Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: определить связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Задачи данной работы:
1) изучение сущности ценностных ориентаций личности;
2) изучение роли ценностных ориентаций в структуре личности;
3) рассмотрение динамики ценностных ориентаций в процессе развития личности;
4) изучение сущности карьерных ориентаций;
5) рассмотрение связи между ценностными и карьерными ориентациями.

Содержание

Введение ......................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций личности ....... 6
1.1. Теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях
личности ............................................................................................................. 6
1.2. Система ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и
ее развитии ...................................................................................................... 11
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности ........... 16
Глава II. Карьерные ориентации как составляющая системы ценностей личности ........................................................................................................................................ 18
2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности ................................. 18
2.2. Духовные и материальные ценности ............................................................. 22
2.3. Карьерные ориентации .................................................................................... 23
Глава III. Связь ценностных и карьерных ориентаций ............................................ 28
3.1. Цели и задачи исследования ........................................................................... 28
3.2. Методы исследования ..................................................................................... 29
3.3. Описание результатов исследования ............................................................. 30
3.4. Обсуждение результатов исследования ........................................................ 33
3.5. Выводы ............................................................................................................. 37
Заключение ................................................................................................................... 40
Список использованной литературы ......................................................................... 43
Приложение 1 ............................................................................................................... 44
Приложение 2 ............................................................................................................... 50
Приложение 3 ............................................................................................................... 53
Приложение 4 ...............................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Ценностные ориентациии особенности построения карьеры..doc

— 542.50 Кб (Скачать документ)

     Для каждой  определенной профессиональной  группы характерна своя система ценностей. Роль ценностных ориентаций в данном контексте заключается в том, что они определяют профессиональное поведение, обеспечивая содержание и направленность деятельности и придавая смысл профессиональным действиям (Яницкий М.С., 2000). Об этом и будет сказано ниже.

2.3. Карьерные ориентации.

    

     Планирование  карьеры является одним из  важнейших аспектов профессионального  развития личности, а также ее  самореализации. В отечественной  психологии до недавнего времени понятие «карьера» почти не использовалось. Чаще употреблялись такие термины, как «профессиональный жизненный путь», «профессиональная деятельность», «профессиональное самоопределение». Слово «карьера» означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности. Также это слово толкуется следующим образом: род занятий, деятельности; путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения. В социальной психологии и психологии профессиональной деятельности карьера рассматривается как «индивидуальная последовательность аттитюдов и поведения, связанная с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни» (Чикер В.А., 2003, с. 85).

     Критериями  удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). Т.е. объективная, внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, какой образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.

     Важнейшей  детерминантой профессионального  пути человека является его  представление о своей личности, так называема профессиональная «Я-концепция», которую каждый человек воплощает  в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры – это попытка ответить на вопрос «кто я?». При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

     Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще, поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. В американской социальной психологии этому понятию соответствуют такие понятия, как «карьерные ориентации» или «якоря карьеры».

     Карьерные  ориентации возникают в процессе  социализации, на основе и в  результате научения в начальные годы развития карьеры; они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время (Чикер В.А., 2003).

     Выделяют  восемь карьерных ориентаций.

     1) Профессиональная  компетентность. Эта ориентация  связана с наличием способностей  и талантов в определенной области. Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела; он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно такой человек ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие для продвижения в своей профессиональной сфере.

     2) Менеджмент. В данном случае первостепенное  значение имеют ориентация личности  на интеграцию усилий других  людей, полнота ответственности за конечный результат и соединения различных функций организации. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должности, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции и т.д.

     3) Автономия  (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией – освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации. Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

     4) Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события была предсказуемы. Различают два типа стабильности: стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиска работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках после увольнения, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом. Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они отказываются от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами.

     5) Служение. Основными ценностями  при данной  ориентации являются: работа с  людьми, служение человечеству, помощь  людям, желание сделать мир лучше и т.д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от  продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит

ему реализовать главные  ценности жизни.

     6) Вызов.  Основные ценности при карьерной  ориентации данного типа –  конкуренция, победа над другими,  преодоление препятствий, решение  трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно.

     7) Интеграция  стилей жизни. Человек ориентирован  на интеграцию различных сторон  образа жизни. Он не хочет,  чтобы в его жизни доминировала только семья или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом – где живет, как совершенствуется, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

     8) Предпринимательство.  Человек с такой ориентацией  стремится создавать что-то новое,  он хочет преодолевать препятствия,  готов к риску. Он не желает  работать на других, а хочет  иметь свою марку, свое дело, свое богатство. Причем это  не всегда творческий человек, для него главное – создать дело, концепцию или организацию, построит ее так, чтобы это было продолжение его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать (Чикер В.А., 2003).

     Таким образом,  человек следует той или иной  карьерной ориентации, а может,  и нескольким, интегрируя ее (их) в свою систему ценностей. Карьерные  и ценностные ориентации могут  расходиться (скорее всего, человек,  который ценит свою безопасность и безопасность своих близких, вряд ли будет связывать свою жизнь с работой, в которой присутствуют постоянные командировки); а могут и соответствовать друг другу (например, человек, для которого важна власть, может попробовать себя в профессии управляющего). Но суть остается одна: те или иные ценности являются руководящими принципами жизни человека.

     Обобщив  данные по теоретическому обзору, можно придти к выводу, что  система ценностных ориентаций  – одно из главных психологических образований личности. Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека. В современной психологии направленность личности на те или иные ценности рассматривается как двойственное по своему происхождению образование, основанное одновременно на индивидуальном и социальном опыте.

     Выделяют  и множество типов ценностей  и ценностных ориентаций, выделяя  также духовные и материальные  ценности, но важно одно: они остаются  направляющими жизни, которые  помогают человеку оставаться  верным себе в различных ситуациях  на всем ее протяжении.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. СВЯЗЬ ЦЕННОСТНЫХ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.

 

     В данном  исследовании приняли участие  16 человек, жители г. Москвы  в возрасте от 40 до 59 лет, женщины,  работающие (представители разных  профессий).

 

3.1. Цели и задачи исследования.

 

     Выделим  цели и задачи, установим объект, предмет и гипотезы данного  исследования.

Цель данного  исследования: установить связи между ценностными и карьерными ориентациями.

Задачи данного  исследования:

1) установление связей  между отдельными видами ценностных ориентаций и отдельными видами карьерных ориентаций личности;

2) установление связей  между отдельными видами ценностных  ориентаций и видами мотивов  профессиональной деятельности  личности;

3) установление связей  между отдельными видами карьерных ориентаций и видами мотивов профессиональной деятельности личности;

4) анализ полученных  результатов.

Объект данного  исследования: ценностные ориентации личности.

Предмет данного  исследования: карьерные ориентации личности.

Общие гипотезы данного исследования:

1) есть   связи   между   отдельными   видами   ценностей   и   отдельными   видами

 карьерных ориентаций  личности;

2) есть связи между  отдельными видами ценностных  ориентаций и видами мотивов  профессиональной деятельности  личности;

3) есть связи между  отдельными видами карьерных  ориентаций и видами мотивов  профессиональной деятельности  личности.

Общие   гипотезы   будут   проверяться   с   помощью   коэффициента  корреляции

Спирмена.

Частные гипотезы данного исследования:

1) разрыв между нормативными ценностями и реализацией их в поведении увеличивается с возрастом личности;

2) существуют значимые  различия между группами испытуемых (разделенных в зависимости от  уровня образования) по уровню  разрыва между нормативными ценностями  и реализацией их в поведении.

Частные гипотезы будут  проверяться с помощью критерия Манна-Уитни.

 

3.2. Методы исследования.

 

     В данном  исследовании было использовано  три методики:

     Во-первых: Методика Шварца для изучения  ценностей личности (Приложение 1). Она позволяет измерить значимость десяти типов ценностей (конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижение, власть, безопасность).

     Опросник  Шварца состоит из двух частей.  Первая часть предоставляет возможность изучить нормативные идеалы, ценности личности на уровне убеждений, а также структуру ценностей, оказывающую наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляющуюся в реальном социальном поведении. Она представляет собой два списка слов, характеризующих в сумме 57 ценностей. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа его жизни. Используется шкала от -1 до 7. Чем выше балл в диапазоне -1, 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, тем более важной представляется ему эта ценность.

     Вторая  часть опросника изучает ценности  на уровне поведения, т.е. индивидуальные  приоритеты, наиболее часто проявляющиеся  в социальном поведении личности. Здесь представлен список из 40 описаний человека, соответствующих  тому или иному из 10 типов ценностей. Испытуемому необходимо  оценить, в какой степени описанный в опроснике человек похож или

не похож на него. Используется шкала из 5 позиций: от «очень похож  на меня» до «совсем не похож на меня» (4, 3, 2, 1, 0, -1).

     Во-вторых: Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна (Приложение 2). Он выявляет предпочтения человека в выборе профессионального пути и построения карьеры. Испытуемому необходимо ответит на 41 вопрос по 10-балльной шкале (1 балл – «совершенно неважно» или «совершенно не согласен», 10 баллов – «исключительно важно» или «полностью согласен»).

Информация о работе Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры