Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)
  • Искажение звука – вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка, например велярный р, межзубный с и др.
  • Отсутствие звука – выпадение его в начале, середине или конце слова, например «ыба», «паоход», «ша».
  • Замена звука другим, имеющимся в фонетической системе языка, например «ряз» вместо «раз», «пулка» вместо «булка».

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на: простую (до 4-ёх дефективных звуков) и сложную (больше 4-ёх).

По характеру дефекта произношения выделяют след. виды дислалии: Сигматизм  – недостатки произношения свистящих и шипящих звуков; Ротацизм - недостатки произношения звуков р и р’; Ламбдацизм - недостатки произношения звуков л и л’; Дефекты произношения нёбных звуков: каппацизм (к, к’), гаммацизм (г, г’), хитизм (х, х’), йотацизм (й); Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков, замена звонких согласных звуков парными глухими звуками; Дефекты смягчения - недостатки произношения мягких согласных звуков, они заменяются твёрдыми.

2. Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявляется в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования,  а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Причина – органические поражения ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития.

Формы дизартрии:

  • Бульбарная – проявляется при заболевании или опухоли продолговатого мозга. При этом в речи не реализуются звонкие звуки. Голос становится слабым, все звуки приобретают выраженный носовой оттенок. Речь невнятная, нечёткая, замедленная.
  • Подкорковая – поражение подкорковых узлов ГМ. Нарушение темпа, ритма, интонации.
  • Мозжечковая – «рублёная» речь, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков.
  • Корковая – нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре слов, затруднена динамика переключения от одного звука к другому. В речи появляются запинки.
  • Псевдобульбарная – нарушается общая и речевая моторика.

3. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Причины - врождённое несращение губы и нёба – расщелина губы и нёба.

Формы (в зависимости от характера  нарушения  нёбно-глоточного смыкания):

  • Закрытая – характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Самый сильный резонанс – м,м’, н,н’.  Нарушается произношение гласных, оно приобретает неестественный, мёртвый оттенок.
  1.   -  Открытая – голосовая вибрация проникает только через ротовую полость, следовательно увеличивается голосовой резонанс – изменяется тембр звуков, особенно гласных, и некоторых согласных.

4. Алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры ГМ во внутриутробном или раннем периоде развития. Различают след. виды алалии:

  • Моторная – речевой негативизм, отставание в психическом и интеллектуальном развитии. Характерно недостаточное развитие внимания и памяти, повышенная утомляемость, заторможенность. Резкое снижение возможностей самостоятельных связных высказываний, затруднения в овладении активным словарём, грамматическим строем речи, звукопроизношением и слоговой структурой слова (на фоне относительно полноценного понимания).
  • Сенсорная – главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. Трудности в определении направления звука, характерно явление эхолалии – автоматическое повторение чужих слов. Недостаточность фонематического слуха может проявляться в том, что дети не различают слова близкие по звучанию, но разные по смыслу.

5. Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями ГМ (чаще всего возникает во взрослом возрасте). Виды афазии:

    • Моторная – является наиболее распространённой, возникает при поражении речедвигательного центра (центр Брока). Больной слышит речь, понимает её, но сам не владеет способностью воспроизводить речь, ему трудно правильно повторить слова, предложения, хотя в ряде случаев он может произнести обрывки слов и коротких фраз. Как правило, сохранны автоматизированные обыденные слова и очень простые предложения. Спонтанная речь у таких больных невозможна вследствие нарушения пускового механизма, т.к. при нарушении центра Брока утрачивается способность воспроизводить звуки речи, слоговые структуры слов, теряется «память приёмов произнесения слов». Речи таких больных свойственен телеграфный стиль (прерывистая, с паузами). + У детей частично или полностью нарушаются навыки письменной речи.
    • Сенсорная – в первую очередь нарушается восприятие речи (центр Вернике). При его нарушении человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Человек слышит речь, но не понимает о чём говорят.  У таких больных речь беглая, она сохраняет синтаксис, но заметно лишена содержания, есть проблемы с подбором нужных слов, слова иногда изобретаются. Причины этого – отсутствие слухового контроля за собственной речью, и нарушения понимания речи. + распадаются навыки письма и чтения: ребёнок не узнаёт даже тех написанных слов, которые знал раньше, но различает отдельные буквы.

6. Заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне проявляется: непроизвольные остановки в момент высказывания + вынужденные повторения отдельных звуков и слогов. Причины – сильный испуг, физические наказания, чрезвычайно быстрая речь и т.д. Состояние речи у больных сильно связано с общим физическим и эмоциональным фоном + зависимость от погоды, от условий жизни, от питания.

3 вида заикания: - Клоническое (к-к  кошка …); - Тоническое (длительные  остановки в слове – к…нижка); - Смешанное (клоно-тоническое). 3 степени  заикания: слабая, средняя, сильная.

7. Нарушения темпа  речи. Норма – 9-14 фонем за секунду. Необходимое условие для этого – правильное соотношение возбуждения и торможения.

Виды: - Тахилалия –патологически ускоренный темп речи – 20-30 звуков в секунду. Говорящий часто повторяет звуки, слоги или слова – спотыкание. Причины – нервозность, возбудимость ребёнка, подражание быстрой речи взрослых и т.п. - Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Речь растягивается за счет гласных звуков, она с вялой и нечёткой артикуляцией. Причины – патологическое усиление тормозного процесса, может передаваться по наследству, подражание и т.д.

 

 

 

74. Понятие личности  в психологии. Соотношение понятий  «личность», «индивид», «индивидуальность».

(Крупнов) Личность – междисциплинарный  объект исследования (философия, история, социология, этика, педагогия, юриспруденция). Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, изучает психологическую структуру личности. Ее половозрастные различия, выявляют закономерности и движущие силы становления личности.

Объект изучения личности – то, что подлежит изучению (личность), предмет – сторона, часть, аспект изучаемого объекта. (объект – память, предмет – виды памяти).

 Личность – человеческий индивид как субъект межличностных отношений и сознательной деятельности. (Гомеза)

Личность – это системные качества субъекта, характеризующие степень включенности его в общественные отношения, которые формируются в совместной деятельности и общении (Петровский).

Личность – это индивид, определивший свою деятельностную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к борьбе масс, к задачам коллектива, к судьбе другого человека.

Личность есть у каждого человека в норме.

Отличительные признаки личности:

Важно различать понятие личности и индивидуальности (далее подробно).

1) Личность это система социально-психологических  образований;

2) Это социотипические образования  и непосредственно связаны с  социальными нормами и условиями  деятельности и общения;

3) Л. – система ценностно-смысловых и нравственных образований и качеств субъекта;

4) Л. – по своему основанию  (соц.–психол.) всегда является сопричастной  к другим людям, сопряженной.  То есть нельзя личность рассматривать  вне отношений субъекта с другими  людьми. Мы часто делаем и поступаем как все;

5) Л. – это форма общественного  бытия и общественного функционирования (наша униформа – мы студенты, психологи…);

6) Определяющим фактором становления  и развития личности является  социальная среда и активная  деятельность и общение субъекта.

Основные подходы к изучению личности:

Асмолов выделяет следующие стратегии  изучения личности:

1) Блочная стратегия. Представители  этого подхода стараются выделить  различные подструктур. Как правило,  выстраиваются по вертикали в  зависимости от биологических и соц. признаков. На нижнем этаже – природно-обусловленные св-ва, на верхнем – социально-психологические свойства и направленность. (Платонов).

2) Факторные стратегии изучения  личности. Основу этой стратегии  составляет некоторый набор признаков, который в последствии обрабатывается статистически с помощью корреляционного и факторного анализа. (16-факторный опросник Кеттела).

(Ломов)

Категория личности относится в  психологической науке к понятию  базовых.

Психические явления формируются, развиваются и проявляются в процессах деятельности и общения. Но принадлежат они не деятельности или общению, а их субъекту - общественному индивиду - личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими  психическими качествами не обладают, да они сами по себе и не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и проблема деятельности, и проблема общения «замыкаются» на проблему личности. В конце концов, через анализ деятельности и проблема общения (более широко всей жизнедеятельности человека) психология раскрывает - во всяком случае, должна раскрыть - психологический склад личности, ее внутренний, духовный мир.

В известном смысле эта проблема (личности) является заключительной главой общей психологии, поскольку ее разработка необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоциональных и всех других психических процессах. В связи с такой интеграцией формируются представления о сенсорной организации человека, интеллекте, эмоциональных качествах личности. Разрабатываются также проблемы способностей, темперамента, характера, мотивации и т. д.

Ценные данные для разработки психологической  общей теории личности накапливаются также в педагогической, возрастной, этнической, организационной психологии, в психологии труда  и ряде других как психологических, так и пограничных с ними дисциплин: педагогике, социологии.

Особенно большое значение для  разработки психологической теории личности имеет социальная психология, которая изучает статус и роли личности в различных общностях, межличностные отношения, интерперсональное восприятие, связи личностей в совместной деятельности и т. д. (Андреева, Бодалев, Ковалев, Кузьмин, Парыгин, Петровский) Это значение определяется тем, что личность здесь рассматривается в контексте явлений общественной психологии, что позволяет раскрывать целый ряд таких ее характеристик и таких феноменов, которые другими психологическими дисциплинами не обнаруживаются. (Феномены эмпатии, самоопределения личности в коллективе, лидерства, и таких свойств личности, которые проявляются в ситуации общения, сотрудничества, соревнования).

Понятие «личность» относится к  определенным свойствам, принадлежащим индивиду (неверно было бы относить это понятие, например, к группе людей). При этом имеется в виду и своеобразие, уникальность индивида, т. е. индивидуальность. Однако понятия «индивид», «индивидуальность» И «личность» не тождественны по содержанию. Каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

 

 «Организм» (индивид) – человек как единичное природное существо, представитель Homo Sapiens; - продукт филогенетического развития, носить индивидуальных своеобразных черт.

«Личность» - понятие, отражающую устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность человека возникает только с возникновением сознания и самосознания.

В дифференциальной психологии и психофизиологии  личность чаще всего  изучают как  интраиндивидуальную структуру, то есть как закрытую систему; как отдельные черты, связанные друг с другом. В качестве интегрирующего начала разные авторы предлагают разные характеристики: Узнадзе – установки, Мясищев – направленность личности, Ковалев – деятельность человека.

Ядро личности: многие связывают с мотивацией личности. Рубинштейн включает сюда потребности и интересы, направленность. Важны и внутренние регуляторы: самосознание, самооценка, самоуважение, рефлексия.

«Индивидуальность» - уникальность конкретного индивида, неповторимые его особенности, которые относятся с одной стороны к функционированию человека как организма, а с другой – к уникальным свойствам его личности. Таким образом, индивидуальность представлена в личности и организме.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"