Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 07:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – определение зависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-психологического климата в коллективе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата в трудовом коллективе…………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в
коллективе………………………………………………………………………..6
1.2 Факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата…………………………………………………………………………..13
1.3 Конфликт в трудовом коллективе и стратегии поведения в
конфликтной ситуации…………………………………………………………20
2. Эмпирическое исследование, направленное на установление взаимозависимости между уровнем конфликтности, личностными особенностями сотрудников и уровнем развития социально-
психологического климата в коллективе………………………………………35
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования…..35
2.2 Анализ и психологическая интерпретация результатов
эмпирического исследования………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………..64
Библиографический список…………………………………………………....67
Приложение…………………………………………………………………….72
Из таблицы 2 видно, что у сотрудников выражены следующие черты: высокий интеллект, подчиненность – доминантность, сдержанность – экспрессивность, прямолинейность – дипломатичность, доверчивость-подозрительность, расслабленность – напряженность.
При высоких оценках шкалы «подчиненность - доминантность» человек властный независимый самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.
При высоких оценках шкалы «сдержанность – экспрессивность» человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.
При высоких оценках шкалы «прямолинейность – дипломатичность» человек характеризуется расчетливостью проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.
.
При
высоких оценках шкалы «доверчивость
— подозрительность» человек ревнивый,
завистливый, характеризуется подозрительностью,
ему свойственно большое самомнение. Его
интересы обращены на самого себя, он обычно
осторожен в своих поступках, эгоцентричен.
Высокая
оценка по фактору «расслабленность –
напряженность» свидетельствует о напряженности,
фрустрированности взвинченности, наличии
возбуждения и беспокойства. Состояние
фрустрации, в которой человек находится,
представляет собой результат повышенной
мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение
стремлений.
Представим
данные в виде диаграммы
Диаграмма 2
Результаты исследования методикой Кеттелла
Следовательно, можно предположить, что у сотрудников детского сада характерны такие личностные особенности как: абстрактность мышления, сообразительность, быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
Для того чтобы выявить доминирующий стиль поведения в конфликтной ситуации мы воспользовались методикой определения стиля поведения в конфликте Томаса. Сводная таблица исследования дана в Приложении 6.
Нами были получены следующие результаты.
Таблица 3
Результаты
исследования методикой Томаса (человек)
Соперничество | Уход | Приспособление | Компромисс | Сотрудничество |
3 | 4 | 6 | 4 | 8 |
3 испытуемых предпочитают стиль соперничество, что означает, что тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликт ной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий «сваливает» свою работу на других и т. п. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого...». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие; носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.
4 испытуемых придерживаются стратегии уход.
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
а) когда
предмет конфликта не имеет существенного
значения ни
для одного из субъектов и адекватно отражен
в образах конфликтной ситуации;
б) когда
предмет спора имеет существенное значение
для одной
или обеих сторон, но занижен в образах
конфликтной ситуации, то есть субъекты
конфликтного взаимодействия воспринимают
предмет конфликта как несущественный.
В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.
6
сотрудников придерживаются
Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Стратегия приспособления имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии приспособление приоритет отдается межличностным отношениям.
При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.
Иногда в такой стратегии
Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия приспособления может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.
При всех выделенных
4
испытуемых придерживается
При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.
Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.
Иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность.
Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс – это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия.
Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
Понятие «компромисс» по содержанию близко к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.
У
8 сотрудников преобладающей
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.
Являясь
одной из самых сложных стратегий,
стратегия сотрудничества отражает
стремление противоборствующих сторон
совместными усилиями разрешить возникшую
проблему.
Представим данные в виде диаграммы
Диаграмма
3
Результаты
исследования методикой Томаса (средние
значения)
Из
диаграммы 3 видно, что преобладающими
стратегиями поведения в
Для того чтобы определить влияние личностных особенностей сотрудников, стиль поведения в конфликте на показатели социально-психологического климата, проведем корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Таблица 4
Результаты
обработки данных с помощью критерия
Спирмена
G | F | Сотрудничество | |
Организованность | 0,413* | ||
Ответственность | -0,555* | -0,434* |
Анализ данных показал, что существует положительная корреляция между составляющей социально-психологического климата «организованность» и такими качествами личности, представленными в факторе G как осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. Следовательно, чем более представлены в человеке данные качества, тем более выражена у него составляющая социально-психологического климата «организованность».
Отрицательная корреляция прослеживается между составляющей социально-психологического климата «ответственность» и такими качествами личности, представленными фактором F, как благоразумие, осторожность, рассудительность, молчаливость. Это свидетельствует о том, что чем выше развиты эти качества у человека, то у него на высоком уровне представлена такая составляющая социально-психологического климата, как «ответственность».
Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе