Специальная психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание

Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.

Работа состоит из  1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 322.88 Кб (Скачать документ)

1.4. Теоретические истоки  и значение специальной психологии

Специальная психология вносит определенный вклад в развитие общепсихологической  теории. По словам Л.С. Выготского, «патологическое изменение процессов развития представляет собой как бы специально оборудованный природный эксперимент, обнаруживающий и раскрывающий перед нами часто с потрясающей силой истинную природу и строение интересующего нас психического процесса», таким образом, на изучении отклонений может быть проверена любая из общепсихологических гипотез.

Наиболее ярким примером этому является создание теории обучения и воспитания слепоглухих детей, основанной на принципах целенаправленного  формирования и развития психики  человека в условиях выпадения основных функций и обеспечивающей присвоение ребенком общечеловеческого опыта. Этот пример доказывает тезис об общественно-исторической природе человека, компенсаторных возможностях мозга и целый ряд других положений. В этом состоит научное значение специальной психологии.

Выделение Л.С. Выготским системы дефектов (первичный, вторичный) и их иерархии в значительной степени определило системный подход к изучению аномального ребенка. Исследования Л.С. Выготского положили начало не только научному анализу системного строения различных психических процессов, но и разработке теоретического обоснования путей компенсации нарушенных психических функций аномальных детей. На основании этих исследований им были обозначены пути и сформулированы принципы обучения аномальных детей исходя из задач специальной школы, основной из которых объявлялась «установка на норму», приобщение аномальных детей к активному участию в жизни, развитие их сотрудничества с нормально развивающимися детьми. Таким образом, должна была реализовываться выдвинутая Л.С. Выготским идея о социальной компенсации дефекта. Эффективность использования средств и методов лечебной педагогики для преодоления дефекта в развитии психики ребенка, по мнению Л.С. Выготского, неразрывно связана с верой в активные силы самого ребенка.

Большое влияние на развитие всей психологической науки и  становление специальной психологии оказало учение Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития. Он показал, что обучение становится развивающим только при условии, когда оно несколько опережает психическое развитие ребенка. Согласно этому тезису в процессе обучения необходимо опираться не только на уровень актуального развития, то есть сформированные психические функции, но и на «зону ближайшего развития» (термин Л.С. Выготского), т.е. на психические функции, находящиеся в стадии формирования. Фундаментальные идеи Л.С. Выготского послужили базой для создания теории специальной психологии.

Выдвинутые и разработанные  в трудах Л.С. Выготского и его учеников и последователей Н.П. Блонского, Б.Г. Ананьева, Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др. идеи бесценны для решения современных проблем организации научных исследований и целенаправленной коррекционно-психологичес­кой помощи детям.

Методологической основой  специальной психологии являются общие  положения диалектического материализма. Они выступают как общая философская  система объяснительных принципов, исходящих из представлений о  культурно-исторической обусловленности  человеческой психики, формировании психических  процессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере  психических процессов, ведущей  роли речи в их организации.

Методологические позиции  специальной психологии определяются следующими принципами:

– принцип детерминизма, в соответствии с которым все  психические явления, как и психика  в целом, рассматриваются как  причинно обусловленные деятельностью  мозга и окружающей действительностью. В учении об аномальном развитии показана причинная обусловленность изменения  развития аномального ребенка. Детерминированность  всех явлений, характеризующих аномальное развитие, связывается с различными патологическими факторами. Выявление  этих факторов является одной из задач  диагностики при определении  затруднений в обучении ребенка;

– принцип развития, выражающийся в том, что все психические  явления понимаются как постоянно  количественно и качественно  изменяющиеся и развивающиеся. Применительно  к специальной психологии этот принцип  предполагает анализ процесса возникновения  дефекта, объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект и каковы его прогнозируемые последствия;

– принцип единства сознания и деятельности, согласно которому деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека. При изучении аномальных детей реализация принципа единства и сознания и деятельности находит  свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним  из важных параметров оценки уровня его  развития.

Благодаря применению этих принципов  в специальной психологии осуществляется объективный подход к изучению психики  аномальных детей. Методологические основы и теоретические положения специальной  психологии определяют общую методическую стратегию исследований в этой области  знаний.

Практическое прикладное значение специальной психологии выражается в решении дифференциально-диагностических  задач при отборе детей в специальные  школы. Исследования в области специальной  психологии дают возможность теоретического обоснования научных основ методов  и программ группового и индивидуального  обучения детей, проведения коррекционной  работы с детьми, осуществления психолого-педагогической реабилитации.

1.5. Развитие системы государственной  помощи детям с особыми образовательными  потребностями в России

Развитие специальной  психологии в нашей стране связано  с организацией помощи аномальным детям  в государственном масштабе, начиная  с 1918 г., когда возникла потребность  в научном обосновании путей  и методов обучения и воспитания аномальных детей.

Исследование эволюции отношения  общества и государства в целом к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней, проведенное директором Института коррекционной педагогики РАО Н.Н. Малофеевым, позволило выделить 5 исторических периодов [6]. Первый период, который можно охарактеризовать как переход от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости, заботиться о людях с отклонениями в развитии. В России он связан с реформами Петра I и начинается в первом десятилетии 18 века с создания первых монастырских приютов.

Второй период – от осознания  необходимости призрения лиц  с отклонениями в развитии к осознанию  возможности их обучения и воспитания. В нашей стране началом этого  периода считается переосмысление гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и открытие первых специальных  школ для слепых и глухих в Петербурге в 1806 году.

Третий период – от осознания  возможностей к осознанию целесообразности обучения детей с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Это время создания параллельной образовательной системы – специального образования для трех категорий детей. В России создание такой системы связано с принятием Закона о всеобуче и приходится на 1927–1935 гг.

Четвертый период – от осознания  необходимости обучения некоторых  категорий аномальных детей к  пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. В СССР дифференциация системы специального образования  осуществляется в 50–80-е годы. В 90-е  годы кардинальная перестройка государства, социально-политические реформы общества привели к смене старой парадигмы  общественного и государственного сознания «полноценное большинство  – неполноценное мень­шинство» на новую «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами». В демократической России ратифицированы Конвенции ООН «О правах ребенка», «О правах инвалидов», «О правах умственно отсталых лиц».

Пятый период – от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов  в общество является ведущей тенденцией этого периода, базирующейся на их полном гражданском равноправии и новой  философии общества. Период характеризуется  перестройкой в 80–90-х годах организационных  основ специального образования, сокращением  числа специальных школ и увеличением  количества специальных классов  в общеобразовательных школах, перестройкой массового и специального образования.

К сожалению, в эволюции отношения  общества и государства к лицам  с отклонениями в развитии в масштабе исторического времени Россия значительно  отстает от стран Западной Европы. В настоящее время можно условно  определить место России на данной эволюционной шкале на переходе от четвертого к пятому периоду. Это  связано с тем, что становление  и оформление национальной системы  помощи детям с нарушениями в  развитии было прервано двумя революциями, приведшими к коренному переустройству государства и общества.

Развитие системы специального образования проходило вследствие и под влиянием развития специальной психологии, накопления знаний о возможностях коррекции недостатков в развитии детей под влиянием обучения и воспитания. Отечественная специальная психология, базирующаяся на теории культурно-исторической обусловленности психического развития ребенка, в качестве определяющих детерминант этого развития выделяет специальные условия: общение и язык как систему социальных знаков и средоточие социального опыта, развивающее обучение как основу становления человеческой психики.

В настоящее время специальная  психология продолжает разработку интегративных  подходов к обучению детей с нарушениями  в развитии. Исследователи подходят к интегративному обучению в логике развития научных взглядов об использовании  сензитивных периодов становления высших психических функций, предупреждения возникновения «социальных вывихов» и связанных с ними вторичных нарушений в развитии аномальных детей.

1.6. Разделы специальной  психологии

Специальная психология занимается изучением закономерностей развития психики, общих для нормальных и  аномальных детей, а также изучением  закономерностей развития, присущих всем аномальным детям и различным  группам детей с проблемами в  развитии. Круг задач специальной  психологии включает выявление путей компенсации дефекта развития психики в целом и различных психических процессов, разработку психологического обоснования вопросов обучения и воспитания аномальных детей. Однако у каждой категории детей с нарушениями развития структура дефекта, его механизмы, возможности компенсации и влияние на социальную адаптацию значительно различаются между собой. Поэтому при общности задач специальной психологии задачи, разрабатываемые каждым из ее разделов, имеют свое конкретное содержание и специфические отличия.

Огромная роль в создании дифференцированных по специфике нарушений  разделов специальной психологии и  реализации данного принципа в практике обучения детей принадлежит Т.А. Власовой и коллективу ученых НИИ  дефектологии АПН СССР.

Одним из наиболее разработанных  разделов специальной психологии является психология умственно отсталого  ребенка (олигофренопсихология). Предметом ее изучения является своеобразие психического развития детей с нарушениями интеллекта.

Над проблемами психологии умственно  отсталого ребенка работали Л.В. Занков, Ж.И. Шиф, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, Г.М. Дульнев, Б.И. Пинский, Н.Г. Морозова, Х.С. Замский, С.Я. Рубинштейн и другие ученые. Благодаря их исследованиям разработана система обучения умственно отсталых детей, научно обоснована система их профессио­нально-трудовой подготовки. В настоящее время Е.А. Стребелевой и ее коллегами разрабатывается методика раннего выявления и ранней коррекции отклонений в умственном развитии детей.

Предметом сурдопсихологии (психологии глухих и слабослышащих детей) являются закономерности и специфические особенности психического развития детей с нарушением слуха.

В области сурдопсихологии проводились широкие исследования по вопросам развития речи, воспитания, памяти и мышления (Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф, И.М. Соловьева, Т.В. Розанова, Ф.Ф. Рау, М.Е. Хватцев, С.А. Зыков и др.) глухих детей. В результате многочисленных исследований удалось решить проблему интегрированного обучения глухих детей в массовой школе, разработана методика нейропсихофизиологической диагностики нарушений слуха у детей в возрасте от 0 до 6 лет (З.С. Алиева).

Тифлопсихология (психология слепых и слабовидящих) занимается изучением психики детей с глубокими нарушениями зрения. Проблемы тифлопсихологии решаются в русле разработки общей концепции психического развития в условиях сенсорной недостаточности. (М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, И.С. Костючек, А.Г. Литвак, Л.И. Солн­цева, В.С. Сверлов и др.).

Значительные успехи достигнуты в области тифлосурдопсихологии (психологии слепоглухих детей). Научно доказана и практически подтверждена возможность достижения слепоглухими высокого уровня психического развития (И.А. Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В. Яр­моленко и др.).

Относительно молодым  разделом специальной психологии является логопсихология (психология детей, имеющих нарушения речи), предметом которой являются закономерности психологического развития детей с патологией речи. Данная область психологического знания формируется на базе логопедии и в настоящее время привлекает особое внимание специалистов (И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина, О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша и др.).

Важную роль в решении  задач специальной психологии играет психодиагностика, предметом изучения которой являются индивидуальные особенности  людей, черт их личности. С помощью  методов психодиагностики может  быть получена информация о своеобразии  дефекта аномального ребенка. В  специальной психологии разработана  система изучения особенностей психических  функций, познавательной деятельности и личности детей (С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова, Т.А. Власова, В.И. Лубовский и др.). В настоящее время продолжается разработка методов дифференциальной диагностики пограничных нарушений и сходных состояний.

Информация о работе Специальная психология как наука