Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:47, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы состоит в изучении системы управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово, а также в проведении социально-психологической диагностики коллектива МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить систему менеджмента, маркетинга, экономику, организацию деятельности МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить существующую систему управления персоналом, систему мотивации, эффективность работы персонала;
рассмотреть основные моменты психологии личности и стиль руководства МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
изучить применяемые подходы в разрешении конфликтных ситуации в коллективе МБОУ СОШ № 11 г. Павлово;
провести анализ социально-психологического климата в коллективе;
разработать программу оптимизации бесконфликтного управления в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово.

Содержание

Введение
Раздел 1. Анализ системы менеджмента в МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 2. Экономическая система МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 3. Анализ системы маркетинга МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 4. Программа социально-психологической диагностики персонала.
Раздел 5. Мотивация и эффективность работы персонала.
Раздел 6. Психология личности и стиль управления.
Раздел 7. Психология управленческого общения и разрешения конфликтов в коллективе
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 8. Организационное поведение типовых групп в
МБОУ СОШ № 11 г. Павлово
Раздел 9. Анализ социально-психологического климата в коллективе.
Раздел 10. Психология развития человеческих ресурсов.
Раздел 11. Математические методы в обработке результатов исследования
Раздел 12. Программа оптимизации СИК и уровня конфликтов в образовательном учреждении.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Работа состоит из  1 файл

Диплом Ирина_последний вариант.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

Так как в МБОУ МОШ № 11 выделенной службы маркетинга нет, то задачи по построению системы маркетинга в школе  выполняет педагогический совет во главе с директором школы. Главная задача, выполняемая в рамках системы маркетинга - эффективная координация действий внутренней и внешней среды в целях удовлетворения потребностей непосредственных и косвенных потребителей образовательных услуг данного образовательного учреждения. Любая маркетинговая деятельность будет эффективной только в том случае, если это не разовые действия, а целостная система мер и воздействий, нацеленная на необходимое преобразование конкретной рыночной ситуации.

Маркетинг позволяет  ответить на следующие вопросы. Кто является покупателем и потребителем товаров (услуг) производителя? Кто может стать потенциальным покупателем? Где проживают, учатся, работают покупатели товаров (услуг)? Почему они их покупают? Может ли производитель предложить те услуги, которые потребители желают получить в нужном месте, в удобное время и в необходимом количестве?

Основными функциями маркетинга в образовании являются: анализ, планирование, реализация и контроль маркетинговой деятельности по выявлению, созданию, внедрению и продвижению образовательных услуг и продуктов, на основе комплексного изучения потребностей в получении образования, рынка предоставляемых образовательных услуг и рынка труда.

Для реализации этих функций МБОУ МОШ № 11 проводит следующие мероприятия:

  • мониторинг рынка труда;
  • исследование рынка образовательных услуг;
  • формирование и определение потребностей в образовательных услугах;
  • продвижение на рынок образовательных продуктов;
  • информационное сопровождение потребителей образовательных продуктов и услуг;
  • формирование маркетинговой стратегии образовательного учреждения

Естественно, что  маркетинговая деятельность для  школы, в отличие, например, от вуза или техникума, обладает своей спецификой. Но, прежде чем рассматривать конкретное содержание маркетинговой деятельности общеобразовательного учреждения, обсудим ряд особенностей сложившейся ситуации, без учета которых невозможно планировать и осуществлять эту деятельность. Среди таких особенностей:

– специфика  образовательных услуг, так как  именно они выступают основным объектом образовательного маркетинга;

– положение  дел на рынке образовательных  услуг, которое определяет ограничения  и возможности для проведения маркетинга;

– существующая практика работы школы и муниципалитета с потребителями своих услуг  как «базовый срез», позволяющий  строить дальнейшую стратегию развития;

– образ желаемого  состояния, который определяет направление  дальнейшей деятельности школы и  муниципалитета, стратегию и тактику  их поведения на рынке.

В контексте  данной сферы необходимо рассматривать образовательную услугу как процесс обеспечения «овладения обучающимися тем или иным уровнем подготовки к различным видам деятельности». Образовательная услуга (сокращенно ОУ) чаще всего предоставляется путем реализации образовательной программы определенного уровня. При этом она обладает следующей спецификой:

1. ОУ не имеет  материального воплощения, она неосязаема. Ее результат заключен в ученике  и не проявляется сразу. Чтобы  убедить клиента приобрести конкретную  услугу, необходимо уметь наглядно  представить наиболее важные  ее параметры. В качестве примеров можно назвать учебные программы, учебные пособия и методические материалы, лицензии и сертификаты, информацию о формах и, что очень важно, условиях оказания услуг, ожидаемые результаты обучения.

2. ОУ неотделима  от субъектов (конкретных работников), услугу оказывающих. Замена учителя может существенно повлиять на процесс и результат оказания услуги, а следовательно, и на спрос. Поэтому руководитель должен уделять серьезное внимание вопросу профессиональной подготовки и повышения квалификации своих кадров.

3. ОУ неотделима  от ее потребителей. Итоговый  результат обучения зависит не  только от педагога, но и от  самого обучаемого. Определить реальный  вклад каждой стороны нелегко.  Именно поэтому на практике  так часто можно услышать взаимные  упреки: «ваша школа не смогла научить моего ребенка» и «ваш ребенок совершенно не прикладывает никаких усилий». Производитель услуги должен предоставить клиентам информацию о требованиях к результатам деятельности самого обучаемого.

4. ОУ непостоянна  по качеству. Это качество может быть различным даже у одного производителя, все зависит от времени и места предоставления услуг, состояния субъектов образовательного процесса. Причина состоит в том, что крайне трудно жестко определить стандарты на процессы оказания услуг и так же трудно их придерживаться. Здесь может помочь создание системы контроля качества, хотя это очень непростая для школы и муниципалитета деятельность.

5. ОУ несохраняема (недолговечна). Во-первых, услугу нельзя  создать и оставить на сохранение  в ожидании спроса. Здесь может помочь сохранение необходимой учебной информации на материальных носителях. При возникновении спроса эта информация может быть сразу использована. Во-вторых, полученная ранее информация забывается и устаревает.  
В-третьих, отсутствие на занятиях учителя или ученика не позволяет полноценно компенсировать соответствующие потери в отведенное программой время. В двух последних случаях следует позаботиться о дополнительном сервисном сопровождении данной ОУ, понимая, что это уже другая услуга.

6. ОУ стационарна.  В основе своей она привязана  к месту расположения образовательного  учреждения и довольно редко  выходит за его стены.

В рамках рассматриваемого вопроса было бы целесообразно дать сравнительную характеристику существующей практики работы школы и ее желаемого состояния в вопросе маркетинговой деятельности (Таблица №4). Это поможет увидеть разрыв, который предстоит преодолеть школе при переходе от статичной ориентации (произвожу то, что могу) к динамичной, рыночной ориентации (произвожу то, что требуется потребителю).

Таблица №4

Сравнительная характеристика существующей практики работы школы и его желаемого  состояния.

Реальная  ситуация

Желаемая  ситуация

  1. Оказываются только те услуги, которые традиционны для школы или которые возложены на него руководящими органами.
  2. Ассортимент ОУ весьма узок, традиционен, медленно обновляется. Сами образовательные технологии оказываемых ОУ негибки, трудно перестраиваемы.
  3. Цены на оказываемые ОУ (в т.ч. размеры бюджетного финансирования) формируются исходя из нормативов затрат, утвержденных вышестоящими органами. Понятие прибыли практически отсутствует.
  4. Реклама, PR и другие формы коммуникаций с потребителями и возможными партнерами по продвижению ОУ не развиты.
  5. Директор школы – специалист определенного профиля подготовки, чаще всего не имеющий потенциала, опыта и даже желания работать в рыночном русле.
  6. Целевые и систематические исследования потребностей и особенностей конкретных групп потенциальных потребителей ОУ не проводятся.
  7. Функции коммерческой деятельности школы не находятся в числе приоритетных. Их реализацию пытается отслеживать либо сам директор, либо сотрудник, не имеющий соответствующей подготовки и необходимого опыта.
  1. Оказываются в основном те ОУ, которые пользуются спросом. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы школы.
  2. Ассортимент ОУ достаточно разнообразен и интенсивно обновляется с учетом требований клиентов и общества. Соответственно технологии оказания ОУ гибки, легко переналаживаемы.
  3. Цены на ОУ формируются под значительным воздействием рынка, действующих на нем конкурентов, величины платежеспособного спроса.
  4. Коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей ОУ, на возможных партнеров.
  5. В руководстве образовательного учреждения стратегические решения готовятся и принимаются людьми компетентными в конъюнктуре образовательных услуг, в вопросах рыночной экономики.
  6. Систематически проводятся исследования, связанные с изучением потребностей, с изучением конъюнктуры рынка ОУ соответствующего профиля.
  7. В организационной структуре имеются сотрудники, выполняющие функции маркетолога и несущие ответственность за коммерческие успехи и имидж школы.

 

Под маркетинговыми коммуникациями понимается управление процессом продвижения товаров и услуг на всех этапах: перед продажей, в момент покупки, во время и по завершении процесса потребления. Системы маркетинговых коммуникаций должны разрабатываться индивидуально для каждого целевого рыночного сегмента и содержать в себе не только механизмы передачи информации для целевой аудитории покупателей, но и функции обратной связи покупателя с продавцом товаров и услуг.

Определение и анализ целевой аудитории.  Аудитория может быть представлена отдельными группами лиц, потенциальными покупателями, потребителями, избирателями и т. д. Попытки донести информацию о продуктах и услугах до максимально большой аудитории приводят к необходимости составления универсального сообщения, не учитывающего особенностей тех или иных групп потребителей и, тем самым, могут оказаться неэффективными. 

Определение целей коммуникации.  Маркетинговую кампанию можно считать успешной только в том случае, если она в значительной степени достигла поставленных перед ней целей. 

Принятие  решения о средствах продвижения. Под средством продвижения подразумевается способ донесения информационного сообщения до целевой аудитории. Под основными средствами продвижения понимается: реклама, Public Relations (PR, Связи с общественностью), стимулирование сбыта (к средствам стимулирования сбыта относятся распродажи, скидки, лотереи и т. д.), личные продажи и прямой маркетинг (личные продажи подразумевают под собой организацию тесного личного контакта менеджера по продажам с потребителем и являются особенно эффективными на последних стадиях процесса покупки).  

  Выбор каналов передачи сообщения: обычно выделяют два принципиально разных типа каналов: личные и неличные. К личным каналам коммуникации относятся выставки, семинары-презентации, пресс-конференции, а также передача продукта на апробацию группам экспертов из соответствующих областей. Использование личных каналов коммуникации обычно имеет своей целью получение благоприятных отзывов экспертов, а также появления доброй молвы о продукте в профильных кругах, что часто становится первым этапом успешного выхода на целевой рынок. Неличные каналы коммуникации передают обращение без личного участия и включают в себя СМИ, интерьеры и специальные мероприятия. К средствам массовой информации относятся газеты, журналы, средства телевизионного и радиовещания, публикации в Интернет, прямые адресные рассылки и т. д. Под интерьерами подразумеваются элементы окружающей среды, подталкивающие потребителя к покупке товара или услуги

Выбор канала коммуникаций обычно зависит от особенностей целевой аудитории, формата сообщения и финансовых возможностей.

В процессе решения  задач, которые ставят перед собой  педагоги в области маркетинговой  деятельности общеобразовательного учреждения, проводятся следующие мероприятия:

    • Анализ возможностей школы (при анализе внутренней среды необходимо изучить возможности школы, позволяющие гибко реагировать на возникающие потребности);
    • Анализ окружающей образовательной среды (анализ внешней среды позволяет выявить условия, которые могут способствовать или, наоборот, противодействовать реализации образовательных услуг);
    • Изучение структуры спроса и определение потенциальных потребителей (реализация данной функции возможна через организацию и проведение маркетинговых исследований, в рамках которых выясняется: степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг; кто и какие новые услуги хотел бы получать; уровень и структура спроса.);
    • Формирование спроса и стимулирование сбыта ОУ (очень важно уметь своевременно предложить потребителю услугу, о которой он и не подозревал.);
    • Информационное сопровождение реальных и потенциальных потребителей (необходимо наладить систему своевременного информирования существующих и потенциальных потребителей о предоставляемых и планируемых школой услугах, их качестве и возможностях, а также об условиях получения ОУ и их сопровождении.)

Для эффективного функционирования образовательного учреждения необходимы изменения в управлении школой.

Директор школы  совместно с педагогическим советом  разработали свод золотых правил поведения руководителя, которые непосредственно смогут повлиять на повышение эффективности деятельности всего учреждения:

  1. уметь определять важность, очередность и последовательность выполняемых задач, выделять главное.
  2. не поручать другим самые существенные судьбоносные вопросы, от решения которых зависит будущее, решать эти вопросы самому.
  3. быть требовательным по отношению к подчиненным и к самому себе. Не допускать безответственности.
  4. действовать быстро и решительно в тех случаях, когда промедление смерти подобно.
  5. быть хорошо информированным по тем вопросам, которые входят в компетенцию руководителей.
  6. не заниматься мелкими и второстепенными делами, которые надлежит передавать и доверять исполнителям.
  7. действовать только в рамках достижимого, возможного, реального, избегать слишком рискованных и тем более авантюрных действий.
  8. уметь проигрывать, отступать, уступать в ситуациях, когда это неизбежно.
  9. быть справедливым, честным, последовательным и твердым в своих действиях.
  10. находить удовольствие в работе, уважать и любить ее.

Информация о работе Система управления социально-психологическим климатом МБОУ СОШ № 11 г. Павлово