Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат

Описание

Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности

Содержание

|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |

Работа состоит из  1 файл

Реферат 8.docx

— 109.16 Кб (Скачать документ)

совершается обобщение в  элементарных формах мышления. В более высших  формах

обобщение совершается через  раскрытие отношений, связей и закономерностей.

      Абстракция  и  обобщение  являются  двумя   взаимосвязанными  сторонами

единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к  познанию.

      Познание  совершается в понятиях, суждениях  и умозаключениях.

      Понятие  – форма мышления, отражающая  существенные  свойства  связи   и

отношения предметов и  явлений, выраженная словом или группой слов.

      Понятия  могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

      Суждение  – это форма мышления, отражающая  связи между  предметами  или

явлениями, это утверждение  или  отрицание  чего-либо.  Суждения  могут  быть

ложными и истинными.

      Умозаключение  – форма  мышления,  при   которой  на  основе  нескольких

суждений делается определенный вывод. Различают  умозаключения  индуктивные,

дедуктивные, по аналогии. Индукция -  логический вывод в процессе  мышления

от частного к общему, установление  общих  законов  и  правил  на  основании

изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия – логический вывод в  процессе

мышления от частного к  частному (на основе  некоторых  элементов  сходства).

Дедукция – логический вывод  в  процессе  мышления  от  общего  к  частному,

познание отдельных фактов и явлений на  основании  знания  общих  законов  и

правил.

 

            Индивидуальные различия в мыслительной  деятельности.

      Индивидуальные  различия  в  мыслительной  деятельности  людей   могут

проявляться   в   следующих    качествах   мышления:   широта,   глубина   и

самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность  ума.

      Широта  мышления -  это способность охватить  весь  вопрос  целиком,  не

упуская в то же время  и необходимых для дела частей.

      Глубина  мышления выражается в  умении  проникать  в  сущность  сложных

вопросов.   Качеством,   противоположным    глубине    мышления,    является

поверхностность суждений, когда человек обращает внимание  на  мелочи  и  не

видит главного.

      Самостоятельность  мышления характеризуется умением  человека  выдвигать

новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

      Гибкость  мысли  выражается  в  ее  свободе  от  сковывающего  влияния

закрепленных в прошлом  приемов и способов решения  задач,  в  умении  быстро

менять действия при изменении  обстановки.

      Быстрота  ума  –  способность  человека  быстро  разобраться  в  новой

ситуации, обдумать и принять  правильное решение.

      Критичность  ума – умение человека объективно  оценивать  свои  и чужие

мысли,  тщательно  и  всесторонне  проверять  все  выдвигаемые  положения  и

выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится  предпочтительность

использования  человеком   наглядно-действенного,   наглядно-образного   или

абстрактно-логического  вида мышления.

      Можно выделить  индивидуальные стили мышления.

      Синтетический  стиль мышления проявляется в  том, чтобы создавать что-то

новое, оригинальное, комбинировать  несходные,  часто  противоположные  идеи,

взгляды, осуществлять мысленные  эксперименты.  Девиз  синтезатора  -   "Что,

если…".

      Идеалистический  стиль мышления проявляется в  склонности к интуитивным,

глобальным   оценкам   без   осуществления   детального   анализа   проблем.

Особенность  идеалистов  –  повышенный  интерес   к   целям,   потребностям,

человеческим  ценностям,  нравственным  проблемам,  они  учитывают  в  своих

решениях   субъективные   и   социальные   факторы,   стремятся   сглаживать

противоречия и акцентировать  сходство в различных позициях. "Куда мы идем  и

почему?" – классический вопрос идеалистов.

      Прагматический  стиль мышления  опирается   на  непосредственный  личный

опыт, на использование тех  материалов и информации, которые  легко  доступны,

стремясь  как  можно  быстрее  получить  конкретный   результат   (пусть   и

ограниченный),  практический  выигрыш.  Девиз  прагматиков:  "Что-нибудь  да

сработает", "Годится  все ,что работает"

      Аналитический   стиль  мышления  ориентирован  на   систематическое   и

всестороннее рассмотрение вопроса  или  проблемы  в  тех  аспектах,  которые

задаются  объективными  критериями,  склонен   к   логической,   методичной,

тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем.

      Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов

и "реальным" является только то, что  можно  непосредственно  почувствовать,

лично увидеть или услышать, прикоснуться и  т.  п.  Реалистическое  мышление

характеризуется  конкретностью  и  установкой  на   исправление,   коррекцию

ситуаций в целях достижения определенного результата.

      Таким образом,  можно  отметить,  что  индивидуальный  стиль  мышления

влияет на  способ  решения  проблемы,  на  линию  поведения,  на  личностные

особенности человека.

 

                               Виды мышления.

      В зависимости  от того, какое место в  мыслительном  процессе  занимает

слово, образ и действие, как они соотносятся между  собой, выделяют три  вида

мышления:  конкретно-действенное  или  практическое,  конкретно-образное   и

абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и  на  основании  особенностей

задач – практических и  теоретических.

      Наглядно-действенное   мышление  –  вид   мышления,   опирающегося   на

непосредственное восприятие предметов, реальное  преобразование  в  процессе

действий с предметами. Вид этого мышления  направлено  на  решение  задач  в

условиях   производственной,   конструктивной,   организаторской   и    иной

практической деятельности людей. практическое мышление –  это  прежде  всего

техническое, конструктивное мышление. Характерными  особенностями  наглядно-

действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание  к

деталям,  частностям  и  умение  использовать  их  в  конкретной   ситуации,

оперирование пространственными  образами и схемами, умение быстро  переходить

от размышления к действию и обратно.

      Наглядно-образное  мышление – вид мышления, характеризующийся  опорой на

представления и образы; функции образного мышления связаны  с  представлением

ситуаций и изменений  в них, которые  человек  хочет  получить  в  результате

своей  деятельности,  преобразующей  ситуацию.  Очень   важная   особенность

образного  мышления  –  установление  непривычных,   невероятных   сочетаний

предметов и их свойств. В  отличие от наглядно  –  действенного  мышления  пр

наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

      Словесно-логическое  мышление направлено в основном  на нахождение общих

закономерностей в природе  и человеческом обществе, отражает  общие  связи  и

отношения, оперирует главным  образом  понятиями,  широкими  категориями,  а

образы, представления в  нем играют вспомогательную роль.

      Все три  вида мышления тесно связаны  друг с другом. У  многих  людей  в

одинаковой мере развиты наглядно-действенное,  наглядно-образное,  словесно-

логическое мышление, но в зависимости от характера  задач,  которые  человек

решает, на  первый  план  выступает  то  один,  то  другой,  то  третий  вид

мышления.

 

 

 

            Глава II. Методико-математические  основы формирования

                 наглядно-действенного и наглядно-образного

                        мышления младших школьников.

 

 п.2.2. Роль геометрического  материала в формировании наглядно-действенного

              и наглядно-образного мышления  младших школьников.

 

      Программа  по математике  в  начальных   классах  является  органической

частью курса математики  в  средней  школе.  В  настоящее  время  существует

несколько  программ  обучения  математике   в   начальных   классах.   самой

распространенной является программа по математике для  трехлетней  начальной

школы. Эта программа предполагает,  что  изучение  соответствующих  вопросов

будет проводиться   в  течение  3-х  лет  начального  обучения,  в  связи  с

введением новых единиц измерения  и изучением  нумерации.  В  третьем  классе

подводится итог этой работы.

      В программе  заложена возможность реализации  межпредметных связей между

математикой,  трудовой  деятельностью,  развитием   речи,   ИЗО.   Программа

предусматривает расширение математических понятий на  конкретном,  жизненном

материале, что дает  возможность показать  детям,  что все те  понятия и

правила, с которыми они  знакомятся на уроках, служат практике,  родились  из

ее потребностей. Это кладет начало формированию правильного понимания  связи

между наукой и практикой. Программа по математике позволит  вооружить  детей

умением и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых  учебных

и практических задач,  воспитания  у  них  самостоятельности  и  инициативы,

привычки и любви к  труду, искусству, чувству отзывчивости,  настойчивости  в

преодолении трудностей.

      Математика  способствует развитию у детей  мышления,  памяти,  внимания,

творческого  воображения,  наблюдательности,   строгой   последовательности,

рассуждения  и  его   доказательности;   дает   реальные   предпосылки   для

дальнейшего развития  наглядно-действенного  и  наглядно-образного  мышления

учеников.

      Такому  развитию  способствует  изучение  геометрического   материала,

связанного  с   алгебраическим   и   арифметическим   материалом.   Изучение

геометрического материала  способствует развитию познавательных  способностей

младших школьников.

      По  традиционной  системе  (1-3)  изучается  следующий  геометрический

материал:

     o  В  первом  классе   геометрический   материал   не   изучается,   но

       геометрические  фигуры используются как дидактический  материал.

     o  Во  втором  классе  изучаются:  отрезок,  прямые  и  непрямые  углы,

       прямоугольник,  квадрат, сумма длин сторон  прямоугольника.

     o  В  третьем классе:  понятие многоугольника  и обозначение точек,

       отрезков, многогранников буквами, площадь  квадрата и прямоугольника.

      Параллельно  традиционной программе существует  и  интегрированный  курс

"Математика и конструирование", авторами которых являются С.  И.  Волкова и

О.  Л.  Пчелкина.  Интегрированный  курс  "Математика   и   конструирование"

представляет собой  объединение  в  одном  предмете  двух  разноплановых  по

способу  овладения  ими  предметов:  математики,  изучение   которой   носит

теоретический характер и  не  всегда  одинаково  полно  в  процессе  изучения

удается  реализовать  ее  прикладной  и  практический  аспект,  и   трудовое

Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников