Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.

Содержание

Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ВКР психология.docx

— 144.37 Кб (Скачать документ)

Выбор профессии и овладение  ею начинается с формирования мотивационных  факторов. На этом этапе ученики  должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы  деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется  отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов  в соответствии с выбранной профессией.

В старшем школьном возрасте детские формы мечты о профессии  сменяются размышлениями о ней  с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения  в практических действиях. Однако некоторые  старшеклассники полностью живут  настоящим, о будущей профессии  размышляют мало. Старшеклассники интересуются планами одноклассников, обсуждают  сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских» [28]. Многие склонны поддаваться влиянию  авторитетных или более взрослых друзей. Периодически возникают споры  и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение [23]. Правильный выбор профессии - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических  возможностей человека с содержанием  и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у  личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим  условиям в связи с устройством  своей профессиональной карьеры [19].

Таким образом, выбор профессии - один из моментов, определяющих жизненный  путь человека. Во-первых, это длительный процесс, растягивающийся на несколько лет, а во-вторых, событие, включенное в цепь событий профессиональной биографии человека.

По мнению Д. Сьюпера, человек  должен выбирать профессию с учетом своего образа «Я» как собственно образа человека, способа мыслей о  самом себе и оценки себя; интеллекта, как структуры общих способностей и способностей к обучению и научению; специальных способностей, интересов, ценностей личности, как внутренних (содержательных), так и внешних (сопутствующих  процессу труда), отношения к труду, работе и профессии; потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии, черт личности, как  наиболее общих моделей поведения  человека, профессиональной зрелости, понимаемой достаточно широко [17, с.52].

Успешность выбора профессии  в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося  к выбору профессии, связанной:

  • с формированием профессиональной направленности личности;
  • адекватной самооценкой способностей;
  • реалистичным уровнем притязаний;
  • устойчивыми профессиональными намерениями;
  • достаточной информированностью о профессиях [29].

Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс  выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это  один из главных компонентов социализации личности.

Поэтому на уровне школы  работа по изучению и формированию психологической готовности к выбору профессии должна быть системной, то есть в ней должны участвовать  и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать  и родители школьников.

Проблема выбора профессионального  и жизненного пути встаёт перед человеком  в том возрасте, когда он до конца  не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с  работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием  и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и  самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный  опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём  будущем общества, в котором им предстоит жить.

В связи с этим при профессиональном выборе у старшеклассников зачастую возникают отрицательные эмоциональные  состояния, в частности состояния  брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального  выбора, откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность  на других: родителей, друзей, знакомых [24].

Ф. Седлак, Х. Бройер, Т.В. Нестер выделяют 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию:

1 тип - безразличный, меркантильный;

2 тип - нерешительный,  фантазирующий;

3 тип - послушный, безответственный;

4 тип - целеустремлённый, уверенный [26].

Типичные ошибки при выборе профессии старшеклассниками:

1. Ориентация подростка  сразу на профессию высшей  квалификации (учёный, дипломат, директор, управляющий банка и т.д.).

2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными,  хотя и значимыми в жизни.

3. Отсутствие своего мнения  в выборе профессии и принятие  решения, не по собственной  воле, а по требованию родителей  или других людей.

4. Перенос отношения к  конкретному человеку, который является  представителем данной профессии,  на саму профессию.

5. Увлечение только внешней  или какой-либо одной стороной  профессии.

6. Перенос отношения к  учебному предмету на профессию,  связанную с этим учебным предметом.

7. Выбор профессии, связанный  с выбором данной профессии  друзьями.

8. Отсутствие умений разобраться,  оценить свои способности, возможности  в выбранной профессии;

9. Выбор профессии, определяемый  материальными соображениями семьи  и самого ребёнка.

10. Высокая или низкая  самооценка собственных личностных  качеств, которая формирует неадекватность  в выборе этой или иной профессии  [34].

Таким образом, особенности  выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что старшеклассники  стремятся выбрать тот вид  деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных  возможностей у школьников не адекватно  показателям, то на пути выбора их ожидают  неудачи.

Объективно и полно  оценить себя старшеклассники не в состоянии. Каждый год сотни  тысяч юношей и девушек, завершивших  школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во  взрослой жизни». При этом - как свидетельствует  статистика - большая часть молодых  людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором  профессии, профиля дальнейшего  образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в  «закрытости» рынка труда для  молодых и неопытных, но и в  том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления  о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии  соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась недостаточно подготовленной к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации. В самооценке у старшеклассников нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни). Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.

Таким образом, нами были выявлены специфические особенности выбора профессии старшеклассниками. Они  заключаются в том, что решение  о 

выборе профессионального  и жизненного старшеклассники принимают, опираясь не на жизненный опыт, а  на представления о своём будущем. Особенности выбора профессии у  старшеклассников заключаются также  в том, что объективно и полно  оценить себя старшеклассники не в состоянии -  понимание собственных  возможностей у школьников не адекватно  показателям, что ведет к ошибочному профессиональному самоопределению.

Выявлены также типичные ошибки при выборе профессии старшеклассниками: ориентация подростка сразу на профессию  высшей квалификации; пренебрежение  к профессиям, которые являются не престижными; отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а  по требованию родителей или других людей; увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии; перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом; выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.

Для предотвращения и устранения указанных выше ошибок важное значение приобретает  профессиональная деятельность педагогов, школьного психолога  и социального педагога, которые  призваны оказать старшеклассникам действенную помощь в выборе будущей  профессии в формировании психологической  готовности к профессиональному  самоопределению. Данный вопрос мы рассмотрим в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблема психологической  готовности к выбору профессии у старшеклассников  в психолого-педагогической литературе

 

Прежде чем рассматривать  проблему психологической готовности к выбору профессии обратимся  к сущности данного понятия.  Понятие  «готовности к выбору профессии» рассматривалось в исследованиях  Н.Н. Чистякова, Т.А. Буяновой, Е.М. Борисовой  и др. Готовность к выбору профессии - это многосложный, включающий физиологические, психофизиологические, психологические, социальные аспекты.

В психологическом словаре  И.М. Кондакова готовность к действию понимается как «… форма установки, характеризующаяся направленностью  на выполнение того или иного действия. Готовность предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к  противодействию возникающим в  процессе выполнения действия препятствий; приписывание личностного смысла выполняемому действию. Готовность к действию реализуется  за счет проявления отдельных составляющих действия: нейродинамической сформированности действия, физической подготовленности, психологических факторов готовности» [21, с. 48].

Готовность к профессиональной деятельности определяется как психическое  состояние, предстартовая активизация  человека, включающая осознание человеком  своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных  способов действия; прогнозирование  мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в  достижении целей [14].

К.К. Платонов, М.А. Котик, В.А. Сосновский, Р.Д. Санжаева, Л.И. Захарова под психологической готовностью  понимают психический феномен, посредством  которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве [11].

По мнению О.М. Краснорядцевой психологическая готовность к профессиональной деятельности проявляется:

- в форме установок  (как проекции прошлого опыта  на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим  явлениям и проявлениям;

- в виде мотивационной  готовности к «приведению в  порядок» своего образа мира (такая  готовность дает человеку возможность  осознать смысл и ценность  того, что он делает);

- в виде профессионально-личностной  готовности к самореализации  через процесс персонализации [19].

В исследованиях Л. А. Одинцовой  и С. В. Завицкой встречается следующие  определение психологической готовности:

«Психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется  личностно-педагогической направленностью, которая проявляется в понимании  и принятии себя и другого как  уникальной сущности, а также мотивационно-ценностном отношении к процессу обучения, в  котором реализуются субъект-субъектные отношения» [21, с. 68].

Н. В. Кузьмина считает, что  психологическая готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием у специалиста знаний, умений и  навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных  требований науки и техники [17]. А.Э. Штейнмец определил психологическую  готовность к профессиональной деятельности как процесс формирования совокупности (системы) психических образований  – представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств  личности, обеспечивающих мотивационно-смысловую  готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности [35].

Н.А. Аминов и Т.М. Чепыгова [9] определяют готовность к профессиональной деятельности как сочетание профессиональной направленности личности в некоторой  сфере с реальной способностью осуществлять профессионально значимые умения и навыки в данной области. Под уровнем профессиональной направленности понимается, по мнению Н.А. Аминова и Т.М. Чепыговой, степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. Без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда [9]. Е.И. Медведская предполагает, что основой готовности является система установок на безоценочное принятие другого человека. «Это означает представленность в профессиональном сознании психолога другого человека как потенциального объекта/субъекта своей профессиональной деятельности, или направленность своего профессионального сознания на Другого» [22, с. 19].

Информация о работе Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников