Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: определить связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Задачи данной работы:
1) изучение сущности ценностных ориентаций личности;
2) изучение роли ценностных ориентаций в структуре личности;
3) рассмотрение динамики ценностных ориентаций в процессе развития личности;
4) изучение сущности карьерных ориентаций;
5) рассмотрение связи между ценностными и карьерными ориентациями.

Содержание

Введение ......................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций личности ....... 6
1.1. Теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях
личности ............................................................................................................. 6
1.2. Система ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и
ее развитии ...................................................................................................... 11
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности ........... 16
Глава II. Карьерные ориентации как составляющая системы ценностей личности ........................................................................................................................................ 18
2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности ................................. 18
2.2. Духовные и материальные ценности ............................................................. 22
2.3. Карьерные ориентации .................................................................................... 23
Глава III. Связь ценностных и карьерных ориентаций ............................................ 28
3.1. Цели и задачи исследования ........................................................................... 28
3.2. Методы исследования ..................................................................................... 29
3.3. Описание результатов исследования ............................................................. 30
3.4. Обсуждение результатов исследования ........................................................ 33
3.5. Выводы ............................................................................................................. 37
Заключение ................................................................................................................... 40
Список использованной литературы ......................................................................... 43
Приложение 1 ............................................................................................................... 44
Приложение 2 ............................................................................................................... 50
Приложение 3 ............................................................................................................... 53
Приложение 4 ...............................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Ценностные ориентациии особенности построения карьеры..doc

— 542.50 Кб (Скачать документ)

Министерство Финансов Российской Федерации

Всероссийская Государственная  Налоговая Академия


 

Факультет кадрового  управления

Кафедра психологии управления

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Психология менеджмента»

на тему:

 

«Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры».

 

 

 

Выполнила: студентка  группы КО-401

Лондаридзе И.М.

Научный руководитель:

кандидат психологических  наук,

доцент

Мохов В.А.

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение ......................................................................................................................... 3

Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций личности ....... 6

     1.1. Теоретические   представления  о  ценностях   и   ценностных   ориентациях 

            личности ............................................................................................................. 6

     1.2. Система  ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и

             ее развитии ...................................................................................................... 11

     1.3. Динамика ценностных  ориентаций в процессе развития  личности ........... 16

Глава II. Карьерные ориентации как составляющая системы ценностей личности    ........................................................................................................................................ 18

     2.1. Типология систем  ценностных ориентаций личности ................................. 18

     2.2. Духовные и материальные  ценности ............................................................. 22

     2.3. Карьерные ориентации .................................................................................... 23

Глава III. Связь ценностных и карьерных ориентаций ............................................ 28

     3.1. Цели и задачи  исследования ........................................................................... 28    

     3.2. Методы  исследования ..................................................................................... 29

     3.3. Описание  результатов исследования ............................................................. 30

     3.4. Обсуждение результатов исследования ........................................................ 33

     3.5. Выводы ............................................................................................................. 37

Заключение ................................................................................................................... 40

Список использованной литературы ......................................................................... 43

Приложение 1 ............................................................................................................... 44

Приложение 2 ............................................................................................................... 50

Приложение 3 ............................................................................................................... 53

Приложение 4 ............................................................................................................... 57

Приложение 5 ............................................................................................................... 60

Приложение 6 ............................................................................................................... 61

Приложение 7 ............................................................................................................... 62

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

     В настоящее  время проблемы морали и нравственности, человеческих ценностей стоят не на последнем месте. Мы можем видеть, что люди принимают более «деловой» образ жизни. Все больше людей стремятся добиться и приобрести как можно больше материальных благ, стремятся сделать карьеру. Но у всего есть обратная сторона. Стремясь к внешнему благополучию, можно забыть о простых взаимоотношениях между людьми; взаимоотношениях, которые представляют собой не сотрудничество и партнерство, а взаимодействие, основанное на интересах, личном общении, схожем мировоззрении.

     И в определенные  моменты времени своей жизни  каждый человек сталкивается  с вопросом, что для него важно,  какие у него приоритеты, какими  принципами ему руководствоваться,  что будет для него правильно,  а что нет. Если первые ценностные ориентиры могут формироваться в достаточно раннем возрасте, то в последующем, на протяжении всей жизни, эти ориентиры могут меняться. Что сегодня считалось верным, завтра уже будет казаться абсурдным. Считается, что формирование и преобразование смысложизненных ориентаций красной нитью проходит через всю жизнь человека, от рождения до старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными особенностями и средовыми факторами (Чудновский В. Э., 2005).   

     Упоминая  средовые факторы, здесь возникает еще один вопрос: от чего отталкиваться при выборе своей жизненной позиции: от воспитания, от социальных норм? На чем должен основываться человек, выбирая себе жизненные приоритеты? Допустим, какой-либо человек хочет жить обеспеченно, что в настоящее время, в принципе, не ново; но путь к этому может быть достаточно долог, а всего хочется сразу. Соответственно, это может привести к асоциальному поведению. Мы приходим к противоречию: с одной стороны, общество приветствует успешных людей, а с другой стороны, путь этот долог, и, может быть не всегда доступным, например, в маленьких городах.

     С другой  стороны, совершая  асоциальные  поступки, человек  придерживается

своих ценностей, в данном случае, материальных. Но тогда не достигаются  ценности общества в безопасности, стабильности. Еще одно противоречие.

     Если посмотреть  еще с одной стороны, то можно  ли в данном случае материальные  ценности вообще назвать ценностями? Ведь в основе ценностей лежит  мораль и нравственность. Как  пишет А.И Титаренко, ценностные ориентации – это устойчивые  образования ("единицы") морального сознания, основные его идеи, понятия, выражающие суть нравственного смысла человеческой жизни (Антилогова Л.Н., 2002). Выражают суть нравственного смысла. А если человек идет на преступления для достижения материальных ценностей, тогда можно ли их вообще назвать ценностями. Ценности – единицы именно морального сознания.

     Но все  же, как бы не говорилось, материальные  блага тоже имеют ценность. Остается  только выбирать, каким путем  этого добиваться. Что будет первично: материальное или духовное. Можно ведь жить и при среднем достатке, а при этом чувствовать себя вполне счастливым. Может, потому что у таких людей на первом месте стоит ценность общения или спокойной, стабильной жизни?

     Таким образом, тема настоящей курсовой работы очень актуальна; развитие ценностных ориентаций – одна из наиболее важных проблем человеческого существования. Если посмотреть шире, она связана с проблемой судьбы человека, благополучия его жизни и деятельности, морального и эмоционального удовлетворения ими.

     В данной  работе мы рассмотрим системы  ценностных ориентаций людей  уже в периоде средней взрослости. Каковы они, эти системы, когда  люди уже прожили не мало  и много что увидели, почувствовали,  испытали?

          Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что теоретические основы помогут разобраться, чем, по сути, являются ценности и ценностные ориентации. А главное, обратят внимание на то, что исследуемое явление очень многосторонне и следует смотреть на него достаточно широко, не забывая, что оно всегда связано и с другими понятиями, факторами (личностными, средовыми); а также всегда носит индивидуальный характер.

     Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты эмпирического исследования, как вариант, можно использовать в качестве материала для создания мотивирующих факторов для сотрудников организаций; другой вариант – для пересмотра рабочего состава: а точнее, можно выяснить, схожи ли жизненные принципы сотрудников с принципами организаций. Ну и для самих испытуемых полезно узнать и, возможно, даже осознать, что ими движет. Вероятно, необходимо что-то и пересмотреть.

     Таким образом,  выделим:

Цель данной работы: определить связи между ценностными и карьерными ориентациями.

Задачи данной работы:

1) изучение сущности  ценностных ориентаций личности;

2) изучение роли ценностных  ориентаций в структуре личности;

3) рассмотрение динамики  ценностных ориентаций в процессе  развития личности;

4) изучение сущности  карьерных ориентаций;

5) рассмотрение связи  между ценностными и карьерными  ориентациями.

Объект данной работы: ценностно-смысловая сфера личности.

Предмет данной работы: ценностные   ориентации   и   их   связь   с   карьерными    ориентациями личности.

Гипотеза данной работы (теоретическая): существуют связи между карьерными и ценностными ориентациями личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ.

 

1.1. Теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях личности.

 

     Ценности  и ценностные ориентации с  давних времен являются объектом  изучения, в частности таких наук, как: философия, этика, социология, психология. Данные области знания  существуют и развиваются с  давних времен. Соответственно и  ценности стали объектом изучения достаточно давно, и в разное время представление о них было разное. Рассмотрим некоторые из них.

     Сократ  считал, что основными жизненными  ценностями являются благо, добродетель  и красота. По его мнению, знание, достигаемое посредством определения этих основных ценностей, лежит в основе нравственного поведения.

     Аристотель  же рассматривал отдельные виды  благ и впервые ввел понятие  «ценимое». Он выделял ценимые  («божественные», такие как душа, ум) и хвалимые блага (оцененные,  вызывающие похвалу). А также – блага-возможности (власть, богатство, сила). Эти ценности могут использоваться как для добра, так и для зла. Высшим же благом являются добродетели, т. е, этические ценности (они находятся в душе). К ним относятся мудрость, сообразительность, рассудительность, щедрость и благоразумие.

     Диоген  Лаэртский, излагая взгляды некоторых  философов-стоиков, показывал, что  все сущее может быть или  благом, или злом, или «безразличным». К благу, в частности, относятся  такие добродетели, как справедливость, мужество, здравомыслие и пр., к злу – их противоположности. Критерием отнесения к благу или злу в данном случае является, соответственно, способность приносить пользу или вред. К «безразличному» относятся, например, сила, богатство, так как их можно употреблять и во благо, и во вред. Интересно, что и «безразличное» может быть для человека как предпочтительным (например, здоровье), так и избегаемым (болезнь). С целью обозначения критерия такого разделения стоики впервые используют понятие «ценность» («аксиа» –  достоинство). В представлении стоиков предпочтительное – это то, что имеет ценность, избегаемое – то, что не имеет ценности. Диоген Лаэртский привел самое первое существующее определение понятия ценности: ценность, во-первых, – свойственное всякому благу содействование согласованной жизни; во-вторых, некоторое посредничество или польза, содействующая жизни; в-третьих, меновая цена товара, назначаемая опытным оценщиком. (Яницкий М.С., 2000). Ценности в понимании стоиков, таким образом, носят инструментальный характер, являясь средствами жизненного пути.

     Если обратиться  к восточной философии, то она,  а в том числе и конфуцианство,  особое внимание уделяла вопросам  соотношения внутренних и внешних  источников происхождения этических ценностей и норм. Важнейшей этической категорией конфуцианства является добродетель, понимаемая как наилучший способ существования индивида. Высшая форма мирового социально-этического порядка образована иерархизированной гармонией всех индивидуальных добродетелей. Важнейшими проявлениями социально-этического порядка и добродетелей на личностном уровне, их ипостасями являются благопристойность и гуманность, вокруг которых концентрируются все остальные этические категории.

     В изречениях  Конфуция нет ориентации на выработку внутренних критериев человеческого поведения, отличных от принятых норм, однако он переводит традиционные нормы внутрь человека, делая их областью личных, глубоко интимных переживаний. Механизмом внутреннего принятия этических ценностей выступает гуманность, которую сам Конфуций определял, с одной стороны, как любовь к людям, а с другой – как преодоление себя и возвращение к благопристойности. Понятие гуманности означает интериоризацию нравственных ценностей и правил этикета, превращение их во внутреннюю природу, естественную и безотчетную потребность человека. Гуманность интерпретируется им как нечто идентичное человеческой воле, как активность человека.

     Коснемся  Нового времени и обратим внимание  на идеи Т. Гоббса. Он впервые поставил вопрос о субъективности и относительности ценностей, поскольку, что для одного человека жестоко, то для другого справедливо. Он считал, что ценностные суждения зависят от интересов и склонностей человека, и поэтому они не могут быть истинными в научном смысле. Пытаясь определить понятие «ценность», он воспринимал его буквально, с экономической точки зрения и говорил о том, что ценность человека представляет собой цену, которую можно дать за пользование его силой.

     Б. Спиноза  еще более критично относился к понятиям ценностей. Он говорил, что ценности являются предрассудками, которые мешают достижению людьми своего счастья. Он считал, что главное для человека – это польза. Данная идея в дальнейшем нашла свое отражение в трудах И. Бентама. По его мнению, польза, выгода – это единственная цель и норма поведения человека, основа человеческого счастья. При этом пользой И. Бентам считал все, что приносит удовольствие, стремление к которому и является источником нравственности.

     Попытка придать научное значение этическим ценностям личности была предпринята И. Кантом, для учения которого характерно представление об автономии моральных ценностей от какого-либо высшего источника. В отличие от большинства своих предшественников, признающих религиозное происхождение ценностей, Кант полагал, что мораль и долг существуют в разуме и не нуждаются ни в какой божественной цели.    

Информация о работе Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры