Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:10, реферат
Создание новой системы начального обучения вытекает не только из
новых общественно-экономических условий жизни нашего общества, но и
определяются большими противоречиями в системе народного образования,
которые сложились и ярко проявились в последние годы. вот некоторые из них:
Существующая система авторитарного воспитания и обучения и потребность в
творческом развитии личности
|Введение |
|Глава I. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 1.1. Характеристика мышления как психического процесса. |
|П. 1.2. Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного|
|мышления детей младшего школьного возраста. |
|П. 1.3. Изучение опыта учителей и методов работы по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|Глава II. Методико-математические основы формирования |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.|
|П. 2.1. Геометрические фигуры на плоскости. |
|П. 2.2. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления |
|при изучении геометрического материала. |
|Глава III. Опытно-экспериментальная работа по развитию |
|наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников |
|на интегрированных уроках математики и трудового обучения. |
|П. 3.1. Диагностика уровня развития наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников в процессе проведения |
|интегрированных уроков математики и трудового обучения во 2 классе |
|(1-4) |
|П. 3.2. Особенности использования интегрированных уроков по математике |
|и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и |
|наглядно-образного мышления младших школьников. |
|П. 3.3. Обработка и анализ материалов эксперимента. |
|Заключение |
|Список использованной литературы |
Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста
достаточно разное. Одни дети легче решают задачи практического характера,
когда требуется использовать приемы наглядно-действенного мышления ,
например задачи, связанные с конструированием и изготовлением изделий на
уроках труда. Другим легче даются задания, связанные с необходимостью
воображать и представлять какие-либо события или какие-нибудь состояния
предметов или явлений. Например, при написании изложений, подготовке
рассказа по картинке и т.п. Третья часть детей легче рассуждает, строит
условные суждения и умозаключения, что позволяет им более успешно, чем
остальным детям, решать математические задачи, выводить общие правила и
использовать их в конкретных случаях.
Встречаются такие дети, которым трудно и мыслить практически и
оперировать образами, и рассуждать, и такие, которым все это делать легко
(Теплов Б.М.: 1961, с. 80).
Наличие такого разнообразия в развитии разных видов мышления у разных
детей в значительной мере затрудняет и осложняет работу учителя. Поэтому
ему целесообразно более отчетливо представлять основные уровни развития
видов мышления у младших школьников.
О наличии того или иного вида мышления у ребенка можно судить по тому,
как он решает соответствующие данному виду мышления задачи. Так, если при
решении легких задач – на практическое преобразование предметов, или на
оперирование их образами, или на рассуждение – ребенок плохо
разбирается в их условии, путается и теряется при поиске их решения, то
в этом случае считается, что у него первый уровень развития в
соответствующем виде мышления (Зак А.З.: 1984, с. 42).
Если ребенок успешно решает легкие задачи, предназначенные для
применения того или иного вида мышления, но затрудняется в решении более
сложных задач, в частности из-за того, что ему не удается представить все
это решение целиком, поскольку недостаточно развито умение планировать, то
в этом случае считается, что у него второй уровень развития в
соответствующем виде мышления.
И наконец, если ребенок успешно решает и легкие и сложные задачи в
рамках соответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в
решении легких задач, объясняя причины допускаемых ими ошибок, а так же
может придумывать сам легкие задачи, то этом случае считается, что у него
третий уровень развития соответствующего вида мышления.
Опираясь на эти уровни в развитии мышления, учитель сможет более
конкретно охарактеризовать мышление каждого ученика.
Для умственного развития младшего школьника нужно использовать три
вида мышления. При этом с помощью каждого из них у ребенка лучше
формируются те или иные качества ума. Так решение задач с помощью
наглядно-действенного мышления позволяет развить у учеников навыки
управления своими действиями, осуществление целенаправленных, а не
случайных и хаотичных попыток в решении задач.
Такая особенность этого вида мышления следствие того, что с его
помощью решаются задачи, в которых предметы можно брать в руки, чтобы
изменить их состояния и свойства, а так же расположить в пространстве.
Поскольку, работая с предметами, ребенку легче наблюдать за своими
действиями по их изменению, то в этом случае и легче управлять действиями,
прекращать практические попытки, если их результат не соответствует
требованиям задачи, или наоборот заставлять себя довести попытку до
конца, до получения определенного результата, а не бросить ее выполнение,
не узнав результата.
С помощью
наглядно-действенного
такое важное качество ума, как способность при решении задач действовать
целенаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.
Своеобразие наглядно-образного мышления заключается в том, что решая
задачи с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять
образы и представления, а только по воображению.
Это позволяет разрабатывать разные планы для достижения цели,
мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при
решении задач с помощью наглядно-образного мышления, ребенку приходится
оперировать лишь образами предметов (т.е. оперировать предметами лишь в
мысленном плане), то в этом случае труднее управлять своими действиями,
контролировать их и осознавать, чем в том случае, когда имеется возможность
оперировать самими предметами.
Поэтому главная цель развития у детей наглядно-образного мышления
заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать
разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы
решения задач.
Это следует из того, что оперируя предметами в мыслительном плате,
представляя возможные варианты их изменений можно найти быстрее нужное
решение, чем выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более, что не
всегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.
Своеобразие словесно-логического мышления, по сравнению с наглядно-
действенным и наглядно-образным, состоит в том, что это отвлеченное
мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с
понятиями о них, оформленных в словах иди знаках. При этом ребенок
действует по определенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей
вещей и их образов.
Поэтому
главная цель работы по
мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать умение
рассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в
количестве исходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не
привлекать других соображений, связанных с внешними особенностями тех
вещей или образов, которые отражаются и обозначают в исходных суждениях.
Итак, существует три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-
образное, словесно-логическое. Уровни мышления у детей одного и того же
возраста достаточно разные. Поэтому задача педагогов, психологов состоит в
дифференцированном подходе к развитию мышления у младших школьников.
3. Развитие наглядно-действенного
и наглядно-образного
изучении геометрического материала на уроках опытных учителей.
Одна из
психологических особенностей
возраста - преобладание наглядно-образного мышления и именно на первых
этапах обучения математике большие возможности для дальнейшего развития
этого вида мышления, а также наглядно-действенного мышления дает работа с
геометрическим материалом, конструирование. Зная это, учителя начальных
классов включают в свои уроки геометрические задания, а также задания,
связанные с конструированием или проводят интегрированные уроки по
математике и трудовому обучению.
В этом
параграфе отражается опыт
которые способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного
мышления младших школьников.
Например, учитель Т.А. Скранжевская на своих занятиях использует игру
"Почтальон".
В игре участвуют три ученика – почтальона. Каждому из них нужно
доставить письмо в три дома.
На каждом доме изображена одна из геометрических фигур. В сумке
почтальона находятся письма – 10 геометрических фигур, вырезанные из
картона. по сигналу учителя почтальон ищет письмо и несет его в
соответствующий дом. Выигрывает тот, кто быстрее доставит все письма в
дома – разложит геометрические фигуры.
Учительница московской школы № 870 Попкова С.С. предлагает такие
задания по развитию рассматриваемых видов мышления.
1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке?
2. Назовите геометрические фигуры, из которых составлен этот домик?
3. Выложите из палочек треугольники. Сколько палочек потребовалось?
Много заданий
по развитию наглядно-
мышления используется Крапивиной Е.А. Приведу некоторые из них.
1. Какая фигура получится, если соединить концы ее, состоящие из трех
отрезков? Начертите эту фигуру.
2. Разрежьте квадрат на четыре равных треугольника.
Сложите из четырех
треугольников один
3. Разрежьте квадрат на четыре фигуры и сложите из них прямоугольник.
4. Проведите в каждой
фигуре отрезок, чтобы
Рассмотрим и проанализируем опыт учителя начальных классов
Борисовской средней школы № 2 Белоус И.В., которая уделяет большое внимание
развитию мышления младших школьников, в частности наглядно-действенному и
наглядно-образному, проводя интегрированные уроки математики и трудового
обучения.
Белоус
И.В, учитывая развитие
уроках старалась включать элементы игры, элементы занимательности, на
уроках использует много наглядного материала.
Так, например, при изучении геометрического материала, дети в
занимательной форме знакомились с некоторыми основными геометрическими
понятиями, учились ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и
обнаруживать геометрические фигуры в окружающей обстановке.
После изучения каждой геометрической фигуры дети выполняли творческие
работы, конструировали из бумаги, проволоки и т.д.
Дети знакомились с точкой и линией, отрезком и лучом. При построении
двух лучей, исходящих из одной точки, получалась новая для детей
геометрическая фигура. Они сами определяли ее название. Так вводится
понятие угла, которое в ходе выполнения практической работы с проволокой,
пластилином, счетными палочками, цветной бумагой совершенствует и
переходит в навык. После этого дети приступали к построению различных
углов с помощью транспортира и линейки и учились измерять их.
Здесь Ирина
Васильевна организовывала
индивидуальным карточкам. Знания, полученные учащимися по теме "Углы"
связывала с практическим применением. Сформировав понятие отрезка, луча,
угла, подводила детей к знакомству с многоугольниками.
Информация о работе Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников