Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат
Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности
|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |
совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах
обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами
единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства связи и
отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Понятия
могут быть общими и
Суждение – это форма мышления, отражающая связи между предметами или
явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть
ложными и истинными.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких
суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные,
дедуктивные, по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления
от частного к общему, установление общих законов и правил на основании
изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия – логический вывод в процессе
мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).
Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному,
познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и
правил.
Индивидуальные различия в
Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут
проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и
самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.
Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не
упуская в то же время и необходимых для дела частей.
Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных
вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является
поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не
видит главного.
Самостоятельность
мышления характеризуется
новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.
Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния
закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро
менять действия при изменении обстановки.
Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой
ситуации, обдумать и принять правильное решение.
Критичность
ума – умение человека
мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и
выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность
использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или
абстрактно-логического вида мышления.
Можно выделить индивидуальные стили мышления.
Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то
новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи,
взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Девиз синтезатора - "Что,
если…".
Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным,
глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем.
Особенность идеалистов – повышенный интерес к целям, потребностям,
человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих
решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать
противоречия и акцентировать сходство в различных позициях. "Куда мы идем и
почему?" – классический вопрос идеалистов.
Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный
опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны,
стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и
ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: "Что-нибудь да
сработает", "Годится все ,что работает"
Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и
всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые
задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной,
тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем.
Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов
и "реальным" является только то, что можно непосредственно почувствовать,
лично увидеть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление
характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию
ситуаций в целях достижения определенного результата.
Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления
влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные
особенности человека.
Виды мышления.
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает
слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида
мышления: конкретно-действенное или практическое, конкретно-образное и
абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей
задач – практических и теоретических.
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающегося на
непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе
действий с предметами. Вид этого мышления направлено на решение задач в
условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной
практической деятельности людей. практическое мышление – это прежде всего
техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями наглядно-
действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к
деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации,
оперирование
от размышления к действию и обратно.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на
представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением
ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате
своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность
образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний
предметов и их свойств. В отличие от наглядно – действенного мышления пр
наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое
мышление направлено в
закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и
отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а
образы, представления в нем играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в
одинаковой мере развиты наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-
логическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек
решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид
мышления.
Глава II. Методико-математические основы формирования
наглядно-действенного и
мышления младших школьников.
п.2.2. Роль геометрического
материала в формировании
и наглядно-образного мышления младших школьников.
Программа по математике в начальных классах является органической
частью курса математики в средней школе. В настоящее время существует
несколько программ обучения математике в начальных классах. самой
распространенной является программа по математике для трехлетней начальной
школы. Эта программа предполагает, что изучение соответствующих вопросов
будет проводиться в течение 3-х лет начального обучения, в связи с
введением новых единиц измерения и изучением нумерации. В третьем классе
подводится итог этой работы.
В программе
заложена возможность
математикой, трудовой деятельностью, развитием речи, ИЗО. Программа
предусматривает расширение математических понятий на конкретном, жизненном
материале, что дает возможность показать детям, что все те понятия и
правила, с которыми они знакомятся на уроках, служат практике, родились из
ее потребностей. Это кладет начало формированию правильного понимания связи
между наукой и практикой. Программа по математике позволит вооружить детей
умением и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых учебных
и практических задач, воспитания у них самостоятельности и инициативы,
привычки и любви к труду, искусству, чувству отзывчивости, настойчивости в
преодолении трудностей.
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания,
творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности,
рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для
дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
учеников.
Такому развитию способствует изучение геометрического материала,
связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение
геометрического материала способствует развитию познавательных способностей
младших школьников.
По традиционной системе (1-3) изучается следующий геометрический
материал:
o В первом классе геометрический материал не изучается, но
геометрические
фигуры используются как
o Во втором классе изучаются: отрезок, прямые и непрямые углы,
прямоугольник, квадрат, сумма длин сторон прямоугольника.
o В третьем классе: понятие многоугольника и обозначение точек,
отрезков,
многогранников буквами,
Параллельно
традиционной программе
"Математика и конструирование"
О. Л. Пчелкина. Интегрированный курс "Математика и конструирование"
представляет собой объединение в одном предмете двух разноплановых по
способу овладения ими предметов: математики, изучение которой носит
теоретический характер и не всегда одинаково полно в процессе изучения
удается реализовать ее прикладной и практический аспект, и трудовое
Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников