Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:47, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы состоит в изучении системы управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово, а также в проведении социально-психологической диагностики коллектива МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить систему менеджмента, маркетинга, экономику, организацию деятельности МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить существующую систему управления персоналом, систему мотивации, эффективность работы персонала;
рассмотреть основные моменты психологии личности и стиль руководства МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить применяемые подходы в разрешении конфликтных ситуации в коллективе МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
провести анализ социально-психологического климата в коллективе;
разработать программу оптимизации бесконфликтного управления в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.

Содержание

Введение
Раздел 1. Анализ системы менеджмента в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 2. Экономическая система МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 3. Анализ системы маркетинга МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 4. Программа социально-психологической диагностики персонала.
Раздел 5. Мотивация и эффективность работы персонала.
Раздел 6. Психология личности и стиль управления.
Раздел 7. Психология управленческого общения и разрешения конфликтов в коллективе
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 8. Организационное поведение типовых групп в
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 9. Анализ социально-психологического климата в коллективе.
Раздел 10. Психология развития человеческих ресурсов.
Раздел 11. Математические методы в обработке результатов исследования
Раздел 12. Программа оптимизации СИК и уровня конфликтов в образовательном учреждении.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Диплом Ирина_последний вариант.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

В школе имеется  ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные. К ним относятся: кинопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, DVD-системы, акустическая система, цифровое пианино, компьютеры.

В таблице №1 наглядно показан расчет выполнения норматива наполняемости классов и использования помещений. В 7, 8 и 9 классов средняя наполняемость превышает норматив.

Таблица №1

Сеть  и контингент МБОУ СОШ №11 г. Павлово

на 01.09.2011 г.(2011-2012 учебный год)

Классы 

Количество  классов

Количество  учащихся

средняя наполняемость

1

2

50

25

2

3

80

26,7

3

3

81

27

4

2

56

28

5

2

62

31

6

2

56

27

7

2

60

30

8

3

76

25,3

9

2

59

29,5

10

1

20

20

11

1

26

26

итого по школе

23

626

27,2


 

Средняя наполняемость  классов по школе должна быть 25 человек. Выше нормы наполняемости повлечет за собой не выполнения нормативов по количеству классных комнат. В некоторых параллелях увеличенное количество учащихся в классе объясняется обучением в школе воспитанников Павловского санаторного детского дома, которым школа не может отказать в обучение, так как детский дом расположен в микрорайоне школы, и это будет нарушение закона об образовании и Устава школы.

Школа работает в две смены, после занятий  проводятся занятия групп продленного  дня с 1 по 6 классы. Общая численность кабинетов и учащихся позволяет использовать проектную мощность школы по максимуму, не нагружая детей занятиями.

Школа работает в режиме 6-дневной учебной недели со 2 по 11 класс, 1 классы - в режиме 5- дневки.

Расписание  уроков соответствует санитарно-гигиеническим нормам, перегрузки у учащихся нет. После занятий, через положенные промежутки времени проводятся факультативные, индивидуально-групповые и кружковые занятия. В школе очень развита система дополнительного образования. На базе школы работают филиалы музыкальной и художественной школы. Осуществляются программы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Школа является участником областного эксперимента по становлению гражданско-патриотического воспитания.

Начиная с 2008 года был полностью обновлен компьютерный класс, в настоящий момент состоящий только и современных ПК 4 и 5 поколения. Большинство учебных кабинетов снабжены компьютерами для наглядности и удобства образовательного процесса.

В 2004 году было произведено подключение к сети Интернет. В 2007 году была проведена локальная сеть, в 2010 году был произведен капитальный ремонт и расширение локальной сети в школе, что позволяет оптимизировать работу учителей и администрации.

Информатика в  школе преподается со 2 класса как отдельный предмет. Эксперимент по вводу информатики как самостоятельного предмета был произведен в 2008 году и за время реализации показал свою продуктивность и обоснованность. Сейчас курс информатики идет со 2 по 11 класс с использованием пропедевтических образовательных программ.

Сложное положение  зафиксировано по эксплуатации спортивного  зала. Спортивный зал имеет площадь 3471,1 кв.м. по нормативам предназначен для  занятия одного класса. В спортивном зале занимается, иногда по 2 класса. На территории школьного двора расположены две спортивные площадки, яма для прыжков. Анализируя это можно сделать вывод, эти все сооружения не обеспечивают выполнения нормативов для занятий физической культурой.

Для организации  питания в школе имеется столовая и буфет. Площадь столовой 124 кв.м. число посадочных мест на 74 человека. Численность обучающихся, пользующихся организованным питанием 390 учащихся  (обучается 75 воспитанников детского дома), из которых 190 получают горячее питание в группах продленного дня..

Всего обеспечено питанием 75%.

В школе есть библиотека, которая обеспечивает учебный  процесс на 100 процентов учебной  и методической литературой, а также  справочными, художественными ресурсами.

Библиотека  на начало учебного 2012-13 г. была полностью  укомплектована.

В 2005 году библиотека приобрела оргтехнику (ксерокс, принтер). В читательском зале установлен телевизор, для просмотра учебного материала.

Управление  школой осуществляется через проектно-матричную  структуру. Использование матричной  структуры управления позволяет школе избегать выбора одного основополагающего направления для построения своей деятельности.

 Поэтому  в школе с одинаковой успешностью  развиваются такие направления,  как гражданско-патриотическое образование,  научно-исследовательская работа педагогов и учащихся, система профессиональной подготовки. Матричная организация школы конструируется, прежде всего, путем дифференциации двух направлений деятельности: преподавания и управления. Преподавание основывается на удовлетворении различных потребностей и интересов учащихся. Поэтому граница между предметами размывается, отсюда возникает необходимость в соответствующей координации между учителями – предметниками. Оптимальны вариантом для школы, деятельность которой была направлена на совершенствование образования на основе интеграции, было создание следующих структурных подразделений.

С целью выстраивания межпредметных связей и повышения  управленческой культуры линейных руководителей  создано 4 предметных объединения педагогов:

  • 2 МО (учителей математики и учителей начальных классов);
  • 2 творческие лаборатории (лаборатория гуманитарных дисциплин и лаборатория дисциплин естественнонаучного цикла).

      В структуру входят также временные  творческие группы, создаваемые  под целевые проекты и программы:

    • «Одаренные дети»;
    • «Разработка и введение единого орфографического режима в ОУ»;
    • «Формирование общеучебных умений  школьников»;
    • «Использование воспитательного потенциала урока.

Такая кооперация преподавательского и управленческого  подразделений позволила привести к более или менее интегрированному подходу к преподаванию и управлению и справиться с тремя организационными функциями: управлением гибкими комбинациями образовательных процессов (временными творческими группами); управление комплексными образовательными процессами (реализацией целевых программ, проектов); владение новыми информационными технологиями.

  В структуре  управления школы предусмотрены  и проводятся организационно-управленческие  мероприятия  по работе со  всеми категориями сотрудников  школы: общее стратегическое руководство осуществляется через педагогический совет (проводится 2-3 раза в год) и совещание при директоре; совещание при завуче, заседание научно-методического совета.

В связи с  этим все  больше заявляет о себе педагогическая инноватика, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой (для конкретной школы) практики образования. В настоящее время школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Перспективная цель работы школы связана с переходом из режима функционирования в режим развития. Квалификационная подготовка кадров должна обеспечивать возможность эффективной работы развивающейся школы.

Для проведения оценки непосредственно образовательной  среды школы и ближайшего социума  в западноевропейском стратегическом менеджменте используют технологию SWOT-анализа – анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Чаще всего он используется для разработки стратегии поведения фирмы. Однако, поскольку в общем виде SWOT-анализ не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям для построения стратегий в самых различных областях деятельности[24, с.42-45].

Таблица №2

Результаты SWOT-анализа МБОУ СОШ  № 11

Сильные стороны

Слабые  стороны

Сплоченность  и работоспособность коллектива

Преобладание  в коллективе традиционных устаревших подходов к образовательному процессу

Высокий авторитет  директора в школе

Низкая мотивация  школьников к учебному труду

Возможности

Угрозы (ограничения)

В результатах  образовательного процесса заинтересованы родители и органы местного самоуправления

Разница в оплате труда может привести к оттоку ряда педагогов в школы с большим  количеством учащихся

В результатах  взаимодействия заинтересованы учреждения дополнительного образования района

Асоциальные группировки могут оказывать негативное влияние на школьников


 

Разрабатывая  программу развития школы, целесообразно:

  • определить достоинства и недостатки (сильные и слабые стороны) ее образовательного процесса относительно выполнения миссии (высшего предназначения) или цели, зафиксированной в уставе;
  • оценить обстановку, ближайшее социальное окружение, в котором работает (будет работать) школа; постараться определить, какие возможности есть у школы, и каких угроз ей следует опасаться.

Таблица № 3

Матрица STEP- анализа внешней среды организации

Факторы внешней среды

(глобальные  проблемы)

Краткая характеристика вариантов развития экономики

Пессимистичный

Реалистичный

Оптимистичный

1. Социальные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы внешней среды

(глобальные проблемы)

К 2015 году (от начала 90-х + 25 лет) снова ожидается резкое снижение рождаемости, т.е. повторение демографической ситуации

Отрицательный естественный прирост (смертность превышает  рождаемость)

2007 г – ЕП  – 6, 2

К 2015 году повышение  рождаемости, связанное с проведением государством демографической политики ( «Материнский капитал» и т.д.)

Затяжной экономический  кризис станет причиной тяжелого материального  положения тысяч нижегородцев

Низкий уровень  благосостояния людей, низкий уровень жизни.

К 2015 году кризис закончится, люди станут жить лучше

Затяжной кризис повлияет на перераспределение социальных слоев населения, еще более увеличится разница между доходами «богатых»  и «бедных»

Большая часть  населения – «бедные»; понятие  «средний класс» для нашей страны довольно размытое, к данной категории относится очень малое количество людей; «богатые» - от 1 до 3 %

К 2015 году, при  грамотной политике государства, уменьшится разрыв между «богатыми» и «бедными»

Исчезновение  населенных пунктов

Отток населения  из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Европейского Севера (низкая заработная плата), переезд в наш  регион

Миграция из села в город (безработица)

К 2015 г. произойдет увеличение заработной платы, жилищно-бытовых  условий людей , проживающих в отдаленных районах России.

Восстановление  с/ хозяйства

Размещение  «грязных производств»

Неблагоприятная экологическая обстановка (шумовое, пылевое загрязнение)

К 2015 году особое внимание будет уделяться экологическим  проблемам

Краткая характеристика вариантов развития экономики

Пессимистичный

Реалистичный

Оптимистичный

 

Полное закрытие детских и медицинских учреждений в сельской местности. Как следствие- исчезновение села.

Приостановление деятельности малокомплектных школ.

Профильные  классы в сельских школах

2. Технологические

Приостановление деятельности коммерческих образовательных  учреждений

Достаточное количество ВУЗов и СУЗов для подготовки специалистов в различных отраслях хозяйства

К 2015 году высшее образование доступно для выпускников, показавших высокие результаты ЕГЭ

Отсутствие  финансовой поддержки прикладной науки  со стороны государства

Недостаточное финансирование НИИ и ОКР

К 2015 году масштабное развитие атомной отрасли, строительство  в регионе атомных станций

3. Экономические

Борьба с  высоким уровнем инфляции путем  повышения ставки налогов

Борьба с  инфляцией путем изменения ставки налогов, изменения нормы резервирования процентной ставки

К 2015 году отмена ЕСН;

Достижение  инфляции уровня «мягкой» 3-5 % в год

Ожидается дефицит госбюджеты в 2 трл. руб

Финансовый  кризис носит глубокий социально-экономич.характер

Антикризисная программа в 10 трл. руб

4. Политические

Враждебная  международная обстановка со стороны  мировых центров (США)

Тенденции к  нестабильной международной обстановке (Политический союз Грузии и США направлен против России)

Благоприятная международная обстановка


 
По результатам STEP и SWOT-анализов необходимо ответить на главные вопросы:

  • какие сильные стороны образовательного процесса школы должны быть усилены еще больше за проектируемый период;
  • какие слабые стороны надо преодолеть, компенсировать;
  • что нужно сделать для сохранения и усиления внешних возможностей;
  • как противостоять внешним угрозам.

 

Для того, чтобы отразить реальную картину функционирования образовательного учреждения МБОУ СОШ № 11, необходимо изучить, проанализировать все системы школы в непосредственной взаимосвязи друг с другом, как единого механизма, так как ни один процесс не может происходить сам по себе.

Выводы: в результате изучения системы менеджмента МБОУ СОШ № 11 сформировались следующие основные выводы:

    • под понятием  «менеджмент»  понимается  наука  об управлении, теория и практика управления в социальных организациях,  т.е.  в организациях людей;
    • современный подход к организации системы менеджмента (управления) можно охарактеризовать следующими понятиями: ориентация на потребителя, предпринимательский подход, маркетинговая концепция управления и инновационный подход в управлении и т.д.;
  • инновационный процесс развития школы представляет собой, в первую очередь, как содержание социально-экономического развития учреждения, определяемое объективными закономерностями. Выявление закономерностей установления социально-психологического климата в коллективе учреждения в условиях рыночной экономики и разработка новых принципов, обеспечивающих целенаправленность развития, составляют одну из главных особенностей рассматриваемой темы дипломного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Экономическая система МБОУ СОШ  № 11 г. Павлово

 

Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

 Рынок  - это сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Информация о работе Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово