Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.

Содержание

Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ВКР психология.docx

— 144.37 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах

1.1.  Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10

1.2.  Проблема психологической   готовности к выбору профессии  у старшеклассников  в психолого-педагогической  литературе ……..…….17

1.3. Средства формирования  психологической готовности старшеклассников  к выбору профессии ……………………….…………..27

Глава II. Опытно-экспериментальное  исследование психологической  готовности старшеклассников к выбору профессии 

2.1. Диагностика психологической  готовности старшеклассников к  выбору профессии ……………………………………………………………………39

2.2. Организация работа  по формированию психологической  готовности старшеклассников к  выбору профессии ……………………………………47

2.3. Проверка эффективности  работы по формированию психологической  готовности к выбору профессии   ………………………………….……….55

Заключение ……………………………………………………………………61

Библиография  ………………………………………………………………..64

Приложения

3

   
   
   
   
   

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в  связи с изменением социально-экономической  ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении  старшеклассников, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в жизни  человека является основной в обеспечении  его социальных притязаний, самоутверждений  и самореализации.

Перевод старшей ступени  общеобразовательной школы на профильное обучение ставит выпускников основной школы перед серьезным выбором  – предварительного самоопределения  в отношении выбора профиля обучения и профилирующего направления будущей  профессиональной деятельности. Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенных возможностей выбора, то, очевидно, что ученик к  такому выбору должен быть подготовлен. Возможность подготовки к такому ответственному выбору определяет серьезное  значение предпрофессиональной подготовки в основной школе. Практика свидетельствует, что уже на этапе предпрофильной подготовки учащихся явно обозначилась негативная тенденция: психологическая  неподготовленность старшеклассников к осознанному самостоятельному выбору дальнейшей образовательной  траектории. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в основной школе должно обеспечить формирование мотивационно-потребностной  сферы, выявить интересы, склонности и способности учащихся, в результате чего, может способствовать принятию оптимального решения в отношении  своей будущей профессиональной деятельности. Тем самым подготовить  учащихся к профессиональному старту.

Сегодня выпускники школ серьезнее  относятся к выбору профессии  нового века, острее стоит вопрос о  самоопределении в современных  социально-экономических условиях. Школа призвана обеспечить готовность к выбору профессии, развивать профессиональные интересы и склонности личности. На завершающем этапе обучения в школе у старшеклассников должна быть сформирована готовность к выбору профессии и продолжение получения образования.

Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия  и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических  и методологических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и других.

Гуманистические идеи развития личности и формирования готовности растущего человека к принятию решения  о профессиональном выборе нашли  отражение в работах А.Г. Асмолова, К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. Пути профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной  школы раскрыты в исследованиях  М.А. Добрынина, Н.К. Елаева, В.В. Кревневича, В.Р. Ленгвинаса, П.Т. Магмузова, Г.П. Никова, А.П. Сейштева и других, в которых  определены содержание, формы и методы профориентационной работы.

Возможности профильного  обучения, направленного на личностно-ориентированную  подготовку учащихся к выбору будущей  профессии, рассматриваются в работах  Л.М. Аболина, Э.А. Аксеновой, Л.К. Артемовой, И.С. Артюховой, Л.В. Байбродовой, А.И. Влазнева, Б.С. Гершунского, М.И. Губановой, В.Г. Каташева, В.С. Леднева, П.С. Лернера, Н.Ф. Родичева, М.М. Фирсовой, А.В. Хуторского, И.Д. Чечель, С.Н. Чистяковой и др.

Многие исследователи (В.Г. Кузнецов, М. А. Паламарчук, А. К.         Маркова и др.) отмечают, что ведущей  составляющей готовности к профессиональному  самоопределению является психологическая  готовность, которая понимается учеными  как комплексное психологическое  образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

Однако, как показывает практика, школьники слабо подготовлены к  выбору профессии. Наиболее распространенными  трудностями и ошибками молодых  людей при выборе профессии оказываются: переоценка или недооценка роли отдельных  индивидуально-психологических качеств  при выборе профессии; неумение соотнести  свои возможности с требованиями профессии, неадекватная самооценка; неправильное понимание способностей, подмена  их морально-нравственными качествами; неверные представления о возможности  развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии, выработки индивидуального стиля  деятельности; преобладание эмоциональных  компонентов в процессе принятия решения; неумение изменить решение  при получении новых данных; подчинение «давлению» со стороны окружающих; выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.

Актуальность проблемы, таким  образом, обусловлена необходимостью оказать старшеклассникам действенную  помощь в выборе будущей профессии  в свете новых требований политической, социально-экономической и кадровой ситуации.

Сложившиеся реалии российского  образования требуют активного  поиска новых форм, методов, средств  формирования психологической готовности к выбору профессии школьников.

Анализ практики общеобразовательных  учреждений показывает, что старшеклассники  испытывают значительные затруднения  при выборе будущей профессии  вследствие незнания технологий профессионального  самоопределения, неумения проектировать  свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии  не в полной мере соответствуют, с  одной стороны, потребностям рынка  труда, а с другой, личностным психологическим  качествам самих учащихся.

Таким образом, выявлены противоречия между:

- необходимостью самоопределения  старшеклассников в отношении  формирования индивидуального образовательного  запроса, личностной потребности  в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному  самоопределению и последующей  самореализации в новых экономических  и социокультурных условиях и  недостаточной сформированностью  у школьников психологической  готовности к профессиональному  самоопределению;

- необходимостью формирования  психологической готовности к  выбору профессии у старшеклассников  и недостаточной разработанностью  эффективных средств реализации  этого процесса.

Все вышеизложенное является обоснованием проблемы исследования, которая заключается в выявлении  эффективных средств формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии.

Тема выпускной квалификационной работы «Средства формирования психологической  готовности к выбору профессии у  старшеклассников».

Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить  средства формирования психологической  готовности старшеклассников  к  профессиональному самоопределению.

Объект исследования: психологическая  готовность старшеклассников к выбору профессии.

Предмет исследования: средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии.

Задачи:

  1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
  2. Раскрыть  сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
  3. Выявить и реализовать средства формирования  психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению;  проверить эффективность этой реализации.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что повышению уровня готовности старшеклассников к выбору профессии, возможно, будут способствовать специальные тренинговые занятия, составленные с учетом личностных особенностей участников, уровня их психологической  готовности к профессиональному  выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых при выборе карьеры  школьниками конкретной группы.

Методологической и теоретической  основой  исследования  явились  труды, определяющие концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни  и выбору профессии (А.Е. Голомшток, Е.А. Климова, Н.Н. Чистяков);  теоретические  и методологические основы профориентации (П.П. Блонский, С.И. Вершинин, В.И. Журавлев, С.Т. Шацкий); исследования, в которых  выделяются структура, главные составляющие психологической готовности к выбору профессии, строятся пути его формирования (В.Г. Кузнецов, М. А. Паламарчук, А. К. Маркова).

Методы исследования: методы изучения литературы по данной теме (анализ, обобщение, дедуктивный, индуктивный  метод, систематизация); психолого-педагогический эксперимент; тестирование; качественный и количественный анализ данных; графическое  отображение результатов исследования. 

Этапы исследования:

Исследование проводилось  в три взаимосвязанных этапа.

На первом, поисково-теоретическом  этапе, осуществлялся анализ литературы по теме исследования, определялись цели и задачи исследования, формулировались  предмет, объект, гипотеза  исследования.

На втором, поисково-эмпирическом этапе,  проводилось собственно экспериментальное  исследование, где проходила реализация тренинговых занятий, на направленных на формирование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии. 

На третьем, заключительном этапе, обобщались и обсуждались  результаты исследования, проводилась  их количественная и качественная обработка, осуществлялись теоретическая интерпретация  выводов и положений исследования, литературное оформление работы.

База  исследования:  исследование  проходило  на  базе  МОУ СОШ  № 1

с включением 20 учащихся 11 классов. Возраст учащихся 16 – 17 лет.

Научная новизна  заключается  в разработке тренинговых занятий, направленных на формирование психологической  готовности к выбору профессии, составленных с учетом личностных особенностей участников, уровня их психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых  при выборе карьеры школьниками  конкретной группы.

Теоретическая значимость состоит  в обобщении и систематизации материала по проблеме исследования,  уточнении понятия  «психологическая готовность» применительно к  выбору профессии старшеклассников.

Практическая значимость – полученные результаты могут быть использованы педагогами, родителями для формирования у старшеклассников готовности к правильному выбору профессии.

Апробация работы осуществлялась в форме выступления с докладом на тему «Средства формирования психологической  готовности к выбору профессии у  старшеклассников»  на  методическом объединении в МОУ СОШ 

п. Голышманово.

Структура работы: ВКР состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Работа содержит 4 таблицы,  иллюстрирована тремя гистограммами. Общий объем работы составляет 68 страницы компьютерного текста без  приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ШКОЛАХ

 

    1. Специфика выбора профессии старшеклассниками

 

Юность - это возраст, когда  складывается мировоззрение, формируются  ценностные ориентации, установки [29]. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени  ответственности, самостоятельности, способности к активному участию  в жизни общества и в своей  личной жизни, к конструктивному  решению различных проблем, профессионального  становления. Выбор  профессии в  старшем школьном возрасте  становится, пожалуй, самым важным, неотложным и  трудным делом. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные  этапы, юноша внутренне уже тяготится  школой; школьная жизнь кажется ему  временной, ненастоящей, преддверием  другой, более богатой и подлинной  жизни, которая одновременно манит  и пугает его [16]. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того - сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным  не выглядел юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота. В старшем школьном возрасте все  определенней и отчетливей оказывается  индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают  те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Старшеклассники существенно  отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии  [27].

Информация о работе Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников