Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат
Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности
|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |
До внедрения
системы интегрированных
уровня развития мышления младших школьников на базе Борисовской средней
школы №1 во 2 классе (1 – 4). Методики взяты из книги Немова Р. С.
"Психология" 3 том.
Методика 1. "Кубик Рубика"
Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-
действенного мышления.
Пользуясь известным кубиком Рубика, ребенку задают разные по степени
сложности практические задачи на работу с ним и предлагают их решить в
условиях дефицита времени.
В методику входят девять заданий, вслед за которыми в скобках указано
количество баллов, которое получает ребенок, решив данную задачу за 1
минуту. всего на эксперимент отводится 9 минут. Переходя от решения одной
задачи к другой, каждый раз необходимо изменять цвета собираемых граней
кубика Рубика.
Задание 1. На любой грани кубика собрать столбец или строку из трех
квадратов одного цвета. (0,3 балла).
Задание 2. На любой грани кубика собрать два столбца или две строки из
квадратов одного и того же цвета. (0,5 балла)
Задание 3. Собрать полностью одну грань кубика из квадратов одного и
того же цвета, т. е. полный одноцветный квадрат, включающий
в себя9 малых квадратиков. (0,7 балла)
Задание 4. Собрать полностью одну грань определенного цвета и к ней
еще одну строку или один столбец из трех малых квадратиков
на другой грани кубика. (0,9 балла)
Задание 5. собрать полностью одну грань кубика и в дополнение к ней
еще два столбца или две строки того же самого цвета на какой-
либо другой грани кубика. (1,1 балла)
Задание 6. Собрать полностью две грани кубика одного и того же цвета.
(1,3 балла)
Задание 7. Собрать полностью две грани кубика одного и того же цвета
и, кроме того, один столбец или одну строку того же самого
цвета на третьей грани кубика. (1,5 балла)
Задание 8. . Собрать полностью две грани кубика и к ним еще две строки
или два столбца такого же цвета натретьей грани кубика. (1,7
балла)
Задание 9. Собрать полностью все три грани кубика одного и того же
цвета. (2,0 балла)
Результаты
проведенного исследования
|№ |Ф. И. учащегося|Задание
|п\п|
|
| |
|
| |
|
| |
|
| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | | |
|1 |Кушнерев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |6,3 |высокий |
| |Александр | | | | | | | | | | | |
|2 |Данилина Дарья |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |
|3 |Кирпичев |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |
| |Алексей | | | | | | | | | | | |
|4 |Мирошников |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |- |2,4 |средний |
| |Валерий | | | | | | | | | | | |
|5 |Еременко Марина|+ |+ |+ |- |- |- |- |- |- |1,5 |средний |
|6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий |
| |Ренат | | | | | | | | | | | |
|7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |+ |+ |- |- |- |- |3,5 |средний |
|8 |Черкашин Сергей|+ |+ |- |- |- |- |- |- |- |0,8 |низкий |
|9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |- |8 |высокий |
| |Никита | | | | | | | | | | | |
|10 |Питимко Артем |+ |+ |- |- |- |- |- |- |- |0,8 |низкий |
Оценка результатов работы с этой методикой производилась следующим
способом:
10 баллов – очень высокий
4,8 – 8,0 баллов – высокий уровень,
1,5 – 3,5 баллов – средний уровень,
0,8 баллов – низкий уровень.
Из таблицы
видно, что большая часть
уровень наглядно-действенного мышления, 3 человека имеет высокий уровень
развития и 2 человека – низкий уровень.
Методика 2 . "Матрица Равена"
Эта
методика предназначена для
у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается
такое , которое связано с оперированием различными образами и наглядными
представлениями при решении задач.
Конкретные
задания, используемые для
образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. они
представляют собой
усложняющихся матриц Равена. (см. Приложение №1).
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач
одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении десяти деталей на
матрице и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве
недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку. Изучив
структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей, которая
лучше всего подходит к этой матрице, т. е. соответствует ее рисунку или
логике расположения ее деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По
истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество
правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком
за их решение. Каждая правильно решенная матрица оценивается в 1 балл.
Ниже показан пример матрицы:
Результаты выполнения детьми методики представлены в следующей
таблице:
|№ |Ф. И. учащегося|Задание
|п\п|
|
| |
|
| | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 | |
|1 |Кушнерев |+ |+ |- |- |+ |+ |- |+ |+ |- |6 |
| |Александр | | | | | | | | | | | |
|2 |Данилина Дарья |+ |- |- |- |+ |+ |+ |+ |- |- |5 |
|3 |Кирпичев |- |+ |+ |+ |- |- |+ |+ |+ |- |6 |
| |Алексей | | | | | | | | | | | |
|4 |Мирошников |+ |- |+ |- |+ |+ |- |+ |- |+ |6 |
| |Валерий | | | | | | | | | | | |
|5 |Еременко Марина|- |- |+ |+ |- |+ |+ |+ |- |- |5 |
|6 |Сулейманов |+ |+ |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |- |8 |
| |Ренат | | | | | | | | | | | |
|7 |Тихонов Денис |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |- |- |+ |7 |
|8 |Черкашин Сергей|+ |- |- |- |+ |- |- |+ |- |- |3 |
|9 |Тенизбаев |+ |+ |+ |- |+ |+ |+ |- |+ |+ |8 |
| |Никита | | | | | | | | | | | |
|10 |Питимко Артем |- |+ |- |- |- |+ |+ |- |- |- |3 |
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8 – 9 баллов – высокий;
4 – 7 баллов – средний;
2 – 3 балла – низкий;
0 – 1 балл – очень низкий.
Как видно
из таблицы 2 ребенка имеют
высокий уровень развития
образного мышления, 6 детей – средний уровень развития и 2 ребенка –
низкий уровень развития.
Методика 3. "Лабиринт (А. Л. Венгера).
Целью данной методики является определение уровня развития наглядно-
образного мышления детей младшего школьного возраста.
Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других,
неверных, путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные
указания – мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он
пройдет. ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме.
отражающей последовательность этапов пути. Одновременно методику "Лабиринт"
целесообразно использовать в качестве упражнений для развития наглядно-
образного и наглядно-действенного мышления (см. Приложение №2).
Оценка результата:
Количество баллов, получаемых ребенком, устанавливается по шкале
оценок (см. Приложение №2).
После проведения методики получили следующие результаты:
2 ребенка
имеют высокий уровень
6 детей – средний уровень развития;
2 ребенка – низкий уровень развития.
Таким образом, при проведении предварительного эксперимента группа
учащихся (10 человек) показала следующие результаты:
60% детей имеет средний уровень развития наглядно-действенного и
наглядно-образного мышления;
20% - высокий уровень развития и
20% - низкий уровень развития.
Результаты диагностики можно представить в виде диаграммы:
3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике и
трудовому обучению при
образного мышления младших
На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей
недостаточно развито
наглядно-действенное и
более высокого уровня развития этих видов мышления были проведены
интегрированные уроки математики и трудового обучения. уроки проводились по
программе "Математика и конструирование", авторами которой являются С. И.
Волкова и О. Л. Пчелкина. (см. Приложение №3).
Приведем фрагменты уроков, которые способствовали развитию наглядно-
действенного и наглядно-
Тема: Знакомство с треугольником. Построение треугольников. Виды
треугольников.
Этот урок направлен на развитие умения анализировать, творческого
воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; научить в
результате практических упражнений строить треугольник.
Соедините точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой , точку 3 с точкой 1.
- Что это такое? – спросил Циркуль.
- Да это же ломаная линия! – воскликнула точка.
- А сколько в ней отрезков, ребята?
Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников