Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение зависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата в трудовом коллективе…………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в
коллективе………………………………………………………………………..6
1.2 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата…………………………………………………………………………..13
1.3 Конфликт в трудовом коллективе и стратегии поведения в
конфликтной ситуации…………………………………………………………20
2. Эмпирическое исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-
психологического климата в коллективе………………………………………35
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования…..35
2.2 Анализ и психологическая интерпретация результатов
эмпирического исследования………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………..64
Библиографический список…………………………………………………....67
Приложение…………………………………………………………………….72
Также отрицательная
Это свидетельствует о том, что чем больше сотрудничество, тем менее ответственности.
Рассмотрим взаимозависимость
Таблица 5
Результаты
обработки данных с помощью критерия
Спирмена
C | I | Q3 | |
Соперничество | -0,476* | - | - |
Уход | - | -0,403* | - |
Компромисс | - | - | 0,494* |
Отрицательная корреляция прослеживается между фактором С «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость» и стилем поведения в конфликтной ситуации «соперничество». Это говорит о том, что чем более у человека проявляются такие качества как выдержанность, работоспособность, эмоциональная зрелость, реалистический настрой, способность следовать требованиям группы, тем менее испытуемому присуще использование стратегии поведения в конфликтной ситуации «соперничество».
Отрицательная корреляция
Положительная
корреляционная связь существует между
фактором Q3 «низкий самоконтроль — высокий
самоконтроль» и стилем поведения
в конфликте «компромисс». Это свидетельствует
о том, что чем более у человека развиты
качества как развитый самоконтроль, точность
выполнения социальных требований, способности
хорошо контролировать свои эмоции и поведение,
доводить всякое дело до конца, целенаправленность,
тем более человек прибегает к такому
стилю поведения в конфликтной ситуации
«компромисс».
Выводы
по 2 главе
На основе проведенного исследования, можно сделать такие выводы.
Социально – психологический климат в коллективе детского сада находится на среднем уровне развития.
На развитие социально-психологического климата в коллективе влияют социально-демографические характеристики личности. Так сотрудники с большим стажем работы и старшие по возрасту считают, что в коллективе развиты такие качества как «контактность» и «сплоченность». Напротив сотрудники с меньшим стажем работы и младше по возрасту считают, что в коллективе наиболее развита такая составляющая социально-психологического климата как «стремление к сохранению целостности группы» и «открытость» и «организованность».
Преобладающими
стратегиями поведения в
Личностные
качества и стиль поведения в
конфликте способствуют развитию составляющих
социально-психологического климата
в коллективе. Так черты личности
принадлежащие факторам G «Подверженность
чувствам — высокая нормативность поведения»,
F «сдержанность — экспрессивность» взаимосвязаны
с такими составляющими социально-психологического
климата как «организованность», «ответственность».
Стиль поведения в конфликте «сотрудничество»
взаимозависимы с такими составляющими
социально-психологического климата как
«ответственность Личностные особенности
человека влияют на выбор человеком стратегии
поведения в конфликтной ситуации. Так
черты личности фактора С «эмоциональная
неустойчивость — эмоциональная устойчивость»
способствуют проявлению стратегии поведения
в конфликте «соперничество», черты личности
фактора I «жесткость — чувствительность»
взаимозависимы с такой стратегией поведения
в конфликте как «уход», личностные характеристики
фактора Q3 «низкий самоконтроль — высокий
самоконтроль» взаимосвязаны со стилем
поведения в конфликтной ситуации «компромисс».
Заключение
Курсовая работа состоит из двух глав.
В первой главе был проведен теоретический анализ понятий социально-психологического климата коллектива, его основных факторов и трудового конфликта.
Социально-
Характер
социально-психологического климата
зависит в целом от степени
развитости коллектива. Существует
прямая положительная связь между
социально-психологическим
Социально-
Важнейшей проблемой в изучении социально-психологического климата является выявление факторов, которые его формируют.
Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции).
На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы: 1) совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу. Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов – к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам; 2) стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия; 3) успешный или неуспешный ход производственного процесса; 4) применяемая шкала поощрений и наказаний; 5) условия труда; 6) обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.
Конфликт в трудовом коллективе – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией конкуренции, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества.
Во второй главе мы дали анализ проведенному эмпирическому исследованию.
На основе проведенного исследования, мы сделали следующие выводы.
Социально – психологический климат в коллективе детского сада находится на среднем уровне развития.
На развитие социально-психологического климата в коллективе влияют социально-демографические характеристики личности. Так сотрудники с большим стажем работы и старшие по возрасту считают, что в коллективе развиты такие качества как «контактность» и «сплоченность». Напротив сотрудники с меньшим стажем работы и младше по возрасту считают, что в коллективе наиболее развита такая составляющая социально-психологического климата как «стремление к сохранению целостности группы» и «открытость» и «организованность».
Преобладающими
стратегиями поведения в
Личностные
качества и стиль поведения в
конфликте способствуют развитию составляющих
социально-психологического климата
в коллективе. Так черты личности
принадлежащие факторам G «Подверженность
чувствам — высокая нормативность поведения»,
F «сдержанность — экспрессивность» взаимосвязаны
с такими составляющими социально-психологического
климата как «организованность», «ответственность».
Стиль поведения в конфликте «сотрудничество»
взаимозависимы с такими составляющими
социально-психологического климата как
«ответственность Личностные особенности
человека влияют на выбор человеком стратегии
поведения в конфликтной ситуации. Так
черты личности фактора С «эмоциональная
неустойчивость — эмоциональная устойчивость»
способствуют проявлению стратегии поведения
в конфликте «соперничество», черты личности
фактора I «жесткость — чувствительность»
взаимозависимы с такой стратегией поведения
в конфликте как «уход», личностные характеристики
фактора Q3 «низкий самоконтроль — высокий
самоконтроль» взаимосвязаны со стилем
поведения в конфликтной ситуации «компромисс».
Библиографический список
Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе