Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание

В психологической науке сказкотерапия как коррекционный метод появилась сравнительно недавно, тем не менее, как отмечают исследователи «сказкотерапией люди занимались очень давно», поэтому сказкотерапию представляют как особую воспитательную систему, проверенную многими поколениями. Если рассматривать сказкотерапию как воздействие сказками, то прежде всего, имеется ввиду «совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» ( Т.Д Зинкевич –Евстигнеева).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретическое исследование сказкотерапии как метода воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сказкотерапия и роль бессознательного в процессе психотерапевтического воздействия ……………………………..
6
1.2.Концептуальная схема исследования структуры, функции и символов сказки ……………………………………………………………
12
1.3.Этиология и симптоматика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
18
Выводы по первой главе ………………………………………………….
25
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии

2.1. Организация и описание методов исследования …………………..
26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………….
28
Выводы по второй главе
48
Заключение
50
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Губогло Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx

— 1.95 Мб (Скачать документ)

 

 

Приложение 5

Опросник для педагогов «Тревожный ребенок»

Авторы  Лаврентьва Г.П., Титаренко Т.

Тревожный ребенок:

1. Не может долго работать, не  уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на  чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее  беспокойство

.4. Во время выполнения заданий  очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных  ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой  обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные  сны.

9. Руки у него обычно холодные  и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство  стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него  страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое  дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте  количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов

Низкая — 1—6 баллов.

 

Приложение 6

 

Приложение 7

Таблица №8

Приложение 8

Приложение  9

 

Занятие 3. Основное.

Сказка «Три  денежки»

Митька, как  себя помнил, в деревне жил вдвоём со старой бабушкой. Мать – то его  в город за счастьем подалась, там  семья у неё образовалась. Митька по мамке не скучал. А чего скучать, ежели он лица – то её не помнил? Давненько она в деревне не была.

А жили Митька с бабушкой бедно. Откуда богатство  – то взять? Хлеб да картошка – вот  и вся еда. Да вот ещё по осени  грибов натаскают. Правда, была у бабушки  надежда: накопить деньжат да купить козу. Однажды летом 

договорилась бабушка  с соседкою, как осенью картошку продаст – купит у неё козу. Только велики ли деньги от картошки – то? Правда, в этом году хороший урожай собрали, продали заезжим купцам…

Как – то раз, под Покров, вернулся Митька домой с гулянья, а бабушка на столе денежки  столбиком складывает, считает. Митька ей мешать не стал: за печкой остановился  и глядит. Сложила бабушка деньги в узелочек и положила в сундук под одёжку. Митька про это и  забыл. А только недели через две  и вспомнил, когда оказия вышла.

Пришёл к  ним в деревню коробейник –  весёлый такой дядечка. Говорил  слова, как песню пел, всё с  шутками да прибаутками. Его деревенские  девчата сразу окружили: в коробе – то у него – товару всякого! «Ленты, бусы, гребешки, расписные сундучки! Разные глиняные игрушки да весёлые  зверушки!» - так тот коробейник народ  созывал.

Запала Митьке в душу игрушка одна – яркий  мячик на резиночке. Как его не кидай. Всё в ладошку возвращается. Только резиночку из рук не выпускай! Долго Митька любовался на диковинную игрушку. И тут соседский Васька к Митьке подбежал да и говорит:

-Хороший мячик! И стоит  недорого! У тебя что денег нет?

-Нет! – отвечает Митька.

-Что и у бабушки твоей  нет?..

Тут и вспомнил Митька про бабушкин узелок и решил  немного денег оттуда взять. Ну, самую  малость. Да она и не заметит – велика ли потеря?! Влезть в сундук Митька не сразу осмелился. Вокруг ходил, а открыть сундук боялся. Да тут увидал, что коробейник уж мимо их двора идёт. Забеспокоился. Сейчас всё распродаст и уйдёт! Открыл Митька сундук, нащупал бабушкин узелок да три денежки оттуда и вынул. Три денежки ведь немного? Немного, а коробейник дал за них мячик на резиночке, леденцового петушка на палочке, глиняную свистульку и два больших гвоздя. Гвозди Митьке вовсе ник чему были, но коробейник сказал: «Бери, в хозяйстве годится!» Да ещё глазом подмигнул.

Вот это покупка! Только как с такой покупкой в  избу – то сунешься? Что бабушка  скажет? Пришлось Митьке в сарай  пойти. Там и в мячик поиграл, там и леденцового петушка  ссосал. Только одно огорченье: пока мячик  в кармане нёс, его яркую одёжку гвоздь проклятый проколол. Оказывается, внутри мячика – опилки! Жалко! А  что поделаешь?

И тут Митьку словно холодной водой кто обдал. Увидал он, что к ним во двор соседка идёт и козу с собой ведёт. Не иначе, как продавать!.. Спрятал Митька свои покупки в заветное место, да в дом! А там бабушка такая весёлая, соседку встречает, козу ту ласковыми словами называет: «кормилица», «красавица», «надёжа»…

Потом бабушка  в сундук полезла… У Митьки сердце в груди так и замерло. Бабушка денежки достала, на столе пересчитала, головой как – то чудно помотала, и давай снова деньги считать. А потом соседку и просит:

-Мария! Давай я тебе  не все деньги сейчас отдам!.. Я ещё картошки продам –  расплачусь!..

А соседка ни в какую отдавать козу не хочет, всех денег сразу требует. Так и увела козу со двора к себе обратно. Бабушка на лавке сидит, руки натруженные на колени положила, а глазами прямо Митьке в душу глядит. И из глаз у неё вот такие капли на грудь капают…

Так Митьке от этих слёз тошно стало, так тошно, что бросился он вон из дома. Бежал  долго. За деревню ноги унесли –  и не заметил. Остановился он возле  дуба древнего. Деревенские говорили, что ему тыща лет, а может и больше. Сел Митька возле дуба на голую землю. Не чует, что земля холодная, а чует, как у него слёзы из глаз потоком текут. Разревелся в голос.

Только вдруг  слышит: вроде зовёт его кто  – то! Глаза кулаком протёр, а  возле него коробейник стоит, тот, давнешний.

- Что, Митька, натворил дел? Зачем же ты  деньги у бабушки без спросу  взял?

- Так ведь  мячик… - только и сумел ответить  Митька.

- Эх, ты!.. Разве  ты у бабушки деньги украл?  Ты ведь у неё надежду отнял.  Она ведь как думала? Тебя, дурака, молочком подкормить да свои старые силы подкрепить. Она ведь жить – то хочет, чтобы тебя, непутёвый, вырастить. Помри она – куда ты, сирота, денешься?

Ещё сильнее  заплакал Митька, а потом и просит:

- Дяденька, а  давай я тебе игрушки обратно  принесу, а ты мне денежки  верни!..

- Видать, ты  и вправду дурачок! Да на  что мне твой рванный мячик да щепочка от петушка? Нет, Митька, оплашал ты – за то и расплачиваться будешь…

И протягивает  Митьке поясок.

- На, - говорит, - надень на себя! – а сам уж Митьку опоясал.

Пригляделся Митька, а в ладони у коробейника  много-много поводков, и все они  с поясками соединены. А в поясках  тех – дети: мальчики, девочки. Оказался и Митька как собачонка, на привязи. Тут коробейник дёрнул за поводки, и  побежали впереди него все, кто перепоясан был. И Митька побежал. Так они  по дороге и шли: впереди ребятишки  с поясками, а сзади коробейник с поводками…

Пришли они  в большой дом. Митька раньше таких и не видывал. Вот и определяет коробейник всех мальчишек да девчёнок на работу: кому пыль вытирать, кому пол мыть, кому печку топить, кому бельё стирать. Всем работы досталось. Так и работали все с утра до ночи, а коробейник строго за труд спрашивал. Узнал Митька много. Мальчик Петя, постарше Митьки, за то сюда попал, что у друга своего книжку стащил. Да не для того стащил, чтобы почитать, а чтобы разорвать да выкинуть. Мол, у меня такой нет – и у тебя не будет! Девочка одна у мамки своей колечко обручальное стащила да где – то обронила: великовато было. А для матери это – память об умершем муже. Видать, шибко убивалась женщина о пропаже – то.

Да здесь  все такие были, хоть кого возьми. В этом доме Митька, считай, целый  год проработал. И всякий день о  бабушке своей вспоминал: как  там она? Не померла ли с горя да печали? Кто ей, больной картошки наварит, воды подаст? Беда да и только…

А через год  позвал коробейник Митьку к себе да и спрашивает:

- Ну, теперь  понял, как другого обездоливать? Надежду отнимать?

- Понял! –  говорит Митька, а сам уж глаза  себе кулаком трёт.

И вдруг протягивает  коробейник Митьке те самые три денежки, какие он за игрушки – то заплатил:

- На, - говорит, - бери! Заработал! – а сам улыбается.

Схватил Митька три денежки, даже «спасибо» сказать  не успел. Оглянулся – а сидит  он на земле возле дуба древнего. «Уж не з0аснул ли я?» - думает, а  у самого и вправду ноги закоченели. «Заснул, наверно!» - решил он. Вскочил  на ноги, на ладонь – то глянул, а  там три денежки и лежат!

Бросился  он домой бегом, а у самого сердце ноет: как там бабушка? Жива ли? В  избу – то прибежал, а бабушка  и вправду на постели лежит.

-Где это  ты запропастился? – спрашивает. И так спрашивает, будто Митьки часа два дома не было. «А как же тот год, какой я у коробейника работал?» - думает Митька, а вслух не говорит.

- Бабушка,  а тётка маория никому козу – то не продала, пока меня дома не было?

- Да кому  ж она продаст? Уж вечер…

Понял Митька, что и вправду заснул он, что  никакого года и не было. Обрадовался.

- Бабушка!  Вот те три денежки, какие  я у тебя без спроса взял!.. Прости меня! Пойдём козу покупать!

На этом дело и кончилось. Уж больно бабушка радовалась, когда козу в дом привела. Имя  ей сразу новое дала. Гладит её по спине да приговаривает: «Надежка, надежка»…

Митька и  сам счастливым себя почувствовал. Одно ему невдомёк: ежели он у  дуба того древнего спал и сон ему  приснился про коробейника, то откуда у него в ладони три денежки  оказались? Чудно всё же…

Распределение ролей:

Три денежки – трое детей, эгоистичных  по направленности своей личности, конфликтных со сверстниками, претенциозных (Диана, Эдик, Егор).

Вопросы для психокоррекции:

- Откуда  вы появились, три денежки?

Диана: « Бабушка картошку купцам продала  и заработала нас».

- Вы  хотите принести Митькиной семье  добро или зло?

Эдик: « Мы хотим принести Митькиной  семье добро».

- Чем  вы огорчили бабушку?

Егор: «Нас Митька взял без спросу, бабушка  козу не купила, вот и огорчилась».

- Чем  вы её порадовали в конце  сказки?

Эдик: « Так нас Митька вернул же, бабушка  козу купила».

- В  том, что у Митьки случилась  беда, виноват мячик?

Диана: « Конечно не виноват, ну и что, что он красивый, покупать же его не обязательно было».

Мячик – ребёнок с завышенной самооценкой, часто отверженный (Ксюша Б.).

-Расскажи  о себе, какой ты?

-Я  красивый, яркий.

-Зачем  Митька тебя купил?

- Потому  что я ему очень понравился, он хотел со мной поиграть.

-Ты  обрадовался, когда он тебя  купил? А потом?

- Да, я обрадовался, что меня Митька  купил, а потом огорчился, потому  что меня гвоздь порвал и  из меня все опилки высыпались. Я стал ненужный.

-Какую  радость ты ему принёс?

- Ну ведь он со мной играл.

- Почему  коробейник продал вместе с  тобой петушка, свистульку, гвозди?

- Потому  что, наверное у Митьки оказалось много денег, а я стоил дёшево.

- Что  станет с тобой после того, как у тебя порвётся одёжка?

- Наверное меня выбросят.

Петушок – ребёнок тревожный, обидчивый, часто отверженный  (Вова).

- Почему  Митька от тебя не отказался?

- А  кто же от сладкого откажется,  ведь я вкусный.

- Почему  ты Митьку особенно порадовал,  хотя он тебя и съел?

-  Потому что Митька конфеты наверное не часто ел.

- Что  бы было, если бы Митька тебя  не съел?

- Как  это он меня бы не съел? Я  бы наверное обиделся.

- Что  осталось от тебя?

- От  меня только палочка осталась.

- Ты  об этом мечтал, когда тебя  делали?

- Незнаю, ну ведь конфеты нужны для того, чтобы их есть.

Свистулька  – конфликтный по отношению к  взрослым и непослушный; часто или  «клоун», потешающий других детей проказами  и непослушанием, или «кумир» сверстников за свою «смелость» и дерзость по отношению к взрослым (Никита).

- Митька  хотел тебя купить у коробейника?

- Вообще - то нет.

- Какая  ты, если коробейник дал тебя  Митьке в «нагрузку» к мячу?

- Наверное я была дешёвая и никому не нужная.

- Если  бы ты не попала к Митьке, то у кого могла бы оказаться?

- Наверное у какого – то мальчика, который любит свистеть.

- Ты  довольна такой судьбой: пролежать  в сарае в заветном месте,  чтоб никто тебя не увидел?

- Нет конечно, я же для свиста нужна, для веселья.

- Приятно  будет Митьке с тобой играть, если он про свой проступок  станет вспоминать?

- Наверное  нет, он меня кому – нибудь подарит.

Два больших гвоздя – дети со страхами, робкие, застенчивые, с заниженной самооценкой (Богдан, Женя В.) .

- Какие  вы?

Богдан: «Мы большие, железные».

- Для  чего вы нужны людям?

Женя  В.: « Мы нужны для того, чтобы  что – то скреплять, чтобы нас  куда  нибудь забивали».

-Что  бы вы могли собой скреплять?

Женя  В.: «Например, доски».

-Вы  – вещи полезные или вредные?

Богдан: «Конечно мы полезные, без нас в  хозяйстве не обойтись».

-Вы  можете принести беду или боль?

Женя  В.: «Нет, мы только пользу приносим людям».

- За  что вы Митьку наказали и  как вы это сделали?

Богдан: «Мы Митьку наказали за то, что он деньги украл у бабушки, вот мы ему мячик и порвали»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

Таблица №11

  Повторные данные эмоционального  состояния детей, полученные по  методике «Несуществующее животное»

Имя ребёнка

Эмоциональное состояние

1.Антон

Более реальное отношение к миру, исчезновение некоторых страхов.

2.Вова

Исчезновен6ие некоторых страхов, самооценка стала более адекватной.

3.Лиза

Появилось желание быть более самостоятельной, активность ребёнка увеличилась.

4.Ксюша К.

Подавленные инстинктивные импульсы «выведены наружу», ребёнок постепенно учится контролировать себя на сознательном уровне.

5.Полина

Появилось желание контактировать с  окружающим миром, ребёнок стал более  активным. Стремится работать на занятиях.

6.Ксюша Б.

Ослабление агрессии, но о полном исчезновении её говорить пока рано. Самооценка ребёнка стала более адекватной.

7.Женя В.

Исчезновение некоторых страхов, более адекватно относится к  критике.

8.Женя Т.

Исчезли перфекционистские тенденции, самооценка стала адекватной, мальчик перестал стремиться обращать на себя внимание любыми способами.

9.Никита

Тревожность понизилась, но окончательно не исчезла, отношение к своему агрессивному поведению стало более критичным, появилось желание контролировать его.

10.Диана

Появилось желание контактировать с  окружающим миром, самооценка стала  более адекватной.

11.Эдик

Исчезновение некоторых страхов, более адекватно относится к  критике.

12.Даша

Самооценка стала более адекватной, тревожность понизилась.

13.Богдан

Исчезли тревожность и чувство  вины, самооценка стала более адекватной, отношение к своему поведению  – более критичным.

14.Егор

Исчезли некоторые страхи, тревожность  понизилась. Исчезло чувство вины.

Информация о работе Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи