Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.
Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения
Выбор профессии и овладение
ею начинается с формирования мотивационных
факторов. На этом этапе ученики
должны уже вполне реально сформировать
для себя задачу выбора будущей сферы
деятельности с учетом имеющегося психологического
и психофизиологического
В старшем школьном возрасте
детские формы мечты о
Таким образом, выбор профессии - один из моментов, определяющих жизненный путь человека. Во-первых, это длительный процесс, растягивающийся на несколько лет, а во-вторых, событие, включенное в цепь событий профессиональной биографии человека.
По мнению Д. Сьюпера, человек
должен выбирать профессию с учетом
своего образа «Я» как собственно
образа человека, способа мыслей о
самом себе и оценки себя; интеллекта,
как структуры общих
Успешность выбора профессии
в значительной степени определяется
психологической готовностью
Профессиональное
Поэтому на уровне школы работа по изучению и формированию психологической готовности к выбору профессии должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.
Проблема выбора профессионального
и жизненного пути встаёт перед человеком
в том возрасте, когда он до конца
не осознаёт всех отдалённых последовательных
жизненных выборов, связанных с
работой, созданием семьи, социальным
продвижением, материальным благосостоянием
и духовным развитием. С него начинается
самостоятельный жизненный путь
человека. Первое, очень важное и
самостоятельное решение
В связи с этим при профессиональном
выборе у старшеклассников зачастую
возникают отрицательные
Ф. Седлак, Х. Бройер, Т.В. Нестер выделяют 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию:
1 тип - безразличный, меркантильный;
2 тип - нерешительный, фантазирующий;
3 тип - послушный, безответственный;
4 тип - целеустремлённый, уверенный [26].
Типичные ошибки при выборе профессии старшеклассниками:
1. Ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).
2. Пренебрежение к профессиям,
которые являются не
3. Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
4. Перенос отношения к
конкретному человеку, который является
представителем данной
5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
6. Перенос отношения к
учебному предмету на
7. Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
8. Отсутствие умений разобраться,
9. Выбор профессии, определяемый
материальными соображениями
10. Высокая или низкая
самооценка собственных
Таким образом, особенности
выбора профессии у старшеклассников
состоят в том, что старшеклассники
стремятся выбрать тот вид
деятельности, который соответствовал
бы их пониманию собственных
Объективно и полно
оценить себя старшеклассники не
в состоянии. Каждый год сотни
тысяч юношей и девушек, завершивших
школьное обучение, начинают искать применение
своим силам и способностям «во
взрослой жизни». При этом - как свидетельствует
статистика - большая часть молодых
людей сталкивается с серьезными
проблемами, связанными с выбором
профессии, профиля дальнейшего
образования, последующим трудоустройством
и т.д. и причины не только в
«закрытости» рынка труда для
молодых и неопытных, но и в
том, что подавляющая часть
Таким образом, нами были выявлены
специфические особенности
выборе профессионального
и жизненного старшеклассники принимают,
опираясь не на жизненный опыт, а
на представления о своём будущем.
Особенности выбора профессии у
старшеклассников заключаются также
в том, что объективно и полно
оценить себя старшеклассники не
в состоянии - понимание собственных
возможностей у школьников не адекватно
показателям, что ведет к ошибочному
профессиональному
Выявлены также типичные ошибки при выборе профессии старшеклассниками: ориентация подростка сразу на профессию высшей квалификации; пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными; отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей; увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии; перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом; выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
Для предотвращения и устранения указанных выше ошибок важное значение приобретает профессиональная деятельность педагогов, школьного психолога и социального педагога, которые призваны оказать старшеклассникам действенную помощь в выборе будущей профессии в формировании психологической готовности к профессиональному самоопределению. Данный вопрос мы рассмотрим в следующем параграфе.
Прежде чем рассматривать
проблему психологической готовности
к выбору профессии обратимся
к сущности данного понятия. Понятие
«готовности к выбору профессии»
рассматривалось в
В психологическом словаре
И.М. Кондакова готовность к действию
понимается как «… форма установки,
характеризующаяся
Готовность к профессиональной деятельности определяется как психическое состояние, предстартовая активизация человека, включающая осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении целей [14].
К.К. Платонов, М.А. Котик, В.А.
Сосновский, Р.Д. Санжаева, Л.И. Захарова
под психологической
По мнению О.М. Краснорядцевой психологическая готовность к профессиональной деятельности проявляется:
- в форме установок
(как проекции прошлого опыта
на ситуацию «здесь и сейчас»),
предшествующих любым
- в виде мотивационной
готовности к «приведению в
порядок» своего образа мира (такая
готовность дает человеку
- в виде профессионально-
В исследованиях Л. А. Одинцовой
и С. В. Завицкой встречается следующие
определение психологической
«Психологическая готовность
к профессиональной деятельности характеризуется
личностно-педагогической направленностью,
которая проявляется в
Н. В. Кузьмина считает, что
психологическая готовность к профессиональной
деятельности характеризуется наличием
у специалиста знаний, умений и
навыков, позволяющих ему осуществлять
свою деятельность на уровне современных
требований науки и техники [17]. А.Э.
Штейнмец определил психологическую
готовность к профессиональной деятельности
как процесс формирования совокупности
(системы) психических образований
– представлений и понятий, способов
мышления и умений, побуждений, качеств
личности, обеспечивающих мотивационно-смысловую
готовность и способность субъекта
к осуществлению
Н.А. Аминов и Т.М. Чепыгова [9] определяют готовность к профессиональной деятельности как сочетание профессиональной направленности личности в некоторой сфере с реальной способностью осуществлять профессионально значимые умения и навыки в данной области. Под уровнем профессиональной направленности понимается, по мнению Н.А. Аминова и Т.М. Чепыговой, степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. Без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда [9]. Е.И. Медведская предполагает, что основой готовности является система установок на безоценочное принятие другого человека. «Это означает представленность в профессиональном сознании психолога другого человека как потенциального объекта/субъекта своей профессиональной деятельности, или направленность своего профессионального сознания на Другого» [22, с. 19].