Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа
В психологической науке сказкотерапия как коррекционный метод появилась сравнительно недавно, тем не менее, как отмечают исследователи «сказкотерапией люди занимались очень давно», поэтому сказкотерапию представляют как особую воспитательную систему, проверенную многими поколениями. Если рассматривать сказкотерапию как воздействие сказками, то прежде всего, имеется ввиду «совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» ( Т.Д Зинкевич –Евстигнеева).
Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретическое исследование сказкотерапии как метода воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Сказкотерапия и роль бессознательного в процессе психотерапевтического воздействия ……………………………..
6
1.2.Концептуальная схема исследования структуры, функции и символов сказки ……………………………………………………………
12
1.3.Этиология и симптоматика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
18
Выводы по первой главе ………………………………………………….
25
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии
2.1. Организация и описание методов исследования …………………..
26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………….
28
Выводы по второй главе
48
Заключение
50
Библиография
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ
2.1.Организация и описание методов исследования
Изучив проблему эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, проанализировав коррекционную научно-педагогическую литературу по теме исследования и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью нашего эксперимента – коррекционно-развивающие эффекты, обусловленные сказкотерапией у детей с общим недоразвитием речи старшего возраста. В этом эксперименте участвовали дети старшей логопедической группы в количестве 14 человек, воспитатели данной группы (2 человека), логопед и психолог. Экспериментальная работа проводилась в течение четырёх месяцев на базе МДОУ № 17 «Золотая рыбка».
Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:
- на первом этапе (с 11.11.09. по
25.11.09.) в ходе констатирующего
эксперимента проходило
- вторым этапом исследования (с 26.11.09. по 19.02.2010) стал формирующий эксперимент, в ходе которого были подобраны коррекционные сказки по преодолению эмоционального неблагополучия у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
- третьим этапом исследования (с 24.02.2010 по 28.02.2010) стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В констатирующем эксперименте для характеристики эмоциональной сферы детей нами были использованы методики:
1.Методика «Дом, Дерево, Человек» (ДДЧ) (Приложение 1).
Американский психолог Дж.Бак (1948) первым создал и детально разработал систему интерпретации теста ДДЧ. Он позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности.
Слова дом, дерево, человек – знакомы
каждому, но они не специфичны, и
поэтому при выполнении задания
испытуемый вынужден проецировать своё
представление каждого объекта
и своё отношение к тому, что
данный объект символизирует для
него. Считается, что рисунок дома,
дерева, человека – это своеобразный
автопортрет рисующего
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в симптокомплексы:
1)незащищённость,
2) тревожность,
3)недоверие к себе;
4) чувство неполноценности,
5) враждебность,
6)конфликт,
7)трудности в общении,
8)депрессивность.
Каждый симптокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличии большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста (Приложение 2, таблица №5).
2. Проективный тест «
Изображая несуществующее животное, ребёнок выражает себя, свой образ, соответственно ему даётся характеристика. Обычно рисунок оставляет одно из трёх впечатлений: либо ребёнок – агрессор, либо – обижен и ему угрожают, либо – нейтрален.
3.Опросник для педагогов «
Опросник «Тревожный ребёнок» состоит из 20 вопросов, при помощи которых мы выявляем общий балл тревожности.
Высокая тревожность – 15-20 баллов
Средняя тревожность – 7-14 баллов
Низкая тревожность – 1-6 баллов.
С ноября по февраль в ходе формирующего эксперимента с группой детей старшего возраста логопедической группы, имеющими нарушения в эмоциональной сфере была проведена коррекционная работа средствами сказкотерапии.
Использовались коррекционные сказки Л.Д.Коротковой. Используя сюжеты сказок, мы оказывали воздействие на общее развитие личности ребёнка. Всего нами проведено 10 занятий, где два занятия направлены на объединение участников, семь осуществляют основную коррекционную работу, последнее занятие включает в себя совместное сказкотворчество на закрепление полученных навыков.
При проведении коррекционных занятий по сказкотерапии нами были выдержаны требования к комнате, её оборудованию, что позволило обеспечить возможность организации проведения самых разнообразных видов сказки, возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм сказкокоррекционных занятий.
Длительность коррекционно – развивающих занятий составляла 25 минут и более. Смена различных видов деятельности позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводились раз в неделю, в целом задействованы 5 недель.
После завершения коррекционных
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Цель нашего исследования заключается в изучении коррекционно-развивающих эффектов, обусловленных сказкотерапией. В основу исследования была положена гипотеза, состоящая из предположения, что сказкотерапия создаёт особую сказочную обстановку, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности ребёнка, появляется чувство защищённости, улучшается «внутренняя природа» и изменяется восприятие мира вокруг.
Для достижения
цели и проверки гипотезы нами проводилось
экспериментальное
1.Констатирующий
этап, включающий в себя определение
уровня эмоционального
В результате исследования и количественной оценки теста «Дом, Дерево, Человек» мы получили данные по симптокомплексам, которые представили в виде таблицы (таблица№6).
Таблица №6
Количественный состав группы по уровням выраженности симптокомплексов
Симптокомплекс |
Количество детей по уровню | |||||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |
Незащищённость |
1 3 |
92% |
1 |
8% |
- |
0% |
Тревожность |
1 2 |
85% |
2 |
15% |
- |
0% |
Недоверие к себе |
3 |
22% |
6 |
42% |
5 |
36% |
Чувство неполноценности |
2 |
14% |
7 |
50% |
5 |
36% |
Враждебность |
6 |
42% |
3 |
22% |
5 |
36% |
Конфликтность |
7 |
50% |
4 |
28% |
3 |
22% |
Трудности общения |
8 |
56% |
3 |
22% |
3 |
22% |
Депрессивность |
3 |
22% |
4 |
28% |
7 |
50% |
Анализ результатов исследования уровня эмоционального неблагополучия с помощью методик: графической методики «Дом, Дерево, Человек» Дж. Бака показал:
Анализируя полученные результаты количественной обработки данных по симптокомплексам, мы увидели некоторую взаимосвязь уровня тревожности, степени выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высоким и повышенным уровнем тревожности наблюдаются трудности в общении, которые появляются, возможно, в результате конфликтности.
Например, анализ рисунка Антона показал нам наличие у ребёнка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими. Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищённости. При рисовании ребёнок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашиста и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. Человек изображён в агрессивной позе с оскаленным ртом, что может говорить о существующих признаках агрессии, что возможно является причиной трудностей в общении с детьми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребёнок расположил в самом низу листа, поэтому мы можем предполагать о том, что ребёнок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка.
При анализе рисунка Вовы заметно проявление у мальчика агрессивности, о чём говорит агрессивная поза человека, человек вооружён, в руках держит шпаги. На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребёнка, ухода от общения.
Также в рисунках многих детей наблюдаются элементы демонстративности. Особенно это видно на рисунках девочек Лизы, Ксюши и Полины. Девочки изображают принцесс в пышных платьях, с коронами; на платьях множество разнообразных, необычных форм кармашков, украшений. Такая степень демонстративности фигуры свидетельствует об преобладающих демонстрационных тенденций у детей.
Демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях в группе. Несмотря на такую особенность в группе девочки пользуются популярностью, дети тянутся к ним.
Анализ ещё одного рисунка показал немного другой результат. Это анализ рисунка Ксюши Б. Прежде всего по рисунку можно сказать, что у Ксюши Б. высокий уровень тревожности и наблюдаются трудности в общении с детьми группы. При исследовании рисунка также можно сказать о проявлении демонстративности, только это проявление немного другого типа, то есть можно предположить, что у Ксюши Б. возможно проявление демонстративности по типу «бегства в воображение». Ребёнок с таким видом демонстративности менее благополучен в общении и взаимоотношениях. А именно, испытывая потребность в общении, он не может её реализовать в силу присущей ему тревожности, что ещё более усугубляет тревожный компонент в структуре его личности, а демонстративные тенденции переносятся в воображаемый план. Компенсируя испытываемый им недостаток внимания, такой ребёнок иногда лжёт, что вызывает к нему отрицательное отношение со стороны детей.
Рисунок Жени показывает наличия у ребёнка тревоги, эмоциональной зависимости, чувства дискомфорта и скованности, недостаток веры в себя, так как все три рисунка очень маленькие и изображены в низу листа. Во время рисования ребёнок просил помощи, переспрашивал, что надо рисовать. Изображение человека: руки человека короткие, отсутствуют кисти, что свидетельствует о сниженной практике общения ребёнка. Потребность в общении не удовлетворяется. У ребёнка возможно отсутствие стремления к общению и проявление чувства неадекватности. Рисунок дерева: ветки нарисованы вверх, одной линией, то есть, возможно, ребёнок старается избегать неприятностей реальности, приукрашивание реальности. При рассмотрении рисунка дома – отсутствие двери, что говорит о замкнутости ребёнка, возникающие трудности в общении.
Изучая рисунок Жени Т. мы увидели следующие особенности: сильная линия нажима карандаша при рисовании, В рисунке человека выделил ноги используя сильную штриховку, а также прорисовал глаза – признаки тревожности. Видны элементы агрессии, то есть изображение кистей рук в виде кулаков. По рисунку дерева можно сказать о таких особенностях: ствол изображён двумя линиями с нажимом, что говорит о решительности и активности ребёнка. Веток нет. Круглая крона говорит о эмоциональности ребёнка. В рисунке дома отсутствует дверь, но ребёнок пририсовал лестницу, это может говорить о том, что ребёнок чувствует недостаток в общении, хотя сам тянется к общению и взаимодействию с другими детьми.
Анализируя рисунок Никиты, мы также видим некоторые проявления тревожности, а именно это – очень сильный нажим на карандаш при рисовании. В изображении человека очень сильно затушевал волосы, что можно связать с тревогой, руки у человека очень длинные с невыраженными кистями, что говорит о стремлении и потребности мальчика к самостоятельности. Руки изображены близко к телу, что может говорить о существующем напряжении. Также в изображении человека есть некоторые элементы демонстративности. А изображении дерева: круглая крона показывает эмоциональность ребёнка.
Исследуя рисунок Дианы, мы сделали следующие выводы. Возможно проявление признаков агрессии, так как в рисунке человека мы видим, что Диана изобразила мальчика. У человека сильно затушёваны волосы и также видно выделение некоторых деталей, что говорит о повышенном уровне тревожности. В рисунке дома отсутствует труба, что говорит о том, что девочка, возможно, чувствует нехватку психологической теплоты дома. Отсутствие двери на рисунке означает то, что ребёнок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими. На рисунке изображены облака, что также подтверждает наличие у девочки тревожности.