Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание

В психологической науке сказкотерапия как коррекционный метод появилась сравнительно недавно, тем не менее, как отмечают исследователи «сказкотерапией люди занимались очень давно», поэтому сказкотерапию представляют как особую воспитательную систему, проверенную многими поколениями. Если рассматривать сказкотерапию как воздействие сказками, то прежде всего, имеется ввиду «совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» ( Т.Д Зинкевич –Евстигнеева).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретическое исследование сказкотерапии как метода воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сказкотерапия и роль бессознательного в процессе психотерапевтического воздействия ……………………………..
6
1.2.Концептуальная схема исследования структуры, функции и символов сказки ……………………………………………………………
12
1.3.Этиология и симптоматика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
18
Выводы по первой главе ………………………………………………….
25
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии

2.1. Организация и описание методов исследования …………………..
26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………….
28
Выводы по второй главе
48
Заключение
50
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Губогло Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx

— 1.95 Мб (Скачать документ)

-по симптокомплексу «трудности общения» 14% детей имеют высокий уровень, 21% средний уровень и 65% низкий уровень. 7% детей имеют средний уровень депрессивности, 93% низкий уровень.

Анализируя и сравнивая  количественные данные по симптокомплексам, мы увидели снижение негативных симптомов у детей по всем симптокомплексам.

Диагностическое исследование проводилось  нами также по методике «Несуществующее  животное». Обобщив полученные данные, мы занесли их в таблицы №11  №12 ( приложение 10).

Обобщая данные эмоционального состояния  детей, полученные при обработке  теста «Несуществующее животное», мы можем сказать, что у многих детей исчезли некоторые страхи, повысилась самооценка, дети перестали  испытывать тревогу, агрессивное поведение  контролируется детьми, уровень агрессии понизился.

Таким образом, сравнивая результаты первичной и итоговой диагностики, мы можем сказать, что психологическая  защита у многих детей стала высокой, большинство детей не воспринимают мир как угрожающий.

Нами был проведён повторный  опрос педагогов детей старшего дошкольного возраста с ОНР по опроснику «Тревожный ребёнок». Результаты исследования мы занесли в таблицу  №13, (приложение 11). Сравнивая результаты констатирующего и контрольного эксперимента, мы занесли их в таблицу.

Таблица № 2

Уровни тревожности «до» и «после»  занятий сказкотерапии

Уровень тревожности

до занятий сказкотерапией

после занятий сказкотерапией

1

Высокий уровень

5 человек (35%)

-0

2

Средний уровень

9 человек (65%)

 12 человек (86%)

3

Низкий уровень

-

2 человека (14%)


Вывод

Оптимальный уровень тревожности

Разница

Таблица № 3

Сравнительная таблица результатов по опроснику  для педагогов «Тревожный ребёнок»

«до занятий сказкотерапией»

«после занятий сказкотерапией»

сдвиг

1

15

12

  • 3

2

10

8

  • 2

3

10

8

  • 2

4

10

8

  • 2

5

16

14

  • 2

6

10

6

  • 4

7

10

6

  • 4

8

15

12

  • 3

9

12

9

  • 3

10

15

12

  • 3

11

13

11

  • 2

12

13

10

  • 3

13

14

11

  • 3

14

15

13

  • 2

 

Из  таблиц по уровням тревожности, мы видим, что после коррекционных мероприятий  средствами сказкотерапии уровень тревожности у исследуемой группы снизился в большинстве случаев. Высокий уровень тревожности при повторном замере не определён. Наблюдается снижение тревожности у всех детей группы, напряжённость в общении спала, дети стали более раскрыты для взаимодействия с взрослым.

Статистический  анализ расчётов определил значимый положительный сдвиг, то есть занятия  сказкотерапией является эффективным средством по снижению эмоциональной нестабильности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Это подтверждает изначально выдвинутое нами предположение.

Вторая  глава посвящена эмпирическому  исследованию нарушений эмоциональной  сферы детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитие речи и методам коррекции. Представлено описание методов исследования. Произведён анализ полученных результатов исследования. Сделаны выводы.

По  результатам проведенного исследования, можно утверждать, что сказкотерапия является результативным коррекционным средством при коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Статистический  анализ, используемый в нашей работе, подтвердил достоверность и обоснованность результатов исследования положительных  сдвигов, зафиксированных изменений  по снижению уровня тревожности и  агрессивности детей старшего дошкольного  возраста с общими недоразвитие речи имеющих нарушения в эмоциональной сфере по результатам проведения коррекционной работы методом сказкотерапии.

Результаты  опытно – экспериментальной работы полностью подтвердили сформулированную нами гипотезу о положительной коррекции  неблагоприятных эмоциональных  состояний у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР посредством сказкотерапии, так как коррекционно –развивающее воздействие с использованием данного метода способствует проявлению потенциальных возможностей личности: появляется чувство защищённости, улучшается «внутренняя природа», изменяется восприятие мира вокруг, понижается чувство тревоги, исчезают страхи, понижается агрессия.

   

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив  работу над исследованием, мы пришли к следующему заключению.

Сказка  имеет некую структуру с множеством внутренних взаимосвязей её частей. Несмотря на великое множество разных сказочных  персонажей, черт характеров героев, на сложность всей динамики сказочного действия, во всех сказках неизменно  возникают одни и те же повторяющиеся  функции. Функции – это типы действий, которые совершают сказочные  персонажи, значимые и судьбоносные действия. Структура разворачивается  поэтапно и целенаправленно.

При использовании  сказкотерапии в работе с эмоциональными нарушениями у детей во многих исследованиях отмечается, что особое значение здесь придаётся выбору сказки. Выбор должен основываться на общей проблематике и характере главного героя. Кроме этого, необходимо учитывать и виды используемых сказок.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учёными. На сказках опробируются психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку ребёнок может понять законы мира, в котором он родился и живёт. Сказкотерапия способствует образованию связи между сказочным событием и поведением в реальной жизни. Психологическое воздействие сказки является достаточно сильным.

Сказка  может в увлекательной форме  и доступными для понимания словами  показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время  показать, к чему приводит тот или  иной поступок героя, даёт возможность  за 15 -20 минут примерить на себя и  пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованными в сказке опытом прошлых поколений, ребёнок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Проведённая опытно – экспериментальная работа по теме исследования показала, что  скказкотерапия может успешно использоваться в условиях дошкольного обучения, что использование различных методов работы со сказками ведёт к созданию особой атмосферы, способствующей изменению эмоционального состояния детей. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Сравнивая результаты первичной и итоговой диагностики, мы можем сказать, что  у детей понизилась тревожность, исчезли некоторые страхи, поведение  стало более спокойным. Уровень  агрессии понизился. Кроме того, психологическая  защита у многих детей стала более  высокой, большинство детей теперь не воспринимают мир как угрожающий.

Результат опытно – экспериментальной работы показывает наличие положительной динамики в развитии детей. Это доказывает, что сказкотерапия является эффективным методом коррекции эмоциональной сферы детей. Сказкотерапия способствует проявлению потенциальных возможностей личности ребёнка: появляется чувство защищённости, улучшается «внутренняя природа» и изменяется восприятие мира.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно  - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – М., 2005.
  2. Безруких М.М. Сказка как источник творчества детей. – М., 2001.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребёнка? – М., 1999.
  4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 143/
  5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.,2001.
  6. . Вачков И.В. Психология для малышей, или сказка о самой душевной науке. – М., 1996.
  7. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. – М., 2001.
  8. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. – М., 2006.
  9. Ганичева И.В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М., 2008.
  10. . Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. – СПб, 2000.
  11. Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотехнической сказки // Журнал практического психолога. – 1999. - № 10-11.
  12. Журнал практического психолога. № 10 -11 за 1999 год. М., 1999.
  13. Зинкевич –Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001.
  14. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб., 1998.
  15. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особенному ребёнку. – СПб., 1998.
  16. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб., 200.
  17. Иванова Э. Сказка и современное детство. Дошкольное воспитание. – 1985. – № 9. – с.68 -70.
  18. Изард К.Э. Психология эмоции. – СПб., 2000.
  19. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М., 2004.
  20. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. – М., 2003.
  21. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М., 2000.
  22. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2003.
  23. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 1999.
  24. Неёлов Е.М. Волшебно – сказочные корни научной фантастики. – ЛГУ, 1986.
  25. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М.: Просвещение, 2000.
  26. Пропп В.Я.Морфология сказки. – Л., 1969.
  27. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – ЛГУ, 1986.
  28. Стрельцова Л.П. Уроки сказки. – М., 1990.
  29. Соколов Д.М. Сказки и сказкотерапия. – М.,1996.
  30. . Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: Речь, 2005.
  31. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – Х., 1996.
  32. Фон Франц М. – Л. Психология сказки. – СПб., 1998.
  33. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб., 2003.
  34. Эмоциональное развитие дошкольника. Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1985.
  35. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1981.
  36. Юнг К.Г. Феноменология духа в сказках. К.,1996.
  37. Юнг К.Г.Человек и его символы. – СПб.,1996.
  38. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М.: Педагогика, 1984.
  39. Якобсон П.М. Психология чувств. –2-е изд. –М., 1961.
  40. Яковлев А.К. Возвращение к сказке, или первый шаг по дороге к действительности // Первое сентября. – 2001. - № 92.
  41. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки // Журнал практического психолога. – 1999. - № 10-11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1. Таблица № 4. Схематическая  модель размышления над сказками и их обсуждение .

Приложение 2. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».

Приложение 3. Таблица № 5 Симптокомплексы теста «Дом. Дерево. Человек».

Приложение 4. Тест «Несуществующее  животное».

Приложение 5. Опросник для педагогов  «Тревожный ребёнок».

Приложение 6.Таблица № 6. Количественный состав группы по уровням выраженности симптокомплексов.

Приложение 7. Таблица № 7. Данные эмоционального состояния детей, полученные по методике «Несуществующее животное», Таблица № 8. Данные особенности психологической защиты и восприятия окружающего мира, полученные по методике «Несуществующее животное».

Приложение 8.Таблица № 9. Результаты исследований по опроснику для педагогов  «Тревожный ребёнок».

Приложение 9.Занятие 3. Основное.

Приложение 10. Таблица № 10. Количественный состав группы по уровню выраженности симптокомплексов.

Приложение 11. Таблица № 11. Повторные  данные эмоционального состояния детей, полученные по методике «Несуществующее  животное», Таблица № 12. Повторные  данные психологической защиты и  восприятия окружающего мира, полученные по методике «Несуществующее животное».

Приложение 12. Таблица №13.Результаты исследований по опроснику для педагогов «Тревожный ребёнок» детей старшей логопедической группы.

Приложение 13. Рисунки детей по методике «Дом. Дерево. Человек».

Приложение 14. Рисунки детей по методике «Несуществующее животное».

Приложение 1

Таблица №4

 

 

Приложение 3

Таблица № 5

Симптомокомплексы теста “Дом. Дерево. Человек”

Симптомокомплекс

Симптом

Баллы

Незащищенность 

1

Рисунок в самом центре листа 

0;1;2;3

 

2

Рисунок в верхнем углу листа 

0;1;2;3

 

3

Дом, дерево – с самого края

0;1;2

 

4

Рисунок внизу листа 

0;1;2;3

 

5

Много второстепенных деталей 

0;1;2;3

 

6

Дерево на горе

0;1

 

7

Очень подчеркнутые корни

0;1

 

8

Непропорционально длинные руки

0;1

 

9

Широко расставленные ноги

0;1

 

10

Другие возможные признаки

 

Тревожность

1

Облака 

0;1;2;3

 

2

Выделение отдельных деталей 

0;1

 

3

Ограничение пространства

0;1;2;3

 

4

Штриховка

0;1;2;3

 

5

Линия с сильным нажимом 

0;1;2;3

 

6

Много стирания

0;1;2;3

 

7

Мертвое дерево, больной человек 

0;2

 

8

Подчеркнутая линия основания 

0;1;2;3

 

9

Толстая линия фундамента дома

0;2

 

10

Интенсивно затушеванные волосы

0;1

 

11

Другие возможные признаки

 

Недоверие к себе

1

Очень слабая линия рисунка 

0;2

 

2

Дом с краю листа 

0;1

 

3

Слабая линия ствола

0;1

 

4

Одномерное дерево

0;1

 

5

Очень маленькая дверь 

0;1

 

6

Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой

0;1

 

7

Другие возможные признаки

 

Чувство неполноценности 

1

Рисунок очень маленький 

0;1;2;3

 

2

Отсутствуют ноги, руки

0;2

 

3

Руки за спиной

0;1

 

4

Непропорционально короткие руки

0;1

 

5

Непропорционально узкие плечи 

0;1

 

6

Непропорционально большая система  веток 

0;1

 

7

Непропорционально крупные двумерные  листья

0;1

 

8

Дерево, умершее от гниения 

0;1

 

9

Другие возможные признаки

 

Враждебность 

1

Отсутствие окон

0;2

 

2

Дверь – замочная скважина

0;1

 

3

Очень большое дерево

0;1

 

4

Дерево с краю листа 

0;1

 

5

Обратный профиль дерева, человека

0;1

 

6

Ветки двух измерений, как пальцы

0;1

 

7

Глаза – пустые глазницы

0;2

 

8

Длинные, острые пальцы

0;2

 

9

Оскал – видны зубы

0;1

 

10

Агрессивная позиция человека

0;2

 

11

Другие возможные признаки

 

Конфликтность

1

Ограничение пространства

0;1;2;3

(фрустрация)

2

Перспектива снизу (взгляд червя)

0;1;2;3

 

3

Перерисовывание объекта 

0;2

 

4

Отказ рисовать какой-либо объект

0;2

 

5

Дерево, как два дерева

0;2

 

6

Явное несоответствие качества одного из рисунков

0;2

 

7

Противоречивость рисунка и  высказываний

0;1

 

8

Подчеркнутая талия 

0;1

 

9

Отсутствие трубы на крыше 

0;1

 

10

Другие возможные признаки

 

Трудности

1

Отсутствие двери 

0;2

Общения

2

Очень маленькая дверь 

0;1

 

3

Отсутствие окон

0;2

 

4

Излишне закрытые окна

0;1

 

5

Окна – отверстия без рам 

0;1

 

6

Выделенное лицо

0;1

 

7

Лицо, нарисованное последним 

0;1

 

8

Отсутствие основных деталей лица

0;2

 

9

Человек, нарисованный схематично, из палочек 

0;2

 

10

Дом, человек в профиль 

0;1

 

11

Дверь без ручки 

0;1

 

12

Руки в оборонительной позиции 

0;1

 

13

Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей

0;1

 

14

Другие возможные признаки

 

Депрессивность 

1

Помещение рисунков в самый низ  листа 

0;1;2;3

 

2

Вид дерева или дома сверху

0;1

 

3

Линия основания, идущая в низ 

0;1

 

4

Линия, слабеющая в процессе рисования 

0;2

 

5

Сильная усталость после рисования 

0;2

 

6

Очень маленькие рисунки 

0;2

 

7

Другие возможные признаки

 

Информация о работе Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи