Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:30, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: определить связи между ценностными и карьерными ориентациями.
Задачи данной работы:
1) изучение сущности ценностных ориентаций личности;
2) изучение роли ценностных ориентаций в структуре личности;
3) рассмотрение динамики ценностных ориентаций в процессе развития личности;
4) изучение сущности карьерных ориентаций;
5) рассмотрение связи между ценностными и карьерными ориентациями.

Содержание

Введение ......................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций личности ....... 6
1.1. Теоретические представления о ценностях и ценностных ориентациях
личности ............................................................................................................. 6
1.2. Система ценностных ориентаций, ее место и роль в структуре личности и
ее развитии ...................................................................................................... 11
1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности ........... 16
Глава II. Карьерные ориентации как составляющая системы ценностей личности ........................................................................................................................................ 18
2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности ................................. 18
2.2. Духовные и материальные ценности ............................................................. 22
2.3. Карьерные ориентации .................................................................................... 23
Глава III. Связь ценностных и карьерных ориентаций ............................................ 28
3.1. Цели и задачи исследования ........................................................................... 28
3.2. Методы исследования ..................................................................................... 29
3.3. Описание результатов исследования ............................................................. 30
3.4. Обсуждение результатов исследования ........................................................ 33
3.5. Выводы ............................................................................................................. 37
Заключение ................................................................................................................... 40
Список использованной литературы ......................................................................... 43
Приложение 1 ............................................................................................................... 44
Приложение 2 ............................................................................................................... 50
Приложение 3 ............................................................................................................... 53
Приложение 4 ...............................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Ценностные ориентациии особенности построения карьеры..doc

— 542.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, ценности  внутренне освещают всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой (Василюк Ф.Е., 1984). Ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

1.3. Динамика ценностных ориентаций в процессе развития личности.

 

     Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций. В этой связи примечательна точка зрения, согласно которой главной задачей развития личности является самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и выработка собственной ценностной системы. И этапность формирования системы ценностных ориентаций, занимая важное место в ряду теорий развития, соответствует общей периодизации индивидуального развития (Яницкий М.С., 2000).

     На разных возрастных  стадиях те или иные аспекты  развития системы ценностных ориентаций личности с определенной периодичностью выходят на первый план. В этой связи положение об обязательности последовательного прохождения всех возрастных стадий применительно к ценностному развитию представляется слишком упрощенным.  Развитие системы ценностных ориентаций более точно может быть представлено не как последовательное ступенчатое прохождение тех или иных стадий и уровней, а как параллельное протекание ряда процессов.

     Формирование  и развитие системы ценностных  ориентаций личности происходит  одновременно в ряду динамических  процессов, осуществляющихся различными механизмами, образующими своего рода иерархию. В комплексной концепции развивающейся личности А. В. Петровского, в центре которой находится потребность «быть личностью», подобные процессы объединены как персонализация. Персонализация, по А. В. Петровскому, включает в себя следующие процессы: адаптацию, которую он понимает как присвоение индивидом социальных норм и ценностей; индивидуализацию – утверждение ценностей своего «Я»; интеграцию, понимаемую как снятие противоречий между ценностями личности и группы путем трансформации и тех и других. При этом указанные процессы выступают в качестве стадий, фаз персонализации: последовательное преобладание адаптации, индивидуализации и интеграции прямо соответствует периодам детства, отрочества и юности. Тем самым концепция персонализации основана на представлении о чередовании и итоговом уравновешивании преимущественно внешних и внутренних источников развития ценностно-потребностной сферы. Однако развитие ценностной системы определяется параллельным протеканием процессов личностной динамики, каждый из которых на всех стадиях обеспечивает в той или иной степени интеграцию внутреннего и внешнего, баланс индивидуального и социального источников и векторов развития (Яницкий М.С., 2000).

     Сделав  небольшой обзор, касаемо динамики  ценностных ориентаций в развитии  личности, обобщим, что они развиваются  поэтапно в соответствии с  возрастными периодами развития  личности. Человек усваивает социальные  ценности, утверждает свои и приводит  те и другие в соответствие и согласие. Но опять же, нельзя говорить об этом с полной уверенностью и так категорично. Конечно, для каждого возраста на первый план выходят те или иные ценности. Но порой, в связи с различными жизненными обстоятельствами, приходится пересматривать свои взгляды и приоритеты, и возраст здесь уже не имеет большого значения.

 

 

 

 

ГЛАВА II. КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ.

 

2.1. Типология систем ценностных ориентаций личности.

 

     Сложная  и неоднородная структура ценностных  ориентаций личности, двойственность  источников их развития, разноплановость выполняемых ими функций определяют и наличие множества классификационных моделей ценностных образований. Так, в различных философских концепциях разделяются абсолютные и относительные, объективные и субъективные, идеальные и реальные, индивидуальные и социальные, внутренние и внешние ценности.

     Так, Н.  А. Бердяев выделяет духовные, социальные и материальные ценности. В. П. Тугаринов также делит ценности на три категории: духовные (образование, наука, искусство); общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (техника и материальные блага).

     В. Ф.  Сержантов, исходя из того, что  предметами потребностей человека могут быть как вещи, так и идеи, сводит все ценности в две категории – материальные и духовные. Соответственно, под материальными ценностями он понимает орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления, под духовными ценностями – политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные идеи.

     М. Рокич,  о котором было сказано уже выше, проводит более общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно, он выделяет два класса ценностей: терминальные    ценности  –  убеждения в  том,   что  какая-то   конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; и инструментальные  ценности  –  убеждения  в  том,  что какой-то образ действий или    свойство    личности    является    предпочтительным   в   любой   ситуации  (Психодиагностика персонала / под ред.

Райгородского Д.Я., 2007).

     Терминальные  ценности носят более устойчивый  характер, чем инструментальные, причем  для них характерна меньшая  межиндивидуальная  вариативность.

     Ш. Шварц и У. Билски, о которых говорилось уже выше, выделили десять типов ценностных ориентаций личности.

     1) Конформность. Определяющая мотивационная цель  этого типа – сдерживание и  предотвращение действий, а также  склонностей и побуждений к  действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям.

     2) Традиции. Любые социальные группы вырабатывают  свои символы и ритуалы. Их  роль и функционирование определяются  опытом группы и закрепляются  в традициях и обычаях. Традиционные способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Мотивационная цель данной ценности – уважение, принятие обычаев и идей, которые существую в культуре и следование им.

     3)  Доброта.   Лежащая  в  ее  основе   доброжелательность   сфокусирована   на

благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми. Мотивационная цель данной ценности – сохранение благополучия людей, с  которыми индивид находится в  личных контактах.

     4) Универсализм. Мотивационная цель данного типа ценностей – понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы.

     5) Самостоятельность.  Определяющая цель этого типа  ценностей состоит в самостоятельности  мышления и выбора способов  действия, в творчестве и исследовательской активности.

     6) Стимуляция. Мотивационная цель этого типа  ценностей заключается в стремлении  к новизне и глубоким переживаниям.

     7) Гедонизм. Мотивационная цель данного типа  определяется как наслаждение

или чувственное удовольствие.

     8) Достижение.  Определяющая   цель  этого   типа  ценностей  –  личный  успех

через проявление компетентности в соответствии с социальными  стандартами.

     9) Власть. Центральная  цель данного типа ценностей  заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами.

   10) Безопасность. Мотивационная цель этого типа  – безопасность для других  людей и себя, гармония, стабильность  общества и взаимоотношений (Карандашев В.Н., 2004).

     Указанные ценности, определяющие соответствующую мотивационную тенденцию, могут быть противоречащими друг другу. Исходя из этого, Ш. Шварц и У. Билски выделяют следующие дихотомии ценностей: ценности   сохранения   (безопасность,   конформность,   традиции)   –   ценности изменения (полнота ощущений, саморегуляция); и ценности   самоопределения  (благополучие   группы   и  человечества в целом) – ценности самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

     Д. А. Леонтьев же  отмечает, что индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых блоков. Он приводит возможные группировки ценностей, объединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:

- конкретные жизненные   ценности  (здоровье,  работа, друзья, семейная жизнь) –

  абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество);

- ценности       профессиональной       самореализации        (интересная        работа,

  продуктивная   жизнь,   творчество,   активная   деятельная   жизнь)   –   ценности

  личной жизни(здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная  жизнь).

- индивидуальные  ценности  (здоровье, творчество, свобода, активная  деятельная

  жизнь,  развлечения,  уверенность  в  себе,  материально  обеспеченная   жизнь) – 

  ценности   межличностных   отношений   (наличие  друзей,  счастливая семейная

  жизнь, счастье  других).

- активные  ценности  (свобода,  активная  деятельная  жизнь, продуктивная жизнь, 

  интересная  работа)  –   пассивные   ценности   (красота   природы   и   искусства,

  уверенность в  себе, познание, жизненная мудрость).

     Среди инструментальных  ценностей Д. А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:

-  этические   ценности  (честность,   непримиримость   к  недостаткам) – ценности

  межличностного    общения    (воспитанность,    жизнерадостность,   чуткость)   –

  ценности профессиональной  самореализации (ответственность, эффективность в

  делах, твердая воля, исполнительность).

- индивидуалистические  ценности   (высокие   запросы,  независимость,   твердая

  воля)      –     конформистские     ценности     (исполнительность,     самоконтроль,

  ответственность)  –  альтруистические  ценности  (терпимость,  чуткость, широта

  взглядов).

- ценности  самоутверждения  (высокие запросы, независимость, непримиримость,

  смелость,  твердая   воля)  –  ценности  принятия  других  (терпимость,   чуткость,  

  широта взглядов).

- интеллектуальные  ценности  (образованность,   рационализм,   самоконтроль)  – 

  ценности  непосредственно-эмоционального  мироощущения (жизнерадостность,

  честность, чуткость).

     Болгарский  исследователь В. Момов противопоставляет  ценности целевые (или мыслимые – желаемые, возможные) и ценности существующие (или наличные – актуальные). При дальнейшем анализе целевых ценностей он классифицирует их на собственно ценности-цели, ценности-идеалы, ценности-желания и ценности должного (нормативные ценности).

     В теории  А. Маслоу  группы  ценностей  (как и блоки потребностей)  образуют

вертикальную иерархию. По его словам, потребности и ценности представляют собой не дихотомию, а согласованную иерархию, то есть они зависят друг от друга. А. Маслоу выделяет две основные группы ценностей:

- Б-ценности       (ценности       бытия)      –      высшие       ценности,        присущие

  самоактуализирующимся     людям     (истина,     добро,    красота,    целостность,

  преодоление   дихотомии,  жизненность,  уникальность,  совершенство,  полнота, 

  справедливость, порядок,  простота, легкость без усилия и др.);

- Д-ценности   (дефициентные  ценности)   –   низшие   ценности,   поскольку   они

  ориентированы на  удовлетворение какой-то фрустрированной  потребности (мир, 

  покой, сон, отдых,  зависимость, безопасность и т. д.) (Яницкий М.С., 2000).

     Таким образом, было рассмотрено несколько типологий ценностных ориентаций. Для данной работы наиболее важна теория Ш. Шварца и У. Билски, а также та точка зрения, согласно которой выделяются духовные и материальные ценности.

 

2.2. Духовные и материальные ценности.

 

     Как было  сказано выше, одно из разделений  ценностей включает в себя  разделение на духовные и материальные. Духовно-нравственные ценности оказывают  огромное воздействие на объективную  реальность, и главным образом,  на социальный мир. Духовно-нравственные ценности  детерминируют поведение людей, во многом определяет их взаимоотношения – межличностные, групповые и социальные. Через них происходит гуманизация деятельности людей и ориентация на общечеловеческие ценности.

     В центре  внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие базовые

ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть (Хубиева З.А., 2004).

     Что касается  материальных ценностей, то они  выражают ценность материальных  благ, материальных орудий, предметов.  Мы считаем, что к материальным благам можно отнести и карьеру, которая дает возможность и больше зарабатывать, и приобретать материальные блага. Но и делая карьеру, человек руководствуется ценностными ориентациями.

Информация о работе Системы ценностных ориентаций и особенности построения карьеры