Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.
Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения
Выбор средств в различных
аспектах формирования и развития личности
зависит от задач этого аспекта,
при их применении они приобретают
специфическое содержание. Такой
подбор средств с соответствующим
содержанием происходит и при
организации формирования у старших
школьников психологической готовности
к выбору профессии - в нем на первый
план выступают средства, которые
могут повлиять на формирование готовности
к профессиональному
Задача психолога в
этой ситуации состоит в том, чтобы
дать ученику психологические
Прежде чем оказать
данную помощь, необходимо осознать цель
и смысл её оказания, чётко представлять
перспективы и ограничения
Одна из главных целей современного профессионального образования, по мнению Л. М. Митиной, состоит в развитии заинтересованности и потребности в самоизменении [24].
Современные условия жизни
общества требуют смены стратегии
профессиональной адаптации на стратегию
профессионального развития. Обществу
нужен профессионал, знающий своё
дело, способный самостоятельно принимать
решения и нести
Но для того чтобы стать таким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии, а прежде профиля обучения необходима психологическая помощь, психологическое сопровождение.
Л. М. Митина в своей книге
«Психологическое сопровождение выбора
профессии» различает две основные
формы психологической работы с
оптантом: адаптивную и развивающую
[26]. Наиболее распространенными видами
адаптивной являются диагностическая,
бихевиористская и
Вместе с тем, по мнению Н. К. Мартиной, существенный просчет допускают приверженцы диагностического подхода, когда берутся решать судьбу человека, выбирая за него, кем ему быть, исключая тем самым из процесса принятия решения самого оптанта. Исследователь считает, что неправомерно принимать решение на основе одних только результатов диагностического обследования без учета изменений в мире профессий и перспективы развития личности [17].
Бихевиористская (воспитательная)
концепция профконсультации основана
на представлениях о более или
менее однозначной
Психоаналитическая
Классическими типами другой
формы профконсультации являются гуманистическая
и развивающая (активизирующая) [25].
Гуманистическая
Развивающая (активизирующая)
профконсультация лишена главного недостатка
адаптивной - она не исключает активности
самого субъекта из процесса решения
жизненно важной задачи, а рассматривается
как главный фактор правильного
выбора. Основной ее целью является
активизация процесса формирования
психологической готовности учащегося
к профессиональному
Основной принцип развивающей
профконсультации состоит в реализации
нового подхода к использованию
и интерпретации
а) использовать ее результаты для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в русле подготовки к своему профессиональному труду в будущем;
б) для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
в) для принятия решения о характере коррекционной и развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
г) для осуществления контроля
над развитием требуемых
д) для определения ограничений в выборе сферы профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида [15].
Второй принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточении основного внимания на разработке и применении специальных обучающих и коррекционных программ, систем психотренингов, проблемно-игровых и учебно-профессиональных ситуаций [11].
И, наконец, реализация принципа
сотрудничества оптанта с консультантом
путем введения элементов гуманистического
подхода к
Психологическое сопровождение
выбора профессии должно строиться
на нормах и законах психического
развития человека. Одной из фундаментальных
для психологии развития является категория
возраста (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Психологическая работа с оптантом
призвана создать учащимся возможность
продуктивного решения
Изучив данные психологические
формы работы, мы пришли к выводу,
что психологическое
Готовность к выбору профессии
– это, во-первых, внутренняя осознанность
самого факта выбора и определенность
профессиональных интересов, во-вторых,
осведомленность ученика о
Специфика трудностей, связанных с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей в современных условиях, требует поиска новых форм работы по решению этих трудностей.
Одним из основных направлений
работы психолога со старшеклассниками
является проведение профориентационной
работы, развитие готовности к профессиональному
самоопределению. Главной целью
психологического сопровождения
Основой выбора профессии сегодня являются представления личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития [14]. Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби и т. д.)
Поведение автономной личности
на рынке труда предполагает общую
ориентировку в социально-экономической
ситуации, знание вакансий, а также
наличие навыков поиска работы, составления
резюме, прохождения собеседования
и т. д. Личность, которая не готова
удовлетворять требованиям
Итак, помимо собственного социального опыта личности, установка может быть продуктом стихийной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень сопереживания происходящим событиям.
Профессиональные установки выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития [19].
Для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических проявлений.
Таким образом, личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте. Осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.
Выбор профессии предполагает наличие у школьника информации двоякого рода: о мире профессий в целом и возможностях и требованиях к каждой из них; о себе самом, своих способностях и интересах [11].