Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.
ГЛАВА 1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Содержание главы
1.1. Предмет, задачи специальной психологии и взаимосвязь с другими науками
Специальная психология –
отрасль психологии, изучающая психологические
особенности детей с
Выделение специальной психологии
как целостной области
Л.С. Выготский был первым в мировой психологии, выделившим общие закономерности психического развития при разных дефектах: умственной отсталости, глухоте, недостатках зрения, нарушениях речи. Благодаря этому стало возможным объединение отдельных ветвей психологии, изолированно изучавших детей и взрослых с такими недостатками, в специальную психологию. Существенный вклад в ее развитие внесли такие крупные отечественные ученые, как Г.Я. Трошин, Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Г.М. Дульнев, Р.Е. Левина, И.А. Соколянский и другие. Многие из них были соратниками и учениками Л.С. Выготского.
Объект изучения специальной психологии – дети с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития.
Предметом специальной психологии
являются закономерности развития и
проявлений психики различных групп
детей с нарушениями в
Задачи специальной психологии:
1) раскрытие закономерностей
развития и проявлений психики,
2) исследование закономерностей
развития и проявлений психики,
3) изучение нарушений
в развитии и формировании
конкретных форм психической
деятельности и психических
4) выявление путей,
средств и способов
Основной задачей специальной
психологии на современном этапе
является формирование адекватной личности
в условиях применения специальных
методов и приемов воспитания
и обучения, за счет которых происходит
замещение и перестройка
Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, тесно связанная с психологией, педагогикой и медициной. Ее связь с психологией определяется общностью методологических позиций, понятийного аппарата, методов изучения психики.
В своем развитии специальная психология опирается на достижения таких медицинских наук, как физиология, невропатология и психиатрия. Глубокий учет медицинских данных позволяет получить представление о причинах возникновения, структуре и механизмах того или иного дефекта, помогает в изучении особенностей психики аномального ребенка.
По поводу связи специальной
психологии с патопсихологией в
литературе высказывается точка
зрения, что специальная психология
является частью патопсихологии. Однако
с этим нельзя согласиться. Патопсихология
изучает структуру и
Взаимосвязь специальной психологии с педагогикой выражается в том, что вопросы обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии разрабатываются на основе общей теории дидактики и частных методик обучения.
Специальная психология теснейшим
образом связана с
Взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух наук подтверждается словами выдающегося отечественного психолога С.Л. Рубинштейна: «При всей взаимосвязанности психического развития ребенка и педагогического процесса предметом психологии является психика ребенка в закономерностях ее развития, педагогический процесс здесь выступает как одно из условий этого развития. В педагогическом исследовании взаимоотношения меняются: предметом педагогики является процесс воспитания и обучения в его специфических закономерностях, психические свойства ребенка выступают как условия, которые должны быть учтены».
1.2. Основные категории специальной психологии
Специальная психология имеет
свой категориальный аппарат – систему
понятий, отображающих различные стороны
психической реальности в ее целостности,
и специфических, только ей присущих
характеристиках нарушенного
Категории специальной психологии складываются под воздействием социальной практики и научных исследований.
Аномальное развитие – развитие на дефектной основе.
По определению Л.С. Выготского, аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру. Данное понятие входит в круг понятий, объединяемых термином «дизонтогенез», которым обозначают различные формы нарушений онтогенеза [3].
В понятие «аномальное
развитие» входит ряд положений:
во-первых, дефект у ребенка, в отличие
от взрослого человека, приводит к
нарушениям развития, во-вторых, дефект
у ребенка может привести к
нарушениям в развитии при определенных
условиях. Детский мозг обладает большой
пластичностью, и в детском возрасте
велики способности к компенсации
дефекта. В связи с этим даже при
наличии поражений в
– функциональная локализация нарушения, в зависимости от которого выделяют частный дефект, обусловленный нарушением гнозиса, праксиса, речи, и общий, связанный с нарушением регуляторных корковых и подкорковых систем головного мозга;
– время поражения. Чем
раньше произошло поражение, тем
вероятнее явление недоразвития
функций, при позднем поражении
возникают повреждения с
– степень поражения. Более глубокое поражение приводит к выраженным нарушениям в развитии.
Аномальные дети – дети
с врожденными или
К детям с нарушениями в развитии относят умственно отсталых; неслышащих, слабослышащих, позднооглохших; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); множественными нарушениями. Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную.
Современным эквивалентом термина
«аномальные дети» являются термины
«дети с ограниченными
В человеческой культуре, в
каждом обществе существует специально
созданное пространство, которое
включает в себя традиции и научно
обоснованные подходы к обучению
детей разных возрастов в условиях
семьи и специально организованных
образовательных учреждений. Первичные
отклонения в развитии приводят к
выпадению ребенка их этого социально
и культурно обусловленного пространства,
грубо нарушается связь с социумом,
культурой как источником развития.
Столь же грубо на самых ранних
этапах нарушается связь родителя и
ребенка, так как взрослый носитель
культуры не может, не знает, каким образом
передать ребенку с нарушениями
в развитии тот социальный опыт,
который его нормально
Данную закономерность следует рассматривать с точки зрения теории Л.С. Выготского о слиянии натуральной и культурной линии в формировании личности ребенка. Под натуральной линией Л.С. Выготский понимал биологическое созревание организма ребенка, под культурной – развитие через направленное обучение. Применительно к детям с нарушениями в развитии Л.С. Выготский говорит о явлении дивергенции – несовпадении этих двух линий, что приводит к необходимости создания особых, «обходных» путей развития ребенка.
Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности. «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член – рука или нога – выходит из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – это значит вправить его в жизнь как вправляют вывихнутый и больной орган»[5].
Исходя из того, что первичное
нарушение приводит к ситуации «социального
вывиха», уточним смысл термина
«дети с особыми
Они нуждаются в том, чтобы:
– первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;
– специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии независимо от возраста ребенка;
– в содержание обучения
были введены специальные разделы,
направленные на решение задач развития
ребенка, отсутствующие в содержании
образования нормально
– строились обходные пути обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании;
– регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;
– пространственная и временная
организация образовательной
– все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении задач реабилитации ребенка, их усилия были скоординированы;
– реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения;
– процесс реабилитации осуществлялся
квалифицированными специалистами, компетентными
в решении развивающих и
Ребенок с особыми образовательными потребностями – термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав. В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины «аномальный ребенок», «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их специальные термины («дебил», «идиот», «даун», «олигофрен», «алалик», «дизартрик» и др.) как ярлыки, воспринимаемые в качестве обозначения ненормальности, неполноценности человека.
Выражая отказ общества от
деления людей на полноценное
большинство и неполноценное
меньшинство, новый термин означает
не просто замену прямолинейного грубо
звучащего понятия более
Противоречие между