Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.

Содержание

Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ВКР психология.docx

— 144.37 Кб (Скачать документ)

Профориентационную коррекционно-развивающую  работу со старшеклассниками можно  проводить в различных формах: в форме развивающих игр и  упражнений (они проводятся в течение  всего учебного года, на классных часах  и факультативных занятиях); в форме  больших игр и тренингов профессионального  самоопределения.

Психологический тренинг  как средство активного социально—психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов  психологической работы [22].  Тренинги находят широкое применение при  оказании психологической помощи подросткам в профессиональном самоопределении. Тренинговые занятия  позволяют  эффективно решать задачи, связанные  с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Это не только период проблем и противоречий, но и время повышенной пластичности психики, готовности к развитию и  восприимчивости к влиянию, максимальной открытости новому жизненному опыту.

Тренинг - особая разновидность  обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном  взаимодействии опыта, которая не сводима  ни к традиционному обучению через  трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии [16]. При таком обучении занимающийся непосредственно соприкасается  с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней  или размышляет о возможности  «что-то с ней сделать».

Мы считаем, что  психологический  тренинг - это активное средство обучения посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в  межличностном взаимодействии.  Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально  «сконцентрированном» виде, и, с другой, в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. Тренинг  как средство формирования психологической  готовности к выбору профессии направлен  на то, чтобы помочь участникам освоить  какую—либо деятельность. Предмет  работы — система отношений человека к профессиональной деятельности, а  также коммуникативные навыки, необходимые  для становления профессионала.

Таким образом, в данном параграфе  нами были выделены такие средства формирования  психологической готовности к выбору профессии, как профконсультация, профдиагностика, игры и тренинги профессионального  самоопределения. В нашем исследовании мы выделяем тренинг как возможное  эффективное средство формирования психологической готовности.

 

   Выводы  по Главе 1:

Специфические  особенности  выбора профессии старшеклассниками  заключаются в том, что решение  о выборе профессионального и  жизненного старшеклассники принимают, опираясь не на жизненный опыт, а  на представления о своём будущем. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии -  понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, что ведет к ошибочному профессиональному самоопределению.

Типичными ошибками при выборе профессии старшеклассниками являются следующие: ориентация подростка сразу  на профессию высшей квалификации; пренебрежение к профессиям, которые  являются не престижными; отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а  по требованию родителей или других людей; увлечение только внешней  или какой-либо одной стороной профессии; перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с  этим учебным предметом; выбор профессии, связанный с выбором данной профессии  друзьями.

Понятие  «психологическая готовность к выбору профессии» включает в себя:

-  устойчивое состояние  личности учащегося, в основе  которого лежит динамическое  сочетание определённых свойств,  включающее направленность интересов  и склонностей, его практический  опыт и знание своих особенностей  в связи с выбором профессии;

-  внутреннюю убеждённость  и осознанность фактора выбора  профессии, осведомлённость о  мире труда, о том, какие  физические и психологические  требования профессия предъявляет  к человеку;

-  способность к познанию  индивидуальных особенностей (образ  «Я»), анализу профессий и принятия  решения на основе сопоставления  этих двух видов знаний, то  есть способность к сознательному  выбору профессии. 

Психологическая готовность к выбору профессии в подростковом возрасте определяется сформированностью  информационной, мотивационно-ценностной и практической составляющих этой готовности.

Нами были выделены такие  средства формирования  психологической  готовности к выбору профессии, как  профконсультация, профдиагностика, игры и тренинги профессионального самоопределения. В нашем исследовании мы выделяем тренинг как возможное эффективное  средство формирования психологической  готовности.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил нам сформулировать гипотетическое предположение: мы предполагаем, что повышению уровня психологической  готовности старшеклассников к выбору профессии, возможно, будут способствовать специальные тренинговые занятия, составленные с учетом личностных особенностей участников, исходного уровня их психологической  готовности к профессиональному  выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых при выборе карьеры  школьниками конкретной группы.

Экспериментальной проверке выдвинутой гипотезы посвящена вторая глава выпускной квалификационной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

 

2.1. Диагностика  психологической готовности старшеклассников  к выбору профессии

 

Целью экспериментального исследования являлась проверка гипотезы, согласно которой повышению уровня готовности старшеклассников к выбору профессии, возможно, будут способствовать специальные  тренинговые занятия, составленные с учетом личностных особенностей участников, исходного уровня их психологической  готовности к профессиональному  выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых при выборе карьеры  школьниками конкретной группы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе 11 классов с  включением 20 учащихся (10 – контрольная  группа и 10 – экспериментальная).

Список учащихся, участвующих  в исследовании, приведен в приложении.

Эксперимент состоял из трех этапов:

Констатирующий этап –  осуществлялась диагностика исходного  уровня сформированности психологической  готовности старшеклассников к выбору профессии.

Формирующий этап предусматривал работу по формированию психологической  готовности старшеклассников к выбору профессии с использованием специальных  тренинговых занятий.

Контрольный этап – посвящен анализу результатов исследования эффективности проведенной формирующей  работы.

Для диагностики уровней  сформированности психологической  готовности старшеклассников к выбору профессии использовались следующие  критерии и конкретизирующие их показатели: когнитивный (информированности), мотивационно-потребностный,  деятельностно-практический [10]:

  • когнитивный – степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах; степень ознакомления с содержанием избираемой профессиональной деятельности; степень информированности о возможности получения консультации у специалистов профориентаторов о путях необходимого образования,  о местах работы; степень информированности учащихся об общих  и специальных профессионально важных качеств;
  • мотивационно-потребностный – характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии; связь интересов с ценностными ориентациями; интенсивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания;
  • деятельностно-практический – способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии; владение основными приемами работы.

Подробно характеристики сформированности критериев профессионального  самоопределения у старшеклассников приведены в Приложении 1.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической  обработки результатов исследования и получения количественных показателей  были выделены три уровня сформированности психологической готовности старшеклассников к выбору профессии: низкий, средний  и высокий.

Низкий уровень характеризуется  слабым знанием  предметной стороны  профессиональной деятельности, невладением  способами самодиагностики и  саморазвития; слабым пониманием общественной значимости знаний и умений; отсутствием  интереса к профессии в системе  ценностных ориентации; отсутствием потребности сделать определенную деятельность профессиональной, реализовать способности в деятельности; отсутствием  волевых усилий к преодолению трудностей, нежеланием самостоятельного поиска возможностей для деятельности, приближенной к реальной. По существу, выбор профессии на данном уровне совершается необоснованно.

Средний уровень наблюдается  в том случае, когда учащиеся показывают знания предметной стороны профессиональной деятельности, но при этом недостаточное  владение способами самодиагностики  и саморазвития; частичное понимание  общественной значимости знаний и умений; неустойчивый интерес к профессии  в системе ценностных ориентации; недостаточную сформированность потребности  сделать определенную деятельность профессиональной, реализовать способности  в деятельности; среднюю интенсивность  внимания, волевых усилий к преодолению  трудностей. Профессию школьники  выбирают на основе познавательного  интереса к школьным предметам без  учета своей пригодности.

 Высокий уровень характеризуется  знанием предметной стороны профессиональной  деятельности; владением способами  самодиагностики и саморазвития; пониманием общественной значимости знаний и умений; присутствием устойчивого интереса к профессии в системе ценностных ориентации; наличием потребности сделать определенную деятельность профессиональной, реализовать способности в деятельности; большой интенсивностью внимания, волевых усилий к преодолению трудностей;  стремлением к самостоятельному поиску возможностей для деятельности, приближенной к реальной.  Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

В исследовании нами были использованы следующие диагностические методики:

 

  1.  Анкетирование  

Анкета «Готов ли ты к  выбору профессий?» (автор Н. С. Пряжников   [27]) направлена на выявление уровня сформированности когнитивного критерия.

Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.

Ход проведения: Школьникам раздаются анкеты, которые они  заполняют в течение 10 минут. Каждый учащийся заносит в анкету свои данные (имя, фамилию, школу, класс). Психологу  следует предупредить школьников, что  информация эта является конфиденциальной. В единичных случаях допустимо  разрешить ученику использовать псевдоним, но если вы предложите этот вариант всем учащимся, то велика вероятность, что весь урок они будут увлеченно  придумывать себе и друг другу  прозвища. Не будет беды, если кто-то не подпишет свою анкету. Важнее проследить, чтобы школьники ответили на все  вопросы анкеты.

Психолог должен объяснить  учащимся, почему не следует ни с  кем обсуждать вопросы анкеты и свои ответы.

Ответы оценивались следующим  образом: на каждый вопрос нужно ответить  «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение. За  каждый положительный ответ начислялся  1 балл, за вопросительный знак – 0,5 балла, за отрицательный ответ баллы  не начислялись. Далее подсчитывалась общая сумма баллов, и, как предполагалось, чем выше этот показатель, тем выше уровень психологической готовности к профессиональному выбору обследуемого. Анкета «Готовность к выбору профессии» приведена в Приложении 2.

 Оценка результатов:  низкий  уровень – 0 -10 баллов, средний уровень – 11-20 баллов, высокий – 21-30 баллов.

 

 

  1. Тестирование 

Тест «Готовность к  выбору профессии» (автор А. В. Гапоненко[4]) направлен на диагностику сформированности  мотивационно-потребностного критерия.

 Цель: определение готовности  учащихся к выбору профессии.

Ход   проведения.   Учащимся   предлагается   прочитать  ниже   перечисленные  утверждения   и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да или «нет». Вопросы теста приведены в  Приложении 3.

Обработка и интерпретация  результатов. Присвойте 1 балл каждому  ответу «ДА», если Вы дали его на вопросы: 1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23. Присвойте 1 балл каждому ответу «НЕТ», если Вы дали его на вопросы: 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21,24.

Подсчитайте сумму и определите уровень готовности школьников к  выбору профессии по следующей шкале:

0 - 6 баллов – неготовность,

7 - 12 баллов - низкая готовность,

Информация о работе Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников