Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.

Содержание

Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ВКР психология.docx

— 144.37 Кб (Скачать документ)

К.К. Платонов, П.А. Рудик, Д.Н. Узнадзе, В.И. Ширинский определяют готовность как концентрацию или  мгновенную мобилизацию сил личности, направленную в нужные моменты на осуществление определенных действий. В.А. Маляко определяет готовность как  сложное личностное образование, многоплановую  и многоуровневую систему качеств  и свойств, совокупность которых  позволяет субъекту успешно осуществлять свою деятельность. А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович рассматривают проблему готовности к профессиональной деятельности в личностно-деятельностной плоскости  как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность  эффективного выполнения своих функций [14].

П.А. Рудик рассматривает  готовность как сложное психологическое  образование и выделяет в ней  роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой  деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения [24].

Т.И. Шалавина понимает готовность как индивидуализированное отражение  действительности, выражающее отношение  личности к тем объектам, ради которых  развертывается ее деятельность и общение. Такое толкование предполагает создание в учебном процессе ситуаций, обеспечивающих смыслотворческую деятельность, в результате которой происходит субъективное присвоение содержания профессиональной подготовки и целостно-личностное развитие будущего специалиста. Вследствие этого достигается  высокий уровень его подготовки [31]. С данной позиции готовность рассматривается как интегративное  профессионально значимое свойство личности, обеспечивающее ей развивающий  переход из системы вузовской  подготовки в систему профессиональной деятельности и включающее совокупность профессиональных знаний, практических умений и навыков, опыт личности, личностные профессионально значимые качества.

Несмотря на некоторые  различия во взглядах, можно выделить общее в трактовке понятия  «готовность» – это личностная форма  интерпретации содержания образования, система интегративных свойств, качеств и опыта личности, обладающая признаками общей теоретической  и методической готовности к профессиональной деятельности. В то же время готовность обладает определенной спецификой –  это профессиональные умения и навыки, и индивидуальный стиль их реализации, практико-ориентированный опыт деятельности, рефлексия профессиональной деятельности.

Как видно из обзора литературы понятие психологической готовности в современной психолого-педагогической литературе трактуется достаточно широко и для нашей работы необходима конкретизация этого понятия, выделение  в нем значимых для нашей работы аспектов.

Таким образом, изучая психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что учёные, обобщая различные подходы к  характеристике понятия готовности, выделяют три основных направления: готовность как особое состояние  личности, которое проявляется на функциональном уровне; готовность как  интегративное проявление личности, то есть на личностном уровне; особое психологическое  состояние личности, которое может  проявляться как на функциональном, так и на личностном уровнях.

Опираясь на исследование Т.В. Нестер [17], мы в своём исследовании рассматриваем готовность к выбору профессии с точки зрения личностно-деятельностного  подхода и считаем, что признаками готовности к выбору профессии являются: наличие у субъекта мотивации  достижения и конкретного представления  о предстоящей деятельности выбора профессии; умение составлять алгоритм деятельности и определять способы  его осуществления; уверенность  в своих силах; способность управлять  деятельностью по самоанализу, самооценке, анализу профессий и корректировать её в процессе выбора профессии.

Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая  понимается учеными как комплексное  психологическое образование, как  сплав функциональных, операциональных  и личностных компонентов. Под психологической  готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством  которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве [6].

В зависимости от определения  психологической готовности  к  профессиональному самоопределению  различными авторами выделяются её структура, главные составляющие, строятся пути его формирования.

Так, М. М. Кашапов считает, что ее определяющая составляющая –  профессиональное мышление, следовательно, формирование психологической готовности строится через обучение приемам  анализа [19].

   В. Г. Кузнецов, М. А. Паламарчук, С. Ф. Ступницкая  считают, что психологическую  готовность определяют профессиональная  направленность и формирование  профессиональных способностей (профессионализма) [21].       

А. К. Маркова  определяет, что профессионализация, включающая в себя в том числе и психологическую  готовность, как многоканальный процесс  идет сразу по нескольким направлениям - через обучение и воспитание формируется  мотивационная и операциональная  сферы. Психологическую готовность к профессиональной деятельности в  таком случае характеризует динамика изменений в мотивационной сфере  личности, формирования в ней профессионально  значимых установок,  изменение ценностно  – смысловой структуры мировосприятия личности [23].

     В. В. Согалаев  отмечает, что в структуру психологической  готовности входят мотивационный,  ориентационный, эмоционально-волевой,  личностно-операциональный и оценочно-рефлексивный  компоненты [26].

В.И. Байденко, говоря о психологической  готовности к профессиональной деятельности использует понятие «базовые навыки»  как «личностные и межличностные  качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных  формах в многообразных ситуациях  работы и социальной жизни. Для индивида в условиях развитой рыночной экономики  существует прямое соответствие между  уровнями имеющихся базовых навыков  и возможностью получения занятости» [4, c. 38].

В перечень базовых навыков  в соответствии с определением авторы включают: коммуникативные навыки и  способности; творчество; способность  к аналитическому мышлению; способность  к креатическому мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка.

Таким образом, психологическая  готовность к выбору профессии - это  многосложный процесс, включающий физиологические, психофизиологические, психологические, социальные аспекты. На основе анализа  исследований психологической готовности к выбору профессии у старших  школьников нами были выделены наиболее важные, на наш взгляд, компоненты этого  феномена: когнитивно-оценочный и  регуляторно-поведенческий.

Когнитивно-оценочный компонент  включает: наличие устойчивого профинтереса, информированность о требованиях  предъявляемых профессией к личности, адекватную самооценку, соответствие способностей требованиям профессии.

Регуляторно-поведенческий  компонент включает:

-     наличие начального  профессионального плана; 

- понимание общественной  значимости выбираемой профессии,  ответственность за выбор будущей  профессии; 

-  стремление реализовать  свой учебный и профессиональный  выбор, наличие смысложизненных  ориентаций;

-   наличие эмоционально- волевой саморегуляции поведения[16].

На основании работ  известных психологов, связанных  с исследованиями в области психологической  готовности к деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С Выготский, С.Н. Чистякова и  др.), психологическая готовность к  осознанному выбору будущего образовательного профиля и профессии в подростковом, возрасте определяется: сформированностью  информационной; мотивационно-ценностной и практической составляющих этой готовности.

Информационная готовность включает в себя информированность  школьников:

              - о мире профессий;

- о рынке труда;

-  о наличии собственной  практической готовности и способностей  для освоения избранной профессии  или профиля избранного образования;

- о способах планирования  и реализации своих профессиональных  планов;

- о способах принятия  решения в ситуации выбора.

          Практическая готовность включает  в себя:

- наличие практических  знаний и умений, необходимых  для продолжения обучения по  выбранному профилю;

- умение делать выбор  (выделение альтернатив получения  профильного образования, соответствующих  собственным потребностям и возможностям; оценку их преимуществ и недостатков;  выбор из имеющихся вариантов  наилучшего).

Под мотивационно-ценностной готовностью понимается:

- эмоциональная включённость  в процесс выбора;

- стремление и желание  сделать свой выбор;

- сформированность самооценки, адекватной личным способностям  и возможностям;

- наличие ценностных ориентации  и целей, связанных с дальнейшим  профилем образования и будущей  профессией [15, c. 74].

Помимо  психологической  готовности (внутреннего состояния  личности) к выбору профессии, готовность старшеклассников проявляется в  виде знаний, умений и компетенций, необходимых в профессии, в изучении требований, предъявляемых профессией к человеку труда, в осознании  старшими школьниками себя в этой профессии. Н.Э. Касаткина относит  такую готовность к внешней готовности или к её педагогическому аспекту  и полагает, что такая готовность – предпосылка успешного выбора профессии [18].

Мы согласны с мнением  исследователей, считающих, что понятие  «психологическая готовность к выбору профессии» включает в себя:

-  устойчивое состояние  личности учащегося, в основе  которого лежит динамическое  сочетание определённых свойств,  включающее направленность интересов  и склонностей, его практический  опыт и знание своих особенностей  в связи с выбором профессии;

-  внутреннюю убеждённость  и осознанность фактора выбора  профессии, осведомлённость о  мире труда, о том, какие  физические и психологические  требования профессия предъявляет  к человеку»;

-  способность к познанию  индивидуальных особенностей (образ  «Я»), анализу профессий и принятия  решения на основе сопоставления  этих двух видов знаний, то  есть способность к сознательному  выбору профессии [11].

Таким образом, анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к выбору профессии позволил сформулировать  следующие выводы:

Понятие  «психологическая готовность к выбору профессии» включает в себя:

-  устойчивое состояние  личности учащегося, в основе  которого лежит динамическое  сочетание определённых свойств,  включающее направленность интересов  и склонностей, его практический  опыт и знание своих особенностей  в связи с выбором профессии;

-  внутреннюю убеждённость  и осознанность фактора выбора  профессии, осведомлённость о  мире труда, о том, какие  физические и психологические  требования профессия предъявляет  к человеку»;

-  способность к познанию  индивидуальных особенностей (образ  «Я»), анализу профессий и принятия  решения на основе сопоставления  этих двух видов знаний, то  есть способность к сознательному  выбору профессии [11].

Психологическая готовность к выбору профессии в подростковом возрасте определяется сформированностью  информационной, мотивационно-ценностной и практической составляющих этой готовности.

В этой связи очень важным представляется вопрос выбора эффективных  средств формирования психологической  готовности старшеклассников к выбору профессии. Данный вопрос мы рассмотрим в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.  Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии

 

Под средствами формирования готовности к выбору профессии подразумеваются  предметы, обладающие тремя важными  характеристиками:

- во-первых, для того, чтобы  тот или иной предмет выступал  в этой роли, в нем должна  быть заключена человеческая  культура, и это естественно, ибо  процесс воспитания - это процесс  его передачи и усвоения;

- во-вторых, эта культура  должна содержаться в них в  концентрированном виде, ибо только  тогда они могут использоваться  результативно в воспитательном  процессе;

- в-третьих, необходимейшим  условием этой результативности  выступает педагогическая обработанность  культуры, заложенной в воспитательных  средствах, иначе ее усвоение  окажется недоступным для воспитанников  с их определенными возрастными  и индивидуальными особенностями  [11].

Информация о работе Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников