Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат

Описание

Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности

Содержание

|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |

Работа состоит из  1 файл

Реферат 8.docx

— 109.16 Кб (Скачать документ)

пересекаются.

      Если прямая  а параллельна  прямой в,  то пишут а II в .

 

      Две прямые  называются перпендикулярными,  если  они  пересекаются  под

прямым углом.

      Если прямая а перпендикулярна прямой в,  то  пишут а   в.

 

 

 

      Треугольники.

 

      Треугольников  называется  геометрическая фигура,  которая  состоит  из

трех точек, не лежащих  на одной  прямой,  и  трех   попарно  соединяющих  их

отрезков.

      Любой треугольник   разделяет плоскость на  две   части:  внутреннюю  и

внешнюю.

      В любом   треугольнике  выделяют  следующие   элементы:  стороны,  углы,

высоты, биссектрисы, медианы, средние линии.

      Высотой   треугольника,  опущенной  из  данной    вершины,   называются

перпендикуляр,  проведенный   из   этой   вершины   к   прямой,   содержащей

противоположную сторону.

 

      Биссектрисой  треугольника   называется   отрезок   биссектрисы   угла

треугольника, соединяющий вершину с точкой на противоположной стороне.

      Медианой  треугольника,  проведенной  из  данной  вершины,  называется

отрезок, соединяющий эту  вершину с серединой противолежащей  стороны.

      Средней  линией треугольника называется  отрезок, соединяющий  середины

двух его сторон.

 

 

 

      Четырехугольники.

 

      Четырехугольником  называется фигура, которая состоит  из четырех  точек

и четырех последовательно  соединяющих их отрезков,  причем  никакие  три  из

данных точек не должны лежать на одной прямой, а соединяющие  их  отрезки  не

должны пересекаться. Данные  точки  называются   вершинами  треугольника,  а

соединяющие из отрезки –  его сторонами.

       Стороны  четырехугольника,  исходящие   из  одной  вершины,  называются

противолежащими.

 

 

 

      У четырехугольника  АВСД вершины А и В – соседние, а вершины А и С –

противолежащие; стороны  АВ и ВС  –  соседние,  ВС  и  АД  –  противолежащие;

отрезки АС и ВД – диагонали  данного четырехугольника.

      Четырехугольники  бывают выпуклые и  невыпуклые.  Так,  четырехугольник

АВСД – выпуклый, а  четырехугольник КРМТ – невыпуклый.

      Среди выпуклых  четырехугольников выделяют параллелограммы  и трапеции.

      Параллелограммом    называется     четырехугольник,     у     которого

противолежащие стороны  параллельны.

 

      Трапецией   называется   четырехугольник,   у   которого   только   две

противоположные стороны  параллельны.  Эти  параллельные  стороны  называются

основаниями трапеции.  Две  другие  стороны  называются  боковыми.  Отрезок,

соединяющий середины боковых сторон, называется средней линией трапеции.

 

 

 

      ВС и  АД – основания трапеции;  АВ  и СД – боковые стороны;  КМ – средняя

линия трапеции.

      Из множества  параллелограммов выделяют прямоугольники  и ромбы.

 

      Прямоугольником  называется параллелограмм, у которого  все углы прямые.

      Ромбом  называется параллелограмм, у которого  все стороны равны.

 

 

 

      Из множества  прямоугольников выделяют квадраты.

 

      Квадратом  называется прямоугольник, у которого  все стороны  равны.

 

 

      Окружность.

 

      Окружностью   называется  фигура,  которая   состоит   из   всех   точек

плоскости, равноудаленных от данной точки, которая называется центром.

      Расстояние  от  точек  до  ее  центра  называется  радиусом.  Отрезок,

соединяющий две точки окружности,  называется  хордой.  Хорда,  проходящая

через центр, называется диаметром. ОА – радиус, СД – хорда, АВ –  диаметр.

      Центральным  углом в окружности называется  плоский  угол с  вершиной  в

ее центре. Часть окружности, расположенная внутри плоского угла,  называется

дугой окружности, соответствующей  этому  центральному углу.

 

 

 

      По новым  учебникам в новых программах  М.И. Моро, М.А.  Бантовой,  Г.В.

Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой в  4  классе  даются  задачи  на

построение, такие, которых раньше в программе по  математике  в начальной

школе не было. Это такие  задачи, как:

 

- построить перпендикуляр  к прямой;

- разделить  отрезок  пополам;

- построить  треугольник  по трем сторонам;

- построить правильный  треугольник, равнобедренный треугольник;

- построить шестиугольник;

- построить  квадрат,  пользуясь свойствами диагоналей  квадрата;

- построить прямоугольник,  пользуясь свойством диагоналей  прямоугольника.

 

      Рассмотрим  построение геометрических фигур  на плоскости.

      Раздел  геометрии,  изучающий  геометрические  построения,  называется

конструктивной  геометрией.  Основным  понятием   конструктивной   геометрии

является понятие "построить  фигуру".  Основные  предложения  формируются  в

виде аксиом и сводятся к следующим.

1. Каждая  данная фигура  построена.

2. Если построены две  (или более) фигуры, то построено   и  объединение  этих

   фигур.

3.  Если   построены   две  фигуры,  то   можно   установить,  будет   ли   их

   пересечение  пустым  множеством или нет.

4. Если пересечение двух  построенных фигур не пусто,  то оно построено.

5. Если построены две  фигуры, то можно  установить,  будет  ли  их  разность

   пустым множеством  или нет.

6. Если разность двух  построенных фигур не является  пустым  множеством,  то

   она  построена.

7. Можно простроить  точку,  принадлежащую простроенной фигуре.

8. Можно построить точку,  не принадлежащей  построенной  фигуре.

      Для построения  геометрических фигур, обладающих  некоторыми  указанными

свойствами, пользуются различными чертежными  инструментами. Простейшими  из

них  являются:  односторонняя  линейка  (  в  дальнейшем  просто   линейка),

двусторонняя линейка, угольник, циркуль и др.

      Различные   чертежные  инструменты   позволяют   выполнять    различные

построения.    Свойства    чертежных    инструментов,    используемые    для

геометрических построений, также выражаются в форме аксиом.

      Поскольку   в  школьном  курсе  геометрии   рассматриваются   построения

геометрических фигур  с помощью циркуля и линейки, мы  также  остановимся  на

рассмотрении  основных  построений,  выполняемых именно   этими   чертежами

инструментами.

      Итак, с   помощью  линейки  можно   выполнить  следующие  геометрические

построения.

1. построить отрезок,  соединяющий две построенные   точки;

2. построить прямую, проходящую  через две построенные точки;

3.  построить  луч,  исходящий  из  построенной   точки  и  проходящий  через

   построенную точку.

 

Циркуль позволяет выполнить  следующие геометрические построения:

 

1. построить окружность, если  построен ее центр и  отрезок,  равный  радиусу

   окружности;

2. построить любую из  двух дополнительных  дуг  окружность,  если  построены

   центр окружности  и концы этих дуг.

 

 

Элементарные задачи на построение.

 

      Задачи  на построение –  это,  пожалуй,  самые  древние  математические

задачи,  они  помогают   лучше   понять   свойства   геометрических   фигур,

способствуют развитию графических  умений.

       Задача  на  построение  считается   решенной,   если   указан   способ

построения  фигуры  и  доказано,  что  в  результате  выполнения   указанных

построений действительно  получается  фигура с  требуемыми свойствами.

      Рассмотрим  некоторые элементарные задачи  на построение.

 

1. Построить на данной прямой отрезок СД,  равный данному отрезку АВ.

 

      Возможность   только  построения  вытекает  из   аксиомы   откладывания

отрезка. С помощью циркуля  и линейки оно осуществляется  следующим  образом.

Пусть даны прямая а и отрезок АВ. Отмечаем на прямой  точку  С  и строим  с

центром  в точке С окружность с прямой  а обозначаем  Д.  Получаем  отрезок

СД, равный АВ.

 

2. Через данную точку  провести прямую, перпендикулярную  данной прямой.

 

      Пусть даны  точки О и прямая а. Возможны два случая:

 

1. Точка О лежит на прямой а;

2. Точка О не лежит на прямой а.

 

      В первом  случае из обозначим точку С, не лежащую на прямой а. Из точки

С как из центра списываем окружность произвольного радиуса. Пусть А  и В –

точки ее  пересечения. Из точек А и В описываем окружность  одного  радиуса.

Пусть точка О – точка их пересечения, отличная от С. Тогда полупрямая  СО  –

это биссектриса развернутого  угла, а также и перпендикуляр  к прямой а.

 

 

 

      Во втором  случае  из  точки  О  как из  центра  проводим  окружность,

пересекающую прямую а, а  затем из точек А и В тем же, радиусом проводим  еще

две окружности. Пусть  О – точка их пересечения,  лежащая в полуплоскости,

отличной от той, в которой  лежит точка О. Прямая ОО/ и  есть   перпендикуляр

к данной прямой а. Докажем это.

      Обозначим  через С точку пересечения прямых АВ и ОО/. Треугольники  АОВ

и АО/В равны по трем сторонам. Поэтому угол ОАС равен углу  О/АС  равны по

двум сторонам и углу между  ними. Отсюда  из углы АСО и АСО/  равны.  А так

как  углы смежные, то они  прямые. Таким образом,  ОС  есть  перпендикуляр  к

прямой а.

 

 

3. Через данную точку  провести прямую, параллельную данной.

 

      Пусть даны  прямая а и точка А вне этой прямой.  Возьмем на  прямой  а

какую-нибудь точку В и соединим ее  с точкой  А.  Через точку А проведем

прямую  С, образующую с АВ такой же  угол,  какой АВ  образует   с данной

прямой а, но на противоположной  стороне  от  АВ.  Построенная прямая  будет

параллельна  прямой а., что следует из  равенства накрест лежащих углов,

образованных при пересечении прямых а и с секущей АВ.

 

4. Построить касательную  к  окружности,  проходящую  через   данную  на  ней

   точку.

 

Дано:    1) окружность Х (О, ч)

          2) точка А х

Построить: касательную АВ.

 

Построение.

 

 

 

1. прямая АО (аксиома 2 линейки)

2. окружность Х (А, ч), где ч – произвольный радиус (аксиома 1 циркуля)

3. точки М и N пересечения  окружности х1, и прямой АО, то есть {М, N}  =  х1

   АО (аксиома 4 общая)

4. окружность х (М, r2), где  r2 – произвольный радиус, такой что r2     r1

   (аксиома 1 циркуля)

5. окружность х (N  r2) (аксиома 1 циркуля)

6. Точки В и С пересечения  окружностей  х2  и х3   , то есть  {  В,С}  =  х2

     х3     (аксиома 4 общая).

7. ВС – искомая касательная  (аксиома 2 линейки).

 

      Доказательство: По построению имеем: МВ = МС = NВ = NC  =  r2.  Значит

фигура МВNC – ромб. точка  касания А является точкой пересечения диагоналей:

А = MN   BC,     BAM = 90 градусов.

Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников