Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа
Цель данной работы: определить связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Задачи данной работы:
1) изучение сущности ценностных ориентаций личности;
2) изучение роли ценностных ориентаций в структуре личности;
3) рассмотрение динамики ценностных ориентаций в процессе развития личности;
4) изучение сущности карьерных ориентаций;
5) рассмотрение связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Введение ......................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций личности ....... 6
1.1. Теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях
личности ............................................................................................................. 6
1.2. Система ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и
ее развитии ...................................................................................................... 11
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности ........... 16
Глава II. Карьерные ориентации как составляющая системы ценностей личности ........................................................................................................................................ 18
2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности ................................. 18
2.2. Духовные и материальные ценности ............................................................. 22
2.3. Карьерные ориентации .................................................................................... 23
Глава III. Связь ценностных и карьерных ориентаций ............................................ 28
3.1. Цели и задачи исследования ........................................................................... 28
3.2. Методы исследования ..................................................................................... 29
3.3. Описание результатов исследования ............................................................. 30
3.4. Обсуждение результатов исследования ........................................................ 33
3.5. Выводы ............................................................................................................. 37
Заключение ................................................................................................................... 40
Список использованной литературы ......................................................................... 43
Приложение 1 ............................................................................................................... 44
Приложение 2 ............................................................................................................... 50
Приложение 3 ............................................................................................................... 53
Приложение 4 ...............................................................................................................
Опросник
содержит восемь шкал
В третьих:
Опросник для оценки
Испытуемому
необходимо из предлагаемого
текста опросника выбрать
3.3. Описание результатов исследования.
В ходе исследования были получены следующие результаты по использованным методикам.
1. Методика
Шварца для изучения ценностей
личности. По проведении данной
методики были выявлены
Если
же обратиться ко всей выборке,
(в скобках указано количественное определение):
Среднестатистическая иерархия ценностных ориентаций.
Показатели ценностей на уровне нормативов |
Показатели ценностей на уровне поведения |
Показатели разрывов между нормативной структурой ценностей и реализацией их в поведении |
Безопасность (5,0) |
Безопасность (2,7) |
Конформность (2,5) |
Доброта (4,6) |
Самостоятельность (2,6) |
Достижение (2,4) |
Конформность (4,5) |
Доброта (2,2) |
Доброта (2,4) |
Самостоятельность (4,3) |
Универсализм (2,1) |
Безопасность (2,3) |
Достижение (4,2) |
Конформность (1,9) |
Традиции (2,3) |
Традиции (4,0) |
Гедонизм (1,8) |
Власть (2,1) |
Универсализм (3,9) |
Достижение (1,8) |
Универсализм (1,8) |
Власть (3,3) |
Традиции (1,7) |
Самостоятельность (1,7) |
Гедонизм (3,3) |
Стимуляция (1,7) |
Гедонизм (1,5) |
Стимуляция (2,8) |
Власть (1,2) |
Стимуляция (1,2) |
2. Опросник
«Якоря карьеры» Э. Шейна. В
результате проведения данной
методики были установлены
Среднестатистическая
иерархия карьерных ориентаций
по всей выборке представлена
ниже (в скобках указано
Среднестатистическая иерархия карьерных ориентаций.
Стабильное место работы (8,5) |
Интеграция стилей жизни (7,3) |
Служение (7,0) |
Стабильное место жительства (6,9) |
Автономия (6,0) |
Вызов (5,6) |
Профессиональная |
Менеджмент (4,0) |
Предпринимательство (3,3) |
3. Опросник для оценки профессиональной мотивации человека. После
проведения данной методики были выявлены мотивы профессиональной
деятельности для каждого испытуемого, в количественном определении (Приложение 6).
Среднестатистические значения по выборке по каждому показателю (мотиву) представлены ниже (в скобках указано количественное определение):
Среднестатистическая иерархия мотивов профессиональной деятельности.
Мотивы самоутверждения в труде (1,5) |
Мотивы собственного труда (0,7) |
Мотивы социальной значимости труда (0,7) |
Мотивы профессионального |
Что касается
поставленных в исследовании
общих гипотез, то было
1) гипотеза о наличии
связей между отдельными
2) гипотеза о наличии
связи между отдельными видами
ценностных ориентаций и
3) гипотеза о наличии
связи между отдельными видами
карьерных ориентаций и видами
мотивов профессиональной
Что касается
поставленных в исследовании
частных гипотез, было выявлено
1) гипотеза об увеличении
разрыва между нормативными
точнее, относительно ценности достижения (r = 0,55, p = 0,02).
2) гипотеза о том, что существуют значимые различия между группами испытуемых (разделенных в зависимости от уровня образования) по уровню разрыва между нормативными ценностями и реализацией их в поведении подтвердилась частично. Результаты показали, что существуют значимые различия между двумя группами: группой людей, получивших высшее образование, и группой людей, получивших иное образование по показателю ценности достижения (Xср = 1,8 (для группы, лица которой получили высшее образование; Xср = 3,0 (для группы, лица которой получили иное образование)). Разрыв между нормативными ценностями и реализацией их в поведении выше в группе людей, не получивших высшее образование: т.е. уровень реализации ценности достижения ниже в группе людей, не получивших высшее образование.
Таким образом, все поставленные гипотезы подтверждены частично, кроме гипотезы о наличии связи между отдельными видами карьерных ориентаций и видами мотивов профессиональной деятельности личности, которая не подтвердилась.
3.4. Обсуждение результатов исследования.
Рассмотрим полученные результаты и проанализируем их.
Для начала
рассмотрим
Как можно видеть, наиболее значимая ценность для исследуемой выборки –
это безопасность. Возможно, это можно объяснить тем, что люди, достигнув уже середины жизни, стремятся сохранить то, что у них есть и то, чего они достигли. Ценность безопасности реализуется и на поведенческом уровне. То же касается и доброты: она представлена как значимая как на нормативном уровне, так и на поведенческом. Надо полагать, что доброта каким-то образом связана с безопасностью, но подразумевает благополучие близких людей, например, семьи. На поведенческом уровне также значима и самостоятельность, что для взрослых людей включает автономность мышления и действий. Данные ценности могут быть значимы для исследуемой выборки, поскольку ее представители – взрослые люди, сформировавшиеся личности, которые имеют свой собственный взгляд на жизнь и на мир, основанный на многолетнем опыте и которые ценят то, что имеют.
Незначимыми
же ценностями оказались
Большие
разрывы между показателями
Обратимся
к карьерным ориентациям. На
первое место выходят
На последнем
же месте стоят менеджмент (4,0)
и предпринимательство (3,3). Это
можно объяснить тем, что
чем старше человек, тем,
Что касается
мотивов профессиональной
Теперь
остановимся подробнее на
Во-первых,
частично подтвердилась
Достижение,
как ни странно, не имеет
связей с карьерными
Власть
положительно коррелирует с
Во-вторых, частично подтвердилась гипотеза о наличии связи между отдельными видами ценностных ориентаций и видами мотивов профессиональной деятельности личности. В частности, выявилась связь между стимуляцией и мотивом самоутверждения в труде (r = -0, 62, p = 0,01). Это говорит о том, что чем больше человек стремится к самореализации и самоутверждению, тем меньше нужно его стимулировать, т.к. он идет к этому и без посторонней помощи.
В-третьих,
гипотеза о наличии связи
В-четвертых, подтвердилась частично гипотеза об увеличении разрыва между
нормативными ценностями и реализацией их в поведении с возрастом. В частности выяснилось, что чем больше возраст, тем больше разрыв относительно ценности достижения (r = 0,55, p = 0,02). Это означает, что чем старше человек, тем меньше он стремится к достижениям. Это можно объяснить тем, что чем моложе человек, тем более он полон сил и стремления делать что-то новое, совершать поступки, преодолевать преграды. Чем же старше он становится, тем меньше остается сил и желания, а, возможно, он уже и добился того, чего хотел, и
в последующем уже не стремится так яростно к новым открытиям.
В-пятых,
также частично подтвердилась
гипотеза о существовании
различий между группами испытуемых (разделенных в зависимости от уровня образования) по уровню разрыва между нормативными ценностями и реализацией их в поведении. В данном случае это касается той же ценности достижения (Xср = 1,8 (для группы, лица которой получили высшее образование; Xср = 3,0 (для группы, лица которой получили иное образование)). Скорее всего, люди, которые стремятся к достижениям, стремятся проявить себя в разных сферах, в том числе и в сфере образования, поэтому поступают и в высшие учебные заведения, да и могут улучшать свое образование в течение всей жизни. А люди, у которых уровень достижения снижен, вероятно, не стремятся к большему, чем у них есть.
Информация о работе Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры