Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
Дружинин сделал вывод: креативность и интеллект являются ортогональными факторами, то есть независимы друг от друга. Между тем операционально они противоположны: ситуации, благоприятствующие проявлению интеллекта, противоположны по своим характеристикам ситуациям, в которых проявляется креативность. Иными словами, креативность и общий интеллект являются способностями, каждая из которых определяет процесс решения мыслительной задачи, однако они играют разную роль на различных этапах этого процесса.
Сейчас психологи склоняются к мысли об отсутствии однозначной корреляции этих параметров. Но пока преждевременно делать окончательные выводы. Выявление соотношения этих двух способностей, вероятно, требует более углубленной теоретической разработки соответствующих проблем.
64. Проблема изучения
творческого мышления в
Специальным исследованиям в области креативности, приведшим в настоящее время к выделению специального раздела психологии – психологии креативности, предшествовали многолетние исследования интеллектуальной и мыслительной деятельности человека (исследования в рамках классической психологии, посвященные изучению интеллектуальной деятельности и интеллекта и разнообразные исследования, посвященные проблеме гениальности. Творчество далеко не новый предмет изучения. Разные виды одаренности в различной степени привлекали внимание ученых.
Наиболее долгую историю изучения имеет интеллектуальная одаренность – незаурядная способность к познавательной деятельности. Одним из крупных, хотя и не бесспорных достижений ХХ века стала возможность достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных методов. Первые тесты интеллекта, разработанные в начале XX века А. Бине получили широкое распространение в Европе и Америке именно как средство выявления одаренности. Но эти тесты предлагали решить задачи, имеющие в основе жесткий алгоритм. В реальной же творческой деятельности требуется не столько умение логически решать уже поставленные задачи, сколько ставить их самому, не столько искать единственно верный ответ, сколько рассматривать все множество альтернативных вариантов; традиционные тестовые задания эту особенность ума практически не выявляют.
Так, выяснилось, что профессиональные и жизненные успехи вовсе не напрямую связаны с уровнем интеллекта, вычисляемым с помощью тестов IQ. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, откланяться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации – креативность.
Вопрос о способности к
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). Одно из пониманий креативности – необычные проявления ординарных процессов, то есть процессу креативности сторонники этого подхода отказывают в самостоятельности.
2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я.А. Пономарев).
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Процесс решения творческих задач описан как взаимодействие других процессов (памяти, мышления и др.), то есть творческого процесса как специфической формы психической активности нет, творческие способности приравниваются к общим способностям (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.).
Среди первых исследователей креативности был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению. Главными идеологами «психометрического» подхода к исследованию креативности стали Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс.
Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода работ Дж. Гилфорда.. Принципиальным стало предпринятое Гилфордом деление мышления на конвергентное (от лат. convergentis – «сходящийся») – логическое, направленное на поиск единственно верного решения, и дивергентное (от лат. divergentis – «расходящийся в разные стороны») – творческое, способное предланать множество идей и решений. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение (конкретных решений может быть и несколько, но это множество всегда ограничено). То есть Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом. Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях». Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности. Так было положено начало разграничению понятий «интеллектуальная одаренность» и «творческая одаренность».
Гилфорд выделил 4 основных параметра креативности; Позже он упоминает шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию большого числа идей; гибкость - способность к продуцированию разнообразных идей; оригинальность - способность нестандартно отвечать на раздражители; способность к усовершенствованию объекта путем добавления деталей; способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
Концепцию Дж. Гилфорда развивал американский психолог Э.П. Торренс, один из наиболее известных исследователей креативности и создатель многих методик ее диагностики. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии, чувствительность к проблемам, фиксацию этих проблем, поиск решений, выдвижение разных гипотез и их перепроверку. Он рассматривал креативность как врожденную личностную характеристику, определяющую своеобразие личности на протяжении всей жизни. Для объяснения факта, что высокие показатели тестов креативности у детей отнюдь не гарантируют их дальнейших творческих достижений, он предложил модель из трех частично пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям, творческим умениям и творческой мотивации. Высокий уровень творческих достижений, по его мнению, может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов. Созданная Торренсом батарея тестов креативности до настоящего времени считается одной из лучших. К основным параметрам креативности он отнес: - Беглость – отражающая способность к порождению большого числа идей; - Гибкость оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем; - Оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных; - разработанность – показатель детализации идей.
Э. Торренс, опираясь на результаты обширных эмпирических исследований, предложил теорию интеллектуального порога.
Позже М. Воллах и Н. Коган дали наиболее последовательную критику работ Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Эти авторы высказываются против жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответов. При данных условиях тестирования корреляция между креативностью и уровнем интеллекта была близка к нулю, т. е. свойство креативности обнаруживает свою полную независимость от интеллекта (аналогичные результаты были получены в других исследованиях).
Одной из последних по
времени возникновения
Проблемы творческого мышления широко разрабатывались и продолжают разрабатываться и в отечественной психологии. Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская и др.
Одним из первых отечественных исследователей творчества с психологической точки зрения является С.О. Грузенберг (1924). Он определил предмет психологии творчества, ее фундаментальную исследовательскую задачу. Наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев (1988) (для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели и результата, суть креативности сводится к интеллектуальной активности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности).
Д.Б. Богоявленская (1981) рассматривает креативность как особенность интеллекта или уровень мышления, как «качественную определенность высшего уровня интеллектуальной активности, обозначаемой нами как креативный». Ею выделена единица измерения творческих способностей, названная "интеллектуальной инициативой" (синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности). Для выявления интеллектуальной инициативы она предложила "метод креативного поля". 3 уровня интеллектуальной активности: 1) Стимульно-продуктивный (пассивный) уровень интеллектуальной активности: решение задач при помощи гипотез и находок, испытуемый остается в рамках заданного. 2) Эвристический уровень интеллектуальной активности: открытие закономерностей эмпирическим путем. Испытуемых этого уровня отличает проявление в той или иной степени интеллектуальной активности, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной оценкой неудовлетворенности результатами деятельности. 3) Креативный уровень интеллектуальной активности, уровень теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы. Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе эксперимента деятельность.
Таким образом, хотя исследования креативности активно ведутся вот уже несколько десятилетий, накопленные данные не столько проясняют, сколько запутывают понимание этого явления. До сих пор нет единой и стройной теории творчества («Процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия»).
В последнее время получает распространение все более и более комплексный взгляд на креативность, появляются новые концепции креативности, одновременно изучающие когнитивные и социально-личностные аспекты, однако их очень мало. Проблема целостного исследования креативности остается открытой.
65. Теории развития интеллекта. Принципы, лежащие в основе интеллектуального роста. Основные стадии приобретения и ограничения.
Создателем наиболее глубокой и
влиятельной теории развития интеллекта
стал швейцарец Жан Пиаже (1896—1980).
Он преобразовал основные понятия других
школ: бихевиоризма (взамен понятия реакции
он выдвинул понятие операции), гештальтизма
(гештальт уступил место понятию структуры)
и Жане (переняв у него принцип интериоризации,
восходящий к Сеченову). Свои новые теоретические
представления Пиаже строил на прочном
эмпирическом фундаменте—на материале
развития мышления и речи у ребенка. В
работах начала 20-х голов “Речь и мышление
ребенка”, “Суждение и умозаключение
у ребенка” и др. Пиаже на основе примененного
им метода беседы (детям задавались вопросы,
например, отчего движутся облака, вода,
ветер? Откуда происходят сны? Почему плавает
лодка? и т. п.), сделал любопытный вывод:
если взрослый размышляет социально (мысленно обращаясь к
другим людям) даже наедине с самим собой,
то ребенок. размышляет пли говорит эгоцентрично ни к кому не обращаясь,
и в присутствии других люден.
Принцип эгоцентризма (от лат. “эго”—я
и “центрум”—центр круга) царит над мыслью
дошкольника, который сосредоточен на
своей позиции (интересах. влечениях) и
не способен стать на место другого (“децентрироваться”),
критически оценить своп суждения со стороны.
Его суждениями правит “логика мечты”,
уносящая от реальности.
Эти выводы Пиаже, в которых ребенок выглядел игнорирующим реальность мечтателем, подверг критике Выготский, давший свое толкование эгоцентрической речи ребенка (см. ниже). В то же время он чрезвычайно высоко оценил труды Пиаже, который предпочитает говорить не о том, чего ребенку не хватает сравнительно с взрослым (меньше знает, проще, мыслит и т. п.), а о том, что у ребенка есть, какова его внутренняя психическая организация.
Пиаже выделил несколько стадий
в эволюции детской мысли: например,
своеобразную магию, когда ребенок
надеется с помощью слова или жеста изменить
внешний предмет; или же своеобразный
анимизм, когда предмет наделяется волей
или жизнью (“солнце движется, потому
что оно живое”). Будучи неспособен мыслить
абстрактными понятиями, соотносить их,
ребенок опираются в своих объяснениях
на конкретные случаи. В дальнейшем Пиаже
свел все эти стадии к четырем возрастным
периодам. Первоначально (до двух лет)
детская мысль содержится в предметных
действиях; затем (от двух до семи лет)
они интериоризируются (переходит из внешних
во внутренние), становятся предоперациями
(действиями) ума; на третьей стадии (от
7 до 11 лет) возникают конкретные операции;
на четвертой (от 11 до 15 лет)—формальные
операции, когда мысль ребенка способна
строить логически обоснованные гипотезы,
из которых делаются дедуктивные (от общего
к частному) умозаключения.
Операции не совершаются изолированно:
будучи взаимосвязаны, они создают устойчивые
и в то же время подвижные структуры. Стабильность
структур возможна только благодаря активности
организма, его напряженной борьбе с разрушающими
ее силами.