Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит 24 ответа на вопросы по дисциплине "Психология"

Работа состоит из  1 файл

Otvety_na_bilety_k_GOSam_pravki.docx

— 364.88 Кб (Скачать документ)

Происходящие в моторной сфере  изменения: новое соотношение роста  мышц и мышечной силы, изменение  пропорций тела – приводит к временным  нарушениям координации мелких и  крупных движений.

Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической  “глагольной речи”. С этим связаны  также определенные трудности письменной речи. В связи с особенностями  развития речи подростки часто замедленно реагируют на то, что им говорят.

Дети «группы риска»:

Дебюты психических заболеваний  у подростков:

Данная проблема приобретает особую актуальность в работе детского практического  психолога с детьми подросткового  возраста Особое внимание к душевному  здоровью подростков, а также к  своевременному выявлению и профилактике различных отклонений необходимо по трем причинам. Во-первых, морфологические  и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также  вызывают нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые  проявляются многие нервные и  психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений  дает подростку новый социальный опыт (причем отнюдь не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно.

Подростковый возраст, как показано во множестве исследований, является периодом начала многих психических  заболеваний — различных форм шизофрении, шизоаффективного психоза, маниакально-депрессивного психоза.

Чтобы понять, нужна ли подростку  консультация психиатра или психолог может обойтись своими силами, в  диагностике необходимо ответить на несколько вопросов.

Во-первых, нужно проследить, насколько резкими были данные изменения. Если в более раннем возрасте у подростка отчетливо прослеживались черты, заострившиеся в последнее время, и к тому же : Между его нынешним состоянием и социальной ситуацией развития  видна очевидная связь, то эти признаки свидетельствуют о более благоприятном варианте трудностей. Если личностные изменения слишком резки и не прослеживается никакой связи этих изменений с жизненной ситуацией — это менее благоприятный признак.

Вторым признаком, на который стоит  обратить внимание, является наличие/отсутствие так называемого продромального периода т. е. периода, предшествующего заболеванию, во время которого симптомы расстройства возникают как бы по нарастающей, начинаясь с соматовегетативных признаков — расстройств сна, аппетита, возникновения двигательного и эмоционального беспокойства, после чего появляются бред, галлюцинации и другие симптомы, характерные именно для тяжелых психических заболеваний. Разумеется, сами они тоже являются диагностически значимыми.

Третьим признаком, отличающим дебют  психического заболевания от других расстройств (например, неврозов), является критичность к своему состоянию и стремление избавиться от своих вновь возникших трудностей. Подростки с невротической симптоматикой всегда оценивают последнюю как нечто негативное, мешающее нормально жить, и стремятся от нее избавиться. При серьезных психических заболеваниях это не характерно.

Четвертым признаком является наличие специфических расстройств мышления и других психических функций. Они описаны в литературе и подробно изучаются в курсе патопсихологии. Поэтому при обследовании психолог должен провести патопсихологическую диагностику для выявления специфических расстройств мышления и других психических функций. Их отсутствие является благополучным признаком.

Если психолог пришел к выводу, что подростку нужна помощь психиатра, он может и должен также помогать ему своими силами. В частности, необходима консультативная работа с семьей.

Необходимо воздействовать и на обстановку в классе вокруг подростка, страдающего психическим заболеванием, чтобы по возможности минимизировать психотравмирующие моменты ситуации. Если психолог проводит тренинговые  занятия в классе, то при наличии  у него достаточных навыков ведения  такой работы в состав группы имеет  смысл включить и подростка с  душевным расстройством.

Подростки с акцентуациями  характера и психопатиями:

Проблема акцентуаций характера  и их отличия от психопатий является чрезвычайно актуальной в работе детского практического психолога  с подростками. В подростковом возрасте черты акцентуаций Характера  заостряются, что может по внешним  проявлениям напоминать картину  психопатий, а при наличии в  социальной ситуации развития подростка  психогенных факторов, адресующихся, по выражению А. Е. Личко, к «месту наименьшего сопротивления», характерному для данной акцентуации, могут привести к явлениям социальной дезадаптации и формированию личности по соответствующему Психопатическому типу.

Акцентуациями характера  называют крайние варианты нормы, при  которых отдельные черты характера  чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при  хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

При работе с акцентуированными  подростками, у которых отмечены явления дезадаптации, важнейшей  задачей для детского практического  психолога является распознавание  психогенных факторов, которые направлены на «место наименьшего сопротивления» и помощь в преодолении патогенного  влияния.

Диагностика акцентуаций  характера чаще всего проводится при помощи патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного А. Е. Личко. Важно помнить, что данная методика предназначена для работы с подростками не моложе 14 лет, а  также с юношами.

Как сильнейший психогенный  фактор клиницисты рассматривают неправильное семейное воспитание по определенному  типу.

Главной причиной неправильного  воспитания являются различные типы негармоничных семей. Семья как  источник психической траватизации изучена специалистами по семейной психотерапии, выделены различные типы негармоничных семей. Оказывая помощь подростку с акцентуацией характера, необходимо установить, не является Ли его семья негармоничной, и в  ходе работы с родителями попытаться смягчить, если невозможно устранить  полностью, психотравмирующие обстоятельства.

В отличие от акцентуаций  характера психопатии относятся  к пограничным вариантам аномалий личности. Все психопатии, выделяемые в литературе по психиатрии, имеют  свои «прообразы» в виде акцентуаций  характера. Однако между последними и психопатиями имеются качественные различия. Видные психиатры П. Б. Ганнушкин  и О. В. Кербиков определяли психопатии как тотальные (распространяющиеся на всю систему отношений индивида) и стабильные (устойчивые вне зависимости  от социальной ситуации) нарушения  социальной адаптации индивида. Этим критерием, помимо данных психодиагностики, можно пользоваться, отвечая на вопрос, страдает ли подросток психопатией  или его проблемы не выходят за рамки того, что можно наблюдать  при акцентуации характера.

Психолог, работающий в детском  учреждении, не должен (да и не имеет  права) ставить диагнозы типа «психопатия», а тем более разглашать такие  выводы. Однако если, по его наблюдениям, подросток страдает психопатией, следует  в тактичной форме порекомендовать  родителям обратиться на консультацию к детскому психиатру. Для помощи таким подросткам требуется работа с семьей (диагностика внутрисемейных отношений, типов воспитания, семейное консультирование) для того, чтобы  помочь родителям сделать семью  более гармоничной.

Употребление психоактивных  веществ и химическая зависимость  у подростков:

Данная проблема становится все  более актуальной и болезненной  в последнее десятилетие. Ранняя алкоголизация и наркотизация берут  свое начало именно в подростковом возрасте.

Прежде всего употребление психоактивных  веществ имеет свои социально-психологические  и возрастные аспекты.

Если это и происходит в подростковом возрасте, то скорее на рубеже отрочества и ранней юности. Формирование химической зависимости происходит в подростковом возрасте гораздо быстрее, поскольку, как отмечают физиологи, организм подростка  гораздо менее устойчив перед  психоактивными веществами, нежели организм взрослого.

Для семей таких подростков характерны некоторые типичные особенности. Прежде всего это чрезмерная жесткость  границы между родительской и  детской семейными подсистемами, проявляющаяся в отсутствии подлинного интереса к жизни подростков со стороны  родителей, стремлении «отвязаться» от детей при помощи подарков или  денег, неумении оказать эмоциональную  поддержку своим детям.

Такие особенности родительского  отношения и общения толкают  подростков в компании, где они  получают возможность «попробовать взрослой жизни».

Мотивом употребления психоактивных  веществ может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности  своего организма, что сочетается с  неуверенностью в себе и отсутствием  у подростка способов саморегуляции, позволяющих почувствовать себя свободно и комфортно.

Другим мотивом может быть ощущение подростками своей жизни как  серой скучной и эмоционально дискомфортной. Наркологи отмечают, что подростки нередко прибегают  к одурманивающим веществам как  своего рода лекарствам от подростковых депрессий.

Еще одним мотивом бывает нежелание  отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, токсических или наркотических  веществ.

В работе с такими подростками требуются  большой такт и огромная осторожность. Разглашение проблем подростка  категорически недопустимо.

Необходимо прежде всего установление доверительного контакта с психологом, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопасности. Возможно использование техник невербального  общения, направленных на формирование подсознательного доверия со стороны  подростка (это могут быть техники  присоединения к клиенту, разработанные  в эриксоновском гипнозе или  нейролингвистическом программировании).

Диагностика направлена прежде всего  на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из основных средств  диагностики является беседа, которая  должна быть хорошо продумана, чтобы  не оттолкнуть подростка от контакта.

В случае групповой зависимости усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку выйти из своей компании и найти не менее привлекательную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием.

При индивидуальной зависимости (в случае, если у подростка есть потребность в употреблении наркотических веществ независимо от того, в компании он или нет) желательно порекомендовать родителям проконсультировать подростка у нарколога.

В работе психолога с подростками  основной задачей становится психопрофилактика  наркотизации и алкоголизации, а  также психологическая помощь тем, кто пытается выйти из наркотизированных  или алкоголизированных компаний.

Важнейшая часть психопрофилактической  работы по предотвращению наркотизации и алкоголизации подростков —  консультирование родителей. Можно  выделить несколько направлений  в этой работе:

1) формирование мотивации участия  в консультировании;

2) развитие навыков общения с  подростками, удовлетворяющих «чувство  взрослости» и другие типичные  для возраста потребности;

3) развитие чувства компетентности  в общении и уверенности в  себе как родителе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Работа психолога  с лицами юношеского возраста. Проблемы личностного развития  на разных этапах юношеского  возраста. Временная перспектива  будущего и профессиональное  самоопределение. Юноши и девушки  «группы риска».

Проблемы личностного  развития на разных этапах раннего  юношеского возраста:

В современной системе образования  учащиеся, которые по психологическим  критериям относятся к раннему  юношескому возрасту, обучаются в  последнем, IX классе неполной средней школы и в двух (старших) классах полной средней школы — X и XI.

Выбор формы обучения и  образа жизни в юношеском возрасте:

Основная задача, которая в современной  школе стоит перед многими  учащимися выпускного класса неполной средней школы (в настоящее время  это IX класс), — принять решение о характере и форме дальнейшего образования.

Выпускнику неполной средней школы  подчас бывает непросто принять правильное решение, тем более что правильным может быть только такой выбор, который  в максимальной степени учитывает  индивидуальность того или иного  молодого человека. Не всегда целесообразно  пробиваться в престижную гимназию или идти туда, куда идут все твои друзья. Другим условием успешности выбора формы завершения среднего образования является включение задачи такого выбора в более широкий контекст личностного развития, который учитывает далекие жизненные перспективы. Наконец, принципиально важно, чтобы подобное решение было принято девятиклассником самостоятельно.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"