Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка
Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"
6.Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возроста. Развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Дошкольники «группы риска»
В поведении и развитии детей
дошкольного возраста часто встречаются
нарушения поведения(
Агрессивность. Выделяются две наиболее
частые причины агрессии у детей.
Во-первых, боязнь быть травмированным
обиженным, подвергнуться нападению,
получить повреждения. Чем сильнее
агрессия, тем сильнее стоящий
за ней страх. Во-вторых пережитая
обида или душевная травма. Очень
часто страх порождается
Вспыльчивость. Реб.считают вспыльчивым,
если он склонен, по любому, даже самому
незначительному с точки зрения
взрослых поводу устроить истерику, расплакаться
разозлиться. Но агрессии при этом не
проявляет. Вспыльчивость-это скорее
выражение отчаяния и беспомощности,
чем проявление характера. Тем не
менее она приченяет и
Пассивность.тихое поведение
Гиперактивность.В основе гипердинамического
синдрома могут лежать микроорганические
поражения головного мозга
Отставание в психическом
7. Психологическая
готовность к школьному
Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход к позиции школьника.
Выделяет составные компоненты психологической готовности к школе:
1.Интеллектуальная готовность (готовность познавательной сферы);
2.Личностная готовность;
3.Социально – психологическая готовность;
4.Готовность эмоционально – волевой сферы
Интеллектуальная готовность. Говоря об интеллектуальной готовности ребенка к школе, имеют в виду общие характеристики его мышления. Для безболезненного вхождения в освоение учебной деятельности к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного мышления. Компонентом интеллектуальной готовности является и формирующееся к 6 годам умение принять некую задачу как учебную, выделить ее и превратить в самостоятельную цель деятельности.
Личностная готовность. Говоря о личностной готовности, прежде всего имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности. При поступлении в школу ребенок включается в новую для него систему социальных отношений: иным становится подход к нему окружающих, появляются новые требования и ожидания.
Социально – психологическая готовность. Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, к самому себе. Очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу и т.д.
Эмоционально – волевая готовность. Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе самооценка.
Таким образом, структура психологической
готовности к школе представлена
мотивационной готовностью, готовностью
познавательной сферы (интеллектуальной
готовностью), социально-психологической
и эмоционально-личностной готовностью.
Все перечисленные виды готовности
выступают в системе и
8. Основные направления
работы психолога с детьми
младшего школьного возраста. Работа
по развитию познавательных
Преобразования познавательной сферы,
происходящие в младшем школьном
возрасте, имеют чрезвычайно важное
значение для дальнейшего полноценного
развития психики. Специальные исследования,
однако, показывают, что при преобладающей
в настоящее время системе
начального обучения процесс этот нередко
протекает стихийно. У многих детей
к концу младшего школьного возраста
отмечается недостаточная сформированность
произвольного внимания, произвольной
памяти, способности к регуляции
умственных действий. Истинное их развитие
подменяется усвоением
При поступлении ребенка в школу
решающим фактором социализации становится
овладение учебной
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки, как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.
Вместе с тем именно педагог в силу своей исключительной значимости для младшего школьника может сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Линия поведения учителя в каждом конкретном случае должна строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня развития межличностных отношений в классе и пр. Наиболее же общие рекомендации состоят в следующем:
1) вовлечение изолированного
2) помощь в достижении успеха
в той деятельности, от которой
прежде всего зависит
3) преодоление аффективности
4) у некоторых детей
5) использование косвенных мер:
например, предложить авторитетным
сверстникам поддерживать
Как уже отмечалось, для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка, как в отношении своих учебных способностей, так и общих возможностей. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной умелости, компетентности, полноценности или в случае неудачи, напротив, чувства неполноценности. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно не связаны с учебой. Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников.
9. Основные направления
работы психолога в 5 классе. Формирование
умения учится в средней школе.
Ведущая деятельность в мл. шк. возрасте: учебная. На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю психологической службе школы предстоит решать следующие задачи:
- создание условий для успешной
адаптации детей в школе,
- повышение уровня