Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.
Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения
К.К. Платонов, П.А. Рудик, Д.Н. Узнадзе, В.И. Ширинский определяют готовность как концентрацию или мгновенную мобилизацию сил личности, направленную в нужные моменты на осуществление определенных действий. В.А. Маляко определяет готовность как сложное личностное образование, многоплановую и многоуровневую систему качеств и свойств, совокупность которых позволяет субъекту успешно осуществлять свою деятельность. А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович рассматривают проблему готовности к профессиональной деятельности в личностно-деятельностной плоскости как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность эффективного выполнения своих функций [14].
П.А. Рудик рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения [24].
Т.И. Шалавина понимает готовность
как индивидуализированное
Несмотря на некоторые различия во взглядах, можно выделить общее в трактовке понятия «готовность» – это личностная форма интерпретации содержания образования, система интегративных свойств, качеств и опыта личности, обладающая признаками общей теоретической и методической готовности к профессиональной деятельности. В то же время готовность обладает определенной спецификой – это профессиональные умения и навыки, и индивидуальный стиль их реализации, практико-ориентированный опыт деятельности, рефлексия профессиональной деятельности.
Как видно из обзора литературы
понятие психологической
Таким образом, изучая психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что учёные, обобщая различные подходы к характеристике понятия готовности, выделяют три основных направления: готовность как особое состояние личности, которое проявляется на функциональном уровне; готовность как интегративное проявление личности, то есть на личностном уровне; особое психологическое состояние личности, которое может проявляться как на функциональном, так и на личностном уровнях.
Опираясь на исследование
Т.В. Нестер [17], мы в своём исследовании
рассматриваем готовность к выбору
профессии с точки зрения личностно-деятельностного
подхода и считаем, что признаками
готовности к выбору профессии являются:
наличие у субъекта мотивации
достижения и конкретного представления
о предстоящей деятельности выбора
профессии; умение составлять алгоритм
деятельности и определять способы
его осуществления; уверенность
в своих силах; способность управлять
деятельностью по самоанализу, самооценке,
анализу профессий и
Ведущей составляющей готовности
к профессиональной деятельности является
психологическая готовность, которая
понимается учеными как комплексное
психологическое образование, как
сплав функциональных, операциональных
и личностных компонентов. Под психологической
готовностью традиционно
В зависимости от определения
психологической готовности к
профессиональному
Так, М. М. Кашапов считает, что ее определяющая составляющая – профессиональное мышление, следовательно, формирование психологической готовности строится через обучение приемам анализа [19].
В. Г. Кузнецов,
М. А. Паламарчук, С. Ф. Ступницкая
считают, что психологическую
готовность определяют
А. К. Маркова определяет,
что профессионализация, включающая
в себя в том числе и психологическую
готовность, как многоканальный процесс
идет сразу по нескольким направлениям
- через обучение и воспитание формируется
мотивационная и
В. В. Согалаев
отмечает, что в структуру
В.И. Байденко, говоря о психологической
готовности к профессиональной деятельности
использует понятие «базовые навыки»
как «личностные и
В перечень базовых навыков в соответствии с определением авторы включают: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к аналитическому мышлению; способность к креатическому мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка.
Таким образом, психологическая готовность к выбору профессии - это многосложный процесс, включающий физиологические, психофизиологические, психологические, социальные аспекты. На основе анализа исследований психологической готовности к выбору профессии у старших школьников нами были выделены наиболее важные, на наш взгляд, компоненты этого феномена: когнитивно-оценочный и регуляторно-поведенческий.
Когнитивно-оценочный
Регуляторно-поведенческий компонент включает:
- наличие начального профессионального плана;
- понимание общественной
значимости выбираемой
- стремление реализовать
свой учебный и
- наличие эмоционально-
волевой саморегуляции
На основании работ
известных психологов, связанных
с исследованиями в области психологической
готовности к деятельности (Б.Г. Ананьев,
Л.С Выготский, С.Н. Чистякова и
др.), психологическая готовность к
осознанному выбору будущего образовательного
профиля и профессии в
Информационная готовность включает в себя информированность школьников:
- о мире профессий;
- о рынке труда;
- о наличии собственной
практической готовности и
- о способах планирования
и реализации своих
- о способах принятия решения в ситуации выбора.
Практическая готовность
- наличие практических знаний и умений, необходимых для продолжения обучения по выбранному профилю;
- умение делать выбор
(выделение альтернатив
Под мотивационно-ценностной готовностью понимается:
- эмоциональная включённость в процесс выбора;
- стремление и желание сделать свой выбор;
- сформированность самооценки,
адекватной личным
- наличие ценностных ориентации
и целей, связанных с
Помимо психологической готовности (внутреннего состояния личности) к выбору профессии, готовность старшеклассников проявляется в виде знаний, умений и компетенций, необходимых в профессии, в изучении требований, предъявляемых профессией к человеку труда, в осознании старшими школьниками себя в этой профессии. Н.Э. Касаткина относит такую готовность к внешней готовности или к её педагогическому аспекту и полагает, что такая готовность – предпосылка успешного выбора профессии [18].
Мы согласны с мнением исследователей, считающих, что понятие «психологическая готовность к выбору профессии» включает в себя:
- устойчивое состояние
личности учащегося, в основе
которого лежит динамическое
сочетание определённых
- внутреннюю убеждённость
и осознанность фактора выбора
профессии, осведомлённость о
мире труда, о том, какие
физические и психологические
требования профессия
- способность к познанию
индивидуальных особенностей (образ
«Я»), анализу профессий и принятия
решения на основе
Таким образом, анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к выбору профессии позволил сформулировать следующие выводы:
Понятие «психологическая готовность к выбору профессии» включает в себя:
- устойчивое состояние
личности учащегося, в основе
которого лежит динамическое
сочетание определённых
- внутреннюю убеждённость
и осознанность фактора выбора
профессии, осведомлённость о
мире труда, о том, какие
физические и психологические
требования профессия
- способность к познанию
индивидуальных особенностей (образ
«Я»), анализу профессий и принятия
решения на основе
Психологическая готовность к выбору профессии в подростковом возрасте определяется сформированностью информационной, мотивационно-ценностной и практической составляющих этой готовности.
В этой связи очень важным представляется вопрос выбора эффективных средств формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии. Данный вопрос мы рассмотрим в следующем параграфе.
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
Под средствами формирования готовности к выбору профессии подразумеваются предметы, обладающие тремя важными характеристиками:
- во-первых, для того, чтобы тот или иной предмет выступал в этой роли, в нем должна быть заключена человеческая культура, и это естественно, ибо процесс воспитания - это процесс его передачи и усвоения;
- во-вторых, эта культура
должна содержаться в них в
концентрированном виде, ибо только
тогда они могут
- в-третьих, необходимейшим
условием этой