Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Также РЕЧЬ делят на активную – говорение, писание; и пассивная – слушание. Чтение (когда мы слушаем, мы повторяем про себя слова говорящего, при этом внешне это не проявляется, хотя речевая деятельность присутствует). У детей развитие активной и пассивной речи происходит неодинаково – сначала пассивная (понимание других), затем активная. Даже в более зрелом возрасте люди различаются по степени развития активной и пассивной речи (например, человек хорошо понимает речь другого, но не может выражать свои мысли и наоборот).

Любой вид речи выполняет определенные ФУНКЦИИ.

Н.И. Жинкин утверждал, что коммуникативная  функция является основной. И она  делится на сообщение и побуждение. Сообщение делится номинативную и предикативную функцию.

Другие авторы выделяли помимо номинативной, еще и указательную (индикативную) функции.

Выделяют 3 группы функций:

- функции в социальной сфере  – речь как средство взаимодействия, речь обслуживает механизм идентификации  и является необходимым условием социализации;

- функции в интеллектуальной  сфере – позволяет формировать и формулировать мысли человека, формировать понятийный аппарат;

- функции в личностной сфере  – речь служит способом самопознания  и самовыражения и саморегуляции.

Также выделяют основные функции речи:

Выражение, воздействие, сообщение, обозначение.

Функция ВЫРАЖЕНИЯ – с помощью речи, человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению или самому себе. Как правило высказывание отношение имеет эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету, о котором идет речь.

Функция ВОЗДЕЙСТВИЯ – с помощью  речи пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному  действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо. Как правило, осуществляется через приказ, призыв, убеждение. Физиологическая основа – особое положение второй сигнальной системы в структуре психических регуляций организма и поведения человека. С помощью внушения чувство тепла можно снять приступ астмы, с помощью внушения можно помочь человеку отказаться от табака, алкоголя и т.д.

Функция ССООБЩЕНИЯ – обмен мыслями  и информацией между людьми с  помощью слов. Обеспечивает осуществление контактов между людьми. В процессе этих контактов происходит не только обмен информацией, но и взаимодействие. Можно предположить, что данная функция в истории стала основным первоисточником развития речи человека.

Функция ОБОЗНАЧЕНИЯ – способность  давать название предметам и явлениям. Благодаря этой функции мы в состоянии мыслить отвлеченно, абстрактными понятиями, вести обмен информацией с другим человеком. Можно предположить, что это высшая функция речи, ее осуществление возможно только на высших ступенях речевого развития.

МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ. (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ) Системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферический и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха.

Периферические анатомические  системы обеспечения речи делятся  на три группы:

)   - энергетическая система  (лёгкие и диафрагма)

- генераторная система (голосовые  связки, щели и затворы во рту)

- резонаторная система (усиливает  звучание, носоглотка, череп, гортань).

Центральные анатомические системы  – мозговые центры речи, которые  расположены в слуховой зоне коры. Мозговые центры речи исследовались по нарушениям речи (афазиям). У большинства людей речевые зоны сконцентрированы в левом полушарии. 1861 Брока открыл специализированный центр речи (центр Брока) – нижний отдел третьей лобной извилины (зона 6), моторная зона. Люди, с поражением этой зоны хорошо понимают речь, но с трудом строят фразы. Это двигательный центр речи.

1874 Вернике открыл второй специализированный  центр речи – центр Вернике, находится в задней трети верхнеё височной извилины, сенсорная зона. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными.

Существует еще несколько речевых зон: каждая более передняя зона отвечает за более высокий уровень организации речи. Зона Брока и более передние отвечают за синтагматику (последовательность (объединение слов для фразы, букв для слова) ит.д. – горизонтальная организация языка). Зона Вернике – за парадигматику (систему правил, склонений, спряжений и т.д. – вертикальная организация языка).

МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ) Существует множество моделей, описывающих речь и мыслительный процесс. Российская модель (Ушакова - ИПРАН) рассматривает целостный акт коммуникации.

Каждый человек использует три  блока:  - восприятие; - центральное смыслообразующее звено;      - произнесение. У восприятия и произнесения – вспомогательные функции, основная функция – у центрального смыслообразующего звена.

 В центральном звене –  несколько функциональных уровней: 1) базовый (образования, связанные с запечатлением разных сторон слова; через соотнесение внешних характеристик слова с предметом происходит восприятие речи) •подуровень (выделение отдельных частей слова – морфем); 2) вербальная сеть (система межсловных связей, организующая слова по определенной иерархии, функционирование обеспечивает такие явления синонимия, антонимия, понимание многозначных слов, возможность заменять одни слова другими); 3) уровень грамматических структур (обеспечивает грамматическую форму порождаемых предложений и содержаний, который несет в себе грамматика); 4) механизмы, управляющие порождением и восприятием целостного текста, и организацией общения.

Эта иерархическая структура формируется  в течение жизни под влиянием: языка, социума, внутренней мотивации, степени зрелости и уровня познавательной сферы. Во взрослом возрасте функционирование происходит в тесной связи с другими процессами.

ТЕОРИИ ПОРОЖДЕНИЯ РЕЧИ

Наиболее известная теория Леонтьева (опирался на идеи Выготского, который выделял три формы: мысль, внутреннюю речь и слово. Развитие идет от мотива, порождающего мысль, к оформлению мысли – к опосредованию ее во внутреннем слове – затем в значениях внешних слов – потом в самих словах. Лурия подчеркивал значение мотива (мотив – мысль, общая схема – «замысел» - замысел осуществляется в кодах внутренней речи – развернутая речь – внешняя)).

Жинкин ввел понятие «предметно-схемный код» (внутренний словесный код; универсальный предметный код – УПК). Показал, что слова хранятся в обобщенной форме; каждый раз произнося – мы синтезируем слова по новой. А когда мы продуцируем предложение, мы составляем его по определенным правилам.

Леонтьев выдвинул свою концепцию: процесс производства речи – сложное действие, оно проходит определенные этапы. В разных ситуациях человек может использовать разные модели производства слов. Есть, более–менее, общая схема. Не отрицая важности мотива, он рассматривал сразу уже этапы: 1) внутреннее программирование (эта программа соответствует ядру высказывания, основной идеи. Задаётся общая схема, о чем будем говорить; задается тема. При этом используем УПК). Порождение целого текста содержит такой же этап. Этот инвариант остается и при переводе с одного языка на другой. 2) этап грамматико-семантической реализации внутренней программы. Выделяется: - линейный и – нелинейный этапы (предполагается, что этапы не идут последовательно).

Линейный этап:

Подэтапы: - тектогматический (перевод  из субъективного кода на объективный.  Объектам придается минимальный набор характерных признаков, семантических – «замысливаем» глаголы, существительные. Которые будут определены); - фенограмматический (линейное распределение языковых единиц, намечаются предложения).

Нелинейный этап: - механизм синтаксического контроля (соотносится результат с задуманным образом, соотносится с ситуацией); - моторное программирование (настройка артикуляционных органов).

На каждом этапе работает механизм контроля (мы постоянно сравниваем с задуманным).

 

 

72. Развитие речи  в онтогенезе.

Долгое время ведущей была теория врожденных знаний Хомского. Согласно данной теории у детей имеется врожденная структура, в которой заключены все принципы языка, поэтому ребенок осваивает родной язык. Первая критика данной теории прозвучала у Лурии. Л. считал, что если у ребенка есть какое-то умение, механизм, который мы не можем объяснить, то это не значит, что он врожденный. Лурия утверждал, что речевой механизм сформирован на основе других механизмов, изначально выполнявших другие функции. Лурия показал, что грамматические конструкции языка отражают реальные отношения, существующие в действительности, отражение их в языке – вторично. И чтобы понимать эти связи и отношения у ребенка должен быть достаточно высокий уровень развития.

Сейчас считается, что речевой  механизм является результатом общения  ребенка со взрослым в процессе познавательной деятельности.

Выделяют 5 основных этапов развития речи у ребенка:

1) предречевой (дословесный) –  подготовление словесной речи (0-12/14 месяцев), совпадает с периодом  сенсомоторного интеллекта по  Пиаже. Исенин (?) выдвинул концепцию «протоязыка» он состоит из жестов, мимики, фонаций, с появлением нормального языка протоязык переходит во внутреннюю речь и составляет базу для развития интеллекта. Происходит голосовое развитие ребенка – сначала в рамках наследственной программы, потом – под влиянием фактора воспитания. Выделяют стадии: • крика (0-2 мес.) ребенок выражает свои состояния – прежде всего недифференцированные негативные состояния; • циркулярные реакции (2-4 мес.) впервые описал Пиаже, у ребенка сначала случайно появляются двигательные реакции, если она понравилась, то постепенно реакция закрепляется, становится циркулярной, тоже происходит с голосовыми реакциями – ребенок на появление знакомого лица (комплекс оживления), появляется гуление – неоформленные вокализации.• этап лепета – гуление переходит в лепет (5-8 мес.), вокализации ребенка становятся более преднамеренными, услышав в гулении какие-то звуки, они их повторяют в виде слов родного языка и подкрепляют, появляются зачатки слов, к 6 месяцам – зачатки фонетического языка;  • этап младенческого пения (9-12 мес.) – ребенок обращается к взрослым за помощью, и между ними устанавливается понимание (родители его понимают), дети уже подражают интонациям взрослых.

2)  дограмматический (первичное  освоение языка) – происходит качественный скачок в речевом развитии, появляются предметносоотнесенные слова, начинается лексическое развитие – слова становятся более осмыслены, до 11 мес. прирост слов составляет 5-12 слов в мес., а в 12-13 мес. уже 20-45 сов в месяц. В освоении слов – 2 разные стратегии: одни дают слог от слова «намек на слово», другие – произносят все слово, но без соблюдения артикуляции. Дети начинают осваивать последовательность звуков, но слова, которые ребенок называет непосредственно связаны с предметом (конкретным), действием или состоянием. При этом  одним словом ребенок означает целую фразу или даже ситуацию. С 1г3мес – 1г6мес замедляется развитие словаря, но появляется парадигматическая фонетика, так как становится важным произношение и через 3 месяца развития парадигматической фонетики снова начинается развитие словаря. Ребенок начинает строить двухсловные предложения, но они пока не согласуются между собой. К 2ум годам активный словарный запас ребенка достигает 250-300 слов, появляется синтаксическая (?)конструктивная грамматика, при этом они часто не имеют аналогов в нормально речи.

3) период освоения грамматики  – с двух лет ребенок научается  выделять разные части речи  в языке. Гвоздев: сначала ребенок  начинает осваивать число, имя  существительное, повелительность, падежи (то есть от простого к абстрактному), ребенок начинает осваивать парадигматическую грамматику. Ребенок начинает сам конструировать слова («бибика»). У ребенка (с 2ух лет) появляется интуитивное чувство правил и самокоррекция, начинает связывать слова в предложения, начинает более правильно использовать слова. К 3-ем годам ребенок овладевает всей фонетической системой.

4) период обобщения языковых  факторов – дошкольный возраст.  Чтобы заниматься словообразованием ребенку необходимо мышление, ребенок использует все логические операции. Теперь он лучше может понять слово через его внутреннюю форму. Ребенок становится способен к более сложным обобщениям, ребенок начинает использовать слова и конструкции, которых он не понимает. Словарный запас 2-3 тысячи слов, речь еще семантически бедная. Развитие эгоцентрической речи.

5) период систематического обучению  языку (со школы) – ребенок  начинает анализировать свою речь, осваивает более сложные виды речи, развиваются приёмы художественной речи, это связано с развитием всей личности в целом.

Богин:

- уровень правильности (6-7лет)

- уровень интериоризации (усваивание  языковых правил, но низкая скорость  говорения; 10-11 лет)

- уровень насыщенности (пользование  разными стилями; 15-16 лет)

- уровень адекватного выбора (формирование риторических умений)

Уровень адекватного синтеза (когда  речь вызывает заранее задуманный эффект)

 

 

 

73. Нарушения речи.

1. Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Она делится на: - Механическую (органическую) – вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата (укороченная уздечка, дефекты строения челюсти, неправильное строение нёба, толстые губы и т.д.); - Функциональную - вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата, а причинами являются – неправильное воспитание речи ребёнка в семье, подражание, двуязычие в семье, педагогическая запущенность, недоразвитие фонематического слуха, недостаточная подвижность языка, губ, нижней челюсти, умственное развитие).

Разновидности дислалии (нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в их искажении, либо в замене. Чаще всего нарушается произношение трудных по артикуляции звуков: язычных (р,л), свистящих (с,з,ц) и шипящих (ш,ж,ч,щ)):

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"