Социально-психологический климат в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:52, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – определение зависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата в трудовом коллективе…………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в
коллективе………………………………………………………………………..6
1.2 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата…………………………………………………………………………..13
1.3 Конфликт в трудовом коллективе и стратегии поведения в
конфликтной ситуации…………………………………………………………20
2. Эмпирическое исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-
психологического климата в коллективе………………………………………35
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования…..35
2.2 Анализ и психологическая интерпретация результатов
эмпирического исследования………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………..64
Библиографический список…………………………………………………....67
Приложение…………………………………………………………………….72

Работа состоит из  1 файл

курсовая вся переделанная.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

       Также отрицательная корреляционная  связь наблюдается между стилем  поведения в конфликтной ситуации  «сотрудничество» и такими составляющими  социально-психологического климата  как «ответственность»

Это свидетельствует  о том, что чем больше сотрудничество, тем менее ответственности.

       Рассмотрим взаимозависимость личностных  черт и стилей поведения в  конфликте. Расчеты проведем с  помощью коэффициента ранговой  корреляции Спирмена. 

     Таблица 5

     Результаты  обработки данных с помощью критерия Спирмена 

  C I Q3
Соперничество -0,476* - -
Уход - -0,403* -
Компромисс - - 0,494*
 

     Отрицательная корреляция прослеживается между фактором С «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость» и стилем поведения в конфликтной ситуации «соперничество». Это говорит о том, что чем более у человека проявляются такие качества как выдержанность, работоспособность, эмоциональная зрелость, реалистический настрой, способность следовать требованиям группы, тем менее испытуемому присуще использование стратегии поведения в конфликтной ситуации «соперничество».

       Отрицательная корреляция прослеживается  между фактором I «жесткость — чувствительность» и стилем поведения в конфликтной ситуации «уход». Это говорит о том, что чем более выражены такие качества как мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим, тем более человек прибегает к такой стратегии поведения в конфликтной ситуации как «уход».

     Положительная корреляционная связь существует между  фактором Q3 «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль» и стилем поведения в конфликте «компромисс». Это свидетельствует о том, что чем более у человека развиты качества как развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований, способности хорошо контролировать свои эмоции и поведение, доводить всякое дело до конца, целенаправленность, тем более человек прибегает к такому стилю поведения в конфликтной ситуации «компромисс». 

     Выводы  по 2 главе 

     На  основе проведенного исследования, можно  сделать такие выводы.

     Социально – психологический климат в коллективе детского сада находится на среднем  уровне развития.

     На  развитие социально-психологического климата в коллективе влияют социально-демографические характеристики личности. Так сотрудники с большим стажем работы и старшие по возрасту  считают, что в коллективе развиты такие качества как «контактность» и «сплоченность». Напротив сотрудники с меньшим стажем работы и младше по возрасту считают, что в коллективе наиболее развита такая составляющая социально-психологического климата как «стремление к сохранению целостности группы» и «открытость» и «организованность».

     Преобладающими  стратегиями поведения в конфликте  у сотрудников стали стили  «приспособление», «компромисс», «уход».

     Личностные  качества и стиль поведения в  конфликте способствуют развитию составляющих социально-психологического климата  в коллективе. Так черты личности  принадлежащие факторам G «Подверженность чувствам — высокая нормативность поведения», F «сдержанность — экспрессивность» взаимосвязаны с такими составляющими социально-психологического климата как «организованность», «ответственность». Стиль поведения в конфликте «сотрудничество» взаимозависимы с такими составляющими социально-психологического климата как  «ответственность Личностные особенности человека влияют на выбор человеком стратегии поведения в конфликтной ситуации. Так черты личности фактора С «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость» способствуют проявлению стратегии поведения в конфликте «соперничество», черты личности фактора I «жесткость — чувствительность» взаимозависимы с такой стратегией поведения в конфликте как «уход», личностные характеристики фактора Q3 «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль» взаимосвязаны со стилем поведения в конфликтной ситуации «компромисс». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Курсовая  работа состоит из двух глав.

       В первой главе был проведен теоретический анализ понятий     социально-психологического   климата   коллектива, его основных факторов и трудового конфликта.

       Социально-психологический  климат –  это психологический настрой в группе,   который   отражает   характер   взаимоотношений   между    людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень  управления,  условия  и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

       Характер  социально-психологического  климата  зависит  в  целом  от  степени  развитости  коллектива. Существует  прямая положительная связь между  социально-психологическим климатом  коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов. 

       Социально-психологический  климат – это  результат  совместной деятельности людей,  их  межличностного  взаимодействия.  Он  проявляется  в таких   групповых   эффектах,   как   настроение   и   мнение    коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий  жизни  и  работы  личности  в коллективе. Эти  эффекты  выражаются  во  взаимоотношениях,  связанных   с процессом труда и решением общих  задач  коллектива.  Члены  коллектива  как личности  определяют  его  социальную  микроструктуру,  своеобразие  которой обуславливается  социальными  и  демографическими   признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические  особенности  личности  способствуют или мешают  формированию  чувства  общности,  то  есть  влияют  на  формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе.

       Важнейшей проблемой в  изучении  социально-психологического  климата является  выявление  факторов,  которые его формируют. 

       Основные   факторы   психологического   климата: взаимоотношения по вертикали  и по горизонтали, их стиль  и  нормы,  а  затем различные составляющие производственной обстановки  (организация  и  условия труда,  система  стимуляции).

         На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы: 1) совместимость его членов, понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эффективность совместной деятельности и личную удовлетворенность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу. Несовместимость проявляется в стремлении членов коллектива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов – к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам; 2) стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия; 3) успешный или неуспешный ход производственного процесса; 4) применяемая шкала поощрений и наказаний; 5) условия труда; 6) обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.

         Конфликт в трудовом коллективе – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений. Для разрешения конфликтов члены коллектива пользуются определенными стратегиями поведения, а именно стратегией конкуренции, приспособления, избегания, компромисса и сотрудничества.

       Во  второй главе мы дали анализ проведенному эмпирическому исследованию.

       На  основе проведенного исследования, мы сделали следующие  выводы.

     Социально – психологический климат в коллективе детского сада находится на среднем  уровне развития.

     На  развитие социально-психологического климата в коллективе влияют социально-демографические характеристики личности. Так сотрудники с большим стажем работы и старшие по возрасту  считают, что в коллективе развиты такие качества как «контактность» и «сплоченность». Напротив сотрудники с меньшим стажем работы и младше по возрасту считают, что в коллективе наиболее развита такая составляющая социально-психологического климата как «стремление к сохранению целостности группы» и «открытость» и «организованность».

     Преобладающими  стратегиями поведения в конфликте  у сотрудников стали стили  «приспособление», «компромисс», «уход».

     Личностные  качества и стиль поведения в  конфликте способствуют развитию составляющих социально-психологического климата  в коллективе. Так черты личности  принадлежащие факторам G «Подверженность чувствам — высокая нормативность поведения», F «сдержанность — экспрессивность» взаимосвязаны с такими составляющими социально-психологического климата как «организованность», «ответственность». Стиль поведения в конфликте «сотрудничество» взаимозависимы с такими составляющими социально-психологического климата как  «ответственность Личностные особенности человека влияют на выбор человеком стратегии поведения в конфликтной ситуации. Так черты личности фактора С «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость» способствуют проявлению стратегии поведения в конфликте «соперничество», черты личности фактора I «жесткость — чувствительность» взаимозависимы с такой стратегией поведения в конфликте как «уход», личностные характеристики фактора Q3 «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль» взаимосвязаны со стилем поведения в конфликтной ситуации «компромисс». 
 
 
 
 
 
 
 

 Библиографический список 

 

  1. Андреева Г.М.  Социальная психология. – М.: Высшее образование, 2000. – 380с.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 342с.
  3. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 2004. – 245с.
  4. Блинов А., Василевская О. Искусство управления персоналом. – М.: Гелан, 2007. – 388с.
  5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Психология, 2002. – 180с.
  6. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 2003. – 207с.
  7. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М.: МЗ Пресс, 2001. – 282с.
  8. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М: ИНФРА-М, 2006. – 312с.
  9. Василюк   Ф.Е.   Психология   переживания   (анализ   преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 150с.
  10. Вичев В.В. Мораль и социальная психика. – М.: Эксмо, 2008. – 180с.
  11. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарика, 2006. – 420с.
  12. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия //Психологический журнал, 2000. – Т. 18, № 6. – С. 37 – 49.
  13. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320с.
  14. Гришина    Н.В.     Социально-психологические    конфликты     и совершенствование взаимоотношений в коллективе. //Социально-психологические проблемы трудового коллектива. /Под ред. Е.В. Шороховой.  – М.: БЕК, 2003. – 248с.
  15. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. – СПб.: изд-во СПбГУ, 2005. – 36с.
  16. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. – СПб.: Герда, 2000. – 171с.
  17. Грызунова Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. – М.: Изд-во РАУ, 2000. – 30с.
  18. Даниленко Т.И., Жульева С.В. Этика делового общения. – М.: Норма, 2004. – 340с.
  19. Данькова Т.М. Некоторые аспекты трудовых конфликтов  на  предприятиях. /Материалы IV  Всесоюзного  съезда  психологов. – М.: Мысль, 2001. –  224с.
  20. Де Джордж Р.Т. Деловая этика: В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 2007. – 420с. 
  21. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. – М.: Смысл, 2006. – 191с.
  22. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 195с.
  23. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб: Питер, 2001. – 400с.
  24. Ершов  А.А.  Личность  и коллектив:  Межличностные конфликты в  коллективе, их разрешение. – СПб.: Питер, 2006. – 268с.
  25. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов – М.: Экономика, 2000. – 312с.
  26. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Единоначалие и  коллегиальность. – М.: Проспект, 2007. – 212с.
  27. Калашников Д.И. Конфликты в организации: социально- конфликтологический уровень анализа (по результатам экспертного опроса управленческого персонала). //Управление персоналом. – 2007. – № 3. –               С. 17 – 22. 
  28. Ковалев  А.Г.  Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.  – М.: ИНФРА-М, 2005. – 271с.
  29. Ковалев Л.Г. Курс лекций по социальной психологии. – М.: Высшая школа, 2002. – 418с.
  30. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 250с.
  31. Козлов Н.И. Как относиться к себе и другим людям, или Практическая психология на каждый день. –  М.: Новая школа, 2004. – 220с.
  32. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. /Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. –               СПб.: Речь, 2007. –  445с.
  33. Конфликтология. /Под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 345с.
  34. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –  М.: Психология, 2005. – 432с.
  35. Кричевский  Р.Л.,  Дубовская  Е.М.   Психология  малой   группы: Теоретический и прикладной аспекты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 152с.
  36. Кузьмин Е.С.  Основы социальной психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 338с.
  37. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 164с.
  38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 118с.
  39. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СПб.: Питер,  2000. –  170с.  
  40. Литвинов В.Н. Психологический климат: Социально-психологические проблемы труда и образования. /Материалы  научной  конференции. – М.: Проспект, 2007. – 272с.
  41. Макаренко А.С. Полное собрание сочинений: В 7-и т. Т.4. – М.: Просвещение, 1986. – 318с.
  42. Меньшова В.Н.  Конфликтология. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2007. –  384с.  
  43. Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 225с.
  44. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути  и методы изучения. /Под ред. В.А. Ядова. – СПб.: Питер, 2002. – 295с.      
  45. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. – СПб.: Питер, 2004. – 328с.    
  46. Петровская Л.А. О  понятийной  схеме  социально-психологического анализа конфликта:  теоретические и методологические  проблемы социальной психологии. /Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М.: Изд-во  Мос.  ун-та, 2001. – 205с.
  47. Петровская Л.А. Социально-психологический анализ конфликта. //В сб. Психология конфликта (хрестоматия) (сост. Гришина Н.В.). – СПб: Питер, 2001. – 398с. 
  48. Пищелко А.В. Личность в конфликте (влияние установки на тип конфликтного поведения). – Домодедово: Изд-во Всероссийского института повышения квалификации работников МВД России, 1999. – 252с.
  49. Платонов К.К., Казаков  В.Г.   Развитие  системы понятий теории психологического   климата   в    психологии.    //Социально-психологический климат коллектива. /Под ред. Е.В. Шороховой и О.И.  Зотовой. – М.: Академический проект, 2008. – 148с.
  50. Платонов Ю.П. Психология  коллективной  деятельности:  Теоретико-методологический аспект. –  СПб.: Питер, 2000. – 180с.
  51. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Изд-во «БАХРАК-М», 2001. – 202с.
  52. Психология и этика делового общения. /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 328с.
  53. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 150с.
  54. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2007. – 426с.
  55. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. – М.: Интерэксперт,  2006. – 174с.   
  56. Скотт Д.Г.  Конфликты пути их преодоления. –  М.: СПб.: Питер, 2004. – 290с.
  57. Смирнов Г.Л. Человек:  формирование  типа личности. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 245с.
  58. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.  /Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М.: Изд-во МГУ, 2001. – 475с.
  59. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М.: Асс авторов и изд. «Тандем», 2000. –  472с.
  60. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008. –  220с.
  61. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. – М.: Норма, 2002. – 188с.
  62. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 180с.
  63. Шепель  В.М.  Социологические  и  психолого-педагогические  основы руководства предприятиями. – М.: Эксмо, 2006. – 264с.
  64. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность руководителя. – М.: Дом педагогики, 2000. – 544с
  65. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Эксмо, 2006. – 418с.

Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе