Специальная психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание

Содержание главы соответствует вводной лекции курса «Специальная психология» и знакомит с определением науки, ее задачами на современном этапе, историей становления и разделами. На основе концепций, разработанных основоположником специальной психологии Л.С. Выготским, раскрывается значение основных категорий науки и даются их современные лексические эквиваленты.

Работа состоит из  1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА.docx

— 322.88 Кб (Скачать документ)

Структура дефекта. В основе данного понятия лежит выделение  Л.С. Выготским системы дефектов. Его теория о сложной структуре аномального развития ребенка, системном строении дефекта отвергла представление об изолированном выпадении одной функции вследствие поражения какого-либо анализатора или заболевания ребенка. Дефект вызывает ряд отклонений и создает сложную структуру атипичного развития. Л.С. Выготский предложил различать в аномальном развитии две группы симптомов:

– первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, и

– вторичные, возникающие  опосредованно в процессе социального  развития. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении.

Современный взгляд на структуру  дефекта предусматривает клинический  или клинико-психологический подход, при котором первичные нарушения  связаны с повреждением центральной  нервной системы, вторичные –  с недоразвитием психики, а также  психологический подход, при котором  первичным дефектом является нарушение  психических функций, вторичным  – недостатки познавательной деятельности, и выделяет третичные недостатки в формировании личности в целом. Именно вторичные и третичные наслоения на дефект определяют своеобразие поведения ребенка. В связи с этим главная задача в предупреждении, ослаблении или преодолении возникающих опосредованно нарушений средствами психолого-педагогической коррекции.

Коррекция (от лат correcccio – исправляю) – форма психолого-педагогической деятельности, направленная на исправление недостатков, отклонений в развитии детей. В специальной психологии термин употребляется в частном значении – исправление отдельных нарушений, например недостатков звукопроизношения, коррекция близорукости с помощью очков и т.д., и общем значении – коррекционно-воспита­тельная работа как система средств, направленная на сглаживание вторичных недостатков. В этом смысле коррекция должна осуществляться комплексом психолого-медико-педагогических средств с помощью специальных методов и с опорой на сохранные функции.

Говоря о психологической  коррекции, следует иметь в виду не только исправление нарушений  познавательной сферы средствами коррекционно-развивающего обучения, но и помощь детям в  критические периоды, связанные  с ростом личностного самосознания. Известно, что всплеск социальной дезадаптивности, вызванный неустойчивостью психических процессов, высокой тревожностью и агрессивностью, наблюдается у аномальных детей в период поздней диагностики нарушений и как следствие переводом в другой тип учебного заведения, а также в подростковом возрасте в связи с расширением «диапазона конфликтной сферы»: осознавание изолированного обучения от нормально развивающихся подростков стимулирует к интенсивным поискам своего места в популяции сверстников, длительное пребывание в замкнутом коллективе и ограничения в возможностях реализации внешкольных интересов, оторванность от семьи и переживание конфликтных отношений в ней. Все это требует психологической коррекции.

В истории развития специальных  методов лечебной педагогики долгое время популярным был так называемый «метод психической ортопедии», заключающийся  в тренировке, воспитании функций  анализаторов и моторики. Л.С. Выготский подверг критике данный метод, говоря, что при этом центр тяжести в коррекции переносится на менее воспитываемые функции, а там, где они все же уступают педагогическому воздействию, это происходит за счет развития высших психических функций. Ребенок научается лучше распознавать звуки и цвета не потому, что утончаются зрение и слух, а за счет развития мышления, произвольного внимания, памяти.

Однако этот тезис противоречив и не убеждает, а, наоборот, подтверждает полезность применения метода, получившего  сегодня название «перцептивного тренинга».

Следует отметить, что в  связи с развитием прикладной возрастной психологии, произошла своеобразная экспансия термина «коррекция»  на область нормального психического развития. Здесь им обозначается деятельность, направленная на создание оптимальных  возможностей и условий для психического развития в пределах нормы. В отличие от симптоматической коррекции в специальной психологии коррекция при нормальном развитии ребенка направлена на источник и причины отклонений.

Компенсация – это сложный  многообразный процесс перестройки  функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В  основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими.

Л.С. Выготский критиковал идеализм в вопросах компенсации, в частности, утверждение, что «в самом организме возбуждаются силы, стремящиеся устранить те препятствия к участию в жизни, которые создаются дефектами». Наоборот, стимулы к совершенствованию, по мысли Л.С. Выготского, возникают тогда, когда наступает конфликт между требованиями, предъявляемыми к ребенку, и его возможностями. Таким образом, компенсаторные возможности у слепых в виде развитых тактильно-вибрационных ощущений, у глухих – обостренное зрительное восприятие и зрительная память – не возникают сами по себе, а формируются в ходе их развития и в результате специальной работы.

Таким образом, в процессе компенсации решающая роль принадлежит  социальным факторам. По словам Л.С  Выготского, в процессе компенсации вступает в действие «закон превращения минуса дефекта в плюс компенсации».

Социальная адаптация  – по отношению к детям с  нарушениями в развитии это приспособление их к условиям жизни и труда  в обществе, приведение индивидуального  и группового поведения детей  в соответствие с системой общественных норм. Близко к этому термину примыкает  понятие «социальная реабилитация», под которым понимается включение  детей с ограниченными возможностями  в социальную среду. Оба этих понятия  могут быть объединены термином «социализация».

В общие задачи социальной адаптации по отношению ко всем детям  с особыми потребностями входят их оптимальная профориентация и  трудоустройство, развитие адекватной самооценки и оценки окружающих.

Проблема социальной адаптации  детей с нарушениями в развитии должна решаться с раннего детства  и до преклонного возраста и включать в себя не только подготовку к основному  занятию (учению, труду, статусу неработающего  инвалида и т.д.), но и другим жизненным  ролям, включая создание семьи и  выполнение гражданских обязанностей. Важно, чтобы на всех этапах социальной адаптации, кроме психологов и педагогов, были активно задействованы родители и общество в целом. Большую роль в социальной адаптации детей-инвалидов  играют общественные организации, занимающиеся проблемами лиц с отклонениями в  развитии. Они содействуют принятию соответствующего законодательства, осуществляют связь с семьей, со средствами массовой информации, выступают в защиту прав аномальных детей, обнародуя факты их дискриминации, способствуют увеличению значимых контактов между детьми с нарушениями в развитии и нормально развивающимися детьми. В нашей стране, не смотря на небольшое число общественных организаций, все чаще проводятся мероприятия, способствующие социальной адаптации детей, – олимпийские игры и спортивные соревнования инвалидов, фестивали творчества, выставки прикладного искусства и т.д.

1.3. Исторический очерк  становления специальной психологии

Становление специальной  психологии происходило в рамках дефектологии – интегративной области  научного знания, органично соединившей  клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов  развития и обучения детей. В этих рамках специальная психология исходно  воспринималась как прикладная дисциплина, создающая обеспечение оптимального решения задач коррекционного педагогического  процесса и, прежде всего, методов психологической  диагностики, определяющих особенности  психического развития ребенка.

До середины ХIХ века исследования в области психологии детей и взрослых с аномалиями развития носили эпизодический характер, сообщения об их результатах изредка появлялись в медицинских, философских и психологических изданиях главным образом в связи с первыми успешными попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепоглухих людей.

Начало систематических  исследований в области специальной  психологии в России, как и в  странах Западной Европы и США, было связано с принятием законов  о всеобщем образовании и с  началом создания государственных  систем специального образования, ядро которых исходно составили школы  для слепых, глухих и умственно  отсталых детей. Возникшие в связи с этим потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали разработку теоретических основ и психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов.

Первая в России лаборатория  психологии аномального детства  была открыта в 1926 г. Л.С. Выготским при руководимой в то время В.П. Ка­щенко медико-педагогической станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства были продолжены в созданном на ее базе в 1929 г. Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования).

История создания теоретических  основ специальной психологии и  методологии экспериментальных  исследований в этой области тесно  связана с именем выдающегося  отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Лев Семенович Выготский родился 5 (17) ноября 1896 года в небольшом белорусском городке Орше, но уже через год его семья переехала в Гомель, где и прошла юность будущего ученого. Закончив юридический факультет Московского университета и филологический факультет Народного университета им. А.П. Шанявского, Л.С. Выготский начинает самостоятельную педагогическую деятельность в Гомеле. Но по-настоящему активная его научная деятельность начинается в середине 20-х годов в Москве. В этот период у него проявляются незаурядные способности экспериментатора, исследователя, публициста и педагога. Молодой ученый приобретает известность в психологических кругах как автор ряда оригинальных публикаций, посвященных психологии искусства, анализу работ представителей мировой психологической науки (З. Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Торндайка и др.) Он создает теорию культурно-исторического развития поведения человека, в которой рассматривает природу деятельности и сознания человека в процессе онтогенетического развития психики. В своей фундаментальной монографии «История развития высших психических функций» (1931) Выготский ставит и решает общую проблему психического развития ребенка в контексте соотношения биологического и социального, естественного и исторического, природного и культурного.

Огромная эрудиция в различных  областях знания (от литературы до медицины), блестящий талант экспериментатора и теоретика привлекают к Л.С. Выготскому молодых ученых – впоследствии ведущих отечественных психологов – Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и других.

Известно, что многие важные положения культурно-исторической психологии были первоначально сформулированы в работах, посвященных проблемам  аномального развития. Представляется, что именно психологическая составляющая дефектологии, в период ее становления, в наибольшей степени отражает самобытность отечественной психологии. Она проявляется прежде всего в постулате единства законов психического развития человека, реализуемого в самых разных условиях. Восприятие психики как живой развивающейся системы отражено в стремлении к выявлению целостной, иерархически организованной картины аномалии развития, где биологическое неблагополучие лишь создает первичные предпосылки отклонения развития, которое проявляется во вторичных и третичных событиях, происходящих в психологической и социокультурной реальности.

Развитие социальной психологии в послевоенный период было обусловлено  необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования  вплоть до 90-х годов рассматривалась  как магистральный путь совершенствования  психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями  развития, усилия психологов в этот период были направлены прежде всего на изучение особенностей обучения и развития детей (главным образом когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития.

Такой подход, способствуя  дифференциации обучения слепых и слабовидящих, глухих и слабослыщащих, умственно отсталых и детей с задержкой психического развития и др., способствовал накоплению знаний во всех областях специальной психологии, развитию теоретических основ и методов дифференциальной диагностики, но в то же время обусловил сохранение относительной изолированности и преимущественно прикладного характера разных направлений специальной психологии.

Переосмысление в 90-е годы государством и обществом ценностей  специального образования в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей  с различными проблемами в единое сообщество, потребовало изменения  приоритетов и в развитии специальной  психологии. В связи с этим актуальными  становятся разработка и реализация методов специальной психологической  поддержки ребенка, подростка, взрослого  человека на всех этапах его взросления и жизни. Одной из важнейших задач  становится гармонизация отношений  между обучением и развитием, встает вопрос об обеспечении специальным  образованием социально-эмоционального развития ребенка, поддержки его  семьи и ближайшего социального  окружения.

За свою почти столетнюю  историю специальная психология значительно расширила область  своих исследований и практического  применения. Сегодня специальная  психология становится областью психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими  и психическими недостатками, определяющими  потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность  взрослых в особых формах психологического сопровождения.

Таким образом, на современном  этапе в центре внимания специальной  психологии находятся не столько  особенности психического развития детей с теми или иными аномалиями, сколько потребности конкретного  ребенка с проблемами в развитии, в создании оптимального образовательного маршрута, позволяющего сохранить ребенка  в семье, максимально интегрировать  в сообщество обычных сверстников  и обеспечить ему адекватную психологическую  поддержку.

Информация о работе Специальная психология как наука