Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание

В психологической науке сказкотерапия как коррекционный метод появилась сравнительно недавно, тем не менее, как отмечают исследователи «сказкотерапией люди занимались очень давно», поэтому сказкотерапию представляют как особую воспитательную систему, проверенную многими поколениями. Если рассматривать сказкотерапию как воздействие сказками, то прежде всего, имеется ввиду «совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» ( Т.Д Зинкевич –Евстигнеева).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретическое исследование сказкотерапии как метода воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сказкотерапия и роль бессознательного в процессе психотерапевтического воздействия ……………………………..
6
1.2.Концептуальная схема исследования структуры, функции и символов сказки ……………………………………………………………
12
1.3.Этиология и симптоматика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
18
Выводы по первой главе ………………………………………………….
25
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии

2.1. Организация и описание методов исследования …………………..
26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………….
28
Выводы по второй главе
48
Заключение
50
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Губогло Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx

— 1.95 Мб (Скачать документ)

 

Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  

Содержание

Введение ……………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретическое исследование сказкотерапии как метода воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 
    1. Сказкотерапия и роль бессознательного в процессе психотерапевтического воздействия ……………………………..

6

1.2.Концептуальная схема исследования  структуры, функции и символов  сказки ……………………………………………………………

12

1.3.Этиология и симптоматика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

18

Выводы по первой главе ………………………………………………….

25

Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии

 

2.1. Организация и описание методов  исследования …………………..

26

2.2. Анализ и интерпретация результатов  исследования ……………….

28

Выводы по второй главе

48

Заключение

50

Библиография

52

Приложение

55


 

ВВЕДЕНИЕ

В психологической науке сказкотерапия как коррекционный метод появилась сравнительно недавно, тем не менее, как отмечают исследователи «сказкотерапией люди занимались очень давно», поэтому сказкотерапию представляют как особую воспитательную систему, проверенную многими поколениями. Если рассматривать сказкотерапию как воздействие сказками, то прежде всего, имеется ввиду «совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» ( Т.Д Зинкевич –Евстигнеева).

 Значение сказки велико и, прежде всего, для ребёнка дошкольного возраста. Восприятие сказки с детьми становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей свободно мечтать и фантазировать. Сказка для ребёнка не только вымысел, но и особая реальность, которая раздвигает рамки обычной жизни, сталкивает его со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме способствует постижению взрослого мира переживаний. В силу развитого механизма идентификации происходит эмоциональное объединение ребёнка с другим человеком, персонажем и присвоение его образцов поведения. Сказка же даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Как отмечает Д.Соколов, часто взрослый и ребёнок разговаривают на разных языках. Язык сказки их, естественно, сближает. Сказка это то, что вполне доступно пониманию детей, ориентируясь на сказочные коллизии и поступки сказочных героев, ребёнок скорее изменяет своё поведение и коррекционно-развивающая работа эффективнее.

Методологической основой исследования стали труды: об исследованиях мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте К.Г.Юнга, М.-Л. Фон Франц, Б.Беттельхейма, В.Проппа; об использовании сказкотерапии в коррекционно-развивающих целях Т.Д.Зинкевич – Евстигнеевой, И.В.Вачковой, Д.Соколова, Л.П.Стрелковой, о коррекционной функции сказки Е.А.Осиповой,  Н.И.Пезешкиной, Л.Д.Коротковой, Е.А.Алябьевой; о триаде и потребностях в сказке П.И.Яничевой; о семантическом резонансе Е.Л.Доценко; об эмоциональной сфере детей с общим недоразвитием речи И.Ю.Кондратенко.

             Практическая психология последних лет накопила интересный опыт работы со сказками в различных направлениях. Одно из них – это работа с детьми, нуждающимися в коррекции.

 Цель исследования – коррекционно-развивающие эффекты обусловленные сказкотерапией.

 Объект исследования – влияние сказкотерапии на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 Предмет исследования – процесс коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 Гипотезой исследования послужило предположение о том, что сказкотерапия создаёт особую сказочную обстановку, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности ребёнка, появляется чувство защищённости, улучшается «внутренняя природа» и изменится восприятие мира вокруг.

 Задачи исследования:

1.Изучение  и анализ коррекционной психолого-педагогической  литературы по теме исследования.

2.Изучить  воздействие сказки на эмоциональную  сферу детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи.

3.Осуществить  опытно-экспериментальную работу  по коррекции неблагоприятных  эмоциональных состояний у детей  старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи  с использованием сказкотерапии.

 Методы исследования: анализ литературы по; наблюдение; социометрия; тестирование; анализ документа.

 Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов дошкольных учреждений для улучшения эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 17 «Золотая рыбка», города Салехарда, Ямало-Ненецкого автономного округа, старшая логопедическая группа.

 Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (41 источников) и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК МЕТОДА ВОЗДЕЙСТВИЯ  НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С  ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

1.1.Сказкотерапия и её роль в процессе коррекционно-развивающего воздействия

  Метод сказкотерапии представляет собой один из вербальных способов психологической коррекции в детском возрасте. С помощью сказкотерапии возможно быстрое достижение необходимого эмоционального контакта взрослого с ребёнком.

 Сказки являются руководством к действию и содержат в себе подсказку решения. Победный финал в каждой истории служит тем «кирпичиком», который ляжет в основание будущего благополучия. Сказкой можно достичь большего эффекта, чем прямыми советами или директивами. Подходящая к случаю сказка помогает детям взглянуть на себя со стороны, даёт толчок к изменению, поскольку предлагает «модель» правильного образа жизни.

 При анализе межличностных проблем сказки, аналогичные актуальным детским проблемам, являются эффективным способом воздействия на формы отношений. Они позитивно влияют на замкнутых детей, тревожных в межличностных взаимоотношениях.

 Сказки, будучи формой косвенного воздействия, помогают ослабить сопротивление к восприятию идей. Структура сказок такова, что их многозначный посыл воспринимается подсознательно. Ребёнок не в состоянии сразу понять и воспринять все смысловые оттенки рассказанного ему сложного случая, а бессознательно адекватно реагирует на хитросплетения сюжета.

 Сказкотерапия используется при возникновении эмоциональных или поведенческих проблем у дошкольников. Посредством сказкотерапии осуществляется коррекция агрессивности, неуверенности, застенчивости, чувства стыда, вины, лжи, а также различного рода психосоматических заболеваний. Процесс сказкотерапии позволяет ребёнку актуализировать и осознавать свои проблемы, находить различные пути их решения.

 Значение сказки велико и, прежде всего, для ребёнка дошкольного возраста. Восприятие сказки с детьми от 3 до 7 лет становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей свободно мечтать и фантазировать. Сказка для ребёнка не только вымысел, но и особая реальность, которая раздвигает рамки обычной жизни, сталкивает его со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме способствует постижению взрослого мира переживаний. В силу развитого механизма идентификации происходит эмоциональное объединение ребёнка с другим человеком, персонажем и присвоение его образцов поведения.

 Воспринимая сказку, ребёнок сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что он не одинок в своих проблемах и переживаниях. Посредством сказочных образов ребёнку предлагаются образцы поведения в разных сложных ситуациях, пути решения возникающих конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Отожествляя себя с положительным героем, ребёнок усваивает правильные моральные нормы и ценности, учится различать добро и зло.

 В сказке – реальное, а в жизни внешне не совсем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. В этом смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Конечно, сказкотерапия – это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявится потенциальные части личности, нечто нереализованное, может может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны…

 Т.Д.Зинкевич – Евстигнеева выделяет четыре этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых ею этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определённого процесса.

 Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного творчества продолжается по сей день.

 Второй этап сказкотерапии – собирание и исследование сказок и мифов. Принято отметить, что и терминология психоанализа основана на мифах… Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается по сей день.

  Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался приём «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

 Четвёртый этап – интегративный. Этот этап связан с формированием концепции Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкм, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

 Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур – всё это «упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры.

 В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется пять видов сказок, которые констатируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными «соусами»: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, куклотерапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице и многое другое.

Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому субъекту своей особенной сказки… Процесс Познания в наиболее созвучной нашей Душе образной форме. Может быть, именно для этого многовековой мудростью человечества послана нам Сказка?

 Психотерапевтическое воздействие сказки является достаточно сильным. Мария-Луиза фон Франц объясняет это, прежде всего тем, что сказка – это своеобразный отголосок древней первобытной ментальности, это отзвук тех времён, когда психическое было полностью спроецировано на природу. Деревья и животные имели голоса и выражали собственные бессознательные мысли и чувства людей. Подобное состояние ума легко прослеживается путём изучения первобытных религий. По её мнению первобытный человек живёт в каждом из нас и составляет часть нашего психического бытия, с которым большинство людей попросту утратило связь. Порой достаточно перечитать всего лишь одну любимую сказку своего детства, чтобы уяснить, насколько полезным может быть совет бессознательного голоса. Находясь в контакте с этой стороной своей личности, можно избежать невроза, поскольку бессознательное является источником жизненной силы и творчества. Такое понимание своей природной «первобытной» сущности лежит в основе терапевтического механизма.

 Бессознательное сообщается с нами с помощью образов и символов. И его не существует в нашем мире сознательных противоположностей. Бессозн6ательное предстаёт не имеющим чувственной основы. Разумеется, это не означает, что следует расстаться с наработанными цивилизацией ценными привычками и безумно устремиться обратно к первобытной ментальности. Некоторые считают, что интегрировать своё бессознательное можно, лишь капитулировав перед ним, вознеся его на пьедестал, впав, что называется, в мистическую «прелесть», в одержимость бессознательным. Ясно, что дело здесь не в крайностях и важно, прежде всего, распознать, сохраняя свою сознательную позицию, наличие бессознательного психического материала, признать существование иных жизненных путей и взглядов на жизнь. Сказки в значительной степени помогают такой работе, к тому же в них содержится установка на примирение указанных крайностей.

 Любые персонажи волшебных сказок – добрые феи и злые волшебницы, драконы, ведьмы и карлики – являются архетипическими образами, представленными на глубоких уровнях психического. Осознаём мы это или нет, роли не играет, так как они всё равно воздействуют на нас, являясь психологическими реальностями. События в волшебных сказках отражают не какую-то абстракцию, но текущую жизненную психическую реальность, если мы понимаем сказки, то получаем и новое понимание самих себя. Глубоко в бессознательном человеческих существ скрыта сокровищница знания или местообитания общечеловеческого опыта, способного обогатить нас, если мы получим к нему доступ (К.Г.Юнг).

 К.Г.Юнг рассматривает волшебные сказки как продукт коллективного человеческого воображения, являющийся в этом смысле сновидениями всего человечества и содержащими в себе решение общечеловеческих проблем.

 Волшебные сказки являются свидетельством богатства душевной и духовной жизни, которая в своём целостном виде нам непосредственно недоступна. На психологическом языке – это дорога к бессознательному, которая должна быть вновь и вновь перекрыта и пройдена.

  Таким образом, анализ сказок является попыткой «возвести мост» к бессознательному, к сокровищнице внутренней образной системы.

 Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

Таблица №1

Закономерности работы со сказочным  материалом посредством принципов

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;

Понимание роли каждого персонажа  в развивающихся событиях.

Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это  было ему нужно?

Наша задача показать воспитанникам  и клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно.

Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого  персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько  значений и смыслов.

Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная  ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Наша задача кропотливо и терпеливо  прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный  урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Информация о работе Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи