Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание

В психологической науке сказкотерапия как коррекционный метод появилась сравнительно недавно, тем не менее, как отмечают исследователи «сказкотерапией люди занимались очень давно», поэтому сказкотерапию представляют как особую воспитательную систему, проверенную многими поколениями. Если рассматривать сказкотерапию как воздействие сказками, то прежде всего, имеется ввиду «совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» ( Т.Д Зинкевич –Евстигнеева).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретическое исследование сказкотерапии как метода воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сказкотерапия и роль бессознательного в процессе психотерапевтического воздействия ……………………………..
6
1.2.Концептуальная схема исследования структуры, функции и символов сказки ……………………………………………………………
12
1.3.Этиология и симптоматика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
18
Выводы по первой главе ………………………………………………….
25
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии

2.1. Организация и описание методов исследования …………………..
26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………….
28
Выводы по второй главе
48
Заключение
50
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Губогло Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx

— 1.95 Мб (Скачать документ)

По анализу рисунка Эдика  можно сказать о проявлении признаков  агрессии, а именно: сильные руки, одна рука спрятана за спину, что может  говорить о чувстве вины, неуверенности  в себе. Другая рука сильно вытянута вперёд, пальцы крупные и длинные, что говорит о враждебности, открытой агрессии. Для рисунка дерева характерно то, что ствол несколько зачерчен, что может указывать на внутреннюю тревогу, боязнь быть покинутым, может  быть скрытая агрессия.  Возможно Эдик – агрессивный лидер, так  как прорисовывается при изучении рисунка стремление к власти.  Мальчик предпочитает общаться только с двумя детьми с группы, которые  имеют одинаковую с ним статусную  категорию «звезды». У ребят образовался  свой круг общения, который не хочет  принимать других детей.

Даша Т. На рисунке изобразила линию  земли  - это говорит о признаках  тревожности, неуверенности ребёнка. На рисунке девочка штриховкой выделила волосы, платье человека, ствол дерева – это также говорит о признаках  тревожности. Руки не выражены, что  говорит о сниженной практике общения. Потребность в общении  есть, но не удовлетворена. Во время  рисования Даша Т. вела себя спокойно, прикрывая рукой рисунок от других детей.

Богдан расположил все три рисунка  в самом низу листа бумаги, рисунки  очень маленькие, что может говорить о незащищённости ребёнка, о неуверенности  в себе, чувстве неполноценности. На всех трёх рисунках ребёнок интенсивно выделял некоторые детали – это показывает тревожность ребёнка. В рисунке человека ноги широко расставлены, возможное пренебрежение, неподчинение ребёнка. Ступни непропорционально длинные, это говорит о потребности ребёнка в безопасности, а может в потребности демонстрировать мужественность. В рисунке дерева ветви нарисованы в разные стороны, это показывает поиск контактов с окружающими, чувствительность к окружающему. Домик маленький, расположен с самого края листа бумаги, что говорит о зависимости ребёнка от других, неуверенности в себе. Отсутствие двери показывает на замкнутость, неудовлетворённость потребности в общении.

В рисунке Егора изображена военная  тематика, человек в агрессивной  позе, кисти рук в виде кулаков, в руке человек держит пистолет, что говорит о наличии у мальчика агрессии.

Для изучения эмоциональной сферы  детей мы провели также методику «Рисунок несуществующего животного». В результате проведённого эксперимента и проанализировав рисунки детей, мы имеем следующие показатели.

Анализируя рисунок Антона, мы видим элементы агрессии, которые проявляются в таких символах агрессии, как острые зубы, оскал животного. Мы можем говорить о агрессии по названию рисунка. Мальчик назвал своё животное «Динозавр – острозуб». Также в рисунке мы видим признаки тревожности: мальчик много стирал рисунок, не знал, где его разместить. При рисовании спрашивал, правильно ли он рисует, прикрывал рукой.  Рисунок получился очень крупный, также можно сказать, что рисунок как бы «запачканный», что говорит о лёгкой напряжённости и повышенном уровне тревожности. Рот у животного с зубами, что говорит о вербальной агрессии.

Анализируя рисунок Вовы также  можно сказать о существующих элементах агрессии, так на рисунке  животного Вова изобразил пальцы с острыми когтями. Несколько  раз стирал рисунок, не знал, как расположить. При рисовании немного был напряжён, что говорит о повышенном уровне тревожности.

Лиза изобразила своё животное с  головой кобры, что говорит тоже о некоторых признаках агрессии. При рисовании Лиза вела себя тихо, прикрывая рисунок, чтобы другие дети не смогли увидеть, что она рисует. На рисунке виден сильный нажим  на карандаш, несколько раз стирала  рисунок – эти признаки  говорят  о проявлении повышенной тревожности. Рисунок расположен ниже центра листа, возможна некоторая неуверенность  в себе.

Ксюша К. изобразила свой рисунок  в левой стороне листа, рисунок  маленький. Анализируя рисунок по данным признакам можно сказать о  том, что девочка испытывает чувство  неуверенности в себе, возможна низкая самооценка, подавленность, нерешительность, она не заинтересована в своём  социальном положении, отсутствие стремления быть принятой окружающими, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Вместо животного  девочка изобразила человека – инопланетянина, так как девочка была не совсем внимательна. Также на рисунке мы видим некоторые признаки тревожности  – сильный нажим на карандаш во время рисования.

Полина назвала свой рисунок  «Человекоконь». Рисунок изображён немного слева от средней линии листа, что возможно связано с отрицательными эмоциями ребёнка в этот день, так как девочка до рисования капризничала, не хотела играть с детьми. Рисунок имеет запачканный вид, что говорит о некотором напряжении во время рисования, повышенном уровне тревожности. Сильно затушевала туловище животного, что также говорит о повышенной тревожности. Также можно по анализу рисунка сказать о некоторых признаках агрессии, так как для агрессии характерно большое количество острых углов, глаза – пустые глазницы.

Женя В. назвал своё животное динозавр. Заметны на рисунке признаки агрессии: острые когти, острые шипы на теле. Также  по рисунку видны признаки повышенной тревожности, так как мальчик сильно затушевал туловище животного. Животное расположил в нижней части листа, что говорит о неуверенности в себе и низкой самооценке, подавленности и нерешительности.

Анализируя рисунки детей по тесту «Несуществующее животное», мы сочли возможным представить данные характеристики рисунков в таблицах

Таблица №7

Имя ребёнка

                     Эмоциональное состояние

1.Антон

Страхи, неустойчивость, отрыв от  реальности, желание большой опоры, обострённое восприятие отзывов  окружающих, тревожность.

2.Вова

Тревожность, нежелание «экспансии»  в окружающий мир, страхи, низкая самооценка.

3.Лиза

Страхи, тревожность, отсутствие опоры, проблемы с индетификацией.

4.Ксюша К.

Страхи, подавление инстинктивных импульсов, отсутствие опоры.

5.Полина

Страхи, отсутствие опоры и экспансии, возможна фиксация на проблемах, связанных  с полом.

6.Ксюша Б.

  Агрессивность, чувство реальности  достаточное, низкая самооценка.

7.Женя В.

Страхи, обострённое восприятие критики, чувство вины, недостаточный контроль над инстинктивными   импульсами

8.Женя Т.

Инфантильность, незрелость, обострённое  восприятие критики, тревожность.

9.Никита

Внутренние конфликты, тревожность, страхи.

10.Диана

Инфантильность, нежелание «видеть» и «слышать» мир вокруг себя, низкая самооценка.

11.Эдик

Страхи, обострённое восприятие критики, недостаточность опоры, инфантильность, незрелость.

12.Даша

Низкая самооценка, страхи, тревожность, чувство вины.

13.Богдан

Страхи, тревожность, агрессия, неумение завоевать своё место в мире, чувство  вины.

14.Егор

Страхи, чувство вины, недостаточный  контроль над инстинктивными импульсами.


Вывод анализ полученных данных эмоционального состояния детей, полученные по методике «Несуществующее животное» показал:

страхи 8 чел-

Низкая  самооценка-4

чувство вины-4 подсчитай в %

 

таблица 8

Статистический анализ особенностей психологической защиты и восприятия окружающего мира посредством методики «Несуществующее животное»

Имя ребёнка

Особенности психологической защиты

Восприятие окружающего мира

1.Антон

Недостаточная, выражается в основном в вербальной агрессии.

Мир воспринимается как угрожающий.

2.Вова

Недостаточная.

Мир воспринимается как угрожающий.

3.Лиза

Недостаточная.

Мир воспринимается как угрожающий.

4.Ксюша К.

Недостаточная.

Мир воспринимается как угрожающий.

5.Полина

Недостаточная.

Мир воспринимается как угрожающий.

6.Ксюша Б.

Агрессивное поведение является защитой

Мир воспринимается как угрожающий.

7.Женя В.

Недостаточная.

Мир воспринимается как угрожающий.

8.Женя Т. 

Достаточная.

Мир воспринимается как нейтральный.

9.Никита

Недостаточная.

Мир воспринимается как нейтральный.

10.Диана

Достаточная.

Мир воспринимается как нейтральный

11.Эдик

Недостаточная.

Мир воспринимается как угрожающий.

12.Даша

Недостаточная.

Мир воспринимается как нейтральный

13.Богдан

Агрессивное поведение является защитой.

Мир воспринимается как угрожающий.

14.Егор

Недостаточная.

Мир воспринимается как угрожающий.


Вывод: анализ особенностей психологической  защиты и восприятия окружающего  мира посредством методики «Несуществующее  животное» показал:

недостаточный уровень психологической защиты- %;

агрессивность- %;

воспринимают  мир как угрожающий - %;

воспринимают  мир как нейтральный - %;

 

Сравнительный анализ обобщенных данных эмоционального состояния детей, полученные при помощи теста «Несуществующее животное» мы можем сказать, что большинство детей данной группы отягощены такими эмоциональными проблемами, как страхи (78% детей), тревожность (50% детей), низкая самооценка (28% детей), слабость психологической защищённости (64% детей), агрессивное поведение (28% детей).

Из данных таблицы  мы видим, что у многих детей отсутствует ощущение опоры, имеется страх перед экспансией во внешний мир. Большинство детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи воспринимают окружающий мир как несущий угрозу (85% детей), что в сочетании с недостаточностью психологической защиты, служит дополнительным источником тревоги. Поэтому одной из ответных реакций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является агрессивное поведение.

Сопоставляя полученные результаты двух рисуночных тестов можно сделать  вывод, что в рисунках обоих тестов мы видим проявление повышенной тревожности  в рисунках одних и тех же детей. Также в большинстве рисунков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отражаются признаки агрессии.

Исследование уровня тревожности  у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи по опроснику для педагогов  «Тревожный ребёнок» до проведения коррекционных  сказкотерапевтических занятий (таблица 9)

Таблица №9

Результаты  исследований по опроснику для педагогов  «Тревожный ребёнок» детей старшей  логопедической группы

Исследуемый

Воспитатель Бекк О.П.

Воспитатель

Михайлова И.Т.

Логопед

Психолог

Средний

балл 

1

Диана

14

15

16

16

15

2

Богдан

10

10

10

14

10

3

Эдик

10

10

10

10

10

4

Никита

10

10

10

9

10

5

Женя Т.

18

18

15

15

16

6

Даша

11

10

11

10

10

7

Полина

10

11

10

11

10

8

Лиза

15

15

15

15

15

9

Вова

12

14

12

11

12

10

Ксюша Б.

14

16

14

16

15

11

Женя В.

13

14

14

13

13

12

Антон

13

13

12

16

13

13

Ксюша К.

14

14

14

14

14

14

Егор

15

15

15

14

15


Анализ результатов исследования по опроснику для педагогов «Тревожный ребёнок» до проведения коррекционных сказкотерапевтических занятий показал: 5 детей (35%) имеют высокий уровень тревожности, 9 детей (65%) имеют средний уровень тревожности. Низкий уровень тревожности  по мнению педагогов отсутствует, это свидетельствует о том, что детям данной группы требуется коррекционная помощь (таблица №7).

Формирующий этап включил разработку и проведение занятий с элементами сказкотерапии, способствующих преодолению проблем в эмоционально – волевой сфере.

Технические возможности сказки объясняются, в первую очередь, особенностями метода, как проективного исследования. Проективные методики представляют собой специальную технику экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Они отражают наиболее существенные аспекты личности в их взаимосвязи и целостности функционирования.

Метод ориентирован на изучение неосознаваемых или не вполне осознаваемых форм мотивации  и в этом своём качестве является едва ли не единственным собственно психологическим  методом проникновения в наиболее интимную область детской психики.

Коррекционно – развивающая  работа проводилась в групповой  форме с участием 14 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи старшей логопедической группы. Групповые занятия проходили 1раз в неделю  (всего 10 занятий).  Программа коррекционно – развивающей работы была разработана с учётом того, что сказкотерапия использовалась как главный метод коррекции. Для групповой работы за основу были взяты познавательные и развивающие сказки Л.Д.Коротковой, программа Е.А.Алябьевой  «Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», также мы опирались на разработки, предложенные Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой.

Основные  задачи цикла коррекционных занятий:

- обеспечить успешную адаптацию  детей в новой группе, так как  дети с общим недоразвитием  речи посещали ранее  массовые  группы;

- дать сформировать у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

- научить детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов , представленных в культуре;

- развитие умения чувствовать  и понимать другого;

- повысить самооценку детей,  их уверенность в себе;

- воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за  другого;

- способствовать развитию творческих  способностей и воображения, индивидуальному  самовыражению детей;

Информация о работе Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи