Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:35, дипломная работа

Описание

В психологической науке сказкотерапия как коррекционный метод появилась сравнительно недавно, тем не менее, как отмечают исследователи «сказкотерапией люди занимались очень давно», поэтому сказкотерапию представляют как особую воспитательную систему, проверенную многими поколениями. Если рассматривать сказкотерапию как воздействие сказками, то прежде всего, имеется ввиду «совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» ( Т.Д Зинкевич –Евстигнеева).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретическое исследование сказкотерапии как метода воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Сказкотерапия и роль бессознательного в процессе психотерапевтического воздействия ……………………………..
6
1.2.Концептуальная схема исследования структуры, функции и символов сказки ……………………………………………………………
12
1.3.Этиология и симптоматика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
18
Выводы по первой главе ………………………………………………….
25
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии

2.1. Организация и описание методов исследования …………………..
26
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования ……………….
28
Выводы по второй главе
48
Заключение
50
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Губогло Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.docx

— 1.95 Мб (Скачать документ)

- способствовать сплочению детского  коллектива.

Структура занятий

- Постоянный ритуал начала занятий;

- чтение сказки;

- обсуждение содержания сказки с детьми;

-проигрывание эпизодов сказки, психогимнасимка;

- ритуал прощания.

Занятия проводятся в круг, фронтально со всей группой детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. После сказки или рассказа не нужно разбирать его по «косточкам», так как главная наша задача – пробудить чувства ребёнка, его эмоциональную реакцию. Вопросы после прочитанной сказки или рассказа нужно адаптировать к реальным условиям жизни детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, непосредственному окружению. Пусть дети поймут, что милосердным, добрым надо быть здесь и теперь, а не в далёком будущем.

Программа коррекционно – развивающей  работы содержит 3 этапа:

1.Вводный.

2.Основной.

3.Заключительный.

Сказка использовалась на каждом занятии, явилась формой подачи сложной психологической информации. Несмотря на то, что занятия различались по своей структуре, можно выделить некий алгоритм их проведения. Занятие обязательно включало:

- Чтение или рассказывание сказки.

- Анализ главных героев.

- Трансляцию сказочного мира в реальный мир.

Работая со сказкой, мы придерживались основных принципов, изложенных Т.Д.Зинкевич Евстигнеевой ( таблица №1, с.10-11).

Первое занятие коррекционно- развивающей работы было вводным, так как необходимо было познакомить детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с некоторыми особенностями нашей работы. Содержательная сторона требовала рассмотреть, что такое сказка, организационная – познакомить с тем в какой форме будут проходить занятия. Данное вводное занятие было необходимо для того, чтобы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ориентировались в сказочном мире, умели находить выход из жизненных трудностей. Кроме того, вводное занятие давало нам дополнительный материал по диагностике эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 На наш взгляд, целесообразно  ознакомиться с содержанием вводного  занятия.

Занятие 1. Вводное

Цель: знакомство детей с психологией, с особенностями сказки, с формой проведения занятий.

Здравствуйте, дети! Сегодня у нас  с вами будет первое занятие со сказкой. Перед тем, как мы начнём слушать сказку, я хотела бы у  вас спросить: «Что такое сказка?»  Сейчас мы с вами будем передавать друг другу «волшебный клубочек»  и отвечать на этот вопрос.

Диана – сказка – это выдумка.

Богдан – сказка – это борьба добра со злом.

Эдик – сказка – это то, чего на свете не бывает.

Никита – сказка – это то место, где живут волшебники.

Дефектолог: «Ребята, теперь давайте  подведём итог. И так, сказка – это  выдумка, борьба со злом и волшебство. А каких добрых сказочных героев вы знаете?»

Женя Т. – Золотая рыбка, Серый волк.

Даша – Василиса Премудрая, Иван – Царевич.

Полина – Алёнушка, Золушка.

Лиза – Красная шапочка, Папа Карло.

Дефектолог: «А каких злых сказочных  героев вы знаете?»

Вова – Кощей Бессмертный, Баба Яга.

Ксюша Б. – Змей Горыныч, мачеха.

Женя В. – Соловей –Разбойник, волк.

Итак, мы с вами разобрались, что такое сказка, какие герои в ней встречаются. А сейчас я прочту вам сказку «Наука об обычных чудесах». Это необычная сказка, в ней нет привычных героев (задача дефектолога на данном этапе заключается в том, чтобы подвести детей к мысли, что все дети не похожи друг на друга, и каждый по – своему хорош и неповторим).

В заключении проводится «Эстафета  дружбы»

Взяться за руки и передавать, как  эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и  она идёт от меня к Антону, от Антона к Ксюше, от Ксюши к Егору и  т.д. и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы в  нашей группе стало больше, так  как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас  не покидает и греет. До свидания!

Занятие 2. Вводное.

Цель: осознание ребёнком положительных  и отрицательных черт; сплочение  детского коллектива.

После вводных занятий мы перешли к основному этапу коррекционной работы. В качестве примера можно привести одно рабочее занятие с группой детей.

Занятие 3. Основное

Цель: вызвать у детей свободные  ассоциации, касающиеся их психической  жизни, используя сказку как метафору; активная работа с текстом, позволяющая  обсудить мотивы поведения персонажей и ввести оценки «хорошего» и «плохого»; используя сказку как притчу –  нравоучение, подсказать варианты выхода из ситуации.

Здравствуйте, дети! Прежде чем мы сегодня встретимся с новой сказкой, я бы хотела у вас спросить: «Как вы понимаете слово «надежда?»  Сейчас мы с вами будем передавать друг другу волшебный клубочек и каждый из вас скажет, что он понимает под этим словом.

Диана – надежда – это когда  чего – то ждёшь, что оно произойдёт.

Эдик – надежда – это когда  на что – то надеешься, например на то, что мама сегодня тебе купит  машинку.

Женя Т. – надежда – это  когда ждёшь чего – то лучшего  в жизни.

Сегодня я вам прочту новую сказку, которая называется «Три денежки».

Чтение сказки с показом предметов  купли – продажи: яркого мячика, набитого опилками, на резиночке; леденцового петушка на палочке; глиняной свистульки; двух больших гвоздей (Приложение № 9).

Обсуждение сказки:

1. Почему Митькина радость от покупки оказалась «горькой»?

Полина: «Потому что Митька подвёл свою бабушку, которая его любила и воспитывала. Она хотела козу купить, а Митька взял деньги без спросу и потратил на себя».

Вова: «Митька обидел свою бабушку, отнял у неё надежду на покупку  козы, а ведь она хотела, чтобы  у них молоко было, чтобы Митька не голодал, здоровым рос».

2. О чём заботился Митька, когда  оказался вдали от родного  дома?

Женя В.: «Митька заботился о  том, чтобы быстрее домой вернуться, а то вдруг бабушка заболела с  горя и ей некому сварить картошки и воды подать».

Ксюша К.: «Митька заботился о  том, чтобы быстрее деньги отработать у коробейника и домой вернуться  к бабушке, а то вдруг она умерла уже с горя».

3.Почему радость Митьки от  возвращения денег была со  слезами на глазах?

Диана: «Митькина радость была со слезами на глазах, потому что Митька понял, что он неправильно сделал, когда потратил заработанные бабушкой деньги и отнял у неё надежду, ему стало стыдно за свой поступок.

4.Наградил или наказал коробейник  Митьку за его поступок? Откуда это видно?

Богдан: Коробейник сначала наказал  Митьку за его поступок, заставил отрабатывать деньги, чтобы Митька понял каким трудом деньги зарабатываются, а когда Митька всё осознал, он его отпустил и вернул деньги.

5.Отчего в конце сказки Митька  чувствовал себя счастливым?

Никита: «Митька чувствовал себя счастливым, потому что он возвратился домой  и вернул обратно бабушкины три денежки, и теперь бабушка смогла осуществить свою надежду на покупку козы».

Даша: « Митька чувствовал себя счастливым, потому что он сделал свою бабушку  счастливой, вернул ей надежду».

6.Стоят ли покупки (жест педагога  в сторону предметов) бабушкиных  слёз и Митькиной печали?

Богдан: «Нет покупки не стоят слёз бабушки и Митькиной печали, потому что мячик сразу же порвался, петушка Митька съел, а гвозди ему и вовсе не к чему были. Какая радость от таких покупок?»

Полина: «Я тоже считаю, что покупки  не стоят слёз и печали, коза важнее, она хоть молоко даёт, кормилицей в  доме будет, ведь Митька с бабушкой жили бедно, одну картошку да хлеб ели»

На  групповых занятиях важная роль отводилась анализу сказок. Приводим примерные  вопросы, по которым осуществлялся  подобный анализ. 1.О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы будем использовать это знание в своей жизни? (Акцент на основную тему).

  1. Почему герои совершают тот или иной поступок? Зачем им это нужно? Чего они хотели на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? (Линия героев сказки, мотивы поступков).
  2. Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому'? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? (Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей).
  3. Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, 
    прозрение? В каких ситуациях он - созидатель, в каких - 
    разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? (Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе).
  4. Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывают радостные чувства, какие - грустные? Какие ситуации вызвали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так? (Актуализированные чувства).

Ответы  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  как бы направляли дальнейшую работу, способствовали определению выбора способов преодоления трудностей. Предлагая детям различные варианты разрешения трудностей, мы отталкивались от схемы Зинкевич-Евстегнеевой  ( Таблица №3, приложение 1 ).

После обсуждения сказки проводилась психокоррекционная работа, включающая распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки и психогимнастику.

При проигрывании эпизода сказки мы преследовали цель: дать возможность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи прочувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и «сыграть» эмоции путём проигрывания эпизодов сказки (Приложение № 9).

Все персонажи  – неодушевлённые, поэтому их обыгрывание  и восприятие на вербальном уровне и уровне самоанализа внешне абсолютно  были не связаны с личностью ребёнка, изображающего персонаж или рассуждающего  о нём.

Тексты сказок и последующая беседа с детьми по их содержанию позволяет ребёнку  на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и  что такое «плохо», примерить  на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого  и равнодушного и оценить свой поступок со стороны.

Необходимо  помнить, что в душе каждого ребенка  содержатся ресурсы для изменения, поэтому нужно помочь ему найти  их как одной из задач, поставленных в начале работы, являлась проблема сплочения коллектива, почти на всех занятиях мы использовали   специальные   игры. Кратко опишем содержание данных игр.

Игра «Болото».

Задачей данной игры является «переправа через болото». В начале игры каждому  ребенку предоставляется стул. Стулья расставлены в форме круга. Дети должны перебираться со стула на стул (с «кочки» на «кочку»), двигаясь по кругу. Коснувшийся пола выбывает из игры. После каждого круга один из стульев убирается.

Первая попытка была неудачной - каждый ребенок думал только о  себе, дети толкали друг друга и  оказывались на полу. После того, как им был предложен «тайм-аут», дети поняли, что без взаимопомощи они не смогут справиться с задачей. В результате игра прошла успешно, а  количество стульев было сокращено  до четырех, при этом никто «не  провалился в болото», хотя на каждом стуле оказывалось по три ребенка.

Игра «Преодоление препятствий».

Каждый ребенок изображает «препятствие» (гора, валун, утес), принимая для этого  любую позу. Один из детей начинает «преодолевать препятствие». Преодолев  все, он сам становится «препятствием», а следующий ребенок становится «героем». Правилами предусмотрены  границы, символизирующие обвал, нарушать которые ребенок не может. «Препятствия»  могут помогать «герою», меняя позу.

Игры вызывали большой интерес  у детей, нравились им, дети становились  более сплочённей.

После применения коррекционных сказкотерапевтических занятий для детей старшего возраста с ОНР, был проведён контрольный эксперимент с помощью методик «Дом, Дерево, Человек», «Несуществующее животное» и опросника для педагогов «Тревожный ребёнок».

В результате контрольного исследования и количественной оценки теста «Дом. Дерево. Человек», мы получили данные по симптокомплексам, которые представили в виде таблицы (Приложение 9, таблица №10).

Таблица № 10

Количественный состав группы по уровню выраженности симптокомплексов

      Симптокомплекс

Количество детей по уровню

Высокий

Средний

Низкий

Чел.

   %

   Чел.

   %

   Чел.

     %

Незащищённость

  8

58%

       3

 21%

        3

21 %

Тревожность

 6

  44%

      4

28%

      4 

28%

 Недоверие к себе

    -

0%

      3

21%

      11

79%

Чувство неполноценности

   -

0%

      2

14%

      12

86%

 Враждебность

  3

21%

    3

21%

        8

58%

 Конфликтность

   2

14%

   4

28%

       8

58%

Трудности общения

  2

14%

   3

21%

      9

65%

Депрессивность

   -

0%

   1

7%

     13

93%




 

Вывод: анализ контрольных исследований по симптокомплексам показал:

- по симтокомплексу «незащищённость»  - 54% детей имеют высокий уровень, 21% имеют средний уровень и 21% имеют низкий уровень незащищённости. 44% детей имеют высокий уровень тревожности, 28% имеют средний и 28% имеют низкий уровень тревожности;

-по симптокомплексу «недоверие к себе» - 21% детей имеет средний уровень, 79% низкий уровень, высокий уровень не имеется. Чувство неполноценности испытывают 14% детей (средний уровень), 86% имеют низкий уровень;

-по симптокомплексу «враждебность» - 21% детей имеет высокий уровень, 21% средний и 58% низкий  уровень враждебности. 14% детей имеют высокий уровень конфликтности, 28% средний уровень и 58% низкий уровень;

Информация о работе Сказкотерапия как метод воздействия на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи