Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа
Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.
Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г. Р. ДЕРЖАВИНА»
ИНСТИТУТ ИСКУССТВ
Кафедра
социально-культурной деятельности
Сусликова
Елена Александровна
ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОСУГА ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
Дипломная
работа
«Допущена к защите» Студентки 5 курса (53 группы)
заведующая кафедрой, дневного отделения
к.п.н., доцент Научный руководитель
___________
Рыбкина Н.В.
Мартынова С.Ю., к.п.н.
Тамбов – 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Реферат……………………………………………………...
Обозначения
и сокращения….…………………..………………………
Введение…………………………………………………………
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2
Сущность и специфика экологического
туризма в процессе организации досуга
подростков………………………………………………….
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….………………………………
Список
использованных источников……………………….………………....
Приложения…………….……………………………………
РЕФЕРАТ
Сусликова Е.А. Организация досуга подростков средствами экологического туризма: Диплом. работа/ Сусликова Елена Александровна; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина; Инст. искусств. кафедра. социально-культурной деятельности.- Тамбов, 2008. – 134 с., 6 табл.,5 прил.
Ключевые слова: Экологический туризм, досуг, подростки, средства экологического туризма, программа.
Объект исследования: досуг подростков.
Предметом исследования является процесс организации досуга подростков средствами экологического туризма.
Цель работы состоит в выявлении и обосновании особенностей организации досуга подростков средствами экологического туризма.
Основные задачи:
1)
раскрыть сущность и специфику
экологического туризма в
2)
определить условия
3)
выявить проблемы в
4)
разработать программу
Исследование
выявило, что создание социально-культурных
условий для внеурочной деятельности
подростков способствует развитию адекватной
самооценки, усиливает ощущение собственной
личностной ценности, повышает культурное
воспитание школьников.
ОБОЗНАЧЕНИЯ
И СОКРАЩЕНИЯ
БД – база данных;
МК РФ – Министерство культуры Российской Федерации;
НХК – народная художественная культура;
ВТО – Всемирная туристическая организация;
ЭУ
- электронный учебник.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования заключается в изучении экологического туризма, где наиболее значимой представляется проблема создания условий эколого-туристической деятельности, благодаря которым возможно организовать рациональный и содержательный досуг подростков.
Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в становлении отдельно взятой личности. В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и вызывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известными средствами.
Многолетнее игнорирование объективных явлений, происходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально – технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков, увеличивается количество детей – бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число ребят употребляющих наркотические вещества, за последние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобщения к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.
В настоящее время необходимо создание условий для эффективной организации эколого-туристического досуга подростков. Поиск новых технологий, разнообразие видов туристической деятельности будет способствовать вовлечению подрастающего поколения в культурно – досуговою деятельность. Следовательно, одним из наиболее эффективных направлений в организации досуга подростков является экологический туризм.
Тенденции развития экологического туризма определены Всемирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам ВТО экологический туризм входит в число пяти основных стратегических направлений развития туризма на период до 2020 г.
Основными целями экотуризма являются: экологическое образование, повышение культуры взаимоотношений человека с природой, выработка этических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и ее отдельных элементов, а также восстановление духовных и физических сил человека, обеспечение полноценного отдыха в условиях естественной природной среды.
Степень научной разработанности:
Анализ литературных источников по исследуемой проблеме показал, что возросший интерес к данной теме является довольно актуальным. При разработке по данной проблеме была использована литература из различных областей знания: экономики, социологии, психологии, теории социально-культурной деятельности, педагогики.
Экономические и социальные проблемы развития экологического туризма раскрываются в трудах Азара В.И., Гуляева В.Г., Дроздова Н.В., Данилина Н.Р., Зайцевой Н.А., Мироненко Н.С., Сергеевой Т.К., Твердохлебов И.Т., Токтогуловой А., Чудновского А.Д. и многих других.
Исследованию
проблемы организации отдыха для
подрастающего поколения
Системные
подходы к непрерывной
Мы использовали опыт педагогических исследований по проблемам содержания туристского образования таких ученых как Жолдак В.И., Виленский М.Я., Зорин И.В., Квартальнов В.А., Чепик В.Д., Остапец-Свешников А.А. и др.; по проблемам экологии, рекреалогии и охраны окружающей среды - Алексеева Т.И., Брук С.Н., Вернадский В.И., Сергеева Т.К., Преображенский В.С., Рей-мерс Н.Ф.; законодательные и нормативные документы по вопросам профессионального образования, экологии, развития туризма, природоохранной деятельности и т.д.
Интересны для нас были также работы Бормотова И.В., Гидзевой М.Х., Петраковой Т.В., Твердого А.В., посвященные изучению различных аспектов экологической подготовки менеджеров туризма. Тем не менее, изученный материал не в полной мере отражает всю специфику организации досуга подростков средствами экологического туризма.
Объект исследования – досуг подростков.
Предмет исследования – процесс организации досуга подростков средствами экологического туризма.
Цель исследования – обосновать особенности организации досуга подростков средствами экологического туризма.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность и специфику экологического туризма в процессе организации досуга подростков;
2) определить условия организации эколого-туристского досуга подростков;
3) выявить проблемы в организации эколого-туристской деятельности подростков;
4) разработать программу организации досуга подростков средствами экологического туризма.
Методы исследования: теоретический анализ научной, методической и специальной литературы по теме дипломной работы, эмпирический анкетный опрос с целью выявления проблем экологического туризма и определения условий организации эколого–туристского досуга подростков, анализ деятельности детей и работы руководителей коллективов педагогического эксперимента, наблюдение, опрос в виде анкетирования, обработка полученных результатов исследования.
База исследования – исследование проводилось на базе ООО туристического центра «Глобус» совместно с МУ СОШ №23 г. Тамбова.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1)
изучена сущность и специфика
экологического туризма в
2)
определены условия
3)
выявлены проблемы в
4)
разработана программа
Практическая значимость:
1)
выявлены особенности
2)
уточнены понятия «
3) разработана анкета и проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление проблем организации эколого-туристической деятельности и определение условий для организации рационального и содержательного досуга подростков (см. Приложение Г);
Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма