Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение зависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата в трудовом коллективе…………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в
коллективе………………………………………………………………………..6
1.2 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата…………………………………………………………………………..13
1.3 Конфликт в трудовом коллективе и стратегии поведения в
конфликтной ситуации…………………………………………………………20
2. Эмпирическое исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-
психологического климата в коллективе………………………………………35
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования…..35
2.2 Анализ и психологическая интерпретация результатов
эмпирического исследования………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………..64
Библиографический список…………………………………………………....67
Приложение…………………………………………………………………….72
Фактор МD «адекватность самооценки»
Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.
На
основе качественного и
1). Интеллектуальные особенности: факторы В, М,Q1 .
2). Эционально-волевые особенности факторы C, G, I, O, Q3, Q4.
3).
Коммуникативные свойства и особенности
межличностного взаимодействия: факторы
А, Н, F, Е, Q2, N, L.
3. Для диагностики стиля поведения в конфликтной ситуации воспользуемся тестом Томаса на определение ведущей стратегии в конфликте. Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.
Теоретические основы
В
своем подходе к изучению конфликтных
явлений К. Томас делал акцент
на изменении традиционного
В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
- соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- компромисс;
- избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К.
Томас считает, что при избегании
конфликта ни одна из сторон не достигает
успеха; при таких формах поведения,
как конкуренция, приспособление и
компромисс, или один из участников оказывается
в выигрыше, а другой проигрывает, или
оба проигрывают, так как идут на компромиссные
уступки. И только в ситуации сотрудничества
обе стороны оказываются в выигрыше. В
своем Опроснике по выявлению типичных
форм поведения К. Томас описывает каждый
из пяти перечисленных возможных вариантов
12 суждениями о поведении индивида в конфликтной
ситуации. В различных сочетаниях они
сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых
респонденту предлагается выбрать то
суждение, которое является наиболее типичным
для характеристики его поведения. (Приложение
5).
4. Методы математической статистики.
Для того чтобы проанализировать полученные
в ходе опытно-экспериментального исследования результаты, необходимо воспользоваться методами математической обработки данных. Для прослеживания корреляционной связи воспользовались коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
2.2 Анализ
и психологическая
Для подтверждения нашей гипотезы, мы разделили испытуемых на две группы – 12 и 13 человек.
Первую группу составили сотрудники в возрасте от 26 до 35 лет. Стаж работы которых составил от 5 до 15 лет. 8 испытуемых имеют высшее образование; 3 сотрудников – среднее педагогическое; 1 – среднее. 8 испытуемых состоят в браке, 4 сотрудника в браке не состоят, но воспитывают детей. У всех сотрудников группы есть дети. 6 человек имеют 1 ребенка. 4 человека имеют двух детей. 1 сотрудник воспитывает троих детей и 1 сотрудник имеет 4-х детей.
Вторую группу составили сотрудники в возрасте от 36 до 55 лет. Стаж работы их составил от 17до 35 лет. 7сотрудников имеют высшее образование; 5сотрудников имеют среднее педагогическое и среднее техническое образование, 1 испытуемый имеет среднее образование. 6 сотрудников состоят в браке, 7сотрудников разведены. Дети есть у всех испытуемых.
Проведя
исследование методикой «СПСК» — социально-психологическая
самооценка коллектива», получили такие
результаты. Сводная таблица результатов
исследования в (Приложении 2.)
Таблица 1
Результаты
исследования методикой ««СПСК» —
социально-психологическая самооценка
коллектива» первой группы и второй группы
Шкалы | Первая группа | Вторая группа | ||||||
Выше среднего | Ниже среднего | Выше среднего | Ниже среднего | |||||
Человек | % | человек | % | Человек | % | человек | % | |
Стремление к сохранению целостности группы | 8 | 66 | 4 | 34 | 7 | 54 | 6 | 46 |
Сплоченность (единство отношений) | 6 | 50 | 6 | 50 | 8 | 62 | 5 | 38 |
Контактность (личные взаимоотношения) | 7 | 58 | 5 | 42 | 10 | 77 | 3 | 23 |
Открытость | 7 | 58 | 5 | 42 | 6 | 46 | 7 | 54 |
Организованность | 7 | 58 | 5 | 42 | 6 | 46 | 7 | 54 |
Информированность | 4 | 33 | 8 | 67 | 6 | 46 | 7 | 54 |
Ответственность | 4 | 33 | 8 | 67 | 6 | 46 | 7 | 54 |
66% опрошенных первой группы и 54% испытуемых второй группы продемонстрировали высокий уровень совместимости и сработанности, определяющиеся степенью взаимосвязанности и взаимозависимости сотрудников.
50%
испытуемых первой группы и
62% сотрудников второй группы
показали высокие значения
58%
опрошенных первой группы и
77% испытуемых второй группы
58%
испытуемых первой группы и
46% испытуемых второй группы
58%
сотрудников первой группы и
46% испытуемых второй группы
33%
испытуемых первой группы и
46% сотрудников второй группы
продемонстрировали высокие
33%
сотрудников первой группы и
46% испытуемых второй группы
Для
того, чтобы определить, какие составляющие
социально-психологического климата в
коллективе наиболее развиты, построим
диаграмму высоких значений.
Диаграмма 1
Результаты исследования методикой «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива» (высокие значения %)
Из диаграммы 1 видно, что наиболее развитыми в коллективе являются такие составляющие социально-психологического климата, как «контактность», «стремление к сохранению целостности группы». Наименее развитыми является такая составляющая как «информированность» и «ответственность».
Существуют
различия в оценке социально-психологического
климата испытуемых первой и второй
групп. Испытуемые второй группы более,
чем испытуемые первой группы считают,
что в коллективе развиты такие
качества как «контактность» и «сплоченность».
Напротив сотрудники первой группы считают,
что в коллективе наиболее развита такая
составляющая социально-психологического
климата как «стремление к сохранению
целостности группы»
и «открытость» и «организованность».
В целом можно сказать, что развитие социально-психологического
климата коллектива находится на среднем
уровне.
Анализ
результатов исследования методикой
Кэттелла показал следующее. (Сводная
таблица результатов
Таблица 2
Результаты
исследования сотрудников методикой Кэттелла
(средние значения)
Замкнутость-общительность | Интеллект | Эмоциональная неустойчивость/устойчивость | Подчиненность – доминантность | Сдержанность – экспрессивность | Подверженность чувствам – высокая нормативность поведения | Робость – смелость | Жесткость – чувствительность | Доверчивость – подозрительность | Практичность – развитое воображение | Прямолинейность – дипломатичность | Уверенность в себе – тревожность | Консерватизм – радикализм | Конформизм – нонконформизм | Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль | Расслабленность-напряженность |
2,72 | 7,12 | 2,8 | 4,48 | 4,24 | 2,88 | 2,64 | 3,12 | 4,32 | 3,68 | 4,56 | 3.28 | 3,68 | 4,0 | 3,28 | 4,16 |
Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе