Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.

Содержание

Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ВКР психология.docx

— 144.37 Кб (Скачать документ)

Выбор средств в различных  аспектах формирования и развития личности зависит от задач этого аспекта, при их применении они приобретают  специфическое содержание. Такой  подбор средств с соответствующим  содержанием происходит и при  организации формирования у старших  школьников психологической готовности к выбору профессии - в нем на первый план выступают средства, которые  могут повлиять на формирование готовности к профессиональному самоопределению  личности.

Задача психолога в  этой ситуации состоит в том, чтобы  дать ученику психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с определением версий дальнейшего образования. Психологи  могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь школьнику в совершении выбора профильного  класса или обеспечить предпосылки  к совершению профессионального  выбора.

Прежде чем оказать  данную помощь, необходимо осознать цель и смысл её оказания, чётко представлять перспективы и ограничения развития личности в зависимости от выбора дальнейшего профиля обучения.

Одна из главных целей  современного профессионального образования, по мнению Л. М. Митиной, состоит в  развитии заинтересованности и потребности  в самоизменении [24].

Современные условия жизни  общества требуют смены стратегии  профессиональной адаптации на стратегию  профессионального развития. Обществу нужен профессионал, знающий своё дело, способный самостоятельно принимать  решения и нести ответственность  за эти решения, за себя, за других, за страну, умеющий рисковать, творить, созидать.

Но для того чтобы стать  таким профессионалом, многим молодым  людям на стадии выбора профессии, а  прежде профиля обучения необходима психологическая помощь, психологическое  сопровождение.

Л. М. Митина в своей книге  «Психологическое сопровождение выбора профессии» различает две основные формы психологической работы с  оптантом: адаптивную и развивающую [26]. Наиболее распространенными видами адаптивной являются диагностическая, бихевиористская и психоаналитическая профконсультации. Диагностическая  профконсультация базируется на трехфакторной  теории профориентации Ф. Парсонса, основные положения которой он сформулировал  еще в 1908 году. Он предложил выделять три фазы профориентационной работы с оптантом: первая включает изучение психических и личностных особенностей, вторая предполагает изучение требований профессии и формулирование их в  психологических терминах и третья подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения  о рекомендуемой профессии [12]. Таким  образом, предполагается, что существует жесткая взаимосвязь между особенностями  человека и профессиональными требованиями. Сам выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью. Привлекательность такой схемы в ее внешней простоте и, вроде бы, логичности.

Вместе с тем, по мнению  Н. К. Мартиной, существенный просчет допускают приверженцы диагностического подхода, когда берутся решать судьбу человека, выбирая за него, кем ему быть, исключая тем самым из процесса принятия решения самого оптанта. Исследователь считает, что неправомерно принимать решение на основе одних только результатов диагностического обследования без учета изменений в мире профессий и перспективы развития личности [17].

Бихевиористская (воспитательная) концепция профконсультации основана на представлениях о более или  менее однозначной обусловленности  поведения человека набором внешних  воздействий. По мнению сторонников  воспитательной концепции, любого человека можно обучить любой профессии, следует лишь правильно подобрать  наиболее эффективные методы профессионального  обучения. Отсюда и главная цель консультации - изучить индивидуальные особенности оптанта и организовать наиболее оптимальные условия для  обучения. Эта концепция выглядит более привлекательно, поскольку  в большей степени учитывает  огромные возможности развития способностей. Но она полностью игнорирует данные, полученные в теории и практике дифференциальной психофизиологии. Существующие природные  и малоизменяющиеся индивидуальные различия между людьми могут быть благоприятными для формирования профпригодности  в одних профессиях и стать  непреодолимым препятствием для  других [26].

Психоаналитическая консультация строится на принципах выявления  подсознательных импульсов человека и подборе ему таких профессий, в которых они могли бы проявиться в наибольшей степени. Главным принципом  такой консультации является полный отказ от каких-либо приемов самовоспитания и саморазвития. Главное - принять себя таким, как есть, безоговорочно и спокойно, не драматизируя необходимость самоограничения при отказе от тех профессий, которые требуют «переделки» себя.

Классическими типами другой формы профконсультации являются гуманистическая  и развивающая (активизирующая) [25]. Гуманистическая профконсультация строится на общих для гуманистической  психологии принципах создания особой ситуации взаимодействия оптанта и  консультанта (центрированный на клиенте  подход), включающей полное «принятие» консультируемого, возможность свободных  высказываний о себе и своих проблемах, что позволяет подойти к осознанному  и самостоятельному принятию решения. При всей внешней привлекательности  такая схема не прижилась на практике. Во-первых, потому, что профконсультация такого типа требует для своего проведения значительного времени, во-вторых, в  ходе такой консультации чаще всего  теряется ее предмет, основной целью  становится работа с личностью, обеспечение  психологических стимулов, условий  ее развития, что само по себе чрезвычайно  важно, но не имеет прямого выхода на выбор профессии. Тем не менее, некоторые принципы гуманистической  психологии включаются в консультирование сторонниками развивающего подхода  к консультации, позволяя оптимально строить отношения оптанта и  консультанта.

Развивающая (активизирующая) профконсультация лишена главного недостатка адаптивной - она не исключает активности самого субъекта из процесса решения  жизненно важной задачи, а рассматривается  как главный фактор правильного  выбора. Основной ее целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося  к профессиональному самоопределению, ненавязчивое психологическое сопровождение  выбора профессии и подготовки к  ней.

Основной принцип развивающей  профконсультации состоит в реализации нового подхода к использованию  и интерпретации психодиагностических методик. Необходимо придать новый  смысл этой работе. Наряду с традиционной задачей психодиагностики - определением актуального состояния развития индивидуальности учащегося, следует:

а) использовать ее результаты для стимулирования потребностей учащегося  к самопознанию и самосовершенствованию  в русле подготовки к своему профессиональному  труду в будущем;

б) для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны  для будущей профессиональной деятельности;

в) для принятия решения  о характере коррекционной и  развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

г) для осуществления контроля над развитием требуемых качеств, способностей после коррекции или  тренинга;

д) для определения ограничений  в выборе сферы профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие  требования к психофизиологическим особенностям индивида [15].

Второй принцип состоит  в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточении основного внимания на разработке и  применении специальных обучающих  и коррекционных программ, систем психотренингов, проблемно-игровых  и учебно-профессиональных ситуаций [11].

И, наконец, реализация принципа сотрудничества оптанта с консультантом  путем введения элементов гуманистического подхода к профконсультированию. Успех консультации во многом зависит  от того, удастся ли установить с  учащимся доверительные отношения. Неприемлемым является какое-либо давление, директивный тон, навязывание своего мнения. Акцент надо сделать на объяснении того, что выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий [9].

Психологическое сопровождение  выбора профессии должно строиться  на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных  для психологии развития является категория  возраста (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Психологическая работа с оптантом призвана создать учащимся возможность  продуктивного решения центральных  задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности ее освоения и реализации, обеспечить превращение  учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального  образования, а значит, обеспечить условия  профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути [16].

Изучив данные психологические  формы работы, мы пришли к выводу, что психологическое сопровождение  выбора дальнейшего профиля обучения старшеклассников должно строиться  на нормах и законах психического развития человека, при этом необходим  строгий учёт изменений в мире профессий и перспективах развития личности, изучение индивидуальных особенностей детей, обучение их приёмам самовоспитания и саморазвития. По нашему мнению, школьник, стоящий на пороге выбора профиля  обучения, должен активно включиться в процесс решения этой жизненно важной задачи, а результаты психодиагностики - обязательно использоваться для  стимулирования потребностей учащихся к самопознанию и самосовершенствованию  в русле подготовки к своему профессиональному  труду в будущем. Таким образом, мы согласны с тем, что в общеобразовательных  учреждениях должен активизироваться процесс формирования психологической  готовности учащихся к профессиональному  самоопределению, а психологическое сопровождение выбора дальнейшего профиля обучения должно осуществляться ненавязчиво.

Готовность к выбору профессии  – это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определенность профессиональных интересов, во-вторых, осведомленность ученика о своих  способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет  профессия к человеку. В связи  с этим важную роль в решении задач  профориентации школьников играют не только диагностические методы, но и методы психологической коррекции, при проведении которых становятся очевидными склонности ученика, с одной  стороны, и его возможности –  с другой [22].

Специфика трудностей, связанных  с профессиональным самоопределением, получением образования и дальнейшим трудоустройством молодых людей  в современных условиях, требует  поиска новых форм работы по решению  этих трудностей.

Одним из основных направлений  работы психолога со старшеклассниками  является проведение профориентационной работы, развитие готовности к профессиональному  самоопределению. Главной целью  психологического сопровождения профессионального  самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики является, на наш  взгляд, осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими  ответственности за свою образовательную  траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о  своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных  объективных препятствиях и путях  их преодоления. В общем, ее отличают активная жизненная позиция и  установка на достижение успеха.

Основой выбора профессии  сегодня являются представления  личности о будущем, которые выводят  ее за рамки наличной ситуации и  являются программой ее развития [14]. Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби и т. д.)

Поведение автономной личности на рынке труда предполагает общую  ориентировку в социально-экономической  ситуации, знание вакансий, а также  наличие навыков поиска работы, составления  резюме, прохождения собеседования  и т. д. Личность, которая не готова удовлетворять требованиям реальности, оказывается невостребованной. Относительный  баланс между спросом и предложением рабочей силы может быть достигнут  при наличии профессиональной компетентности. Таким образом, вектор профориентационной работы должен быть смещен с позиции  «Кем быть?» на позицию «Каким стать?».

Итак, помимо собственного социального  опыта личности, установка может  быть продуктом стихийной или  целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень  сопереживания происходящим событиям.

Профессиональные установки  выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся  к смысловым установкам, возникающим  в ходе общего и профессионального  развития [19].

Для эффективного профессионального  выбора необходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального  развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих  трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических  проявлений.

Таким образом, личные профессиональные планы выпускника школы, его способности  и склонности часто не учитываются  при выборе специальности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, товарищей, наличие  того или иного учебного заведения  в населенном пункте. Осознанный выбор  специальности и учебного заведения  способны сделать единицы.  У большинства  молодых людей выбор профессии  основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает  психологические трудности.

Выбор  профессии  предполагает  наличие  у  школьника  информации двоякого  рода:  о  мире  профессий  в  целом  и  возможностях  и  требованиях к каждой  из  них;  о  себе  самом,  своих  способностях  и  интересах [11].

Информация о работе Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников