Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".
По количеству нарушенных звуков дислалия делится на: простую (до 4-ёх дефективных звуков) и сложную (больше 4-ёх).
По характеру дефекта
2. Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявляется в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Причина – органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития.
Формы дизартрии:
3. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Причины - врождённое несращение губы и нёба – расщелина губы и нёба.
Формы (в зависимости от характера нарушения нёбно-глоточного смыкания):
4. Алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры ГМ во внутриутробном или раннем периоде развития. Различают след. виды алалии:
5. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями ГМ (чаще всего возникает во взрослом возрасте). Виды афазии:
6. Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне проявляется: непроизвольные остановки в момент высказывания + вынужденные повторения отдельных звуков и слогов. Причины – сильный испуг, физические наказания, чрезвычайно быстрая речь и т.д. Состояние речи у больных сильно связано с общим физическим и эмоциональным фоном + зависимость от погоды, от условий жизни, от питания.
3 вида заикания: - Клоническое (к-к кошка …); - Тоническое (длительные остановки в слове – к…нижка); - Смешанное (клоно-тоническое). 3 степени заикания: слабая, средняя, сильная.
7. Нарушения темпа речи. Норма – 9-14 фонем за секунду. Необходимое условие для этого – правильное соотношение возбуждения и торможения.
Виды: - Тахилалия –патологически ускоренный темп речи – 20-30 звуков в секунду. Говорящий часто повторяет звуки, слоги или слова – спотыкание. Причины – нервозность, возбудимость ребёнка, подражание быстрой речи взрослых и т.п. - Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Речь растягивается за счет гласных звуков, она с вялой и нечёткой артикуляцией. Причины – патологическое усиление тормозного процесса, может передаваться по наследству, подражание и т.д.
74. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность».
(Крупнов) Личность –
Объект изучения личности – то, что подлежит изучению (личность), предмет – сторона, часть, аспект изучаемого объекта. (объект – память, предмет – виды памяти).
Личность – человеческий индивид как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности. (Гомеза)
Личность – это системные качества субъекта, характеризующие степень включенности его в общественные отношения, которые формируются в совместной деятельности и общении (Петровский).
Личность – это индивид, определивший свою деятельностную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к борьбе масс, к задачам коллектива, к судьбе другого человека.
Личность есть у каждого человека в норме.
Отличительные признаки личности:
Важно различать понятие личности и индивидуальности (далее подробно).
1) Личность это система
2) Это социотипические
3) Л. – система ценностно-
4) Л. – по своему основанию
(соц.–психол.) всегда является сопричастной
к другим людям, сопряженной.
То есть нельзя личность
5) Л. – это форма общественного
бытия и общественного
6) Определяющим фактором
Основные подходы к изучению личности:
Асмолов выделяет следующие стратегии изучения личности:
1) Блочная стратегия.
2) Факторные стратегии изучения личности. Основу этой стратегии составляет некоторый набор признаков, который в последствии обрабатывается статистически с помощью корреляционного и факторного анализа. (16-факторный опросник Кеттела).
(Ломов)
Категория личности относится в
психологической науке к
Психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту - общественному индивиду - личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности, и проблема общения «замыкаются» на проблему личности. В конце концов, через анализ деятельности и проблема общения (более широко всей жизнедеятельности человека) психология раскрывает - во всяком случае, должна раскрыть - психологический склад личности, ее внутренний, духовный мир.
В известном смысле эта проблема (личности) является заключительной главой общей психологии, поскольку ее разработка необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоциональных и всех других психических процессах. В связи с такой интеграцией формируются представления о сенсорной организации человека, интеллекте, эмоциональных качествах личности. Разрабатываются также проблемы способностей, темперамента, характера, мотивации и т. д.
Ценные данные для разработки психологической общей теории личности накапливаются также в педагогической, возрастной, этнической, организационной психологии, в психологии труда и ряде других как психологических, так и пограничных с ними дисциплин: педагогике, социологии.
Особенно большое значение для разработки психологической теории личности имеет социальная психология, которая изучает статус и роли личности в различных общностях, межличностные отношения, интерперсональное восприятие, связи личностей в совместной деятельности и т. д. (Андреева, Бодалев, Ковалев, Кузьмин, Парыгин, Петровский) Это значение определяется тем, что личность здесь рассматривается в контексте явлений общественной психологии, что позволяет раскрывать целый ряд таких ее характеристик и таких феноменов, которые другими психологическими дисциплинами не обнаруживаются. (Феномены эмпатии, самоопределения личности в коллективе, лидерства, и таких свойств личности, которые проявляются в ситуации общения, сотрудничества, соревнования).
Понятие «личность» относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду (неверно было бы относить это понятие, например, к группе людей). При этом имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т. е. индивидуальность. Однако понятия «индивид», «индивидуальность» И «личность» не тождественны по содержанию. Каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.
«Организм» (индивид) – человек как единичное природное существо, представитель Homo Sapiens; - продукт филогенетического развития, носить индивидуальных своеобразных черт.
«Личность» - понятие, отражающую устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность человека возникает только с возникновением сознания и самосознания.
В дифференциальной психологии и психофизиологии личность чаще всего изучают как интраиндивидуальную структуру, то есть как закрытую систему; как отдельные черты, связанные друг с другом. В качестве интегрирующего начала разные авторы предлагают разные характеристики: Узнадзе – установки, Мясищев – направленность личности, Ковалев – деятельность человека.
Ядро личности: многие связывают с мотивацией личности. Рубинштейн включает сюда потребности и интересы, направленность. Важны и внутренние регуляторы: самосознание, самооценка, самоуважение, рефлексия.
«Индивидуальность» - уникальность конкретного индивида, неповторимые его особенности, которые относятся с одной стороны к функционированию человека как организма, а с другой – к уникальным свойствам его личности. Таким образом, индивидуальность представлена в личности и организме.