Социально-психологический климат в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определение зависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата в трудовом коллективе…………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в
коллективе………………………………………………………………………..6
1.2 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата…………………………………………………………………………..13
1.3 Конфликт в трудовом коллективе и стратегии поведения в
конфликтной ситуации…………………………………………………………20
2. Эмпирическое исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-
психологического климата в коллективе………………………………………35
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования…..35
2.2 Анализ и психологическая интерпретация результатов
эмпирического исследования………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………..64
Библиографический список…………………………………………………....67
Приложение…………………………………………………………………….72

Работа состоит из  1 файл

курсовая вся переделанная.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические  основы социально-психологического климата  в трудовом коллективе…………………………………………………………….6

1.1 Понятие и  сущность социально-психологического климата в

коллективе………………………………………………………………………..6

1.2 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата…………………………………………………………………………..13

1.3 Конфликт в трудовом коллективе и стратегии поведения в

конфликтной ситуации…………………………………………………………20

2. Эмпирическое  исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-

психологического  климата в коллективе………………………………………35

2.1  Организация и методика проведения эмпирического исследования…..35

2.2 Анализ  и психологическая интерпретация  результатов  

эмпирического исследования………………………………………………….46

Заключение……………………………………………………………………..64

Библиографический список…………………………………………………....67

Приложение…………………………………………………………………….72 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Актуальность  темы обусловлена теоретическим и практическим интересом к возросшим требованиям к уровню психологической включенности индивида в его  трудовую  деятельность, и усложнением психической  жизнедеятельности  людей, постоянным  ростом  их личностных притязаний.      

       В современных условиях постоянно  растет интерес к явлению   социально-психологического    климата    коллектива.

       Совершенствование социально-психологического климата коллектива  –  это  задача  развертывания  социального  и   психологического потенциала общества  и  личности,  создания  наиболее  полнокровного  образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического  климата трудового коллектива является одним из  важнейших условий роста производительности труда и качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг.  Вместе  с тем, социально-психологический климат  является  показателем  уровня  социального развития коллектива  и  его  психологических  резервов,  способных  к  более полной  реализации.  А  это,  в  свою  очередь,   связано   с   перспективой возрастания   социальных    факторов в структуре производства, с совершенствованием, как  организации,  так  и  условий  труда.  

       Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве  фактора  эффективности  тех  или  иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так  и их изменения. 

       Социально-психологический    климат    выступает    также     в     качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины  барьеров, лежащих на пути реализации  психологических  резервов  коллектива (Б.Д. Парыгин).

       Эффективность совместной деятельности во многом зависит  от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей.  Благоприятная  атмосфера  в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые  возможности  и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает  необходимость  в  оптимизации  стиля  межличностного взаимодействия.

       Данная проблема диктуется усилившимся в наши дни коллективным  характером  человеческой деятельности  и   актуальными   проблемами   эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных    и   психотерапевтических    воздействий.

       Таким образом, социально-психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений; на достижение эффективности совместной деятельности.

       Объектом  исследования является трудовой коллектив и его члены.

        Предметом  исследования  являются  стратегии  поведения  членов    трудового коллектива в конфликтной ситуации, влияющие на социально-психологический климат в коллективе.

       Гипотезы исследования были сформулированы следующим образом:

        1. Предполагается, что уровень конфликтности  сотрудников, их социально-демографические  показатели и личностные характеристики  влияют на социально-психологический  климат в коллективе.

        2. Предполагается, что существует  взаимозависимость между личностными особенностями сотрудников и стилями поведения в конфликтной ситуации.

         Цель курсовой работы – определение зависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.

       Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

       1.  Дать теоретический  анализ  понятий  трудового коллектива,         социально-психологического климата, конфликта, основных стратегий разрешения конфликта.

       2. Провести экспериментальное исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе. 

       Сформулированные  цели и задачи исследования обуславливают выбор  таких методов исследования как:

       1. Теоретические  методы – анализ научной,  учебной и методической литературы.

      2. Практические методы – метод тестирования; методы математической статистики.

     Базой экспериментального исследования были выбраны сотрудники ДОУ Детский сад № 36 «Колокольчик».

     В экспериментальном исследовании принимало  участие 25 сотрудников.

     Время проведения эксперимента:

     Эксперимент проводился в феврале 2010 года. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы социально-психологического климата в трудовом коллективе 

1.1 Понятие и  сущность социально-психологического  климата в коллективе 

         Влияние эмоциональной атмосферы  коллектива  на  личность  может  быть двоякое:  стимулирующее  или  тормозящее,  то  есть  подавляющее  творческую инициативу, активность и энергию человека.

         Существуют несколько определений понятия социально-  психологический климат.

       Так,  Е.С.  Кузьмин  считает,  что  понятие  психологический  климат отражает  характер   взаимоотношений   между   людьми,   преобладающий   тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда  и отдыха в данном коллективе [36, с. 131]        

       Б.Ф. Ломов  включает   в   понятие   психологический   климат систему межличностных отношений, психологических по природе                         (симпатия,  антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой    деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [44, с. 21].

       В.М. Шепель одним  из  первых  попытался  раскрыть  содержание  понятия социально-психологический климат как эмоциональную окраску  психологических связей членов коллектива,  возникающей  на  основе  их  близости,  симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.            Он также выделил в этом понятии три «климатические зоны»:                                1)   социальный   климат,   который определяется  тем,  насколько  на  данном  предприятии высока осознанность работниками общих целей и задач, насколько  здесь  гарантировано  соблюдение всех конституционных прав  работников как граждан, 2) моральный климат, который определяется   моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе и                   3) психологический климат,  то  есть  неофициальная атмосфера, которая складывается  между  работниками,  находящимися  в  непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это  микроклимат, зона действия которого значительно локальнее  морального  и  социального  [65, c. 284].      

       Р.Х. Шакуров рассматривает понятие  психологического климата с двух его сторон: психологической, которая  раскрывается  в  эмоциональных,  волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы и социально-психологической, которая проявляется в интегративных особенностях   психологии   группы, значимых для  сохранения  ее  целостности  и для ее  функционирования как самостоятельного объединения людей [61, с. 45].

       По  мнению К.К. Платонова и  В.Г.  Казакова,  социально-психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется  межличностными отношениями, создающими стойкие групповые  настроения  и  мысли  от  которых зависит степень активности в достижении  целей,  стоящих  перед  группой [49, с. 31].

       В социально-психологическом климате  Б.Д. Парыгин видит не просто сумму психических  составляющих  его   индивидов,   а   мощный   фактор   усиления психологического настроя членов коллектива [45, с. 29].

       Анализ  различных  точек  зрения  на  содержание  понятия   социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой полифункциональное социально-психологическое     образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его  состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую  характеристику психических состояний  всех  членов  коллектива.  Сложившиеся  в  коллективе отношения, выступая в качестве объективных условий трудового  взаимодействия и общения, требует от человека  не  любого,  а  вполне  определенного  стиля поведения.  Эмоции  одного  члена  группы  определенным  образом  мотивируют поведение других членов, направляя  их  не  только  на  осуществление  целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.

       Структура социально-психологического климата, по мнению                 В.В. Бойко, определяется  системой сложившихся  в  коллективе  отношений  между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой  синтез  общественных  и межличностных   отношений. Через общественные  отношения  раскрывается социальное   содержание   личных   отношений   людей   в   коллективе. Это производственные, политические,  правовые, этические, эстетические отношения.  Межличностные  отношения  – это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое  взаимопознание.  Они возникают  на  основе   предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями              его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных   отношений   предстает   в   виде   взаимоотношений    людей (сотрудничества,   соревнования,   сплоченности,   совместимости, дружбы, согласия), а также в  виде   качеств  личности, от   которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе [6, с. 79 ].

Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе