Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение зависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата в трудовом коллективе…………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в
коллективе………………………………………………………………………..6
1.2 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата…………………………………………………………………………..13
1.3 Конфликт в трудовом коллективе и стратегии поведения в
конфликтной ситуации…………………………………………………………20
2. Эмпирическое исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-
психологического климата в коллективе………………………………………35
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования…..35
2.2 Анализ и психологическая интерпретация результатов
эмпирического исследования………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………..64
Библиографический список…………………………………………………....67
Приложение…………………………………………………………………….72
Базой экспериментального исследования были выбраны сотрудники ДОУ Детский сад № 36 «Колокольчик».
В экспериментальном исследовании принимало участие 25 сотрудников.
Время проведения эксперимента:
Эксперимент проводился в феврале 2010 г.
В экспериментальном
Метод тестирования.
1.Методика «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива.
Представлена О. Немовым и позволяет определить такие составляющие социально-психологического климата, как:
Ответственность. Отношения членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой.
Коллективизм. Стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.
Сплоченность. Единство мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единство действий в самых существенных жизненных ситуациях.
Контактность.
Взаимная общительность, личные, эмоционально-непосредственные
отношения между членами
Открытость. Отношения членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы.
Организованность. Способность к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы.
Информированность. Доступность всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы.
(Методика
представлена в Приложении 1)
2. Тест Кэттелла (16PF – опросник). Цель исследования: выявить индивидуально – психологические особенности человека.
Испытуемому выдается опросник, содержащий 105 вопросов. Время на ответы дается от 20 – 50 мин. Способ работы с опросником излагается в инструкции для испытуемого, (Приложение 3)
Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитывается с помощью специального «ключа». Совпадение с ключом ответов «a» и «c» оценивается двумя баллами, совпадение ответов «b» - одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В – здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору – 12 баллов, по фактору В – 8 баллов, минимальная – 0 баллов.
Интерпретация факторов
Фактор А «замкнутость — общительность»
При
низких оценках человек
Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.
При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и не принужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на события.
В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.
Фактор В «интеллект»
При
низких оценках человеку свойственны
конкретность и некоторая ригидность
мышления, может иметь место
При высоких оценках наблюдается абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
Фактор С «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость»
При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.
При
высоких оценках человек
Фактор Е «подчиненность — доминантность»
При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о Возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности.
При
высоких оценках человек
Фактор F «сдержанность — экспрессивность»
При
низких оценках человек
При
высоких оценках человек
Фактор G «Подверженность чувствам — высокая нормативность поведения»
При низких оценках человек непостоянен, подвержен влиянию случая и обстоятельств, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам, что может привести к антисоциальному поведению.
При высоких оценках наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.
В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.
Фактор Н «робость — смелость»
При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.
При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможенно. В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах.
Фактор I «жесткость — чувствительность»
При низких оценках человеку свойственна мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.
Фактор L «доверчивость — подозрительность»
При
низких оценках человек
При
высоких оценках человек
Фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.
Фактор М «практичность — развитое воображение»
При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам. При высокой оценке можно
говорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.
Фактор N «прямолинейность — дипломатичность»
При низких оценках человеку свойственна прямолинейность наивность, естественность, непосредственность поведения. При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.
Фактор О «уверенность в себе — тревожность»
При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе. При высоких оценках человеку свойственна тревожность депрессивность, ранимость, впечатлительность.
Фактор Q1 «консерватизм — радикализм»
При
низких оценках человек
При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более смел к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает.
Фактор Q2 «конформизм — нонконформизм»
При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений.
При
высокой оценке человек предпочитает
собственные решения, независим, следует
по выбранному им самим пути, сам
принимает решения и сам
Фактор Q3 «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»
При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований.
При высоких оценках — развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца, Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор G) этот фактор измеряет Уровень внутреннего контроля поведения.
Фактор Q4 «расслабленность - напряженность»
При низких оценках человеку свойственна расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.
Высокая
оценка свидетельствует о
Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе