психологии)  форма  психического  отражения,

свойственного только человеку, устанавливающая с помощью понятий связи и

отношения между познаваемыми  феноменами.  Мышление  имеет  ряд  форм  –  от

суждений  и  умозаключений  до  творческого  и  диалектического  мышления  и

индивидуальные особенности  как проявление  ума  с  использованием  имеющихся

знаний, запаса слов и индивидуального  субъективного тезауруса (т. е.:

            1) словарь языка с полной смысловой  информацией;

            2) полный систематизированный набор  данных о какой-либо  области

               знания, позволяющий свободно ориентироваться в ней человеку –

               с греч. thesauros – запас).

 

      Структура  мыслительного процесса.

      По С.  Л. Рубинштейну,  всякий  мыслительный  процесс  является  актом,

направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает

в  себя  цель  и  условия.  Мышление  начинается  с   проблемной   ситуации,

потребности  понять.  При  этом   решение   задачи   является   естественным

завершением мыслительного  процесса,  а  прекращение  его  при  недостигнутой

цели  будет  воспринято  субъектом  как  срыв  или  неудача.   С   динамикой

мыслительного  процесса   связано   эмоциональное   самочувствие   субъекта,

напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

      Начальной  фазой мыслительного процесса  является  осознание  проблемной

ситуации. Сама  постановка  проблемы  является  актом  мышления,  часто  это

требует большой мыслительной работы. Первый  признак  мыслящего  человека  –

умение увидеть проблему там,  где  она  есть.  Возникновение  вопросов  (что

характерно для детей)  есть  признак  развивающейся  работы  мысли.  Человек

видит тем больше проблем, чем шире круг его знаний. Таким  образом,  мышление

предполагает наличие  каких-то начальных знаний.

      От осознания  проблемы мысль переходит к  ее разрешению. решение  задачи

осуществляется разными  способами.  Есть  особые  задачи  (задачи  наглядно-

действенного и сенсомоторного  интеллекта) для  решения  которых достаточно

лишь по-новому соотнести  исходные данные и переосмыслить  ситуацию.

       В большинстве  случаев для решения  задач   необходима  некоторая  база

теоретических обобщенных знаний.  Решение  задачи  предполагает  привлечение

уже имеющихся знаний в  качестве средств и методов решения.

      Применение  правила включает две мыслительные  операции:

            - определить, какое  именно  правило   необходимо  привлечь  для

              решения;

            - применение общего правил к  частным условиям  задачи

      Автоматизированные  схемы действия  можно  считать   навыками  мышления.

Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех  областях,

где  имеется  очень  обобщенная  система  знаний,  например,   при   решении

математических задач. При  решении сложной проблемы  обычно  намечается  путь

решения, который  осознается  как гипотеза.  Осознание гипотезы  порождает

потребность в проверке. Критичность – признак  зрелого  ума.   Некритический

ум легко принимает  любое совпадение  за  объяснение,  первое  подвернувшееся

решение за окончательное.

      Когда   заканчивается  проверка,  мыслительный  процесс   переходит   к

окончательной фазе – суждению по данному вопросу.

      Таким   образом,  мыслительный  процесс   –   это   процесс,   которому

предшествует осознание  исходной ситуации (условия задачи), который  является

сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами  и который

завершается  каким-либо  результатом  (переосмысление  ситуации,  нахождение

решения, формирование суждения и т. п.)

      Выделяют  четыре стадии решения проблемы:

            - подготовка;

            - созревание решения;

            - вдохновение;

            - проверка найденного решения;

             Структура мыслительного процесса  решения проблемы.

     1. Мотивация  (желание решить проблему).

     2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие

        избыточные  данные и т. д.)

     3. Поиск решения:

            -  поиск  решения  на  основе   одного   известного   алгоритма

              (репродуктивное мышление).

            - поиск решения  на  основе  выбора  оптимального  варианта  из

              множества известных алгоритмов.

            - решение на основе комбинации  отдельных звеньев  из  различных

              алгоритмов.

            - поиск принципиально нового  решения (творческое мышление):

                 а) на основе углубленных   логических  рассуждений  (анализ,

                 сравнение, синтез, классификация,  умозаключение и т. п. );

                 б) на основе использования  аналогий;

                 в) на основе использования  эвристических приемов;

                 г) на основе  использования   эмпирического  иетода  проб  и

                 ошибок.

     4.  Логическое  обоснование   найденной   идеи   решения,   логическое

        доказательство  правильности решения.

     5. Реализация  решения.

     6. Проверка  найденного решения.

     7. Коррекция  (в случае необходимости возврат  к этапу 2).

      Так, по  мере того, как мы формулируем  нашу мысль, мы ее  и  формируем.

Система операций, которая  определяет строение  мыслительной  деятельности  и

обуславливает   ее   протекание,   сама   складывается,   преобразуется    и

закрепляется в процессе этой деятельности.

 

 

                     Операции мыслительной деятельности.

       Наличие   проблемной  ситуации,  с  которой   начинается   мыслительный

процесс,   всегда   направленный   на   разрешение   какой-нибудь    задачи,

свидетельствует о том, что  исходная ситуация дана в  представлении  субъекта

неадекватно, в случайном  аспекте, в несущественных связях.

      Для того, чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу,

нужно прийти к более адекватному  познанию.

      К такому  все более адекватному познанию  своего предмета  и  разрешению

стоящей перед ним задачи мышление идет посредством  многообразных  операций,

составляющих различные  взаимосвязанные и друг в  друга  переходящие  стороны

мыслительного процесса.

       Таковыми  являются сравнение, анализ и  синтез, абстракция и обобщение.

Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления  –

"опосредования", т. е. раскрытия все более существенных  объективных связей

и отношений.

      Сравнение,  сопоставляя вещи, явления, их  свойства, вскрывает тождество

и различия. Выявляя тождество  одних  и  различия  других  вещей,  сравнение

приводит к их  классификации.  Сравнение  является  часто  первичной  формой

познания: вещи сначала  познаются  путем  сравнения.  Это  вместе  с  тем  и

элементарная  форма  познания.  Тождество  и  различие,  основные  категории

рассудочного  познания,  выступают  сначала  как  внешние  отношения.  Более

глубокое познание требует  раскрытия  внутренних  связей,  закономерностей  и

существенных свойств. Это  осуществляется  другими  сторонами  мыслительного

процесса  или  видами  мыслительных  операций  –  прежде  всего  анализом  и

синтезом.

      Анализ  – это мыслительное расчленение  предмета,  явления,  ситуации  и

выявление составляющих его  элементов, частей, моментов, сторон; анализом  мы

вычленяем явления из тех  случайных  несущественных  связей,  в  которых  они

часто даны нам в восприятии.

      Синтез  восстанавливает расчленяемое анализом  целое, вскрывая более или

менее существенные связи  и отношения выделенных анализом элементов.

      Анализ  расчленяет проблему; синтез по-новому  объединяет данные для  ее

разрешения.  Анализируя  и  синтезируя,  мысль  идет  от  более или   менее

расплывчатого  представления  о  предмете  к  понятию,  в  котором  анализом

выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи  целого.

      Анализ  и синтез, как и все мыслительные  операции, возникают сначала   в

плане   действия.   Теоретическому   мыслительному   анализу   предшествовал

практический анализ вещей  в действии, которое расчленяло их  в  практических

целях. Точно так же  теоретический синтез   формировался  в практическом

синтезе,  в производственной  деятельности  людей.  Формируясь  сначала   в

практике,  анализ  и  синтез   затем  становятся  операциями  или  сторонами

теоретического мыслительного  процесса.

      Анализ  и  синтез  в  мышлении  взаимосвязаны.  Попытки одностороннего

применения анализа вне  синтеза приводят к механическому  сведению  целого  к

сумме частей. Точно так  же невозможен и синтез без анализа, так  как  синтез

должен  восстановить  в  мысли  целое  в   существенных   взаимосвязях   его

элементов, которые выделяет анализ.

      Анализ  и  синтез  не  исчерпывают   собой   всех   сторон   мышления.

Существеннейшими его  сторонами являются абстракция и  обобщение.

      Абстракция  – это выделение, вычленение  и извлечение одной какой-нибудь

стороны, свойства, момента  явления или предмета,  в  каком-нибудь  отношении

существенного и отвлечение его от остальных.

      Так, рассматривая  предмет, можно выделить его  цвет, не замечая  формы,

либо  наоборот,  выделить  только  форму.  Начиная  с  выделения   отдельных

чувственных свойств, абстракция затем переходит  к  выделению  нечувственных

свойств, выраженных в абстрактных  понятиях.

      Обобщение  (или генерализация) – это отбрасывание  единичных  признаков

при сохранении общих  с  раскрытием  существенных  связей.  Обобщение  может

совершиться путем сравнения, при  котором  выделяются  общие  качества.  Так

Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников