Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:40, дипломная работа

Описание

Цель исследования – научно обосновать и экспериментально проверить средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования психологической подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в современных условиях.
2. Раскрыть сущность психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, определить критерии и уровни ее сформированности.
3. Выявить и реализовать средства формирования психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; проверить эффективность этой реализации.

Содержание

Введение ……………………………………………...............................3 Глава I. Теоретические основы формирования у старших школьников психологической готовности к выбору профессии в образовательных школах
1.1. Специфика выбора профессии старшеклассниками .……………….10
1.2. Проблема психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников в психолого-педагогической литературе ……..…….17
1.3. Средства формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………….…………..27
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование психологической готовности старшеклассников к выбору профессии
2.1. Диагностика психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………………………………………39
2.2. Организация работа по формированию психологической готовности старшеклассников к выбору профессии ……………………………………47
2.3. Проверка эффективности работы по формированию психологической готовности к выбору профессии ………………………………….……….55
Заключение ……………………………………………………………………61
Библиография ………………………………………………………………..64
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ВКР психология.docx

— 144.37 Кб (Скачать документ)

Гистограмма 3. Динамика сформированности психологической готовности к выбору профессии (%)

Контрольная диагностика  показала, что количество учащихся, выбравших конкретную профессию или определившихся с возможным профессиональным выбором, увеличилось на 52%. Прослеживалось прогнозирование приемлемости профессии в ближайшей перспективе (ориентация на востребованные профессии, реальное получение необходимого образования). Появились учащиеся, ориентированные на работу в медицинских и учебных учреждениях, в армии, железнодорожном транспорте, заводе, что свидетельствует о появлении у школьников новых ценностных ориентации, активизации размышлений о будущем.

Шесть учащихся укрепили имеющиеся  мнения относительно будущего выбора, десять самостоятельно изменили решение (например, первоначально один ученик был ориентирован на профессию журналиста, хотел продолжить обучение в старшей  школе, но в ходе курса старшеклассник  смог соотнести свои способности и возможности с требованиями профессии, её востребованностью на рынке труда и в результате сумел использовать резервный вариант, выбрал профессию автослесарь).

100 % учащихся отметили, что  после прохождения курса лучше  стали знать мир профессий  и усвоили правила выбора профессий. 

92% отметили, что хорошо  изучили свои возможности и  способности. Лишь 2 человека имеют  по этому поводу сомнения. (6 чел.  имеют несколько резервных вариантов  выбора профессии, но окончательное  решение они пока принять не  могут).

Качественный анализ результатов  диагностики показал, что 9 человек (90%) учащихся готовы самостоятельно сделать  профессиональный выбор, при этом у 7 человек (70%) влияние на этот выбор  оказали занятия курса.

В целом, это доказывает, что содержание и средства формирующего этапа эксперимента были выбраны  правильно и оказались эффективными для повышения уровня психологической  готовности  старшеклассников к  выбору профессии.

Таким образом, цикл тренинговых  занятий, который мы применили в  ходе нашего экспериментального исследования, помог нам значительно повысить уровень сформированности психологической  готовности старшеклассников и помог  многим ученикам определиться в выборе профессии, что говорит об эффективности  реализованных нами мероприятий.

В ходе формирующего эксперимента в конце каждого тренингового занятия Тренер задавал вопрос об актуальном состоянии участников группы. По окончании тренинга на последнем  занятии был организован обмен  впечатлениями о  тренинге в целом.

Анализ высказываний старшеклассников показал, что все учащиеся экспериментальной  группы освоили основные правила  выбора профессии, определили свои жизненные  ценности, описали мотивы своего выбора и сформулировали последствия неправильного выбора. Кроме этого, учащиеся смогли соотнести свои возможности с требованиями выбранной профессии, указали, где можно ее получить, описали перспективу профессионального роста. Обмен впечатлениями о  тренинге по окончании курса свидетельствует о том, что в настоящий момент старшеклассники оптимистично настроены по отношению к своему будущему, верят в свои силы, ориентированы на высокооплачиваемую, востребованную на рынке труда работу, что также свидетельствует об эффективности курса.

Таким образом, на основании  выше изложенного, можно сделать  вывод, что в ходе формирующего эксперимента у учащихся сформирован комплекс представлений, умений и отношений, который и является оценкой определения  психологической готовности к выбору дальнейшего образовательного маршрута, ярко прослеживается стремление к самореализации.

Итоги контрольной диагностики  свидетельствуют об эффективности  проведенной работы по формированию готовности к выбору профессии старшеклассников и служат подтверждением гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное нами исследование подтвердило актуальность проблемы формирования психологической готовности старшеклассников к выбору профессии.

Понятие  «психологическая готовность к выбору профессии» включает в себя:

-  устойчивое состояние  личности учащегося, в основе  которого лежит динамическое  сочетание определённых свойств,  включающее направленность интересов  и склонностей, его практический  опыт и знание своих особенностей  в связи с выбором профессии;

-  внутреннюю убеждённость  и осознанность фактора выбора  профессии, осведомлённость о  мире труда, о том, какие  физические и психологические  требования профессия предъявляет  к человеку;

-  способность к познанию  индивидуальных особенностей (образ  «Я»), анализу профессий и принятия  решения на основе сопоставления  этих двух видов знаний, то  есть способность к сознательному  выбору профессии. 

Психологическая готовность к выбору профессии в подростковом возрасте определяется сформированностью  информационной, мотивационно-ценностной и практической составляющих этой готовности.

Специфические  особенности  выбора профессии старшеклассниками  заключаются в том, что решение  о выборе профессионального и  жизненного старшеклассники принимают, опираясь не на жизненный опыт, а  на представления о своём будущем. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии -  понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, что ведет к ошибочному профессиональному  самоопределению.

Типичными ошибками при выборе профессии старшеклассниками являются следующие: ориентация подростка сразу  на профессию высшей квалификации; пренебрежение к профессиям, которые  являются не престижными; отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а  по требованию родителей или других людей; увлечение только внешней  или какой-либо одной стороной профессии; перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с  этим учебным предметом; выбор профессии, связанный с выбором данной профессии  друзьями.

В нашем исследовании мы выделили тренинг как возможное  эффективное средство формирования психологической готовности. Мы  предположили, что повышению уровня психологической готовности старшеклассников к выбору профессии, возможно, будут  способствовать специальные тренинговые  занятия, составленные с учетом личностных особенностей участников, исходного  уровня их психологической готовности к профессиональному выбору, наиболее распространенных ошибок, допускаемых  при выборе карьеры школьниками  конкретной группы.

Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы показала, что  на констатирующем этапе контрольная  и экспериментальная группа были сформированы таким образом, чтобы  уровни психологической готовности  к выбору  профессии старшеклассников контрольной и экспериментальной  групп не имели количественных расхождений.

После проведения цикла тренинговых  занятий в экспериментальной  группе контрольная диагностика  показала значительное расхождение  Сравнительный анализ  результатов  диагностического исследования  на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал в контрольной  группе, где не проводились тренинговые  занятия, на констатирующем и контрольном  этапах получены практически одинаковые результаты диагностики. В экспериментальной же группе прослеживается  тенденция к повышению уровня сформированности психологической готовности к выбору профессии.

Итоги контрольной диагностики  свидетельствуют об эффективности  проведенной работы по формированию готовности к выбору профессии старшеклассников и служат подтверждением гипотезы, выдвинутой в начале исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

    1. Анананьева, Г. Графическая беседа «Мой профессиональный выбор». Проективный метод на этапе предпрофильной ориентации [Текст]/ Г. Ананьева// Школьный психолог. – 2009, № 24. – с. 16-17.
    2. Алексеев, Ю. Выбирая профессию [Текст] /Ю. Алексеев // Воспитание школьников. - 2010. - № 2. - С.23.
    3. Болотова, Е.Л. Профильное обучение в старшей школе [Текст] / Е.Л. Болотова. - М.: Просвещение, 2006. - 264с.
    4. Гапоненко, А.В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению [Текст]/  А.В. Гапоненко// Школа и производство. – 2006, № 3. – С. 10-15.
    5. Голубева, Я.В. Педагогическая подготовка старшеклассников к выбору профильного обучения [Текст]/  Я.В. Голубева//Психология и школа. – 2008, № 3. – С. 60-67.
    6. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника [Текст] /А.Е. Голомшток. - М.: Просвещение, 1979. - 390с.
    7. Жуковская, В.И. Психологические основы выбора профессии [Текст]/  В.И. Жуковская. – Минск: МИК, 1978. – 178 с.
    8. Зеер, Э.Ф. Профориентология: теория и практика [Текст]/  Э.Ф. Зеер. – Екатеринбург: ЮНИВЕР ПРЕСС, 2006. – 192 с.
    9. Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст]/  Е.А. Климов. – М.: Логос, 1991. – 186 с.
    10. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст]/  И.С. Кон. – М.: Психология, 1982. – 247 с.
    11. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 475с.
    12. Климов, Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации [Текст] /Е.А. Климов. - М.: Знание, 2003. - 237с.
    13. Кроль, В.М. Психология и педагогика [Текст] /В.М. Кроль. - М.: Высш. шк., 2003.- 296 с.
    14. Крылова, А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии [Текст]/  А.А. Крылова. – Питер, 2002. – 136 с.
    15. Кухарчук, А.М. Профессиональное самоопределение учащихся [Текст]/  А.М. Кухарчук, А.В. Центипер. – М.: Альфа, 2006. - 127с.
    16. Кушнер, Ю. Формирование профориентационных интересов учащихся в семье [Текст]/  Ю. Кушнер // Воспитание школьников. – 1992, № 3, № 4. – С. 15-19.
    17. Мартина, Н.К. Формирование устойчивой готовности к профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения [Текст] /Н.К. Мартина. – Сургут: АРУС, 2006. - 462с.
    18. Майерс, Д. Социальная психология [Текст]/  Д. Майерс. – СПб: Питер, 1999. – 235 с.
    19. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/  В.С. Мухина. – М.: Психология, 1997. – 348 с.
    20. Орлов, Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера [Текст]/  Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 1987. – 215 с.
    21. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/  А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1973. – 431 с.
    22. Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков  [Текст]/   О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.
    23. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст]/   под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.
    24. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» (Сборник) [Текст]/  под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб : Речь, 2007. – 365 с.
    25. Прощицкая, Е.Н. Практикум по выбору профессии  [Текст]/ Е.Н. Прошицкая. – М., 1995. – 152 с.
    26. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы)  [Текст]/ Н.С.Пряжников  – М.: ВАКО, 2005.-  288 с.
    27. Пряжников, Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников в профессиональном самоопределении [Текст]/ Н. Пряжников// Директор школы. – 2008, № 6. – с. 84-89.
    28. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию! [Текст] /Е.Н. Прощицкая. - М.: Просвещение, 1992. - 332с.
    29. Пряжников, Н. Профессиональное личностное самоопределение [Текст] / Н. Пряжников. - М.: Просвещение, 1996. - 384с.
    30. Психологический словарь [Текст] под ред. Зинченко. - М.: Просвещение, 1990. - 532с.
    31. Резапкина, Г. Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии [Текст]/  Г. Резапкина// Школьный психолог. – 2009, № 19. – С. 18-32.
    32. Резапкина, Г. Профессия и карьера: сценарии тренингов профессионального самоопределения для учащихся 8-9 классов [Текст]/  Г. Резапкина// Школьный психолог. – 2009, № 2. – С. 13-36.
    33. Ратанова, Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности [Текст] / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М.: МПСИ, издательство «Флинта», 2000. - 326с.
    34. Ретивых, М.В. Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению [Текст] / М.В. Ретивых. – М.: Прима, 2008. - 442с.
    35. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/  Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 326 с.
    36. Смирнова, Ю.Е. Психолого-педагогическая поддержка учащихся при выборе профиля обучения [Текст]/ Е.Ю. Смирнова// Профильная школа. – 2010, № 3. – С. 14-20.
    37. Трушина, Н. Н. Особенности психологического сопровождения профессионального развития личности в подростковом возрасте [Текст]/  Н.Н. Трушина// психология и школа. – 2008, № 3. – С. 44-55.
    38. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. [Текст]/  А.П. Чернявская. – М.: Владос-Пресс, 2001. – 96с.
    39. Чистякова, С.Н. Профильная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки. [Текст]/ С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев // Профильное обучение. Ч.I. - Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2004. - №4. – С.55-68
    40. Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению [Текст] /С.Н. Чистякова. - М.: Филология. Институт общего среднего образования РАО, - 2007. - 80 с.
    41. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в юности [Текст]/ П.А. Шавир. – М.: Прима, 1981. -  181 с.
    42. Шангин, Н.А. Психологическая подготовка старшеклассников средней школы к сознательному выбору профессии [Текст] / Н.А. Шангин. – М.: Логос, 2009. - 218с.
    43. Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение, 2004. – 235 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Характеристика критериев  сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному  самоопределению 

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

КОГНИТИВНЫЙ

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Степень осознанности подростками  значения и необходимости учебы  и труда. Полнота знаний о содержании труда в профессии. Ориентировка в знаниях своих интересов  и возможностей.

Степень осознанности состояния своего здоровья и требовании профессии  к человеку на основе самооценки, осознания  своей деятельности (рефлексия). Полнота  знаний о факторах воздействия избранной  профессии на состояние здоровья.

Устойчивые познавательные интересы. Знание своих интересов, способностей Знание общих ПBK, понятие, о специальных ПВК.

Знание предметной стороны профессиональной деятельности. Владение способами самодиагностики  и саморазвития.

МОТИВАционно-ПОТРЕБностный

Наличие интереса к процессу труда, материальному вознаграждению за труд. Осознание необходимости участия  в труде для своей жизни  и общества как здорового образа жизни.

Мотивы выбора сферы профессиональной деятельности на основе соотнесения  возможностей (состояния здоровья) с желаниями, востребованностью  этой профессии, труда в обществе. Осознание необходимости иметь  личный профессиональный план -осознанность профессиональной карьеры (мотивация  на достижение),

Мотивы личного благополучия в  результате выбора данной профессии. Переживание  положительных эмоций и сознательное их возобновление при занятии  определенной деятельностью. Социальное самоопределение.

Понимание общественной значимости знаний и умений. Присутствие интереса к  профессии в системе ценностных ориентации. Потребность сделать  определенную деятельность профессиональной, реализовать способности в деятельности.

ДЕЯТЕЛЬностно-ПРАКТИЧЕСКИЙ

Проявление самостоятельности: целеполагание, исполнение, контроль и оценка хода работы, оценка результатов труда; Активность в овладении профессионально  значимыми знаниями и умениями.

Проявления самостоятельности  и своего творческою потенциала. Степень  самостоятельности и программирования выполнения своего профессионального  плана Степень его выполнения

Наличие достаточно активных усилий при возможности заняться определенной деятельностью.

Большая интенсивность внимания, волевых  усилий к преодолению трудностей, Самостоятельный поиск возможностей для деятельности, приближенной к  реальной-

Информация о работе Средства формирования психологической готовности к выбору профессии у старшеклассников