Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

1. Основные этапы развития психологии как науки. Развитие предст.doc

— 1.60 Мб (Скачать документ)

Когда взрослые общаются с детьми, они могут не подозревать, что употребляемые ими слова имеют совершенно другое значение, чем то, которое им придает ребенок: ведь детская мысль находится на другой стадии развития и потому строит содержание слов по особым психологическим законам.  Важность открытия этих законов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. В связи с этим Выготский обосновал идею о том, что “только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию”. Он ввел понятие о “зоне ближайшего развития”.

 

Лурия: Наряду с предметной соотнесенностью, основным компонентом слова является его значение, которое мы понимаем как функцию выделения отдельных признаков в предмете, обобщения их и введения предмета в известную систему категорий. В онтогенезе значение слова развивается, меняет свою структуру. Это открытие, которое было сделано в советской науке более сорока лет назад выдающимся советским психологом Л. С. Выготским, было им сформулировано как положение о том, что значение слов развивается как по своему строению, так и по той системе психологич. процессов, которые лежат в его основе. Он назвал свое основное положение положением о смысловом и системном развитии значения слов.

Под смысловым развитием значения слова Л. С. Выготский понимал тот факт, что в процессе развития ребенка как отнесение слова к предмету, так и выделение соответствующих признаков, кодирование данных признаков и отнесение предмета к известной системе категории не остаются неизменными, а меняются по мере развития ребенка. Под системным развитием он понимал важнейшее психологич. положение, согласно которому за значением слова на разных этапах стоят разные психологич. процессы.

Выготский сближал факт развития значения слова с фактом развития сознания. Для него слово является аппаратом, отражающим внешний мир в его связях и отношениях. Поэтому если значение слова по мере развития ребенка меняется, меняется и отражение тех связей и отношений, которые через слово определяют строение его сознания.

 Под значением мы понимаем объективно сложившуюся в процессе истории систему связей, которые стоят за словом. Усваивая значения слов, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной. <Значение> есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех, людей, причем эта система может иметь только разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обозначаемых им предметов, но она обязательно сохраняет неизменное <ядро> — определенный набор связей. (Под смыслом, в отличие от значения, мы понимаем индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации)

Так, слово имеет ближайшее значение — предметную отнесенность, с одной стороны, и обобщенное значение — с другой. У ребенка к 3,5—4 годам уже достаточно прочно складывается предметная отнесенность слова.  Но на этом не заканчивается развитие значения.

Выяснилось, что дальнейшее развитие слова заключается в том, что даже после того, как оно приобрело четкую предметную отнесенность, развитие слова касается обобщающей и анализирующей функции слова, иначе говоря, его значения.

Как показал Выготский, на каждом этапе развития ребенка слово, сохраняя одну и ту же предметную отнесенность, приобретает все новую и новую смысловую структуру, оно меняет и обогащает систему связей и обобщений, которые стоят за ним, что означает, что значение слова развивается. Выготский показал, что в онтогенезе наблюдается также глубокое психологическое изменение значения слова, изменение его системного строения, т. е. что за значением слова на каждом этапе стоят различные психологич. процессы. В этом и состоит положение о смысловом и системном развитии значения слова в онтогенезе, которое вместе с тем является положением о смысловом и системном развитии сознания, отражающим внешний мир через посредство слова.

 

 

 

69. Язык и речь. Проблемы  филогенеза речи.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для  людей определенное значение и смысл. Язык – набор средств и правил, способ соединения звуков, слов. Я. – знаковая система. (Знак – искусственный признак предмета, з. – всегда нечто условное, понятное только человеку, который владеет какими-то знаниями об этом знаке.) Наука о знаковых системах – семиотика. Проблемой значений (слов) занимается семантика. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет. Каждый язык имеет определенную систему значащих форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический состав, свойственный только конкретному языку. Являясь системой знаков, язык обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения. Любое значение слова всегда – обобщение. ( То есть и конкретная машина и машины вообще).

Речь – это процесс общения  людей посредством языка. Р. –  специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств. Речь служит основой формирования личности, средством общения, передачи другим информации, своего состояния. Речь – выраженная вовне психика субъекта (Дружинин). Речью принято называть сам процесс словесного общения, который может выражаться в форме сообщения, указания, вопроса. Приказания. С психологической точки зрения, общение посредством языка – это не менее сложное явление, чем сам язык.  Всякое слово есть обобщение и в речи оно должно быть сужено до определенного уровня или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому. Что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.

Речь может иметь и психологическую  сторону, поскольку в речи часто  содержится смысловой подтекст, отражающий цель (мотив речи), с которой была сказана та. Или иная фраза.

Речевое общения – сложный и  многосторонний процесс. Леонтьев: «Всякий акт речи представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств».

ПРОБЛЕМА ФИЛОГЕНЕЗА РЕЧИ

Речь появилась от 800 до 5000 лет  назад. Речь – специфически человеческая деятельность. Речь и язык возникли впервые только в человеческом обществе.

Сейчас существуют 3 основные теории происхождения речи:

1) Теория звукоподражания (появилась и др. греков) – человек подражает звукам природы. В детской речи тоже ищут звукоподражания. Звуки у человека вызывают некоторую семантику. Через звуки люди передают свои ощущения, ассоциации.

2) Трудовая теория (теория трудовых  выкриков) возникла в 19 веке (Пуаро, Бюхер). Речь появилась как сопровождение физической деятельности. Речь появилась вместе с трудом. Она вторична по сравнению с невербальными способами коммуникациями.

3) Жестовая теория (Вундт) – звуки  лишь сопровождают жесты. Трудовая деятельность усложнилась, на место жестов приходят звуки (опыт с шимпанзе).

Современная речь сильно отличается от той, которая была раньше. Речь древнего человека похожа на речь маленького ребенка.

 

Маклаков:

Современная наука полагает, что  первым средством общения была комплексная кинетическая речь. Форма речи, связанная с первобытным образным мышлением. Простейшая система передачи информации с использованием движений тела. Очень близко к языку животных. (в основном использовалась в труде) дальнейший этап развития был связан с отделением речевых движений от трудовых действий и их специализация в качестве средств общения, т.е. превращение в жесты. Подобное разделение движений на речевые и трудовые было связано с усложнением деятельности людей. В результате возник специализированный ручной язык или ручная (кинетическая) речь. Рука человека стало главным средством труда и общения. Переход к звуковой речи начался, вероятно, 100 тысяч лет назад. Скорее всего, это было связано с развитием производства и первичным разделением труда. Возникла существенная потребность в речи, с помощью которой предметы и явления могли бы обозначаться гораздо более точно – в системе расчлененных понятий. Этому требованию ручная речь не могла соответствовать, поэтому все более стала возрастать роль связанных с ручными жестами звуков глосса. Со временем речевые звуки смогли взять на себя те функции, которые выполняла кинетическая речь, и более того, обеспечить дальнейшее развитие человеческой речи. В результате язык и речь поднялись на новую ступень развития – на ступень звуковой членораздельной речи, что стало подлинною революцией в развитии человечества, суть которой заключалась в том, что звуковая речь и мышление смогли отделиться от непосредственного действия. Звуковая речь сразу не была столь совершенной, как сейчас. После своего возникновения, она долгое время оставалась близкой по своему содержанию к кинетической. Первоначально одно и тоже слово могло использоваться для обозначения разных по содержанию предметов – первобытный полисемантизм (многозначность слов). Первые слова заменяли целые предложения. Под влиянием труда происходило развитие значений слов. Слова не только приобретали более конкретное значение. Но и дифференцировались по грамматическим формам. Все это привело к формированию языка со сложной морфологией и сложным синтаксисом. Следующий этап развития речи - возникновение письменности. Вначале письменные знаки возникли и развивались под влиянием кинетической речи, с возникновением звуковой речи, письменные знаки стали отражать смысл звуков, что привело к возникновению письма современного буквенно-фонетического типа.

Таким образом, человеческая речь, как  и человеческое мышление, является продуктом общественно-исторического развития, в ходе которого речь стала выполнять ряд функций и заняла одно из самых значимых мест в психической и социальной жизни человека.

 

 

70.Анатомо-физиологические  основы речи.

Системы, обеспечивающие речь, могут  быть разделены на две группы: периферический и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха.

Периферические анатомические  системы обеспечения речи делятся  на три группы: - энергетическая система (лёгкие и диафрагма), - генераторная система (голосовые связки, щели и затворы во рту), - резонаторная система (усиливает звучание, носоглотка, череп, гортань).

Центральные анатомические системы  – мозговые центры речи, которые  расположены в слуховой зоне коры. Мозговые центры речи исследовались по нарушениям речи (афазиям). У большинства людей речевые зоны сконцентрированы в левом полушарии. 1861 Брока открыл специализированный центр речи (центр Брока) – нижний отдел третьей лобной извилины (зона 6), моторная зона. Люди, с поражением этой зоны хорошо понимают речь, но с трудом строят фразы. Это двигательный центр речи. Нарушение нормального функционирования данного центра выражается в том. Что человек теряет способность произносить слова. Внешне у него остается способность произносить какие-либо звуки, сохраняется способность двигать языком, но он как бы теряет «память приемов произнесения слов», т.е. нарушается интеграция отдельных звуков в слова. Следовательно, центр Брока является также продуктом исторического развития человека и тесно связан с процессом речи. Этот нервный центр присутствует только у человека, при его нарушении возникает – моторная афазия.

Нервные пути, связывающие с мозгом находящийся на барабанной перепонке  кортиев орган, заканчиваются в извилинах Гешля. Если произойдет нарушение того или иного участка этих извилин, то у человека происходит выпадение соответствующего слухового ощущения. Эта область представляет собой проекцию кортиева органа и является центром, с которым связаны слуховые ощущения. Интеграция этих ощущений происходит на смежных участках височной доли, расположенной в первой и частично во второй височной извилинах.

1874 Вернике открыл второй специализированный  центр речи – центр Вернике, находится в задней трети верхнеё височной извилины, сенсорная зона. При нарушении деятельности этого центра человек теряет способность различать (узнавать) слова, хотя отдельные слуховые ощущения у него остаются ненарушенными. Сенсорная афазия. Соответственно, очевидно, что именно этот центр речи обеспечивает различение звуков речи. Подобный нервный центр отсутствует у животных.

Со слуховыми центрами речи также связана и письменная речь. При нарушении центров слуха письменная речь также нарушается. Хотя, безусловно, для нормальных процессов письма необходима работа центров интеграции тонких движений руки, в том числе находящихся в затылочных долях центров интеграции зрительных восприятий; отвечающих за соотнесение зрительного восприятия со звуковыми образами центров височных долей; регулирующих движение глаз центров лобных долей. Это говорит о том, что все формы речевой деятельности регулируются не отдельными мозговыми центрами, а их сложной системой, объединяющей многие участки коры головного мозга.

Таким образом, способность к звуковой речи является специфическим свойством  психики человека. Возникнув при наличии более развитого, чем у животных, мозга, в условиях коллективного труда, речь оказала существенное влияние не только на человеческий труд, но и на развитие самого человеческого мозга.

Существует еще несколько речевых зон: каждая более передняя зона отвечает за более высокий уровень организации речи. Зона Брока и более передние отвечают за синтагматику (последовательность (объединение слов для фразы, букв для слова) ит.д. – горизонтальная организация языка). Зона Вернике – за парадигматику (систему правил, склонений, спряжений и т.д. – вертикальная организация языка).

 

 

 

71. Основные функции,  виды и механизмы речи.

Речь – это процесс общения  людей опосредованный языком.

Речь всегда многообразна и имеет  разнообразные формы. В зависимости  от функции и формы выделяют разные виды речи: - внешнюю – связана с процессом общения, обменом информацией, - внутреннюю – прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления, фактически речевое мышление; сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления, -  эгоцентрическая речь – по форме внешняя, но не имеет коммуникативного обращения, - отдельно выделяют Аффективную речь – очень простая, в ней нет замысла, выражает эмоции (первой появляется в филогенезе), - кинетическая речь – с древних времен, выполнял ранее все речевые функции, сейчас – только вспомогательная функция, используется сейчас в основном в качестве  эмоционально-выразительных элементов речи – жестов. Ее делят на • дактильную (обозначение пальцами букв/слов) и • жестовую (жест – обозначает понятие).

Во ВНЕШНЕЙ РЕЧИ выделяют: устную речь – внутри устной речи  происходит деление на              • диалогическую речь протекает в диалогической форме, в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Наиболее простая форма речи в психологическом плане, и • монологическую речь – более развернутая, структурированная, более чёткая, логическая. Письменная речь – более развернутая форма, так как нет контекста, в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"