Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа
В психологической науке сказкотерапия как коррекционный метод появилась сравнительно недавно, тем не менее, как отмечают исследователи «сказкотерапией люди занимались очень давно», поэтому сказкотерапию представляют как особую воспитательную систему, проверенную многими поколениями. Если рассматривать сказкотерапию как воздействие сказками, то прежде всего, имеется ввиду «совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» ( Т.Д Зинкевич –Евстигнеева).
Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретическое исследование сказкотерапии как метода воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сказкотерапия и роль бессознательного в процессе психотерапевтического воздействия ……………………………..
6
1.2.Концептуальная схема исследования структуры, функции и символов сказки ……………………………………………………………
12
1.3.Этиология и симптоматика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
18
Выводы по первой главе ………………………………………………….
25
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии
2.1. Организация и описание методов исследования …………………..
26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………….
28
Выводы по второй главе
48
Заключение
50
Библиография
Сказки можно истолковывать, прибегая к любой из четырёх основных функций сознания. Например, используя мышление, можно понять структуру и связи всех сюжетных сказочных мотивов. Опираясь на чувства, можно расположить эти мотивы в соответствии с их ценностью, выстроить ценностную иерархию. На основе ощущений строится непосредственное наблюдение за событиями и персонажами. А интуиция позволяет разглядеть целую комбинацию символов во всей их неповторимости. Человек с доминирующей интуитивной функцией способен наиболее убедительно продемонстрировать, что сказка – это не сбивчивый, непоследовательный рассказ, а единое послание, разделённое на множество мелких эпизодов размышления над сказками и их обсуждение
Схематическая модель
Акцент. Основная тема
Направление размышления Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью её нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чём предупредить, чем подбодрить и прочее.
Вопросы.О чём эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?
Комментарий. Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.
Акцент. Линия героев сказки. Мотивы поступков.
Направление размышления. Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.
Вопросы. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?
Комментарий. Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.
Акцент. Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей
Направление размышления. Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки.
Вопросы. Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Всё решает и преодолевает сам, или старается передать ответственность другому герою? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?
Комментарий. Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем, важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей
Акцент. Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе. Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям.
Вопросы. Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?
Комментарий. Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.
Акцент. Актуализированные чувства.
Направление размышления Важно осознать какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определённая ситуация и почему? Вопросы. Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так?
Комментарий. Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувства внутри нас.
Акцент. Образы и символы в сказках.
Направление размышления Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несёт в себе каждый герой сказки.
Вопросы. Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?
Комментарий. Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские.
Таким образом, сказкотерапия – своеобразная расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. Главное в сказкотерапии - образование связи между сказочным событием и поведением в реальной жизни. Психокоррекционное воздействие сказки является достаточно сильным. Бессознательное сообщается с нами с помощью образов и символов. Анализ сказок является попыткой возвести мост к бессознательному, к сокровищнице внутренней образной системы.
1.2 Концептуальная схема
За сказочными образами стоят символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются в мифах, религиях, иногда снах. Язык символов не является «мифом» или «маскировкой» - это естественный язык нашего бессознательного, тогда как слова – язык нашего сознания.
Символы, пришедшие из глубины веков, ребёнку ближе и понятнее, чем взрослому. Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит
взрослого из мира символов. Символами
остаются только сновидения. Это –
главная причина в различии восприятия
народных сказок взрослым и ребёнком.
Кроме того, взрослый за свою жизнь
создал много своих индивидуальных
символов, и они чаще встречаются
в его бессознательном языке,
чем символы коллективного
Таким образом, сказка для ребёнка, как и сновидение для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить своё «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.
Согласно Е.А.Осиповой, сказки могут выполнять следующие коррекционные функции: психологическую подготовку к напряжённым ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.
По мнению Н.И. Пезешкина, сказки выполняют в психокоррекции следующие функции:
Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.
Функция модели. Сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели.
Функция опосредования. Сказка выступает в качестве посредника между клиентом и психологом, снижая тем самым, сопротивление клиента.
Функция хранения опыта. После окончания психокоррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает клиенту вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления, непосредственного и никем не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает ему содержание. Сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом взрослом, работающем с ребёнком. Она активизирует его работу на уровне интуиции.
Функция альтернативной концепции. Сказка звучит для клиента не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую клиент может либо принять, либо отвергнуть.
Функция изменения позиции. Сказки неожиданно вызывают у ребёнка или взрослого новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.
Разумеется, не все функции присутствуют в каждой сказке. На взаимоотношение между функциями всегда то же самое, то есть – всегда присутствует базовая структура. Она обеспечивает характерологическое единство повествования, некое целостное начало, в котором присущий сказке динамический процесс сохраняет свою предсказуемость. Структура разворачивается «пошагово», поэтапно, но целенаправленно, как определённый паттерн со своим значением. Кроме того, эта совокупность функций всегда остаётся постоянной вне зависимости от того, включает ли она все семь типов персонажей. Эти семеро – злодей, помощник, даритель, искатель, гонец, герой и ложный герой – названы так в соответствии со своими функциями. Так что если, например, помощник или даритель отсутствуют, то их функции могут быть переданы самому герою, который в этом случае надеется профетическими свойствами. Здесь важно само значение поступка того или иного персонажа, а не его авторство.
Проанализировав содержание русских волшебных сказок, П.И.Яничев в 1999 году выделил психологическую триаду тенденций, или потребностей, которые актуализируются, закрепляются и в определённой степени удовлетворяются при восприятии и усвоении сказки. Эта триада включает в себя:
- потребность в автономности (независимости);
- потребность в компетентности (силе, всемогуществе);
- потребность в активности.
Потребности связаны с такими мотивами, характерными для многих сказок, как отсутствие материала с самого начала, высылание отцом сына (сыновей), женитьба героя, преобразование героя при прохождении через череду испытаний. Волшебная сказка потому и волшебная, что в ней всегда обнаруживаются некие магические средства, помогающие герою справится с препятствиями. В этом обнаруживается потребность во всемогуществе.
Преодоление испытаний является необходимым элементом волшебной сказки, достижение всемогущества оплачивается соответствующей ценой.
Однако актуализация этих двух потребностей не исчерпывает необходимых условий обретения взрослости и достижения успеха. Следует помнить и о потребности в активности. Интересно, что во многих сказках герой и является сначала абсолютно пассивным и вынуждается к активности внешними обстоятельствами. В женском варианте проявления активности присутствуют с самого начала: падчерица трудолюбива, усердна, исполнительна.
Помимо трёх вышеперечисленных потребностей существуют ещё некоторые, актуализирующиеся у ребёнка через сказку:
- потребность в нарушении запретов и правил (без чего невозможно совершить переход от детского состояния к взрослому и научиться принимать на себя ответственность за свои проступки);
- потребность в абсурде, благодаря которому сказка становится посредником между внутренним (аутентическим) миром ребёнка, и внешним, объективным миром.
Говоря о механизмах воздействия сказки, отметим, что главным вопросом является то, каким образом в процессе работы со сказкой происходит процесс построения границ между мирами – внутренним и, внешним, реальностью и вымыслом?
Для решения этого вопроса было использовано понятие семантического пространства, под которым понимается система функционально оправданных связей между значимыми для некоторого круга лиц смыслами и значениями. Повседневную жизнь человека, согласно Е.Л.Доценко, можно рассматривать как непрерывное путешествие из одного семантического пространства в другое – по мере того, как человек идентифицирует себя к той или иной общности людей, обладающей сходными смысловыми характеристиками: потребностями, интересами, знаниями, привычками, установками. Фактически, когда создаётся сказка, содержание которой соответствует особенностям жизненной ситуации человека в данный момент – должны взаимно отобразиться.
Прелесть сказки в том и заключается, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смысл и значения, близкие и понятные им. Это происходит не только благодаря наполненности сказок архетипическими образами, но и потому, что типичные речевые обороты сказок задают условные ситуации в особом пространстве сказки, в котором происходят события, в той или иной форме имеющиеся в опыте практически любого человека. То, что ребёнок взаимодействует со сказкой, сразу и неизбежно задаёт для него семантическое пространство, насыщенное метафорами. Текст сказки, поэтому не является для него однозначным и ограниченным некоторым набором значений. Напротив, любое значение любого сказочного содержания тут же ребёнком доосмысляется, обогащается личностными смыслами. Отклик в душе слушателя возникает тогда, когда сказка сконструирована таким образом, чтобы, будучи конкретным, интересным, ярким художественным произведением, иметь «открытую возможность» для разнообразных толкований, и чтобы между её семантическим пространством и семантическим пространством детской души возникло взаимное отображение.
Но как происходит установление сходства семантических пространств сказки и слушателя? Результат обнаружения этого сходства Е.Л.Доценко предлагает называть семантическим резонансом. Момент его возникновения переживается человеком как узнавание, понятность, сходство. Фактически речь идёт о завершении поиска соответствия между актуальной ситуацией и фрагментами жизненного опыта, а механизмом этого поиска выступает семантический резонанс. Если он произошёл, слушателя захватывают особые переживания, возникают ощущения значимости материала сказки. В результате становится возможным изменение способа видения мира, и себя в этом мире, и отношений к себе и к миру.
Метафорические образы и архетипические символы сказки, наполняемые слушающих каждый раз особым содержанием и смыслом, способствуют возникновению переживания, через которое и происходят переоценка и осмысление. У сказочных метафор имеются две важные особенности:
- во-первых, защищённость человека, с ней работающего (метафора помогает обсуждать многие трудные проблемы более отстранённо);
- во-вторых, метафора часто действует на уровне бессознательного и работает даже без её рационального анализа.
При этом понимание субъектом совпадения семантических пространств своего внутреннего мира и сказки происходит как глубокий внутренний процесс, а не путём снисходительного узнавания. Лишь в этом случае сказка обретает коррекционно - развивающий потенциал.
Большинство сказок, созданных дефектологами под конкретную кореккционно-развивающую задачу, предназначено, к сожалению, для «одноразового использования». Вместе с тем сказки могут быть применены неоднократно и весьма продуктивным при учёте следующих психолого-педагогических механизмов воздействия сказок.
Во-первых, волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказки выступила инициация. Продлевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения – перехода на иной качественный уровень. По сути дела, он преображается во взрослого человека. Лишь достижение героем иного облика дарует сказке счастливый финал.
Во-вторых, сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Это может быть непосредственный телесный опыт, связанный с прохождением психофизиологических кризисов. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты Я, в частности, адаптационные механизмы, помогающие преодолеть стресс.
В-третьих, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребёнка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы. Это позволяет поддерживать необходимую дистанцию по отношению к негативным эмоциям и сохранять психическую целостность.