Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.
Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения
Приложение 2
АНКЕТА
Готов ли ты к выбору профессии?
Отвечать на анкету легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:
А. Знаешь ли ты:
1.Как называются профессии твоих родителей?
2. Какие учебные заведения они заканчивали?
3.Кем собираются стать твои друзья?
4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6.Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8.Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9.Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10. Бывал ли ты на
встречах с представителями
11. Обсуждался ли в вашей
семье вопрос о том, как
12. Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13. Знаешь ли ты, чем
различаются понятия «сфера
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15. Занимался ли ты дополнительно
– с репетитором или
16. Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17. Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18. Выполнял ли ты тест
на выявление своих
19. Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
20. Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
21. Как ты думаешь, человеку
с профессиональным
22. Знаешь ли ты, чего
будешь добиваться в своей
будущей профессиональной
23. Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24. Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25.Советовался ли ты
с учителями по вопросу
26. Считаешь ли ты, что
профессионализм приходит к
27. Обращался ли ты в
службу занятости, чтобы
28. Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29. Зависит ли материальное
благополучие от уровня
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?
А теперь подсчитай все ответы «да».
К этой сумме прибавь по полбалла за каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.
21-30 баллов. Ты - молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. Что же неплохо.
Ты активно занимаешься
Приложение 3
ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
(подготовлен профессором В.Б.Успенским)
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения. Учащимся предлагается
прочитать нижеперечисленные
1. Вы уже
твердо выбрали будущую
2. Основной мотив выбора – материальные интересы.
3. В избранной
профессии Вас привлекает
4. Вы выбираете
профессиональное учебное
5. Вы выбираете место работы (учебы) потому, что оно недалеко от дома.
6. Если Вам
не удастся получить
7. Вы читаете
периодические издания,
8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
9. Не важно, кем работать, важно, как работать.
10. Вы думаете, что
с выбором профессии не надо
спешить, сначала следует
11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, Вам не достает.
12. Вы занимаетесь
развитием профессионально
13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
14. Учителя одобряют Ваш выбор будущей профессии.
15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
17. Вы консультировались о выборе профессии у врача.
18. Главное в выборе
профессии – возможность
19. Вы знаете об
условиях поступления в
20. Вам известно
о возможностях
21. Вы уверены, что
родственники помогут Вам
22. Вы знаете о
возможных заработках у
23. Если не удастся
поступить в избранное учебное
заведение, то Вы будете
24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова «хочу».
Обработка и интерпретация
результатов. Проставьте полученные варианты
ответов в два столбца
I
1. …
3. …
6. …
7. …
8. …
11. …
12. …
16. …
17. …
19. …
20. …
21. …
22. …
23. …
Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором – сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0-6 баллов – неготовность;
7 – 12 баллов – низкая готовность;
13 –18 баллов – средняя готовность;
19 – 24 балла – высокая готовность.
Приложение 5
Тест Готовность к выбору профессий
Выбери правильные ответы
Вариант 1
1. Цель профориентации — это:
а) знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями города для последующего выбора карьеры;
б) изучение профконсультантом
индивидуально-психологических
в) обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры;
г) формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий.
2. Должность — это:
а) профессия;
б) специальность; в) призвание;
г) служебная обязанность.
3. Учитель начальных классов — это:
а) профессия;
б) специальность;
в) должность;
г) призвание.
4. Безработными признаются:
а) лица, не достигшие 16 лет;
б) инвалиды 1 и 2 группы;
в) лица, отказавшиеся в Центре занятости населения от 2-х вариантов подходящей работы в течение 10 дней;
г) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в Центре занятости населения как ищущие работу.
5. Учащийся, который любит
заниматься конкретными вещами,
требующими ручных-умений, ловкости,
настойчивости относится к:
а) интеллектуальному типу;
б) практическому типу;
в) социальному типу;
г) предприимчивому типу.
6. Учащемуся с интеллектуальным типом личности более подходит профессия:
а) программиста;
б) бухгалтера;
в) коммерсанта;
г) брокера.
7. Для усидчивого, исполнительного,
дисциплинированного человека, отдающего
предпочтение четко
а) художника;
б) журналиста;
в) парикмахера;
г) корректора (специалиста, исправляющего ошибки в текстах).
8. Человеку, относящемуся к социальному типу личности, лучше заниматься:
а) научной деятельностью;
б) конкретным практическим трудом;
в) воспитательной работой;
г) работой, связанной с обработкой знаковой информации.
9. Для успешной деятельности у юриста более всего должны быть выражены:
а) словесные способности;
б) организаторские способности;
в) счетные способности;
г) способности к
10. Пространственное мышление более необходимо в профессии:
а) экскурсовода;
б) музыканта;
в) врача;
г) конструктора.
11. Руководить людьми легче человеку, имеющему темперамент:
а) сангвиника;
б) холерика;
в) флегматика;
г) меланхолика,
12. Работу, требующую высокой чувствительности, легче выполнять:
а) холерику;
б) флегматику;
в) сангвинику;
г) меланхолику.
13. Работа, требующая подвижности, частой смены обстановки, меньше всего подходит:
а) холерику;
б) флегматику;
в) сангвинику;
г) меланхолику.
14. Для меланхоликов в профессии врача неудачной будет специализация:
а) терапевта;
б) хирурга;
в) окулиста (лечащего болезни глаз);
г) фтизиатра (специалиста по туберкулезу).
15. Для учащегося,
а) кассира;
б) оператора ПК (персональный компьютер);
в) механика;
г) секретаря-машинистки.
16. Профессия «бухгалтер» относится к типу:
а) «человек — человек»;
б) «человек — художественный образ»;
в) «человек — техника»;
г) «человек — знаковая система».
17. К типу «человек
— художественный образ»
а) экскурсовода;
б) цветовода;
в) медсестры
г) дизайнера.
18. Специального
а) геолога;
б) летчика;
в) следователя;
г) журналиста.
19. Для успешного выбора профессии необходимо:
а) принять решение по совету родственников;
б) получить ту же профессию, что и лучший друг;
в) принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности;
г) ориентироваться на популярность профессии в обществе.
20. Для успеха в деятельности
наиболее существенной
а) романтичность;
б) высокая зарплата;
в) хорошие условия труда;
г) заинтересованность в деле.
Вариант 2
1. Психолог-профконсультант:
а) составляет медицинские
заключения учащимся в
б) обучает осознанному, самостоятельному выбору карьеры;
в) выбирает каждому учащемуся наиболее подходящую для него профессию;
г) дает конкретные советы учащимся относительно выбранной ими профессии;
2. Профессия — это:
а) род трудовой деятельности;
б) вид занятия в рамках трудовой деятельности;
в) служебная обязанность;
г) наивысшая степень соответствия конкретного человека и его деятельности.
3. Старший лаборант — это:
а) профессия;
б) специальность;