Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

-адаптация учебной программы,  нагрузки, образовательных технологий  к индивидуальным возможностям  и потребностям учеников 5 классов.

В соответствии с этими задачами можно выделить основные направления  работы по адаптации детей к новой  школьной жизни.

1.психологич.диагностика.

2. консультативная работа с педагогами  и родителями.

3.методическая работа

4.профилактическая работа

5. коррекционно-развивающая работа

6.аналитическая работа

Основная цель- создать условия, позволяющие каждому пятикласснику  как можно лнгче и радостнее  выступить в новый этап школьного  обучения, поддеражать и развить  в детях интерес к знаниям, помочь им общаться с новыми одноклассниками  и преподавателями.

Методы работы психолога.

  1. ролевые игры
  2. дискуссии
  3. рисуночная арт -терапия
  4. моделирование образцов поведения
  5. метофарические истории и притчи.

Психологическая помощь при трудностях в учебе школьников младшего подросткового  возраста.

Можно выделить следующие причины  трудностей в обучении.

  1. связанные с недостатками учебной подготовки при хорошем уровне мышления.
  2. связанные с неформированностью необходимых мыслительных действий и операции- анализа, синтеза, плохого речевого развития, недостатка внимания и памяти.
  3. формализм в усвоении знаний
  4. слабая произвольность поведения и деятельности.

Центральное направление работы с  младшими подростками – это ориентация на полное решение задач периода  детства. Основное внимание нужно уделять  развитию учебной деятельности, умению учится, преобретать с помощью  взрослых и самостоятельно новые  знания и навыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Работа психолога  с подростками. Развитие и укрепление  чувства взрослости. Формирование  интереса к себе. Развитие самооценки, чувства собственного достоинства.  Развитие учебной мотивации и  проблема дифференциации образования.  Развитие интересов. Психологические  проблемы отрочества как пубертатного  периода развития. Подростки «группы  риска».

Подростковый возраст – время  быстрых перемен, физиологических, психологических, социальных. Подростковый возраст имеет смысл разделить  на три стадии – раннюю, среднюю  и позднюю. Изменения в каждый из этих периодов происходят с разной интенсивностью и в разное время  для каждого подростка.

В раннем подростковом возрасте (от 10 до 14 лет) центральными вопросами являются вопросы независимости и осознания  себя, интерес к собственному телу, растущий интерес к сверстникам, их ценностям и моделям поведения, падает интерес к миру взрослых. Противопоставляются ценностям  семьи собственные ценности. Подросток  в этом возрасте погружен в себя, возрастает количество конфликтов по поводу школы, работы по дому, выбору друзей. У подростка появляется  стремление быть в группе, появляются «герои», подросток центрируется на настоящем, становится эгоцентриком. Подросток становится более замкнутым или застенчивым, иногда от застенчивости и неуверенности в себе появляется некоторая развязность в поведении. Иногда появляется ощущение собственной неуязвимости, стремление проверить себя, что приводит к поведению, тяготеющему с риском. Большинство подростков страдает от того, что их никто не понимает.

Средний подростковый возраст (15-17 лет) характеризуется незрелостью суждений, импульсивностью при сильном  желании принять собственное  решение, настоять на своем. Велико влияние  референтной группы, усиливается  озабоченность своей физической привлекательностью для противоположного пола. В этот период подросток в  большей степени осознает взаимосвязь  между поступками в настоящем  и их последствиями.

Поздний подростковый возраст связан со все большим осознанием  себя, самоопределением в будущей профессии, подросток вновь способен прислушиваться к мнению родителей, строятся долгосрочные и краткосрочные планы на будущее. Подросток во многом независим и способен функционировать самостоятельно.

Особый стиль взаимодействия подростков, а также их явное сстремление  к компании своих сверстников, делает установление с ними контакта и терапевтических  отношений более трудной задачей, чем установление контактов с  детьми. Психолог должен верить в доброту  и порядочность подростка и уметь  позитивно реагировать на его  поведение. Такт – необходимая составляющая в работе с подростком, так как  из-за нарциссической уязвимости подростка  к нему требуется осторожный подход. Оставаясь тактичным, нельзя забывать о твердости и необходимости  решать болезненные вопросы. Подросток  бросает вызов традициям и  поэтому психолог должен уметь определять границы своих возможностей и  компетенции, принимать на себя ответственность. Необходимо создать у подростка  ощущение независимости и автономии  и признать, что иногда подросток  не может отвечать за свои поступки из-за подавленности чувством вины, гнева или другими экстремальными эмоциями. Основная цель психологической  работы с подростком – помочь выработать и закрепить стратегии нормального  поведения и самостоятельно познать  чувство собственной значимости и компетентности, без страха думать о трудностях предстоящей жизни. Поскольку подросток эгоистичен в своих желаниях и поступках, что и положено на этом уровне, работу следует планировать так, чтобы  он получал от нее удовольствие.

Различие статуса психолога  и подростка требует от психолога  особого усилия по установлению и  поддержанию отношений сотрудничества. Подростка с самого начала следует  познакомить с понятиями «установление  границ» и «конфиденциальность». С самого начала следует сказать  подростку, что все, происходящее на занятиях строго конфиденциально, помимо тех случаев, когда психолог считает  его потенциально опасным для  него самого и окружающих.  При возникновении подобной ситуации психолог сначала ставит в известность подростка и обсуждает с ним планы оптимального развития событий.  

Не существует единого мнения о  том, следует ли психологу, работающему  с подростком,  встречаться с его родителями. Тем не менее, за редкими исключениями, родителей следует привлекать на стадии формулировки проблемы и ставить в известность о планах работы с подростком. Подросток может решить, что конфиденциальность нарушена, особенно если трудные взаимоотношения с родителями и стали причиной проблем подростка, и, по его мнению, все, кто общается с ними, не может понять его самого. Поэтому встреча с родителями может состояться до встречи с подростком.

Развитие и укрепление чувства взрослости. Формирование интереса к себе. Развитие самооценки, чувства  собственного достоинства. Развитие учебной  мотивации и проблема дифференциации образования. Развитие интересов.

В этом возрасте наиболее значимо  проявление общественной активности. Характерно демонстративное проявление «чувства взрослости». При этом для  подростка более важно признание  его самостоятельности и его, равных с взрослыми прав, чем действительная их реализация. Часты конфликты, выражающиеся в активном отстаивании собственного понимания справедливости в самых  разных областях. Он как бы специально нацелен на выискивание недостатков  у взрослых. Причины этого в  специфике мышления и связанных  с ней особенностях нравственного  развития. «Проведение» определенных принципов в жизнь для подростка  – это чаще всего не какие-то конкретные дела, а словесное провозглашение и утверждение этих принципов.

 Решение «ценностных» конфликтов  не в том, чтобы пассивно  соглашаться с подростком, а в  том, чтобы выражать и аргументировано  отстаивать  собственную позицию.  Спокойное, доброжелательное противодействие  оказывается наиболее значимым  для подростка. В отношении  с родителями и учителями проявляется  стремление проверить равенство  прав с взрослыми и общность  правил жизни, проявляя к взрослым  те требования, которые взрослые  предъявляют к ним. Сложность  ситуации в двойственности позиции  подростка. Он нуждается  одновременно  в проявлении самостоятельности,  как взрослый, и в опеке, как  ребенок. Для него крайне важно  чувство защищенности и безопасности.

Требования послушания, полного  подчинения взрослым ведут к выработке  умения приспособиться к другим людям, «подстраиваться» под их желания. Такие  подростки часто находят себе группу сверстников и полностью  подчиняются ее требованиям.

При снисходительном отношении  взрослых к проступкам детей, к невыполнению требований. Для подростков характерен либо демонстративный «отказ от взросления», либо негативизм в чистом виде.

Когда взрослые объясняют ребенку  причины удач и неудач, помогают добиться успеха, давая ему необходимые  знания, умения, подросток становится способен уделять внимание реальным проявлениям взрослости.

Подростки очень переживают конфронтацию, домашние скандалы. Но в целом период 11-12 лет достаточно благоприятен во взаимоотношениях взрослых и детей. Школьники открыты по отношению  к взрослым, доверяют им и ориентируются  на их нормы и ценности.

В 11 лет у школьников появляется потребность понять и узнать себя, появляется потребность в самооценке, но им очень трудно думать, а тем  более говорить о себе. В этом возрасте  отмечается быстрый рост негативного восприятия себя. В 12 лет  обе тенденции усиливаются. У  них наблюдаются колебания «Я - большой»  и «Я – маленький». Часто возникает «комплекс Золушки», т.е. переживая сильную неудовлетворенность  собой, подросток надеется на перерождение, благополучный исход.

Подростки очень чувствительны  к внешней оценке. Они как бы постоянно находятся на сцене, представляют, как выглядят со стороны. Школьники  остро хотят знать, что о них  думают  окружающие – сверстники и взрослые.

Когда учителя начинают объяснять  удачи подростка его способностями, а неудачи – недостатком усилий. Это способствует развитию самооценки.

Если постоянно подчеркивают неудачи  подростка, а успех объясняют  случайностью, формируется низкая самооценка.

Когда захваливают, – возникает  конфликт между очень высокими притязаниями и большой неуверенностью в себе. Такие подростки болезненно реагируют  на любые замечания, не могут правильно  отнестись к критике в свой адрес.

Чтобы исправить самооценку, нужно  помочь добиться успеха. Уверенность  в собственных способностях в  той или иной области способствует укреплению представлений подростка  о себе.

Важно сочетание демонстрации веры в способности ученика с объективной  оценкой его работы с четкими, развернутыми, понятными ему критериями.

Прямые разговоры о недостатках  подростка приводят к отрицательному результату. Он уже переживает отрицательные  черты своего характера, и прямое напоминание ему о них вызывает лишь аффективную вспышку.

Для этого возраста характерен пик  любознательности, но школьные интересы уступают свое место внеучебным. Чаще всего  подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья. Для  них характерна безоглядность увлечений. Часто случайный интерес приобретает  для подростка сверхценный характер.

Слушая громкую музыку,  подростки  ищут  спасение от неуверенности  и сумятицы чувств.

Нередко интересы быстро гаснут, столкнувшись с первыми трудностями, школьники  быстро разочаровываются в этой сфере  или в самом себе. Отсутствие интересов  может наблюдаться у подростков с ярко выраженной склонностью к  отказу от усилий. Часто они позже  попадают в асоциальные группы.

Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода  развития.

Бурный рост и созревание организма, происходящие психологические изменения  – все это отражается на функциональных состояниях подростка. 11-12 лет –  период повышенной активности, значительного  роста энергии. Но это и период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности.

В это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также  между детьми и взрослыми (эти  ссоры часто проходят в более  грубой и резкой форме, чем раньше).

Дети часто проявляют повышенную вспыльчивость. Для них характерно возрастание импульсивности, частая смена настроений, острое восприятие обид.

Обидчивость, плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроений наиболее характерны для девочек.

               У мальчиков возрастает двигательная  активность, они становятся более  шумными, суетливыми, неусидчивыми.

В 13-14 лет нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и ее падения, вплоть до внешнего полного  изнеможения. Усталость наступает  быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются  работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13-14 лет резко  увеличивается количество ошибочных  действий (у девочек в 12).

Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Выраженное падение  работоспособности вследствие выполнения однообразных действий у подростка  наблюдается через 8-10 мин.

С повышенной утомляемостью связано  явление “подростковой лени”. Причина  этого в усиленном росте, требующем  много сил и снижающем выносливость. Лучше давать  подростку отсроченные  поручения, чтобы он сам определял  время их выполнения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"