Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа
Цель данной работы: определить связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Задачи данной работы:
1) изучение сущности ценностных ориентаций личности;
2) изучение роли ценностных ориентаций в структуре личности;
3) рассмотрение динамики ценностных ориентаций в процессе развития личности;
4) изучение сущности карьерных ориентаций;
5) рассмотрение связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Введение ......................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций личности ....... 6
1.1. Теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях
личности ............................................................................................................. 6
1.2. Система ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и
ее развитии ...................................................................................................... 11
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности ........... 16
Глава II. Карьерные ориентации как составляющая системы ценностей личности ........................................................................................................................................ 18
2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности ................................. 18
2.2. Духовные и материальные ценности ............................................................. 22
2.3. Карьерные ориентации .................................................................................... 23
Глава III. Связь ценностных и карьерных ориентаций ............................................ 28
3.1. Цели и задачи исследования ........................................................................... 28
3.2. Методы исследования ..................................................................................... 29
3.3. Описание результатов исследования ............................................................. 30
3.4. Обсуждение результатов исследования ........................................................ 33
3.5. Выводы ............................................................................................................. 37
Заключение ................................................................................................................... 40
Список использованной литературы ......................................................................... 43
Приложение 1 ............................................................................................................... 44
Приложение 2 ............................................................................................................... 50
Приложение 3 ............................................................................................................... 53
Приложение 4 ...............................................................................................................
Список ценностей 1.
1. Равенство (равные возможности для всех);
2. Внутренняя гармония (быть в мире с самим собой);
3. Социальная сила (контроль над другими, доминантность);
4. Удовольствие (удовлетворение желаний);
5. Свобода (свобода мыслей и действий);
6. Духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вопросах);
7. Чувство принадлежности (ощущение, что другие заботятся обо мне);
8. Социальный порядок (стабильность общества);
9. Жизнь, полная
впечатлений (стремление к
10. Смысл жизни (цели в жизни);
11. Вежливость (предупредительность, хорошие манеры);
12. Богатство (материальная собственность, деньги);
13. Национальная безопасность (защищенность своей нации от врагов);
14. Самоуважение (вера в собственную ценность);
15. Уважение мнения других (учет интересов других людей, избегание
конфронтации);
16. Креативность (уникальность, богатое воображение);
17. Мир во всем мире
(свобода от войн и конфликтов)
18. Уважение традиций
(сохранение признанных
19. Зрелая любовь (глубокая
эмоциональная и духовная
20. Самодисциплина (самоограничение, устойчивость к соблазнам);
21. Право на уединение
(право на личное пространство)
22. Безопасность семьи (безопасность для близких);
23. Социальное признание (одобрение, уважение других);
24. Единство с природой (слияние с природой);
25. Изменчивая жизнь (жизнь, наполненная проблемами, новизной и
изменениями);
26. Мудрость (зрелое понимание мира);
27. Авторитет (право быть лидером или командовать);
28. Истинная дружба (близкие друзья);
29. Мир красоты (красота природы и искусства);
20. Социальная справедливость (исправление несправедливости, забота о слабых).
Инструкция 2: Теперь оцените по той же шкале, насколько важна для Вас каждая из следующих ценностей, представленных ниже. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас.
Список ценностей 2.
31. Самостоятельный (надеющийся на себя, самодостаточный);
32. Сдержанный (избегающий
крайностей в чувствах и
33. Верный (преданный друзьям, группе);
34. Целеустремленный (трудолюбивый, вдохновенный);
35. Открытый к чужим мнениям (терпимый
к различным идеям и верованиям);
36. Скромный (простой, не стремящийся привлечь к себе внимание);
37. Смелый (ищущий приключений, риск);
38. Защищающий окружающую среду (сохраняющий природу);
39. Влиятельный (имеющий влияние на людей и события);
40. Уважающий родителей
и старших (проявляющий
41. Выбирающий собственный цели (отбирающий
собственные намерения);
42. Здоровый (не больной физически или душевно);
43. Способный (компетентный, способный эффективно действовать);
44. Принимающий жизнь
(подчиняющийся жизненным
45. Честный (откровенный, искренний);
46. Сохраняющий свой
имидж (защита собственного «
47. Послушный (исполнительный, подчиняющийся правилам);
48. Умный (логичный, мыслящий);
49. Полезный (работающих на благо других);
50. Наслаждающийся жизнью (наслаждение едой, сексом, развлечениями и др.);
51. Благочестивый (
52. Ответственный (надежный, заслуживающий доверия);
53. Любознательный (интересующийся всем, пытливый);
54. Склонный прощать (стремящийся прощать другого);
55. Успешный (достигающий цели);
56. Чистоплотный (опрятный, аккуратный);
57. Потворствующий своим желаниям (занимающийся тем, что доставляет
удовольствие).
Инструкция 3: Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.
Очень похож на меня |
Похож на меня |
В некоторой степени похож на меня |
Немного похож на меня |
Не похож на меня |
Совсем не похож на меня | ||
1 |
Придумывать что-то новое и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад. |
||||||
2 |
Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег и дорогих вещей. |
||||||
3 |
Он считает, что важно, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни. |
||||||
4 |
Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались тем, что он делает. |
||||||
5 |
Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может угрожать его безопасности. |
||||||
6 |
Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне. |
||||||
7 |
Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит. |
||||||
8 |
Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять. |
||||||
9 |
Он считает, что важно не просить большего, чем имеешь. Он верит, что люди должны довольствоваться тем, что у них есть. |
||||||
10 |
Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что доставляет ему удовольствие. |
||||||
11 |
Для него важно самому решать, что делать. Ему нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности. |
||||||
12 |
Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии. |
||||||
13 |
Для него очень важно преуспеть в жизни. Ему нравится производить впечатление на других людей. |
||||||
14 |
Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы. |
||||||
15 |
Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений. |
||||||
16 |
Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными. |
||||||
17 |
Для него важно быть главным и указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что он говорит. |
||||||
18 |
Для него важно быть преданным своим друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким. |
||||||
19 |
Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него. |
||||||
20 |
Быть религиозным важно для него. Он очень старается следовать своим религиозным убеждениям. |
||||||
21 |
Для него важно, чтобы вещи содержались в порядке и в чистоте. Ему действительно не нравится беспорядок. |
||||||
22 |
Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи. |
||||||
23 |
Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать установлению мира между всем группами людей на земле важно для него. |
||||||
24 |
Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный. |
||||||
25 |
Он думает, что лучше всего поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил. |
||||||
26 |
Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя. |
||||||
27 |
Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает. |
||||||
28 |
Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным. |
||||||
29 |
Он хочет, чтобы со всеми поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает. Для него важно защищать слабых. |
||||||
30 |
Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений. |
||||||
31 |
Он очень старается не заболеть. Сохранение здоровья очень важно для него. |
||||||
32 |
Продвижение вперед в жизни важно для него. Он стремится делать все лучше, чем другие. |
||||||
33 |
Для него важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду. |
||||||
34 |
Для него важно быть независимым. Ему нравится полагаться на себя. |
||||||
35 |
Иметь стабильное правительство важно для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка. |
||||||
36 |
Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других. |
||||||
37 |
Он по-настоящему хочет наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него. |
||||||
38 |
Для него важно быть скромным. Он старается не привлекать к себе внимание. |
||||||
39 |
Он всегда хочет быть тем, кто принимает решения. Ему нравится быть лидером. |
||||||
40 |
Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять ее. |
Источник: Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучений ценностей личности. Концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна.
Инструкция:
Опросник, который Вы сейчас будете
заполнять, выявляет Ваши
Используйте шкалу:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Текст опросника.
Насколько важным является для Вас каждое из следующих утверждений?
1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической
сферы.
2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на всех уровнях.
3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами
какой-либо организации.
4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной
защищенностью.
5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.
6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.
7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьера был уравновешены.
8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.
9. Продолжать работу в области своей специальности, чем получить более
высокую
должность, не связанную с
10. Быть первым руководителем в организации.
11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными
ограничениями.
12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный
период времени.
13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.
14. Соревноваться с другими и побеждать.
15. Строить карьеру,
которая позволит мне не
16. Создать новое коммерческое предприятие.
17. Посвятить всю свою жизнь избранной профессии.
18. Занять высокую руководящую должность.
19. Иметь работу, которая предоставляет максимум свободы и автономии в
выборе времени выполнения, характере занятий и т.д.
20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.
21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения
важной цели.
Насколько вы согласны с каждым из следующих утверждений?
22. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать
трудные проблемы независимо от того, в какой области они возникли.
23. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.
24. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и
построить свое дело.
25. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она
находится в сфере моей профессиональной компетенции.
26. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы
возможность
наблюдать за работой других
и интегрировать их
27. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей
свободе и автономии.
28. Для меня важнее остаться на нынешнем местожительстве, чем получить
повышение или новую работу в другой местности.
29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.
30. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей
карьеры.
31. Карьера имеет
смысл только в том случае,
если она позволяет вести
которая мне нравится.
32. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей
карьеры.
33. Я бы скорее
ушел из организации, чем стал
заниматься работой, не
с моей профессией.
34. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану
руководителем высокого уровня в солидной организации.
35. Я не хочу, чтоб
меня стесняла какая-нибудь
36. Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный
контракт.
37. Я хотел бы посвятить
свою карьеру достижению
38. Я чувствую себя
преуспевающим только тогда,
решение
трудных проблем или в
39. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться
успеха в карьере.
40. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.
41. Я предпочитаю работу,
которая не связана с
Источник: Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб.: Речь, 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Опросник для оценки профессиональной мотивации человека.
Инструкция:
Предлагаемый опросник состоит
из ряда утверждений, каждое
из которых имеет три
Текст опросника.
1. Мне нравится:
а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром;
б) учиться
всему новому, для того
чтобы достигнуть
целей;
в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.
2. Я думаю, что:
а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне
в жизни;
б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят
тем же;
в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению
поставленных целей.
3. Я люблю:
а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем;
Информация о работе Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры