Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.
Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения
13 - 18баллов - средняя готовность,
19 - 24 балла - высокая готовность.
Опросник для выявления готовности старших школьников к выбору професии ( автор В.Б. Успенский[14]) направлен на диагностику деятельносто-практического критерия.
Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии.
Ход проведения. Учащимся предлагается
прочитать нижеперечисленные
Обработка и интерпретация
результатов. Полученные варианты
ответов проставляются в
0-6 баллов – неготовность;
7 – 12 баллов – низкая готовность;
13 –18 баллов – средняя готовность;
19 – 24 балла – высокая готовность.
Полученные данные по всем трем диагностическим методикам были подвергнуты количественной и качественной обработке.
По результатам диагностики были сформированы 2 группы испытуемых:
Группы формировались таким образом, чтобы процентные соотношения по критериям в обеих группах были одинаковые.
Результаты диагностики на констатирующем этапе приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты констатирующего эксперимента контрольной и экспериментальной групп
Уровни сформированности критериев |
Экспериментальная группа (количество человек) |
Контрольная группа (количество человек) | ||||
когнитивный |
деятельносто-практический |
мотивационно-потребностны |
когнитивный |
деятельносто-практический |
мотивационно-потребностный | |
Низкий |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Средний |
6 |
5 |
6 |
6 |
5 |
6 |
Высокий |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
Полученные данные по всем трем диагностикам были подвергнуты математической и статистической обработке и выведены средне-статистические показатели по общему уровню сформированности психологической готовности к выбору профессии.
Наглядно результаты констатирующей
диагностики контрольной и
Гистограмма 1. Уровень сформированности психологической готовности к выбору профессии на констатирующем этапе (%)
Приведем качественный анализ
результатов диагностики
Анализ полученных результатов
позволил сделать вывод о том,
что большая часть
Полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
2.2. Организация
работы по формированию
В ходе формирующего эксперимента в экспериментальной группе был проведен цикл тренинговых занятий, направленных на формирование готовности старшеклассников к выбору профессии.
Приведем описание экспериментальной работы.
В группе, в атмосфере
моральной поддержки и
Помогая разумному планированию
карьеры, тренинг оказывается средством
коррекции профессиональных намерений
и установок школьников на последующее
самоопределение. Опыт переживаний
в группе становится важным эмоциональным
компонентом социально-
При планировании тренинговых встреч мы проанализировали всю предшествующую информацию об учащихся с тем, чтобы подобрать игры с учетом личностных особенностей участников, уровня их психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых при выборе карьеры школьниками конкретной группы.
Для создания безопасной атмосферы ведущий определил специальные нормы общения в группе и в дальнейшем следил за их соблюдением.
Конспекты занятий с хронометражным расписанием и комментарии к используемым методикам приведены в приложении 3. Продолжительность тренинга – 10 занятий по 1 часу ориентировочно.
Занятия проводились с сентября по ноябрь включительно (за исключением каникулярного времени).
Программное содержание тренинга приведено в Таблице 2.
Таблица 2
Тренинг профессионального самоопределения
Тема занятия |
Кол-во часов |
Цель занятия |
Содержание занятия | |
1-я неделя |
Занятие 1. Помечтаем о будущей карьере |
1 |
Создание благоприятных условий для работы группы; знакомство участников с основными принципами тренинга; начальное «погружение» в тему тренинга. |
1.Психотехническое упражнение «Приветствие». 2. Самопрезентация. 3. Тренер кратко сообщает о цели тренинга, методах обучения, правилах. Психотехническое упражнение «Мяч плюс профессия или кто назовет больше профессий?» 5. Упражнение «Мечты». 6. Ожидания и опасения участников группы. 7. Психотехническое упражнение «Пересадка по общим интересам или отношению к различным видам деятельности». 8. Актуальное состояние участников. 9. Подведение итогов. Ответы на вопросы участников. |
2-я неделя |
Занятие 2. Тайны собственного Я
|
1 |
Дальнейшее самораскрытие, самопознание; прояснение «Я—концепции»; развитие умения анализировать и определять психологические характеристики — свои и окружающих людей. |
1. Приветствие ведущего, установление контакта глазами с участниками группы. 2. Сообщение об актуальном
состоянии каждым членом 3. Разминка «Делай как я!». 4. Психотехническое упражнение «Комплимент». 5. Упражнение «Самореклама». 6. Упражнение «Молекулы и атомы». 7. Тренер задает вопрос
об актуальном состоянии 8. Подведение итогов. |
3 –я неделя |
Занятие 3. Мое видение будущей профессии
|
1 |
Более подробное представление о различных профессиях. |
1. Приветствие ведущего
и вопрос об актуальном 2. Психотехническое упражнение «Стража». 3. Упражнение «Покажи,
кто он?». 4. Упражнение «Выступление у микрофона». 5. Психотехническое упражнение
«Бип». 6. Психотехническое упражнение «Сядем вместе, сядем рядом». 7. Актуальное состояние участников. 8. Итоги дня. Вопросы участников. |
4-я неделя |
Занятие 4. Профессии на «языке тела» или ни слова о профессиях! |
1 |
Получить знания, обходясь без слов. Обострить внимание к своим ощущениям, чувствам групповой сплоченности, взаимного доверия. |
1. Приветствие ведущего. 2. Упражнение «Мое внутреннее состояние». 3. Упражнение «Надпись на спине». 4. Упражнение «Скульптор». Работа в парах. 5. Упражнение «Крокодил». 6. Упражнение «Барьер». 7. Упражнение «Укачивание». 8. Актуальное состояние участников. 9. Итоги дня. |
5-я неделя |
Занятие 5. Ваши мнения о профессиях |
1 |
Научиться аргументированно высказывать свою'' точку зрения, осознавать свои ожидания, взгляды и отношение к профессиональной карьере.
|
1. Приветствие ведущего. 2. Актуальное состояние участников. 3. Психотехническое упражнение «Анабиоз». 4. Упражнение «Хвастовство». 5. Упражнение «Диалог о профессиях» — «Да, но ... ». 6. Упражнение «Силачи». 7. Упражнение «Встреча через 10 лет». 8. Упражнение «Мое внутреннее состояние». 9. Подведение итогов дня. |
6-я неделя |
Занятие 6. У меня все получится! |
1 |
Отработка приемов уверенного поведения. |
1. Приветствие ведущего. 2. Актуальное состояние. Цветом описать свое состояние. 3. Психотехническое упражнение «Настройка пианино». 4. Упражнение «Мои достоинства». 5. Ролевая игра «Приемная комиссия». 6. Психотехническое упражнение «Футболист». 7. Актуальное состояние участников. 8. Итоги дня. |
7-я неделя |
Занятие 7. Нет проблем! |
1 |
Дальнейшая отработка приемов уверенного поведения. |
1. Приветствие ведущего, контакт глазами с участниками тренинга. 2. Упражнение «Комплимент» (модификация). 3. Упражнение «Реклама товара». 4. Ролевая игра «Убеди "предков"». 5. Обсуждение в круге. 6. Упражнение «Жмурки». 7, Упражнение «Как ты себя чувствуешь?» 8. Итоги дня. Что понравилось? Что нет? Что полезного для себя взяли? |
8-я неделя |
Занятие 8. Поговорим о жизненных ценностях |
1 |
Осмысление своих жизненных ценностей. |
1. Приветствие ведущего. 2. Актуальное состояние участников. 3. Упражнение «Тропинка». 4. Психотехническое упражнение «Движение по кругу». 5. Упражнение «Конверт откровений». 6. Упражнение «Что у меня там на спине?». 7. Упражнение «Анкета «голубых воротничков». 8. Актуальное состояние участников. 9. Итоги дня. |
9-я неделя |
Занятие 9. Как достигаются цели |
1 |
Отработка навыков преодоления препятствий на пути к достижению целей. |
1. Приветствие ведущего. 2. Актуальное состояние участников. 3. Психотехническое упражнение «Василий сказал». 4. Упражнение «Угадай, чье это мнение?». 5. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». 6. Упражнение «Железное алиби». 7. Упражнение «Клубок проблем» 8. Упражнение «Рукопожатие». 9. Актуальное состояние участников. 10. Итоги дня. |
10-я неделя |
Занятие 10. Пожелайте мне доброго пути! |
1 |
Получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов участников занятий. |
1. Приветствие ведущего. 2. Актуальное состояние участников. 3. Психотехническое упражнение «Сплоченность». 4. Психотехническое упражнение «Ловля моли». 5. Упражнение «Сбор чемодана в дорогу». 6. «Лимонадник». Сладкий happy end. 7.Обмен впечатлениями о сегодняшнем дне и в целом о тренинге. |
Занятия проводились раз
в неделю на протяжении трех месяцев.
После окончания формирующего эксперимента
с целью выявления его
2.3. Проверка эффективности
работы по формированию
Контрольная диагностика проводилась по тем же диагностическим методикам, что и констатирующая (см. стр. 41 – 43 работы).
Анализ полученных результатов констатирующей и контрольной диагностик показал, что в контрольной группе, где не проводились тренинговые занятия, результаты диагностик значимых различий не имеют.
В экспериментальной же группе результаты контрольной диагностики значительно отличаются от результатов констатирующего этапа.
Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня сформированности психологической готовности к выбору профессии. Результаты контрольной диагностики выражены в Таблицах 3, 4 и представлены гистограммой 2.
Таблица 3
Результаты контрольной диагностики контрольной и экспериментальной групп
Уровни сформированности критериев |
Экспериментальная группа (количество человек) |
Контрольная группа (количество человек) | ||||
когнитивный |
деятельносто-практический |
мотивационно-потребностны |
когнитивный |
деятельносто-практический |
мотивационно-потребностны | |
Низкий |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
Средний |
2 |
2 |
2 |
6 |
5 |
6 |
Высокий |
8 |
8 |
8 |
2 |
3 |
2 |
Из данных таблицы 3 видно, что, если на констатирующем этапе контрольная и экспериментальная группа были сформированы таким образом, чтобы уровневые соотношения по критериям в обеих группах были одинаковые, то контрольная диагностика показала значительное расхождение.
Полученные данные были подвергнуты математической и статистической обработке и по всем исследуемым показателям был выведен средний уровень психологической готовности по каждой группе в процентном отношении.
Наглядно результаты контрольной диагностики в процентном отношении по каждой группе представлены на гистограмме 2.
Гистограмма 2. Уровень сформированности психологической готовности к выбору профессии на контрольном этапе (%)
Сравнительный анализ результатов диагностического исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал в контрольной группе практически одинаковые результаты диагностики. В экспериментальной же группе прослеживается тенденция к повышению уровня сформированности психологической готовности к выбору профессии.
Контрольный эксперимент позволил прийти к выводу о том, что проведенная нами работа по формированию психологической готовности к выбору профессии в экспериментальной группе средствами тренинговых занятий оказалась эффективной. В экспериментальной группе прослеживается положительная динамика (таблица 4, гистограмма 3).
Таблица 4
Динамика сформированности психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников экспериментальной группы
Уровни сформированности критериев |
Констатирующий этап (количество человек) |
Контрольный этап (количество человек) | ||||
когнитивный |
деятельносто-практический |
мотивационно-потребностны |
когнитивный |
деятельносто-практический |
мотивационно-потребностны | |
Низкий |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
Средний |
6 |
5 |
6 |
2 |
2 |
2 |
Высокий |
2 |
3 |
2 |
8 |
8 |
8 |
В процентном отношении динамика общего оуровня психологической готовности к выбору професии наглядно представлена гистограммой 3.