Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение зависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата в трудовом коллективе…………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в
коллективе………………………………………………………………………..6
1.2 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата…………………………………………………………………………..13
1.3 Конфликт в трудовом коллективе и стратегии поведения в
конфликтной ситуации…………………………………………………………20
2. Эмпирическое исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-
психологического климата в коллективе………………………………………35
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования…..35
2.2 Анализ и психологическая интерпретация результатов
эмпирического исследования………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………..64
Библиографический список…………………………………………………....67
Приложение…………………………………………………………………….72
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы социально-психологического климата
в трудовом коллективе……………………………………………………
1.1 Понятие и
сущность социально-
коллективе……………………………………………………
1.2 Факторы, влияющие
на формирование социально-психологического
климата……………………………………………………………
1.3 Конфликт в трудовом коллективе и стратегии поведения в
конфликтной ситуации…………………………………………………………
2. Эмпирическое исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-
психологического
климата в коллективе…………………………
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования…..35
2.2 Анализ
и психологическая
эмпирического
исследования………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………....
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы обусловлена теоретическим и практическим интересом к возросшим требованиям к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность, и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
В современных условиях постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива.
Совершенствование социально-психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий роста производительности труда и качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда.
Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения.
Социально-
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Данная проблема диктуется усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Таким образом, социально-психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.
Объектом исследования является трудовой коллектив и его члены.
Предметом исследования являются стратегии поведения членов трудового коллектива в конфликтной ситуации, влияющие на социально-психологический климат в коллективе.
Гипотезы исследования были сформулированы следующим образом:
1. Предполагается, что уровень конфликтности
сотрудников, их социально-
2. Предполагается, что существует взаимозависимость между личностными особенностями сотрудников и стилями поведения в конфликтной ситуации.
Цель курсовой работы – определение зависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Дать теоретический анализ понятий трудового коллектива, социально-психологического климата, конфликта, основных стратегий разрешения конфликта.
2. Провести экспериментальное исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.
Сформулированные цели и задачи исследования обуславливают выбор таких методов исследования как:
1. Теоретические методы – анализ научной, учебной и методической литературы.
2. Практические методы – метод тестирования; методы математической статистики.
Базой экспериментального исследования были выбраны сотрудники ДОУ Детский сад № 36 «Колокольчик».
В экспериментальном исследовании принимало участие 25 сотрудников.
Время проведения эксперимента:
Эксперимент
проводился в феврале 2010 года.
Глава 1. Теоретические
основы социально-психологического климата
в трудовом коллективе
1.1 Понятие и
сущность социально-
Влияние эмоциональной атмосферы коллектива на личность может быть двоякое: стимулирующее или тормозящее, то есть подавляющее творческую инициативу, активность и энергию человека.
Существуют несколько определений понятия социально- психологический климат.
Так, Е.С. Кузьмин считает, что понятие психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе [36, с. 131]
Б.Ф.
Ломов включает в понятие
психологический климат систему
межличностных отношений, психологических
по природе
В.М. Шепель одним из первых попытался раскрыть содержание понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающей на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»: 1) социальный климат, который определяется тем, насколько на данном предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав работников как граждан, 2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и 3) психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального [65, c. 284].
Р.Х. Шакуров рассматривает понятие психологического климата с двух его сторон: психологической, которая раскрывается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях психологии группы, значимых для сохранения ее целостности и для ее функционирования как самостоятельного объединения людей [61, с. 45].
По мнению К.К. Платонова и В.Г. Казакова, социально-психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [49, с. 31].
В
социально-психологическом
Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового взаимодействия и общения, требует от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.
Структура
социально-психологического климата,
по мнению
В.В. Бойко, определяется системой сложившихся
в коллективе отношений между
его членами и может быть охарактеризована
элементами, представляющими собой
синтез общественных и межличностных
отношений. Через общественные отношения
раскрывается социальное содержание
личных отношений людей
в коллективе. Это производственные,
политические, правовые, этические,
эстетические отношения. Межличностные
отношения – это организационно-технологические
взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь,
административно-
Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе