Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: определить связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Задачи данной работы:
1) изучение сущности ценностных ориентаций личности;
2) изучение роли ценностных ориентаций в структуре личности;
3) рассмотрение динамики ценностных ориентаций в процессе развития личности;
4) изучение сущности карьерных ориентаций;
5) рассмотрение связи между ценностными и карьерными ориентациями.

Содержание

Введение ......................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций личности ....... 6
1.1. Теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях
личности ............................................................................................................. 6
1.2. Система ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и
ее развитии ...................................................................................................... 11
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности ........... 16
Глава II. Карьерные ориентации как составляющая системы ценностей личности ........................................................................................................................................ 18
2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности ................................. 18
2.2. Духовные и материальные ценности ............................................................. 22
2.3. Карьерные ориентации .................................................................................... 23
Глава III. Связь ценностных и карьерных ориентаций ............................................ 28
3.1. Цели и задачи исследования ........................................................................... 28
3.2. Методы исследования ..................................................................................... 29
3.3. Описание результатов исследования ............................................................. 30
3.4. Обсуждение результатов исследования ........................................................ 33
3.5. Выводы ............................................................................................................. 37
Заключение ................................................................................................................... 40
Список использованной литературы ......................................................................... 43
Приложение 1 ............................................................................................................... 44
Приложение 2 ............................................................................................................... 50
Приложение 3 ............................................................................................................... 53
Приложение 4 ...............................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Ценностные ориентациии особенности построения карьеры..doc

— 542.50 Кб (Скачать документ)

     Нравственность, моральный закон и долг у  Канта противопоставляются чувственной природе человека, его склонностям и счастью. Именно из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность.

     Начало  собственно аксиологического этапа  научного знания обычно связывается   с  работами  одного из основоположников  медицинской  психологии 

Р. Г. Лотце, который ввел понятие «значимость» как критерий истины в познании и, по аналогии, понятие «ценность» как критерий этического в поведении. Аксиологический этап характеризуется разделением понятий реальности и ценности.  Ценности придают реальности смысл.

     В русской  религиозной философии, в частности  в работах В. С. Соловьева,  Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, идеальный и абсолютный характер  сферы ценностей определяется  через понятие духовности, имеющей  божественное происхождение.  

     В резкой  противоположности к религиозному пониманию ценностей находятся взгляды Ф. Ницше. Он последовательно критиковал религиозные представления о морали. Моральные ценности Ницше считал мнимыми, безнравственными и призывал к их переоценке, освобождению человека от действующих этических норм. В представлении Ницше подлинные ценности можно свести к некому биологическому основанию. Так, сострадание интерпретируется им как проявление полового влечения, справедливость – как инстинкт мести.

     Обращаясь  к отечественной науке, можно отметить работы В. А. Василенко, понимавшего под ценностями значимость предметов, средство удовлетворения потребностей человека, и И. С. Нарского, интерпретировавшего ценности как идеалы,     высшие     цели    личности.    В   концепциях    В.    П.    Тугаринова    и

О. Г. Дробницкого ценности определяются и как значимость, и как идеал одновременно.

     В концепциях  В. П. Тугаринова и О. Г.  Дробницкого ценности определяются  и как значимость, и как идеал одновременно. По мнению В. П. Тугаринова, значимость ценностей опосредована ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе, поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей являются ценностями окружающей его общественной жизни (Яницкий М.С., 2000).

     На Западе  взаимное влияние ценностных  систем отдельного человека и  всего общества изучал Э. Дюркгейм. По его мнению, система ценностей общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных индивидов, и, соответственно, объективна уже благодаря тому, что она коллективна. Дюркгейм полагает, что ценности оказываются, таким образом, свободными от субъективных и изменчивых оценок индивидов. Последние находят вне себя уже устоявшуюся классификацию, к которой они вынуждены приспосабливаться. И, соответственно, механизмом, регулирующим поведение человека в обществе, является внутреннее принятие им социальных ценностей.

     Что касается  собственно психологии, здесь также  было немало представлений о  ценностях и ценностных ориентациях.  Например, В. Дильтей говорил,  что ценности неотделимы от  чувства. 

     В классическом  психоанализе З. Фрейда также  присутствует понятие ценностей. Система ценностей нужна для того, чтобы человек мог эффективно функционировать в обществе. И эти ценности, нормы поведения, да и вообще социальные нормы заложены в суперэго (Хьелл Л., Зиглер Д, 2006).

     Если обратиться  к бихевиоризму, то о ценностях и вовсе говорить не приходится. Бихевиористы считали, что ценности являются результатом научения. Но они вовсе не понадобятся, когда человек научиться планировать все свое поведение, а также взаимодействие с другими людьми с достаточной точностью.

     Обращаясь к гуманистической психологии, интересны идеи А. Маслоу. Он считал, что к «правильным» ценностям относятся те, которые ведут к самоактуализации. И основанием системы ценностей, прежде всего, для самоактуализирующейся личности, является философское понятие своего «Я», человеческой природы вообще, социальной жизни и физической реальности (Райгородский Д.Я., 2008).

     Переходя  к отечественной психологии, интересно  отметить, что здесь используется  понятие «ценностные ориентации»,  подразумевающее, прежде всего, направленность личности на те или иные ценности. В направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности (Яницкий М.С., 2000).

     Таким образом,  мы представили некий исторический  обзор; рассмотрели, как появлялись и развивались понятия «ценности» и «ценностные ориентации» на протяжении долгих времен. Имеют ли ценности божественное или социальное значение, приходят извне или образуются внутри – эти и другие вопросы дают повод для размышлений. Но, скорее всего, одно можно сказать точно: ценности – это руководство к жизни. Это направляющие движения, деятельности человека, которые помогают ему в любых ситуациях, позволяют сделать выбор в пользу более значимых вещей и действовать в соответствии с этим.

     Подводя  краткий итог, определим понятия  «ценности» и «ценностные ориентации».  Конечно, различные авторы выделят  различные аспекты в данных  понятиях, но однозначного разделения  между ними нет. Остановимся  на том, что «под ценностными  ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации – это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях» (Карандашев В.Н., 2004, с.5).

     Перейдем  к следующей части, в которой  будут рассмотрены место и  роль системы ценностных ориентаций  в структуре личности и ее  развитии.

 

1.2. Система ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и ее развитии.

 

     Как говорилось  выше, ценностные ориентации личности  по-разному понимаются различными  авторами. Например, часто понятие  «ценностные ориентации» совпадает  с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу  фактически не разделяет   понятия  ценности,  потребности  и  мотивы, В. Франкл – ценности и личностные смыслы. Для определения места ценностных ориентаций в структуре личности необходимо разграничить ценностные ориентации со смежными понятиями, например, с такими, как: потребность, мотив, установка, личностный смысл, убеждение.

     Представление   о  системе   ценностей   личности  как  иерархии  ее  убеждений

получило распространение в американской социальной  психологии. Например,  в

теории М. Рокича под  ценностями понимается «вид убеждений, имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться» (Карандашев В.Н., 2004, с. 14).  По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками: истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности; влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения; общее   число    ценностей,   являющихся   достоянием   человека,   сравнительно невелико; все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в упорядоченные системы.

     Существует   еще   одна   значимая   теория   –  теория Ш. Шварца и  У. Билски. Ш. Шварц и У. Билски  дают определение ценностей, включающее следующие формальные признаки: ценности – это понятия или убеждения; ценности  имеют отношение к  желательным конечным состояниям или поведению; ценности имеют надситуативный характер; ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий; ценности упорядочены по относительной важности.

     По мнению авторов,  система ценностей включает в  себя десять основополагающих  ценностей, о которых будет  сказано ниже (Яницкий М.С., 2000).

     Таким образом, ценностные  ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему.

     Систему ценностных  ориентаций личности можно рассматривать  как подсистему более широкой  системы, так называемого жизненного мира человека, имеющего, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер. Некоторые авторы полагают, что система ценностей имеет горизонтально-вертикальную структуру. Под горизонтальной структурой подразумевается упорядоченность ценностей, т. е. иерархия предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Вертикальная структура понимается как включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом.

     Принцип иерархии  ценностей, многоуровневость, является  важнейшей характеристикой системы ценностных ориентаций личности. Когда происходит переживание одной ценности, это подразумевает и то, что она стоит выше каких-либо других ценностей. Принятие личностью ценностей, таким образом, предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии.

     Иерархия и, соответственно, расположение ценностей может  зависеть от многих факторов. Например, от того, насколько реализована  ценность в жизни человека. Или  от того, насколько данные ценности  актуальны именно в данный  момент. Или от того, насколько  человек подвержен общественному влиянию и принимает общественные ценности за свои собственные. В этой связи следует всегда учитывать различные аспекты жизни человека.

     Структурный характер  системы ценностных ориентаций  личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентаций личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы «человек». Двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных  целей   неизбежно  соотносятся   с  ценностями,  вошедшими  в его

личностную структуру (Яницкий М.С., 2000).

     Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума. Система ценностных ориентаций – это основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. А. Г. Здравомыслов также полагает, что благодаря контрольным функциям ценностных ориентаций действие потребностей любого рода может ограничиваться, задерживаться, преобразовываться. Механизм действия системы ценностных ориентаций связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной  сфере личности,  выражаясь в борьбе между  долгом и желанием, т. е. между мотивами нравственного и утилитарного характера. Система ценностей выступает в данном случае как способ измерения и сопоставления меры значимости мотивов, соотнесения индивидуальных устремлений и надындивидуальной сущности личности (Яницкий М.С., 2000).

     Регулятивная функция  ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Ценностные ориентации функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания, интеллекта.

     В работах В. Ф. Сержантова, В. Д. Шадрикова, Е. А. Климова и др. ценностные ориентации выступают в качестве важного механизма регуляции деятельности. Наиболее ярко эта роль системы ценностных ориентаций проявляется применительно к профессиональной деятельности. Об этом будет сказано ниже.

     Необходимо отметить, что двойственность системы ценностных ориентаций личности как высшего регулятивного образования заключается в том, что она не только определяет формы и условия реализации побуждений человека, но и сама становится источником его целей. Ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека. Ценностные ориентации ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. Ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя границы действия, т. е. не только регулируют, но и направляют эти действия. Система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, направление развития личности, являясь важнейшим внутренним его источником и механизмом.

     Одновременно с этим  система ценностных ориентаций  личности, являясь отражением ценностей социальной среды, сама может оказывать воздействие на групповые нормы и ценности. Индивидуальные ценностные ориентации отдельных членов группы взаимодействуют и через межличностные взаимоотношения   воздействуют   на   коллективные.   В   концепции  коллектива

А. В. Петровского ценности выполняют  функцию регулятора групповой сплоченности и активности. По его мнению, одним из основных показателей сплоченности группы является ценностно-ориентационное единство – фактор, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов и ценностей, наиболее значимых для группы в целом (Яницкий М.С., 2000).

     Таким образом, система  ценностных ориентаций личности является многофункциональным психологическим образованием. Она выполняет одновременно функции регуляции поведения и определения его цели, связывает в единое целое личность и социальную среду.

Информация о работе Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры