Социально-психологический климат в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определение зависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата в трудовом коллективе…………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в
коллективе………………………………………………………………………..6
1.2 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата…………………………………………………………………………..13
1.3 Конфликт в трудовом коллективе и стратегии поведения в
конфликтной ситуации…………………………………………………………20
2. Эмпирическое исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-
психологического климата в коллективе………………………………………35
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования…..35
2.2 Анализ и психологическая интерпретация результатов
эмпирического исследования………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………..64
Библиографический список…………………………………………………....67
Приложение…………………………………………………………………….72

Работа состоит из  1 файл

курсовая вся переделанная.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

     Базой экспериментального исследования были выбраны сотрудники ДОУ Детский сад № 36 «Колокольчик».

     В экспериментальном исследовании принимало участие 25 сотрудников.

     Время проведения эксперимента:

     Эксперимент проводился в феврале 2010 г.

       В экспериментальном исследовании  были применены следующие методы и методики.

     Метод тестирования.

     1.Методика  «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива.

     Представлена  О. Немовым и позволяет определить такие составляющие социально-психологического климата, как:

       Ответственность. Отношения членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой.

     Коллективизм. Стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.

     Сплоченность. Единство мнений членов группы по самым  важным для нее вопросам, а также  единство действий в самых существенных жизненных ситуациях.

     Контактность. Взаимная общительность, личные, эмоционально-непосредственные отношения между членами группы.

     Открытость. Отношения членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы.

     Организованность. Способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы.

     Информированность. Доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел  в ней и о каждом члене группы.

     (Методика  представлена в Приложении 1) 

     2. Тест Кэттелла (16PF – опросник). Цель исследования: выявить индивидуально – психологические особенности человека.

     Испытуемому выдается опросник, содержащий  105 вопросов. Время на ответы дается от 20 – 50 мин. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого, (Приложение 3)

       Ответы заносятся  на специальный опросный лист, а затем обсчитывается с помощью специального «ключа». Совпадение с ключом ответов «a» и «c» оценивается двумя баллами, совпадение ответов «b» - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В – здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору – 12 баллов, по фактору В – 8 баллов, минимальная – 0 баллов.

       Интерпретация факторов

     Фактор  А «замкнутость — общительность»

     При низких оценках человек характеризуется  необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей.

     Он  скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит  быть в одиночестве, не имеет близких  друзей, с которыми можно быть откровенным.

     При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и  добродушен. Ему свойственны естественность и не принужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события.

     В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.

     Фактор  В «интеллект»

     При низких оценках человеку свойственны  конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная  дезорганизация мышления.

     При высоких оценках наблюдается абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.

     Фактор  С «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость»

     При низких оценках выражены низкая толерантность  по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.

     При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место Эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам, фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладания процесса торможения.

     Фактор  Е «подчиненность — доминантность»

     При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет  вину на себя, тревожится о Возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности.

     При высоких оценках человек властный независимый самоуверенный, упрямый  до агрессивности. Он независим в  суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.

     Фактор F «сдержанность — экспрессивность»

     При низких оценках человек характеризуется  благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны  склонность все усложнять, некоторая  озабоченность, пессимистичность в  восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.

     При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.

     Фактор  G «Подверженность чувствам — высокая нормативность поведения»

     При низких оценках человек непостоянен, подвержен влиянию случая и обстоятельств, не делает усилий по выполнению групповых  требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам, что может привести к антисоциальному поведению.

     При высоких оценках наблюдается  осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.

     В целом фактор определяет, в какой  мере различные нормы и запреты  регулируют поведение и отношения  человека.

     Фактор  Н «робость — смелость»

     При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.

     При высоких оценках человеку свойственна  социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможенно. В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах.

     Фактор I «жесткость — чувствительность»

     При низких оценках человеку свойственна  мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. При  высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.

     Фактор L «доверчивость — подозрительность»

     При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.

     При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.

     Фактор  говорит об эмоциональном отношении  к людям.

     Фактор  М «практичность — развитое воображение»

     При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам. При высокой оценке можно

     говорить  о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.

     Фактор  N «прямолинейность — дипломатичность»

     При низких оценках человеку свойственна  прямолинейность наивность, естественность, непосредственность поведения. При  высоких оценках человек характеризуется расчетливостью проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.

     Фактор  О «уверенность в себе — тревожность»

     При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе. При высоких оценках человеку свойственна тревожность депрессивность, ранимость, впечатлительность.

     Фактор  Q1 «консерватизм — радикализм»

     При низких оценках человек характеризуется  консервативностью, устойчивостью  по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.

     При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более смел к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает.

     Фактор  Q2 «конформизм — нонконформизм»

     При низких оценках человек зависим  от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и  принимать решения вместе с другими  людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений.

     При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует  по выбранному им самим пути, сам  принимает решения и сам действует, однако, он не всегда доминантен, т.е., имея собственное мнение, он не стремится навязать ею окружающим. Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.

     Фактор  Q3 «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»

     При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований.

     При высоких оценках — развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца, Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор G) этот фактор измеряет Уровень внутреннего контроля поведения.

     Фактор  Q4 «расслабленность -  напряженность»

     При низких оценках человеку свойственна  расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность  и невозмутимость.

     Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.

Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе