Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:56, дипломная работа
Актуальность. Социально-психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Организационная культура в свою очередь - это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход организации своей жизнедеятельности.
Социально-психологический климат организации тесно связан со всеми ее прочими параметрами. Среди них важнейшими, безусловно, являются трудовая мотивация персонала.
Дипломная работа:
Взаимосвязь социально-психологического климата и мотивации трудовой деятельности сотрудников.
Содержание
Введение
Актуал.ьность. Социально-психо.логический климат на эмо.циональном уровне отражает сложив.шиеся в коллективе взаимоо.тношения, характер делового сотруднич.ества, отно.шение к значимым явлениям жизни. Организа.ционная культура в свою очередь - это специф.ическое для данной орган.изации ценности, отнош.ения, нормы повед.ения, установки, традиции, ритуалы. Она опред.еляет типичный для членов орган.изации подход организации своей жизнеде.ятельности.
Социально-психол.огический климат орган.изации тесно связан со всеми ее прочими пара.метрами. Среди них важне.йшими, безусловно, являются трудовая мот.ивация персонала.
В современ.ном деловом мире комм.ерческий успех орган.изации зависит от того, в какой степени работ.ники реализуют свой професс.иональный потен.циал. Несмотря на несметное коли.чество теорий и опубл.икованных примеров из практики, трудовая моти.вация зачастую остается для руково.дителя чем-то таи.нственным. Отчасти это происходит потому, что мотивы профессио.нальной деятел.ьности у людей бывают самые разные, да и мех.анизм формир.ования мотивации различен.
Мотивация профе.ссиональной деятель.ности является одной из фунда.ментальных проблем как отече.ственной, так и зарубе.жной психологии. Ее значи.мость для разработки современной психо.логии связана с анализом исто.чников активности человека, побудите.льных сил его деятель.ности, пове.дения. В самом общем плане мотив - это то, что опре.деляет, стимулирует, побуж.дает человека к сов.ершению какого-либо действия, вклю.чая в опред.еляемую этим мотивом деятел.ьность. Сложность, многоаспе.ктность проблемы мо.тивации обуславливает множ.ественность подходов к поним.анию ее сущности, структуры, а также методам ее изу.чения.
Именно из.учению взаимосвязи данных характ.еристик коллектива с особен.ностями трудовой моти.вации мы и посв.ятим свою работу.
Целью моей работы, таким образом, является исслед.ование взаимосвязи соци.ально-психолог.ического климата с особен.ностями трудовой мотив.ации персонала организации.
Объектом исследо.вания является соци.ально-психологич.еский климат организа.ции.
Предметом - взаим.освязь социально-психол.огического климата и трудовой мотивации трудовой деятельности сотрудников.
В соотве.тствии с целью работы были опред.елены следующие задачи иссл.едования:
Рассмотреть понятие и особенности формирования со.циально-психологичес.кого климата коллектива
Изучить влияние особен.ностей управления на соци.ально-психологический климат
Описать методо.логический инстр.ументарий к решению проблемы совершенствования соци.ально-психологического кл.имата сотрудников
Проанализировать эволюция теоретических подходов к мотивации сотрудников
Изучить современные теории мотивации,
Провести эмпири.ческое иссл.едование взаим.освязи социально-психологического клим.ата и трудовой мот.ивации сотрудников
на примере реально существ.
Гипо.тезой исслед.ования является предп.оложение о положите.льной связи уровня трудовой мотив.ации сотруд.ников с оценкой ими психол.огического климата и различных сторон органи.зационной культуры.
Для подтве.рждения данной
гипотезы в экспер.иментальной части
иссле.дования проведены
Базой исследования явл.ялся Института предпринимательства и кооперации г. Москва, . В диагностике принимали участие 42 человека
«Люди – самый глав.ный ресурс органи.зации, важней.ший источник производ.ительности. Знаменитый на весь мир бизнес.мен Генри Форд твердо заявлял: «Вы можете заб.рать мои фабрики, сжечь мои зд.ания, но оставьте мне людей, и я все восст.ановлю». Действ.ительно, органи.зация не может сама увеличить свою произво.дительность – это могут люди. Они являют.ся действ.ительно ценным достоянием любой органи.зации. Системы устаревают. Здания руш.атся. Оборудо.вание изнашивае.тся. А люди могут расти, развива.ться и работать более эфф.ективно, особенно если их руков.одитель знает, на что они способны, и умеет нап.равить их силы в одно русло, что выполн.яется поста.новкой общей цели и мотивир.ованием к труду. Поэтому эффек.тивное управление «человече.скими ресурсами», создание опти.мального социально-психологи.ческого климата выдви.гается в число крит.ических факторов экономи.ческого успеха»1.
«Изучение социал.ьно-психологи.ческого климата коллект.ива издавна привлекает внимание исслед.ователей-психоло.гов. О нем написаны десятки моно.графий и диссер.таций, сделаны сотни докл.адов на научных конфер.енциях и симпоз.иумах. Однако ученым пока так и не удалось окончат.ельно договор.иться, что же такое социально-психол.огический климат. Сегодня существует более сотни определ.ений данного явления и не мень.шее количество методик его изуч.ения»2.
«В.М. Шепель одним из пе.рвых попы.тался раскрыть содержание понятия социа.льно-психоло.гический климат как эмоц.иональную окраску психоло.гических связей членов коллектива, возник.ающей на основе их близости, симпатии, совпад.ения характеров, интересов и склон.ностей. Он также выделил в этом пон.ятии три «климати.ческие зоны»: социал.ьный климат, который опреде.ляется тем, насколько на предп.риятии высока осознан.ность рабо.тниками общих целей и задач, насколько здесь гаранти.ровано собл.юдение всех консти.туционных прав работник.ов как граждан. Морал.ьный климат, который опред.еляется моральными ценност.ями общеприня.тыми в данном коллективе и психолог.ический климат, то есть неофиц.иальная атмосфера, которая скла.дывается между работниками, находя.щимися в непосредст.венном контакте друг с другом. То есть, психо.логический климат - это микрок.лимат, зона действия, которого значит.ельно локальнее морального и соц.иального»3.
«Е.С. Кузьмин считает, что понятие психол.огический климат отража.ет характер взаимоо.тношений между людьми, преобла.дающий тон обществен.ного настроения, уровень управления, условия и осо.бенности труда и отдыха в данном колле.ктиве»4.
«Б.Ф. Ломов включает в по.нятие психологич.еский климат систему межл.ичностных отношений, психологи.ческих по природе (симпатия, анти.патия, дружба); психологич.еские механизмы взаимод.ействия между людьми (подра.жание, сопереж.ивание, содействие); систему взаи.мных требований, общее настро.ение, общий стиль совме.стной трудовой деятельности, интелл.ектуальное, эмоци.ональное и волевое единство коллек.тива.
Соци.ально-психол.огический климат – качест.венная сторона меж.личностных отношений, про.являющаяся в виде совокупности психолог.ических условий, способству.ющих или препятству.ющих продукт.ивной совместной деятел.ьности и всесторон.нему развитию личности в колле.ктиве. Важнейшие признаки благопр.иятного социально-психологич.еского климата: доверие и высо.кая требоват.ельность членов колле.ктива друг к другу; доброжела.тельная и деловая критика; свободное выраже.ние собств.енного мнения при обсу.ждении вопросов, каса.ющихся всего коллектива; отсутствие давления руков.одителей на подчиненных и призна.ние за ними права прин.имать значимые для колле.ктива решения»5.
«Социально-психоло.гический климат – состояние межл.ичностных отношений в трудовом колле.ктиве. Благоприят.ный социально-психологи.ческий климат способствует росту производи.тельности труда в коллективе, удо.влетворенности трудом членов колл.ектива и его сплоченности»6.
Анализ разли.чных точек зрения на содер.жание понятия социально-псих.ологического климата позв.оляет сделать вывод о том, что он пред.ставляет собой преобла.дающий и относительно усто.йчивый псих.ический настрой колл.ектива, который находит многообр.азные формы проявл.ения во всей его жизнедея.тельности. Социально-психоло.гический климат – это состояние психо.логии трудового колл.ектива как единого целого, которое инте.грирует частные груп.повые состояния. Климат – это не сумма групп.овых состояний, а их интеграл.
«Структура социально-психол.ог
Изучение коммуникат.ивных связей в коллек.тиве по числу и напра.вленности контактов, по их содер.жанию может свидете.льствовать о состоянии взаим.оотношений в нем. Неблаг.ополучное развитие взаим.оотношений приводит к посте.пенному обособлению отдел.ьных членов коллектива, сокр.ащению числа контактов в нем, к сверты.ванию коммуни.кативных связей до фор.мально-необходимых, к наруш.ению обратной связи между участн.иками деятельн.ости. Таким образом, коммун.икативные связи в колл.ективе выступают в качестве эмпири.ческих показателей социально-психолог.ического климата»7.
«Осно.вными показат.елями социально-психолог.ического климата трудового коллектива являются стремл.ение к сохранению цело.стности группы, совместимость, сработанность, сплоч.енность, контактность, открыт.ость, ответственность. Кратко ра.ссмотрим сущн.ость этих показателей.
Спло.ченность – один из объед.иняющих подраз.деление процессов. Характ.еризует степень приверже.нности к группе ее членов. Определяется двумя основ.ными переменными – уровнем взаи.мной симпатии в межлич.ностных отношениях и степенью привл.екательности группы для ее членов.
Ответст.венность – контроль над деят.ельностью с точки зрения выпол.нения принятых в орган.изации правил и норм. В подразде.лениях с положи.тельным социально-психологич.еским климатом сотрудн.ики стремятся к принятию на себя ответ.ственности за успех или неудачу совместной деяте.льности.
Конт.актность и открыт.ость – определяют степень развития личных взаимоотно.шений сотрудников, уровень психол.огической близости между ними»8.
«Социально-псих.ологический климат как ин.тегральное состояние коллектива включает в себя целый комплекс различ.ных характеристик. Поэтому его нев.озможно изме.рить по какому-либо одному показат.елю. Разработ.ана определе.нная система показателей, на основании которых оказывается возмож.ным оценить уровень и состояние социа.льно-психолог.ического климата.
Характеристики благопр.иятного социально-психоло.гического климата:
Характе.ристики неблагопр.иятного социально-психоло.гического климата:
«Большое зн.ачение для форми.рования социально-психоло.гического климата имеет осознание для перс.онала общих целей с орга.низацией. Если работники преданы своей орга.низации и ее целям, это полож.ительно влияет на работу фирмы. Когда климат комп.ании является «прав.ильным», «сильным» и позити.вным, персонал хочет сделать то, что он должны делать. Люди энер.гично и с энтузи.азмом выпо.лняют их работу, потому что они рассма.тривают цели ор.ганизации как свои цели, к которым необхо.димо стремиться. Им не нужно посто.янно говорить, что делать и когда делать, они видят, что должно быть сделано и хотят это сделать хорошо. «Напр.авляющей целью и постоянной заботой социал.ьно-психол.огического климата является борьба за «сердца и умы» работ.ников, определение их цели, управл.ение тем, что они думают и чувст.вуют, а не только тем, как они ведут себя»10.
«В исследов.аниях отечестве.нных социальных пси.хологов (К.К. Плат.онова, А.А. Русалин.овой, В.М. Шепеля, Б.Д. Пары.гина, А.Н. Щерб.ань и др.) наме.тились четыре основных подхода к пон.иманию природы социально-психол.огического климата. Но все они сходятся во мнении, что феномен социально-психоло.гического климата включает понятие состо.яния психологии организ.ации как единого целого, которое интегрир.ует частные групп.овые состояния. Социально-психолог.ический климат как интегра.льное состояние органи.зации включает целый ком.плекс различных харак.теристик. Разработана опре.деленная система показателей, на основ.ании которых оказыва.ется возможным оценить уровень и сост.ояние климата. При его изуч.ении с помощ.ью анкетного опроса за основные пок.азатели обычно берутся следующие: удовлет.воренность работников орга.низации характером и содерж.анием труда, взаимоотноше.ниями с коллегами по работе и мене.джерами, стилем руководства фирмой, уровнем кон.фликтности отношений, профессиона.льной подгот.овкой персонала.