Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Стадийное развитие системы психических  действий— такой представил Пиаже картину сознания. При этом вначале Пиаже испытал влияние Фрейда, считая, что человеческое дитя, появляясь на свет, движимо одним мотивом—стремлением к удовольствию,—и не желает ничего знать о реальности, с которой вынуждено считаться только из-за требований окружающих. Позже он признал исходным моментом в развитии детской психики реальные внешние действия ребенка (сенсомоторный интеллект, т. е. элементы мысли, данные в движениях, которые регулируются чувственными впечатлениями).

 

 

 

66. Иерархические модели интеллекта.

Интеллект – (от лат. Intellectus – понимание и познание) – 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения. Восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок, «в уме». Понятие интеллект как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

 

Факторы в иерархических моделях  помещаются на разных «этажах» иерархии, определяемых степенью обобщенности фактора.

Типичная и наиболее популярная модель Вернона.

На вершине иерархии располагается генеральный фактор по Спирмену. На следующем уровне находятся два основных «групповых» фактора: • вербально-образовательные и • практико-технические способности. На третьем уровне находятся специальные способности: техническое мышление, арифметическая способность и т.д.; внизу иерархии располагаются более частные факторы.

Эта модель не выдерживает экспериментальной  проверки: различия в вербальном интеллекте в большей степени определяются наследственностью, чем средой. При повторном тестировании успешность решения невербальных тестов в среднем повышается более значимо, чем успешность решения вербальных.                        

                                                         ФАКТОРЫ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА

                                                                   генеральный фактор G

 

                                                     ОСНОВНЫЕ ГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ

                                               Вербально-образов.                   Практик-технич

                                                           

                                             ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ГРУППОВЫЕ ФАКТОРЫ

                                                  Вербальный,                        ручные факторы

                                                    Числовой                 техническая осведомленность

                                                                                              Пространственный

                                                   

                                                           СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ФАКТОЫ

 

(при факторизации тестов, созданных  на основе иерархических моделей,  выделяется G-фактор Спирмена и его же 3 групповых: вербальный, пространственный и числовой).

Модель Векслера (получила широкое распространение благодаря тестам)

Модель Векслера включает в себя лишь три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень «группового» интеллекта и 3) уровень специфических  факторов, соответствующий отдельным субтестам.

Векслер определил интеллект как  способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Он показал, что успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров. Так и от приобщенности к культуре, любознательности, двигательной активности и т.д. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный – его природные психофизиологические возможности.

Результаты психогенетических  исследований свидетельствуют  об обратном: преимущественно обусловлены наследственностью оценки по вербальной части шкалы Векслера (субтесты «Осведомленность», «Словарный», «Шифровка»), а социальными факторами обусловлена успешность выполнения невербальных тестов («Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Кубики Коса»).

Иерархическая априорная  модель Кетелла.

Кетелл выделяет 3 вида способностей: общие, парциальные и факторы  операции.

Общие способности: 2 фактора:

• «связанный интеллект» - определяется совокупностью знаний и интеллектуальных навыков, приобретенных в ходе социализации с раннего детства до конца жизни, и является мерой овладения культурой общества, к которому принадлежит индивид (тесно связан с вербальными и арифметическими факторами, проявляется при решении тестов, требующих обученности).

• «свободный интеллект» - абсолютно  независим от степени приобщенности  к культуре. Его уровень определяется общим развитием «третичных»  ассоциативных зон коры больших полушарий и проявляется при решении перцептивных задач, когда необходимо найти отношения различных элементов в изображении.

Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры. Выделил 1 парциальный фактор – визуализация, который проявляется  при операциях со зрительными образами.

Факторы-операции: определяет их как отдельные приобретенные навыки для решения конкретных задач (аналог S-фактора по Спирмену).

Теория была основана на двух предположениях: 1) свободный интеллект мало зависит  от среды, а зависит от врожденных, наследственных факторов; 2)но эмпирические данные оказались противоположными.

Сам Кеттел говорил, что невозможно полностью отделить «свободный»  интеллект от «связанного», они при  тестировании сливаются в  единый генеральный (спирменовский) фактор. Однако при генетическом возрастном исследовании эти подфакторы можно развести.

Уровень развития парциальных факторов в большей мере определяется опытом взаимодействия индивида с окружающим миром. Само развитие парциальных факторов определяются не модальностью (слуховой, зрительной, тактильной и т.д.), а видом материала (пространственный, физический, числовой и т.д.) задания, что, в конечном счете, подтверждает мысль о большей зависимости парциальных факторов от уровня приобщенности к культуре (или, что точнее, от когнитивного опыта личности).

Кеттел попытался сконструировать  тест, свободный от влияния культуры, на весьма специфическом пространственно-геометрическом материале.

3 варианта теста: 1) для детей  4-8 лет и умственно отсталых  взрослых; 2)2 параллельные формы  для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; 3)2 параллельные формы для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием.

1ый вариант: 8 субтестов (4 - свобод, 4 – связан интеллект); 2ой и  3ий варианты: 4 различных субтеста, задания в которых отличаются уровнем трудности.

Чаще применяется вторая шкала: 1) субтест «серия» (нахождения продолжения  ряда фигур); 2) «классификация» (нахождение общих особенностей фигур); 3) «матрицы» (поиск дополнения к комплектам фигур; 4) «умозаключения на установление тождества» (нужно найти рисунок, соответствующий заданному).

Модель Барта (наиболее старая).

Его модель включает в себя 5 уровней, критерием выделения уровня является сложность когнитивного процесса: 1)уровень  общего интеллекта; 2) уровень концептуальных отношений; 3) уровень ассоциаций; 4) уровень восприятия; 5) уровень ощущений.

В настоящее время данная модель является достоянием истории.

                                       G

                  R1                               R2

      M1             M2              H1             H2

P1      P2      P3    P4      C1    C2     C3     C4  

     

              

 

 

67. Соотношение мышления  и речи.  Генетические корни  мышления и речи.

Речь и мышление взаимосвязаны, однако, не являются тождественными процессами. Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникация, а сама речь, как средство общения, вероятно, возникла из-за необходимости организовать совместную деятельность людей. В свою очередь, есть виды мышления, которые не связаны с речью (наглядно-действенное, практическое или мышление животных). Но дальнейшее развитие мышления и речи протекало в тесной взаимосвязи. На разных этапах развития их взаимоотношения выступают в различных формах. На ранних ступенях развития, когда мышление людей протекало в форме практической интеллектуальной деятельности по отношению к предметам, способных удовлетворить человеческие потребности, речь закрепляла знания об этих предметах, выражая их в виде наименований. На ранних этапах исторического развития речь состояла из еще не дифференцированных по своей форме отдельных речевых единиц, обладающих весьма общими, широкими и одновременно несколько различными значениями. Поэтому речевое общение могло проходить только в конкретной ситуации, где практическое действие являлось процессом, в котором слова приобретали конкретные значения. Поэтому на данном этапе речь всегда была включена в практическую деятельность – такая речь – симпраксическая. С усложнением языка, мышление постепенно освобождается от своей непосредственной слитности с действием и все более приобретает характер внутренней, «идеальной» деятельности. В результате такой динамики развития, наступает период, когда мышление полностью начинает протекать в форме внутреннего процесса отражения действительности, используя для этого словесные понятия. Такой уровень развития мышления потребовал другой, более развитой речи, соответствующей уровню развития мышления. Этот вид речи получил название внутренней речи. Таким образом, речь и мышление составляют друг с другом сложное единство.

Существовали разные взгляды на эти два понятия (М. и Р.):

Бихевиористы считали, что речь и мышление – одно и то же. То есть то, что человек говорит, то он и думает.

Вюрцбурская школа проводили исследования ассоциативного мышления – М. и Р. Не имеют ничего общего.

Рубинштейн выразил промежуточную мысль – между речью и мышлением существует единство. Мышление и речь разные процессы по степени функционирования.

Понятие выражается в словах.

Мышление и речь – генетически  разные процессы, имеют разное происхождение. Нормальная речь формируется к 2ум годам, до 2ух лет у детей – жестовая речь. Но существуют более ранние формы мышления, которые обходятся без речи. С 2ух лет в мышление добавляется речь, а в речь мыслительные процессы. Речь становится осмысленной, появляются простейшие понятия. Развитие вербального мышления и осмысленной речи заканчивается к 14-ти годам.

 

 

 

68.   В советской психологии значение определяется как идеальная духовная форма обобщения социального опыта, общественной практики человечества. Психологическое значение несводимо к лингвистическому. Оно, по А.Н. Леонтьеву, представляет собой «обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме языкового значения, понятия, знания или даже в форме фиксированного умения, как обобщенного «образа действия», технической нормы и т. п.». В последнее время проблема значения получила дальнейшее развитие в работах, изучающих его с помощью специальных психолингвистических методов с позиций деятельностного подхода: как системное значение знака, как денотативное значение знака, как смысл текста, как отражение предметных отношений. Леонтьев выделяет широкое и узкое понятие значения. Узкое понятие значения — знаковое, языковое, вербальное. Широкое понятие значения включает предметное значение, существующее на чувственной базе перцептивного образа, ролевые и, возможно, другие формы существования значений.

Роль различного вида значений в речевой деятельности не может быть понята вне проблемы генезиса значения. Проблема развития психологич. значения слова в онтогенезе была поставлена и экспериментально исследована Выготским. Им изучалась роль слова как психологического орудия, опосредствующего процесс обобщения и формирования понятий у детей. Опыты Выготского и Сахарова показали, что понятия  не являются неизменными, а проходят в своем развитии ступени синкретических образов, комплексов, изолирующей абстракции, потенциальных понятий, истинных понятий. 

“Мышление и речь” - главная, обобщающая книга Выготского. В ней он, опираясь на обширный экспериментальный материал, проследил развитие понятий у  детей. На передний план выступило значение слова. История языка свидетельствует, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе. Выготский же открыл развитие значений слов в онтогенезе; изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития ребенка к другой.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"