Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Основные направления  работы психолога с детьми  дошкольного возроста. Развивающая  работа с детьми дошкольного  возраста. Дошкольники «группы риска»

В поведении и развитии детей  дошкольного возраста часто встречаются  нарушения поведения(агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в развитии и различные  формы детской нервности( невропатия, неврозы, страхи).Осложнение психического развития обусловлено как правило, двумя факторами:1. ошибками воспитания 2. определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют  одновременно, поскольку взрослые нередко  недооценивают или игнорируют те особенности нервной системы  ребенка, кот. Лежат в основе трудностей поведения, и пытаются исправить  ребенка различными неодекватными  воспитательными воздействиями. Очень  важно поэтому уметь выявить  истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для  этого необходими ясно представить  себе симтоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит педагогу совместно  с психологом не только правильно  построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные  формы, требующие квалифицированной  медицинской помощи.

Агрессивность. Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей. Во-первых, боязнь быть травмированным обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее  агрессия, тем сильнее стоящий  за ней страх. Во-вторых пережитая  обида или душевная травма. Очень  часто страх порождается нарушенными  социальными отношениями ребенка  и окружающих его взрослых. Некоторые  дети склонны к так называемой вербальной агрессии(оскорбляют, дразнят, ругаются) за кот. часто стоит неудовлетворенная  потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные  обиды.

Вспыльчивость. Реб.считают вспыльчивым, если он склонен, по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться разозлиться. Но агрессии при этом не проявляет. Вспыльчивость-это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявление характера. Тем не менее она приченяет и взрослым, и самому ребенку массу неудобств, и поэтому требует преодоления. Как и в случае с агрессивной  вспышкой, приступ вспыльчивости  необходими попытаться предупредить. В одних случаях удается отвлечь  ребенка, в других целесообразнее покинуть его, оставив без аудитории.

Пассивность.тихое поведение ребенка-реакция  на невнимание или неурядицы дома. Таким поведением он изолируется  в собственном мире. Проявлениями этого является посасывание пальца, царапанье кожи, выдергивание у себя волос или ресниц, раскачивание и  пр. при этом необходими выяснить, какие  события или обстоятельства вызвали  у ребенка такое состояние-осведомленность  поможет найти пути установления контакта с ним.

Гиперактивность.В основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические  поражения головного мозга возникшие  в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания  раннего возроста, физические и психические  травмы. Основные признаки: отвлекаемость  внимания и двигательная расторможенность. Самая большая прблема гипердинамического ребенка-его отвлекаемость. Заинтересовавшись  чем-то он забывает о предыдущем.

Отставание в психическом развитии. Замедление темпа психического развития ребенка может быть вызвано педагогической запущенностью, задержкой психического развития, обусловленной определенной органической недостаточностью центральной  нервной системы, а также общим  недорозвитием мозговых структур, ведущим  к различным формам умственной отсталости. Педагогическая запущенность-это такое  отставание в развитии ребенка, которое  обусловлено условиями его жизни  и воспитания.

 

 

 

 

 

 

7. Психологическая  готовность к школьному обучению. Диагностика психологической готовности  к школьному обучению. Диагностические  программы.

Важнейшим новообразованием дошкольного  возраста выступает готовность к  школьному обучению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении первых 7 лет жизни, она обеспечивает переход  к позиции школьника.

Выделяет составные компоненты психологической готовности к школе:

1.Интеллектуальная готовность (готовность  познавательной сферы);

2.Личностная  готовность;

3.Социально – психологическая  готовность;

4.Готовность эмоционально –  волевой сферы

Интеллектуальная  готовность. Говоря об интеллектуальной готовности ребенка к школе, имеют в виду общие характеристики его мышления. Для безболезненного вхождения в освоение учебной деятельности к старшему дошкольному возрасту должны быть сформированы наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного мышления. Компонентом интеллектуальной готовности является и формирующееся к 6 годам умение принять некую задачу как учебную, выделить ее и превратить в самостоятельную цель деятельности.

Личностная готовность. Говоря о личностной готовности, прежде всего имеют в виду готовность мотивационной сферы: хочет ли ребенок идти в школу, учиться, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, что является ведущим мотивом в этой готовности. При поступлении в школу ребенок включается в новую для него систему социальных отношений: иным становится подход к нему окружающих, появляются новые требования и ожидания.

Социально – психологическая  готовность. Огромное значение для психологической готовности к школе имеет формирование сферы отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, к самому себе. Очень важным оказывается то, что ребенок знает о школе, сформировалась ли положительная установка на школу, учителя, учебу и т.д.

Эмоционально –  волевая готовность. Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям. Меняется все самосознание ребенка, в том числе самооценка.

Таким образом, структура психологической  готовности к школе представлена мотивационной готовностью, готовностью  познавательной сферы (интеллектуальной готовностью), социально-психологической  и эмоционально-личностной готовностью. Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение  ребенка в режим школы, создавал предпосылки для овладения учебной  деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Основные направления  работы психолога с детьми  младшего школьного возраста. Работа  по развитию познавательных процессов.  Взаимоотношения младших школьников  со сверстниками и взрослыми.

Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей  в настоящее время системе  начального обучения процесс этот нередко  протекает стихийно. У многих детей  к концу младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, произвольной памяти, способности к регуляции  умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных  условиях. Исходя из этого, перед психологом, работающим с учениками младших  классов, очень часто встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей. В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом. Однако, ориентируя работу на развитие недостаточно сформированного психического процесса, не следует оставлять без внимания и другие стороны познавательной сферы. Составление развивающих программ для детей, имеющих различные недостатки познавательных процессов, должно быть комплексным. Стоит также отметить, что нередко развивающий эффект может оказать сам факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным, внимательным к его проблемам взрослым. Конкретное содержание занятий нередко отступает при этом на второй план.

При поступлении ребенка в школу  решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития. Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.  Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

В формировании возникающих у младших  школьников межличностных отношений  решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения, пока еще у детей не сложились собственные  отношения и оценки, как  себя, так и одноклассников, они безоговорочно  принимают и усваивают оценки учителя, являющегося для детей  высшим авторитетом.

Вместе с тем именно педагог  в силу своей исключительной значимости для младшего школьника может  сыграть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести  ученика из статуса «изолированного» члена группы. Линия поведения  учителя в каждом конкретном случае должна строиться сугубо индивидуально, исходя из особенностей сложившейся  ситуации, своеобразия личностных характеристик  самого ребенка, уровня развития межличностных  отношений в классе и пр. Наиболее же общие рекомендации состоят в  следующем:

1) вовлечение изолированного ученика  в интересную деятельность;

2) помощь в достижении успеха  в той деятельности, от которой  прежде всего зависит положение  ребенка (преодоление неуспеваемости  и т.д.);

3) преодоление аффективности ребенка  (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является не  только причиной, но и следствием  психологической изоляции;

4) у некоторых детей рекомендуется  вырабатывать уверенность в себе, отсутствие которой делает их  слишком застенчивыми;

5) использование косвенных мер:  например, предложить авторитетным  сверстникам поддерживать робкого  ребенка.

Как уже отмечалось,  для установления дружеских отношений со сверстниками большое значение имеет наличие  у ребенка таких качеств, как  самостоятельность, уверенность в  себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В младшем  школьном возрасте у ребенка, как  правило, складывается определенная самооценка, как в отношении своих учебных  способностей, так и общих возможностей. Способность делать что-то лучше  всех принципиально важна для  младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется  стремлением ребенка овладеть различными умениями, что определяет в случае успеха развитие чувства собственной  умелости, компетентности, полноценности  или в случае неудачи, напротив, чувства  неполноценности. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и  неповторимость. И успеваемость здесь  – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других такие качества, которые непосредственно  не связаны с учебой. Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать  свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника  и для его одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Основные направления  работы психолога в 5 классе. Формирование  умения учится в средней школе.  Психологическая помощь при трудностях  в учении.

Ведущая деятельность в мл. шк. возрасте: учебная. На этапе перехода детей  из начальной школы в среднюю  психологической службе школы предстоит  решать следующие задачи:

- создание условий для успешной  адаптации детей в школе, формирование  классного коллектива, выработка  единой системы обоснованных  последовательных требований, установление  норм взаимоотношений детей со  сверстниками, преподавателями, и  др.сотрудниками школы и т.п.

- повышение уровня психологической  готовности детей у обучению, познавательному развитию, общению.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"