Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: определить связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Задачи данной работы:
1) изучение сущности ценностных ориентаций личности;
2) изучение роли ценностных ориентаций в структуре личности;
3) рассмотрение динамики ценностных ориентаций в процессе развития личности;
4) изучение сущности карьерных ориентаций;
5) рассмотрение связи между ценностными и карьерными ориентациями.

Содержание

Введение ......................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций личности ....... 6
1.1. Теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях
личности ............................................................................................................. 6
1.2. Система ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и
ее развитии ...................................................................................................... 11
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности ........... 16
Глава II. Карьерные ориентации как составляющая системы ценностей личности ........................................................................................................................................ 18
2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности ................................. 18
2.2. Духовные и материальные ценности ............................................................. 22
2.3. Карьерные ориентации .................................................................................... 23
Глава III. Связь ценностных и карьерных ориентаций ............................................ 28
3.1. Цели и задачи исследования ........................................................................... 28
3.2. Методы исследования ..................................................................................... 29
3.3. Описание результатов исследования ............................................................. 30
3.4. Обсуждение результатов исследования ........................................................ 33
3.5. Выводы ............................................................................................................. 37
Заключение ................................................................................................................... 40
Список использованной литературы ......................................................................... 43
Приложение 1 ............................................................................................................... 44
Приложение 2 ............................................................................................................... 50
Приложение 3 ............................................................................................................... 53
Приложение 4 ...............................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Ценностные ориентациии особенности построения карьеры..doc

— 542.50 Кб (Скачать документ)

 

Список ценностей 1.

  1. Равенство (равные  возможности для всех);

  2. Внутренняя гармония (быть в мире с самим собой);

  3. Социальная сила (контроль над другими, доминантность);

  4. Удовольствие (удовлетворение  желаний);

  5. Свобода (свобода  мыслей и действий);

  6. Духовная жизнь  (акцент на духовных, а не на  материальных вопросах);

  7. Чувство принадлежности (ощущение, что другие заботятся обо мне);

  8. Социальный порядок  (стабильность общества);

  9. Жизнь, полная  впечатлений (стремление к новизне);

10. Смысл жизни (цели  в жизни);

11. Вежливость (предупредительность,  хорошие манеры);

12. Богатство (материальная  собственность, деньги);

13. Национальная безопасность (защищенность своей нации от  врагов);

14. Самоуважение (вера  в собственную ценность);

15. Уважение   мнения    других    (учет    интересов    других    людей,    избегание 

       конфронтации);

16. Креативность (уникальность, богатое воображение);

17. Мир во всем мире (свобода от войн и конфликтов);

18. Уважение традиций (сохранение признанных традиций, обычаев);

19. Зрелая любовь (глубокая  эмоциональная и духовная близость);

20. Самодисциплина (самоограничение, устойчивость к соблазнам);

21. Право на уединение  (право на личное пространство);

22. Безопасность семьи  (безопасность для близких);

23. Социальное признание  (одобрение, уважение других);

24. Единство с природой (слияние с природой);

25. Изменчивая    жизнь     (жизнь,     наполненная     проблемами,     новизной     и

       изменениями);

26. Мудрость (зрелое понимание  мира);

27. Авторитет (право  быть лидером или командовать);

28. Истинная дружба (близкие  друзья);

29. Мир красоты (красота  природы и искусства);

20. Социальная справедливость (исправление несправедливости, забота  о слабых).

 

     Инструкция 2:     Теперь оцените по той же шкале, насколько важна для Вас каждая из следующих ценностей, представленных ниже. Эти ценности выражены в способах действия, которые могут быть более или менее важными для Вас.    

 

Список ценностей 2.

31. Самостоятельный (надеющийся  на себя, самодостаточный);

32. Сдержанный (избегающий  крайностей в чувствах и действиях);

33. Верный (преданный друзьям,  группе);

34. Целеустремленный (трудолюбивый, вдохновенный); 
35. Открытый к чужим мнениям (терпимый к различным идеям и верованиям);

36. Скромный (простой,  не стремящийся привлечь к  себе внимание);

37. Смелый (ищущий приключений,  риск);

38. Защищающий окружающую  среду (сохраняющий природу);

39. Влиятельный (имеющий  влияние на людей и события);

40. Уважающий родителей  и старших (проявляющий уважение); 
41. Выбирающий собственный цели (отбирающий собственные намерения);

42. Здоровый (не больной  физически или душевно);

43. Способный (компетентный, способный эффективно действовать);

44. Принимающий жизнь  (подчиняющийся жизненным обстоятельствам);

45. Честный (откровенный,  искренний);

46. Сохраняющий свой  имидж (защита собственного «лица»);

47. Послушный (исполнительный, подчиняющийся правилам);

48. Умный (логичный, мыслящий);

49. Полезный (работающих  на благо других);

50. Наслаждающийся жизнью (наслаждение едой, сексом, развлечениями  и др.);

51. Благочестивый (придерживающийся  религиозной веры и убеждений);

52. Ответственный (надежный, заслуживающий доверия);

53. Любознательный (интересующийся  всем, пытливый);

54. Склонный прощать  (стремящийся прощать другого);

55. Успешный (достигающий  цели);

56. Чистоплотный (опрятный, аккуратный);

57. Потворствующий   своим   желаниям   (занимающийся   тем,   что    доставляет

       удовольствие).

 

     Инструкция 3:    Ниже приведены описания некоторых людей. Пожалуйста, прочитайте каждое описание и подумайте, насколько каждый человек похож или не похож на Вас. Поставьте крестик в одной из клеточек справа, которая показывает, насколько описываемый человек похож на Вас.

 

 

 

Очень похож на меня

Похож на меня

В некоторой степени похож на меня

Немного похож на меня

Не похож на меня

Совсем не похож на меня

1

Придумывать что-то новое и быть изобретательным важно для него. Он любит поступать по-своему, на свой лад.

           

2

Для него важно быть богатым. Он хочет, чтобы у него было много денег  и дорогих вещей.

           

3

Он считает, что важно, чтобы  с каждым человеком в мире обращались одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни.

           

4

Для него очень важно показать свои способности. Он хочет, чтобы люди восхищались  тем, что он делает.

           

5

Для него важно жить в безопасном окружении. Он избегает всего, что может  угрожать его безопасности.

           

6

Он считает, что важно делать много разных дел в жизни. Он всегда стремится к новизне.

           

7

Он верит, что люди должны делать то, что им говорят. Он считает, что  люди должны придерживаться правил всегда, даже когда никто не видит.

           

8

Для него важно выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять.

           

9

Он считает, что важно не просить  большего, чем имеешь. Он верит, что  люди должны довольствоваться тем, что у них есть.

           

10

Он всегда ищет повод для развлечения. Для него важно делать то, что  доставляет ему удовольствие.

           

11

Для него важно самому решать, что  делать. Ему нравится быть свободным  в планировании и выборе своей  деятельности.

           

12

Для него очень важно помогать окружающим. Он хочет заботиться об их благополучии.

           

13

Для него очень важно преуспеть  в жизни. Ему нравится производить  впечатление на других людей.

           

14

Для него очень важна безопасность его страны. Он считает, что государство должно быть готово к защите от внешней и внутренней угрозы.

           

15

Он любит рисковать. Он всегда ищет приключений.

           

16

Для него важно всегда вести себя должным образом. Он хочет избегать действий, которые люди сочли бы неверными.

           

17

Для него важно быть главным и  указывать другим, что делать. Он хочет, чтобы люди делали то, что  он говорит.

           

18

Для него важно быть преданным своим  друзьям. Он хочет посвятить себя своим близким.

           

19

Он искренне верит, что люди должны заботиться о природе. Заботиться об окружающей среде важно для него.

           

20

Быть религиозным важно для  него. Он очень старается следовать  своим религиозным убеждениям.

           

21

Для него важно, чтобы вещи содержались  в порядке и в чистоте. Ему  действительно не нравится беспорядок.

           

22

Он считает, что важно интересоваться многим. Ему нравится быть любознательным и пытаться понять разные вещи.

           

23

Он считает, что все народы мира должны жить в гармонии. Содействовать  установлению мира между всем группами людей на земле важно для него.

           

24

Он думает, что важно быть честолюбивым. Ему хочется показать насколько он способный.

           

25

Он думает, что лучше всего   поступать в соответствии с установившимися традициями. Для него важно соблюдать обычаи, которые он усвоил.

           

26

Для него важно получать удовольствие от жизни. Ему нравится «баловать» себя.

           

27

Для  него  важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать тех, кого знает.

           

28

Он полагает, что всегда должен проявлять уважение к своим родителям и людям старшего возраста. Для него важно быть послушным.

           

29

Он хочет, чтобы со всеми  поступали справедливо, даже с людьми, которых он не знает.  Для  него  важно защищать слабых.

           

30

Он любит сюрпризы. Для него важно, чтобы его жизнь была полна ярких впечатлений.

           

31

Он очень старается не заболеть. Сохранение   здоровья   очень важно для него.

           

32

Продвижение вперед в жизни важно для него. Он

стремится делать все лучше, чем другие.

           

33

Для  него  важно прощать людей, которые обидели его. Он старается видеть хорошее в них и не держать обиду.

           

34

Для него  важно быть    независимым. Ему  нравится  полагаться на себя.

           

35

Иметь стабильное правительство важно  для него. Он беспокоится о сохранении общественного порядка.

           

36

Для него очень важно все время быть вежливым с другими людьми. Он старается никогда не раздражать и не беспокоить других.

           

37

Он по-настоящему хочет    наслаждаться жизнью. Хорошо проводить время очень важно для него.

           

38

Для него важно быть скромным. Он старается  не привлекать к себе внимание.

           

39

Он  всегда  хочет быть тем, кто  принимает решения. Ему нравится быть лидером.

           

40

Для него важно приспосабливаться к природе, быть частью ее. Он верит, что люди не должны изменять ее.

           

 

Источник: Карандашев  В.Н.   Методика   Шварца   для   изучений   ценностей   личности. Концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна.

 

     Инструкция: Опросник, который Вы сейчас будете  заполнять, выявляет Ваши предпочтения  в выборе профессионального пути  и построения карьеры. Вам необходимо  ответить на 41 вопрос по 10-балльной  шкале (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10; 1 балл – «совершенно неважно» или «совершенно не согласен», 10 баллов – «исключительно важно» или «полностью согласен»).

 

Используйте шкалу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


 

Текст опросника.

Насколько важным является для Вас каждое из следующих утверждений?

  1. Строить   свою   карьеру  в  пределах  конкретной  научной   или   технической  

       сферы.

  2. Осуществлять наблюдение  и контроль над людьми, влиять  на всех уровнях.

  3. Иметь  возможность  делать все по-своему  и   не  быть  стесненным  правилами 

       какой-либо  организации.

  4. Иметь постоянное  место   работы с  гарантированным   окладом  и  социальной 

       защищенностью.

  5. Употреблять свое  умение общаться на пользу людям, помогать другим.

  6. Работать над  проблемами, которые представляются  почти неразрешимыми.

  7. Вести такой образ  жизни, чтобы интересы семьи  и карьера был уравновешены.

  8. Создать и построить  нечто, что будет всецело моим  произведением или идеей.

  9. Продолжать   работу  в  области   своей   специальности,  чем   получить  более 

       высокую  должность, не связанную с моей  специальностью.

10. Быть первым руководителем  в организации.

11. Иметь   работу,  не   связанную  с  режимом   или другими организационными  

       ограничениями.

12. Работать  в организации,  которая  обеспечит  мне  стабильность на длительный 

       период  времени.

13. Употребить свои  умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.

14. Соревноваться с  другими и побеждать.

15. Строить карьеру,  которая позволит мне не изменять  моему образу жизни.

16. Создать новое коммерческое  предприятие.

17. Посвятить всю свою  жизнь избранной профессии.

18. Занять высокую руководящую  должность.

19. Иметь   работу,   которая   предоставляет  максимум  свободы   и  автономии  в 

       выборе  времени выполнения, характере занятий  и т.д.

20. Оставаться на одном  месте жительства, чем переехать  в связи с повышением.

21. Иметь  возможность   использовать  свои   умения   и   таланты   для   служения

       важной  цели.

 

Насколько вы согласны с  каждым из следующих утверждений?

22. Единственная   действительная    цель    моей    карьеры   –  находить  и  решать  

       трудные  проблемы независимо от того, в какой области они возникли.

23. Я всегда стремлюсь  уделять одинаковое внимание  моей семье и моей карьере.

24. Я  всегда  нахожусь  в  поиске идей,  которые  дадут мне возможность  начать  и 

       построить  свое дело.

25. Я   соглашусь   на   руководящую  должность   только   в  том случае, если она

       находится  в сфере моей профессиональной  компетенции.

26. Я  хотел  бы  достичь  такого  положения   в  организации,  которое   давало  бы 

       возможность  наблюдать за работой других  и интегрировать их деятельность.

27. В   моей    профессиональной   деятельности  я более всего заботился о своей

       свободе  и автономии.

28. Для   меня  важнее  остаться  на  нынешнем  местожительстве,  чем    получить 

       повышение  или новую работу в другой  местности.

29. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.

30. Соревнование и выигрыш  – это наиболее важные и  волнующие стороны   моей 

       карьеры.

31. Карьера   имеет   смысл  только  в  том случае, если она позволяет вести жизнь, 

       которая  мне нравится.

32. Предпринимательская   деятельность   составляет   центральную   часть    моей 

       карьеры.

33. Я   бы скорее  ушел из организации, чем стал  заниматься работой, не связанной 

       с  моей профессией.

34. Я   буду   считать,   что достиг успеха  в  карьере   только   тогда,   когда  стану

       руководителем  высокого уровня в солидной  организации.

35. Я не хочу, чтоб  меня стесняла какая-нибудь организация  или мир бизнеса.

36. Я  предпочел бы  работать  в  организации,  которая   обеспечивает  длительный

       контракт.

37. Я хотел бы посвятить  свою карьеру достижению важной  и полезной цели.

38. Я  чувствую  себя  преуспевающим только тогда, когда  я постоянно  вовлечен в 

       решение  трудных проблем или в ситуацию  соревнования.

39. Выбрать  и поддерживать определенный образ  жизни  важнее, чем добиваться

       успеха  в карьере.

40. Я всегда хотел  основать и построить свой  собственный бизнес.

41. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.

 

Источник:  Чикер  В.А. Психологическая  диагностика  организации  и  персонала. – СПб.: Речь, 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Опросник для  оценки профессиональной мотивации  человека.

 

     Инструкция: Предлагаемый опросник состоит  из ряда утверждений, каждое  из которых имеет три различных  окончания. Необходимо их трех вариантов окончания выбрать наиболее верный. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо ложное впечатление.

 

Текст опросника.

  1. Мне нравится:

      а) выполнять  любую работу, если я знаю, что  мой труд не пропадет даром;

      б) учиться  всему  новому,  для  того  чтобы  достигнуть поставленных  в  жизни

      целей;

      в) делать  все как можно лучше, потому  что это поможет мне в жизни.

  2. Я думаю, что:

      а) надо  делать все, что  поручают, как  можно лучше, так как это   поможет  мне  

      в жизни;

      б) своей   работой   надо  приносить   пользу окружающим, тогда и они  ответят 

      тем  же;

      в) можно    заниматься  чем   угодно,   если   это приближает   к   достижению

      поставленных  целей.

  3. Я люблю:

      а) узнавать  что-то новое, если мне это  пригодится в будущем;

Информация о работе Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры