Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа
Цель данной работы: определить связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Задачи данной работы:
1) изучение сущности ценностных ориентаций личности;
2) изучение роли ценностных ориентаций в структуре личности;
3) рассмотрение динамики ценностных ориентаций в процессе развития личности;
4) изучение сущности карьерных ориентаций;
5) рассмотрение связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Введение ......................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций личности ....... 6
1.1. Теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях
личности ............................................................................................................. 6
1.2. Система ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и
ее развитии ...................................................................................................... 11
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности ........... 16
Глава II. Карьерные ориентации как составляющая системы ценностей личности ........................................................................................................................................ 18
2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности ................................. 18
2.2. Духовные и материальные ценности ............................................................. 22
2.3. Карьерные ориентации .................................................................................... 23
Глава III. Связь ценностных и карьерных ориентаций ............................................ 28
3.1. Цели и задачи исследования ........................................................................... 28
3.2. Методы исследования ..................................................................................... 29
3.3. Описание результатов исследования ............................................................. 30
3.4. Обсуждение результатов исследования ........................................................ 33
3.5. Выводы ............................................................................................................. 37
Заключение ................................................................................................................... 40
Список использованной литературы ......................................................................... 43
Приложение 1 ............................................................................................................... 44
Приложение 2 ............................................................................................................... 50
Приложение 3 ............................................................................................................... 53
Приложение 4 ...............................................................................................................
Для каждой определенной профессиональной группы характерна своя система ценностей. Роль ценностных ориентаций в данном контексте заключается в том, что они определяют профессиональное поведение, обеспечивая содержание и направленность деятельности и придавая смысл профессиональным действиям (Яницкий М.С., 2000). Об этом и будет сказано ниже.
2.3. Карьерные ориентации.
Планирование
карьеры является одним из
важнейших аспектов
Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). Т.е. объективная, внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, какой образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.
Важнейшей
детерминантой
Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще, поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. В американской социальной психологии этому понятию соответствуют такие понятия, как «карьерные ориентации» или «якоря карьеры».
Карьерные
ориентации возникают в
Выделяют восемь карьерных ориентаций.
1) Профессиональная
компетентность. Эта ориентация
связана с наличием
2) Менеджмент.
В данном случае
3) Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации. Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.
4) Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события была предсказуемы. Различают два типа стабильности: стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиска работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках после увольнения, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом. Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они отказываются от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами.
5) Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются: работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше и т.д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит
ему реализовать главные ценности жизни.
6) Вызов.
Основные ценности при
7) Интеграция
стилей жизни. Человек
8) Предпринимательство.
Человек с такой ориентацией
стремится создавать что-то
Таким образом,
человек следует той или иной
карьерной ориентации, а может,
и нескольким, интегрируя ее (их)
в свою систему ценностей.
Обобщив
данные по теоретическому
Выделяют
и множество типов ценностей
и ценностных ориентаций, выделяя
также духовные и материальные
ценности, но важно одно: они остаются
направляющими жизни, которые
помогают человеку оставаться
верным себе в различных
ГЛАВА III. СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.
В данном исследовании приняли участие 16 человек, жители г. Москвы в возрасте от 40 до 59 лет, женщины, работающие (представители разных профессий).
3.1. Цели и задачи исследования.
Выделим цели и задачи, установим объект, предмет и гипотезы данного исследования.
Цель данного исследования: установить связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Задачи данного исследования:
1) установление связей между отдельными видами ценностных ориентаций и отдельными видами карьерных ориентаций личности;
2) установление связей
между отдельными видами
3) установление связей между отдельными видами карьерных ориентаций и видами мотивов профессиональной деятельности личности;
4) анализ полученных результатов.
Объект данного исследования: ценностные ориентации личности.
Предмет данного исследования: карьерные ориентации личности.
Общие гипотезы данного исследования:
1) есть связи между отдельными видами ценностей и отдельными видами
карьерных ориентаций личности;
2) есть связи между отдельными видами ценностных ориентаций и видами мотивов профессиональной деятельности личности;
3) есть связи между отдельными видами карьерных ориентаций и видами мотивов профессиональной деятельности личности.
Общие гипотезы будут проверяться с помощью коэффициента корреляции
Спирмена.
Частные гипотезы данного исследования:
1) разрыв между нормативными ценностями и реализацией их в поведении увеличивается с возрастом личности;
2) существуют значимые
различия между группами
Частные гипотезы будут проверяться с помощью критерия Манна-Уитни.
3.2. Методы исследования.
В данном
исследовании было
Во-первых: Методика Шварца для изучения ценностей личности (Приложение 1). Она позволяет измерить значимость десяти типов ценностей (конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижение, власть, безопасность).
Опросник
Шварца состоит из двух частей.
Вторая
часть опросника изучает
не похож на него. Используется шкала из 5 позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня» (4, 3, 2, 1, 0, -1).
Во-вторых: Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна (Приложение 2). Он выявляет предпочтения человека в выборе профессионального пути и построения карьеры. Испытуемому необходимо ответит на 41 вопрос по 10-балльной шкале (1 балл – «совершенно неважно» или «совершенно не согласен», 10 баллов – «исключительно важно» или «полностью согласен»).
Информация о работе Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры