Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа
Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.
Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения
Гистограмма 3. Динамика сформированности психологической готовности к выбору профессии (%)
Контрольная диагностика показала, что количество учащихся, выбравших конкретную профессию или определившихся с возможным профессиональным выбором, увеличилось на 52%. Прослеживалось прогнозирование приемлемости профессии в ближайшей перспективе (ориентация на востребованные профессии, реальное получение необходимого образования). Появились учащиеся, ориентированные на работу в медицинских и учебных учреждениях, в армии, железнодорожном транспорте, заводе, что свидетельствует о появлении у школьников новых ценностных ориентации, активизации размышлений о будущем.
Шесть учащихся укрепили имеющиеся мнения относительно будущего выбора, десять самостоятельно изменили решение (например, первоначально один ученик был ориентирован на профессию журналиста, хотел продолжить обучение в старшей школе, но в ходе курса старшеклассник смог соотнести свои способности и возможности с требованиями профессии, её востребованностью на рынке труда и в результате сумел использовать резервный вариант, выбрал профессию автослесарь).
100 % учащихся отметили, что
после прохождения курса лучше
стали знать мир профессий
и усвоили правила выбора
92% отметили, что хорошо
изучили свои возможности и
способности. Лишь 2 человека имеют
по этому поводу сомнения. (6 чел.
имеют несколько резервных
Качественный анализ результатов диагностики показал, что 9 человек (90%) учащихся готовы самостоятельно сделать профессиональный выбор, при этом у 7 человек (70%) влияние на этот выбор оказали занятия курса.
В целом, это доказывает,
что содержание и средства формирующего
этапа эксперимента были выбраны
правильно и оказались
Таким образом, цикл тренинговых занятий, который мы применили в ходе нашего экспериментального исследования, помог нам значительно повысить уровень сформированности психологической готовности старшеклассников и помог многим ученикам определиться в выборе профессии, что говорит об эффективности реализованных нами мероприятий.
В ходе формирующего эксперимента в конце каждого тренингового занятия Тренер задавал вопрос об актуальном состоянии участников группы. По окончании тренинга на последнем занятии был организован обмен впечатлениями о тренинге в целом.
Анализ высказываний старшеклассников показал, что все учащиеся экспериментальной группы освоили основные правила выбора профессии, определили свои жизненные ценности, описали мотивы своего выбора и сформулировали последствия неправильного выбора. Кроме этого, учащиеся смогли соотнести свои возможности с требованиями выбранной профессии, указали, где можно ее получить, описали перспективу профессионального роста. Обмен впечатлениями о тренинге по окончании курса свидетельствует о том, что в настоящий момент старшеклассники оптимистично настроены по отношению к своему будущему, верят в свои силы, ориентированы на высокооплачиваемую, востребованную на рынке труда работу, что также свидетельствует об эффективности курса.
Таким образом, на основании выше изложенного, можно сделать вывод, что в ходе формирующего эксперимента у учащихся сформирован комплекс представлений, умений и отношений, который и является оценкой определения психологической готовности к выбору дальнейшего образовательного маршрута, ярко прослеживается стремление к самореализации.
Итоги контрольной диагностики свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию готовности к выбору профессии старшеклассников и служат подтверждением гипотезы, выдвинутой в начале исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование подтвердило актуальность проблемы формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии.
Понятие «психологическая готовность к выбору профессии» включает в себя:
- устойчивое состояние
личности учащегося, в основе
которого лежит динамическое
сочетание определённых
- внутреннюю убеждённость
и осознанность фактора выбора
профессии, осведомлённость о
мире труда, о том, какие
физические и психологические
требования профессия
- способность к познанию
индивидуальных особенностей (образ
«Я»), анализу профессий и принятия
решения на основе
Психологическая готовность к выбору профессии в подростковом возрасте определяется сформированностью информационной, мотивационно-ценностной и практической составляющих этой готовности.
Специфические особенности
выбора профессии старшеклассниками
заключаются в том, что решение
о выборе профессионального и
жизненного старшеклассники принимают,
опираясь не на жизненный опыт, а
на представления о своём будущем.
Объективно и полно оценить себя
старшеклассники не в состоянии
- понимание собственных
Типичными ошибками при выборе
профессии старшеклассниками
В нашем исследовании мы выделили тренинг как возможное эффективное средство формирования психологической готовности. Мы предположили, что повышению уровня психологической готовности старшеклассников к выбору профессии, возможно, будут способствовать специальные тренинговые занятия, составленные с учетом личностных особенностей участников, исходного уровня их психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых при выборе карьеры школьниками конкретной группы.
Экспериментальная проверка
выдвинутой гипотезы показала, что
на констатирующем этапе контрольная
и экспериментальная группа были
сформированы таким образом, чтобы
уровни психологической готовности
к выбору профессии старшеклассников
контрольной и
После проведения цикла тренинговых занятий в экспериментальной группе контрольная диагностика показала значительное расхождение Сравнительный анализ результатов диагностического исследования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал в контрольной группе, где не проводились тренинговые занятия, на констатирующем и контрольном этапах получены практически одинаковые результаты диагностики. В экспериментальной же группе прослеживается тенденция к повышению уровня сформированности психологической готовности к выбору профессии.
Итоги контрольной диагностики свидетельствуют об эффективности проведенной работы по формированию готовности к выбору профессии старшеклассников и служат подтверждением гипотезы, выдвинутой в начале исследования.
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Характеристика критериев сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению
КРИТЕРИИ |
ПОКАЗАТЕЛИ | |||
КОГНИТИВНЫЙ |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Степень осознанности подростками значения и необходимости учебы и труда. Полнота знаний о содержании труда в профессии. Ориентировка в знаниях своих интересов и возможностей. |
Степень осознанности состояния своего здоровья и требовании профессии к человеку на основе самооценки, осознания своей деятельности (рефлексия). Полнота знаний о факторах воздействия избранной профессии на состояние здоровья. |
Устойчивые познавательные интересы. Знание своих интересов, способностей Знание общих ПBK, понятие, о специальных ПВК. |
Знание предметной стороны профессиональной деятельности. Владение способами самодиагностики и саморазвития. | |
МОТИВАционно-ПОТРЕБностный |
Наличие интереса к процессу труда,
материальному вознаграждению за труд.
Осознание необходимости |
Мотивы выбора сферы профессиональной деятельности на основе соотнесения возможностей (состояния здоровья) с желаниями, востребованностью этой профессии, труда в обществе. Осознание необходимости иметь личный профессиональный план -осознанность профессиональной карьеры (мотивация на достижение), |
Мотивы личного благополучия в результате выбора данной профессии. Переживание положительных эмоций и сознательное их возобновление при занятии определенной деятельностью. Социальное самоопределение. |
Понимание общественной значимости знаний
и умений. Присутствие интереса к
профессии в системе ценностных
ориентации. Потребность сделать
определенную деятельность профессиональной,
реализовать способности в |
ДЕЯТЕЛЬностно-ПРАКТИЧЕСКИЙ |
Проявление самостоятельности: целеполагание, исполнение, контроль и оценка хода работы, оценка результатов труда; Активность в овладении профессионально значимыми знаниями и умениями. |
Проявления самостоятельности
и своего творческою потенциала. Степень
самостоятельности и |
Наличие достаточно активных усилий при возможности заняться определенной деятельностью. |
Большая интенсивность внимания, волевых
усилий к преодолению трудностей,
Самостоятельный поиск |