Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа
Цель данной работы: определить связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Задачи данной работы:
1) изучение сущности ценностных ориентаций личности;
2) изучение роли ценностных ориентаций в структуре личности;
3) рассмотрение динамики ценностных ориентаций в процессе развития личности;
4) изучение сущности карьерных ориентаций;
5) рассмотрение связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Введение ......................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций личности ....... 6
1.1. Теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях
личности ............................................................................................................. 6
1.2. Система ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и
ее развитии ...................................................................................................... 11
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности ........... 16
Глава II. Карьерные ориентации как составляющая системы ценностей личности ........................................................................................................................................ 18
2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности ................................. 18
2.2. Духовные и материальные ценности ............................................................. 22
2.3. Карьерные ориентации .................................................................................... 23
Глава III. Связь ценностных и карьерных ориентаций ............................................ 28
3.1. Цели и задачи исследования ........................................................................... 28
3.2. Методы исследования ..................................................................................... 29
3.3. Описание результатов исследования ............................................................. 30
3.4. Обсуждение результатов исследования ........................................................ 33
3.5. Выводы ............................................................................................................. 37
Заключение ................................................................................................................... 40
Список использованной литературы ......................................................................... 43
Приложение 1 ............................................................................................................... 44
Приложение 2 ............................................................................................................... 50
Приложение 3 ............................................................................................................... 53
Приложение 4 ...............................................................................................................
Таким образом, ценности внутренне освещают всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой (Василюк Ф.Е., 1984). Ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности.
Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций. В этой связи примечательна точка зрения, согласно которой главной задачей развития личности является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и выработка собственной ценностной системы. И этапность формирования системы ценностных ориентаций, занимая важное место в ряду теорий развития, соответствует общей периодизации индивидуального развития (Яницкий М.С., 2000).
На разных возрастных стадиях те или иные аспекты развития системы ценностных ориентаций личности с определенной периодичностью выходят на первый план. В этой связи положение об обязательности последовательного прохождения всех возрастных стадий применительно к ценностному развитию представляется слишком упрощенным. Развитие системы ценностных ориентаций более точно может быть представлено не как последовательное ступенчатое прохождение тех или иных стадий и уровней, а как параллельное протекание ряда процессов.
Формирование
и развитие системы ценностных
ориентаций личности
Сделав
небольшой обзор, касаемо
ГЛАВА II. КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.
2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности.
Сложная
и неоднородная структура
Так, Н. А. Бердяев выделяет духовные, социальные и материальные ценности. В. П. Тугаринов также делит ценности на три категории: духовные (образование, наука, искусство); общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (техника и материальные блага).
В. Ф. Сержантов, исходя из того, что предметами потребностей человека могут быть как вещи, так и идеи, сводит все ценности в две категории – материальные и духовные. Соответственно, под материальными ценностями он понимает орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, под духовными ценностями – политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные идеи.
М. Рокич, о котором было сказано уже выше, проводит более общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно, он выделяет два класса ценностей: терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; и инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (Психодиагностика персонала / под ред.
Райгородского Д.Я., 2007).
Терминальные
ценности носят более
Ш. Шварц и У. Билски, о которых говорилось уже выше, выделили десять типов ценностных ориентаций личности.
1) Конформность.
Определяющая мотивационная
2) Традиции.
Любые социальные группы
3) Доброта. Лежащая в ее основе доброжелательность сфокусирована на
благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Мотивационная цель данной ценности – сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах.
4) Универсализм. Мотивационная цель данного типа ценностей – понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы.
5) Самостоятельность.
Определяющая цель этого типа
ценностей состоит в
6) Стимуляция.
Мотивационная цель этого типа
ценностей заключается в
7) Гедонизм.
Мотивационная цель данного
или чувственное удовольствие.
8) Достижение. Определяющая цель этого типа ценностей – личный успех
через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами.
9) Власть. Центральная цель данного типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами.
10) Безопасность.
Мотивационная цель этого типа
– безопасность для других
людей и себя, гармония, стабильность
общества и взаимоотношений (
Указанные ценности, определяющие соответствующую мотивационную тенденцию, могут быть противоречащими друг другу. Исходя из этого, Ш. Шварц и У. Билски выделяют следующие дихотомии ценностей: ценности сохранения (безопасность, конформность, традиции) – ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция); и ценности самоопределения (благополучие группы и человечества в целом) – ценности самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).
Д. А. Леонтьев же отмечает, что индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых блоков. Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:
- конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) –
абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество);
- ценности профессиональной самореализации (интересная работа,
продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) – ценности
личной жизни(здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).
- индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная
жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) –
ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная
жизнь, счастье других).
- активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь,
интересная работа) – пассивные ценности (красота природы и искусства,
уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).
Среди инструментальных
ценностей Д. А. Леонтьев
- этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) – ценности
межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) –
ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в
делах, твердая воля, исполнительность).
- индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая
воля) – конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль,
ответственность) – альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта
взглядов).
- ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость,
смелость, твердая воля) – ценности принятия других (терпимость, чуткость,
широта взглядов).
- интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) –
ценности непосредственно-
честность, чуткость).
Болгарский
исследователь В. Момов
В теории А. Маслоу группы ценностей (как и блоки потребностей) образуют
вертикальную иерархию. По его словам, потребности и ценности представляют собой не дихотомию, а согласованную иерархию, то есть они зависят друг от друга. А. Маслоу выделяет две основные группы ценностей:
- Б-ценности (ценности бытия) – высшие ценности, присущие
самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность,
преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, полнота,
справедливость, порядок, простота, легкость без усилия и др.);
- Д-ценности (дефициентные ценности) – низшие ценности, поскольку они
ориентированы на
удовлетворение какой-то
покой, сон, отдых, зависимость, безопасность и т. д.) (Яницкий М.С., 2000).
Таким образом, было рассмотрено несколько типологий ценностных ориентаций. Для данной работы наиболее важна теория Ш. Шварца и У. Билски, а также та точка зрения, согласно которой выделяются духовные и материальные ценности.
2.2. Духовные и материальные ценности.
Как было
сказано выше, одно из разделений
ценностей включает в себя
разделение на духовные и
В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие базовые
ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть (Хубиева З.А., 2004).
Что касается
материальных ценностей, то
Информация о работе Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры