Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.
Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения
Профориентационную
Психологический тренинг
как средство активного социально—
Тренинг - особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, которая не сводима ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии [16]. При таком обучении занимающийся непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не просто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что-то с ней сделать».
Мы считаем, что психологический тренинг - это активное средство обучения посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в межличностном взаимодействии. Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально «сконцентрированном» виде, и, с другой, в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. Тренинг как средство формирования психологической готовности к выбору профессии направлен на то, чтобы помочь участникам освоить какую—либо деятельность. Предмет работы — система отношений человека к профессиональной деятельности, а также коммуникативные навыки, необходимые для становления профессионала.
Таким образом, в данном параграфе нами были выделены такие средства формирования психологической готовности к выбору профессии, как профконсультация, профдиагностика, игры и тренинги профессионального самоопределения. В нашем исследовании мы выделяем тренинг как возможное эффективное средство формирования психологической готовности.
Выводы по Главе 1:
Специфические особенности выбора профессии старшеклассниками заключаются в том, что решение о выборе профессионального и жизненного старшеклассники принимают, опираясь не на жизненный опыт, а на представления о своём будущем. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии - понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, что ведет к ошибочному профессиональному самоопределению.
Типичными ошибками при выборе
профессии старшеклассниками
Понятие «психологическая готовность к выбору профессии» включает в себя:
- устойчивое состояние
личности учащегося, в основе
которого лежит динамическое
сочетание определённых
- внутреннюю убеждённость
и осознанность фактора выбора
профессии, осведомлённость о
мире труда, о том, какие
физические и психологические
требования профессия
- способность к познанию
индивидуальных особенностей (образ
«Я»), анализу профессий и принятия
решения на основе
Психологическая готовность к выбору профессии в подростковом возрасте определяется сформированностью информационной, мотивационно-ценностной и практической составляющих этой готовности.
Нами были выделены такие
средства формирования психологической
готовности к выбору профессии, как
профконсультация, профдиагностика, игры
и тренинги профессионального
Теоретический анализ проблемы
исследования позволил нам сформулировать
гипотетическое предположение: мы предполагаем,
что повышению уровня психологической
готовности старшеклассников к выбору
профессии, возможно, будут способствовать
специальные тренинговые
Экспериментальной проверке
выдвинутой гипотезы посвящена вторая
глава выпускной
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ
2.1. Диагностика
психологической готовности
Целью экспериментального исследования являлась проверка гипотезы, согласно которой повышению уровня готовности старшеклассников к выбору профессии, возможно, будут способствовать специальные тренинговые занятия, составленные с учетом личностных особенностей участников, исходного уровня их психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых при выборе карьеры школьниками конкретной группы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе 11 классов с включением 20 учащихся (10 – контрольная группа и 10 – экспериментальная).
Список учащихся, участвующих в исследовании, приведен в приложении.
Эксперимент состоял из трех этапов:
Констатирующий этап – осуществлялась диагностика исходного уровня сформированности психологической готовности старшеклассников к выбору профессии.
Формирующий этап предусматривал работу по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии с использованием специальных тренинговых занятий.
Контрольный этап – посвящен
анализу результатов
Для диагностики уровней сформированности психологической готовности старшеклассников к выбору профессии использовались следующие критерии и конкретизирующие их показатели: когнитивный (информированности), мотивационно-потребностный, деятельностно-практический [10]:
Подробно характеристики
сформированности критериев профессионального
самоопределения у
На основе выделенных критериев,
а также для аналитической
обработки результатов
Низкий уровень
Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся показывают знания предметной стороны профессиональной деятельности, но при этом недостаточное владение способами самодиагностики и саморазвития; частичное понимание общественной значимости знаний и умений; неустойчивый интерес к профессии в системе ценностных ориентации; недостаточную сформированность потребности сделать определенную деятельность профессиональной, реализовать способности в деятельности; среднюю интенсивность внимания, волевых усилий к преодолению трудностей. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.
Высокий уровень
В исследовании нами были использованы
следующие диагностические
Анкета «Готов ли ты к выбору профессий?» (автор Н. С. Пряжников [27]) направлена на выявление уровня сформированности когнитивного критерия.
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения: Школьникам раздаются анкеты, которые они заполняют в течение 10 минут. Каждый учащийся заносит в анкету свои данные (имя, фамилию, школу, класс). Психологу следует предупредить школьников, что информация эта является конфиденциальной. В единичных случаях допустимо разрешить ученику использовать псевдоним, но если вы предложите этот вариант всем учащимся, то велика вероятность, что весь урок они будут увлеченно придумывать себе и друг другу прозвища. Не будет беды, если кто-то не подпишет свою анкету. Важнее проследить, чтобы школьники ответили на все вопросы анкеты.
Психолог должен объяснить учащимся, почему не следует ни с кем обсуждать вопросы анкеты и свои ответы.
Ответы оценивались следующим
образом: на каждый вопрос нужно ответить
«да», «нет» или поставить знак
вопроса, если возникло сомнение. За
каждый положительный ответ
Оценка результатов: низкий уровень – 0 -10 баллов, средний уровень – 11-20 баллов, высокий – 21-30 баллов.
Тест «Готовность к выбору профессии» (автор А. В. Гапоненко[4]) направлен на диагностику сформированности мотивационно-потребностного критерия.
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать ниже перечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да или «нет». Вопросы теста приведены в Приложении 3.
Обработка и интерпретация результатов. Присвойте 1 балл каждому ответу «ДА», если Вы дали его на вопросы: 1, 3, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23. Присвойте 1 балл каждому ответу «НЕТ», если Вы дали его на вопросы: 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21,24.
Подсчитайте сумму и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0 - 6 баллов – неготовность,
7 - 12 баллов - низкая готовность,