Организация досуга подростков средствами экологического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа

Описание

Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.

Содержание

Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81

Работа состоит из  1 файл

диплом сусликова эко-тур..doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ИМ. Г. Р. ДЕРЖАВИНА»

     ИНСТИТУТ  ИСКУССТВ

     Кафедра социально-культурной деятельности 
 
 

     Сусликова Елена Александровна 
 

     ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 

     Дипломная работа 
 
 

     «Допущена к защите»                              Студентки 5 курса (53 группы)

     заведующая кафедрой,                            дневного отделения

     к.п.н., доцент                                       Научный руководитель

     ___________ Рыбкина Н.В.                         Мартынова С.Ю., к.п.н. 
 
 
 
 

     Тамбов – 2008

     СОДЕРЖАНИЕ

Реферат……………………………………………………...……….…………..……3

Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4

Введение……………………………………………………………………………...5

1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10

    1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10

     1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25

2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42

    2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42

    2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58

Заключение………………….…………………………………….………….……..74

Список  использованных источников……………………….………………..........77

Приложения…………….……………………………………..…………………….81 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     Сусликова Е.А. Организация досуга подростков средствами экологического туризма: Диплом. работа/ Сусликова Елена Александровна; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина; Инст. искусств. кафедра. социально-культурной деятельности.- Тамбов, 2008. – 134 с., 6 табл.,5 прил.

     Ключевые  слова: Экологический туризм, досуг, подростки, средства экологического туризма, программа.

     Объект  исследования: досуг подростков.

     Предметом исследования является процесс организации досуга подростков средствами экологического туризма.

     Цель  работы состоит в выявлении и обосновании особенностей организации досуга подростков средствами экологического туризма.

     Основные  задачи:

     1) раскрыть сущность и специфику  экологического туризма в процессе  организации досуга подростков;

     2) определить условия организации  эколого-туристского досуга подростков;

     3) выявить проблемы в организации  эколого-туристской деятельности  подростков;

     4)  разработать программу организации  досуга подростков средствами  экологического туризма.

     Исследование  выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.  
 
 
 
 

     ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 

     БД        – база данных;

     МК  РФ – Министерство культуры Российской Федерации;

     НХК     – народная художественная культура;

     ВТО – Всемирная туристическая организация;

     ЭУ        - электронный учебник. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  данного исследования заключается в изучении экологического туризма, где наиболее значимой представляется проблема создания условий эколого-туристической деятельности, благодаря которым возможно организовать рациональный и содержательный досуг подростков.

     Современная социокультурная ситуация, кризис общества породили сложнейшие проблемы в воспитании подрастающего поколения и в  становлении отдельно взятой личности. В последнее время в обществе происходит совершенно иное восприятие подростков. Современное общество зачастую видит в подростках лишь источник своих проблем и вызывает опасения по поводу будущего нации. Однако многие негативные подростковые проявления в социальной среде уходят своими корнями в проблемы самих ребят. Именно неумение справиться со своими личными переживаниями, тревогами и опасениями побуждает подростков решать свои трудности наиболее известными средствами.

     Многолетнее игнорирование объективных явлений, происходящих в сфере организации свободного времени подростков и молодежи, низкий уровень предлагаемых форм досугового общения, неразвитость материально – технической базы учреждений культуры привели к тому, что с каждым днем растет криминогенность среди подростков, увеличивается количество детей – бродяг, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Число ребят употребляющих наркотические вещества, за последние десять лет увеличилось в 10 раз, причем возраст приобщения к наркотикам 14 лет, но встречаются даже 6-8-летние дети.

     В настоящее время необходимо создание условий для эффективной организации эколого-туристического досуга подростков. Поиск новых технологий, разнообразие видов туристической деятельности будет способствовать вовлечению подрастающего поколения в культурно – досуговою деятельность. Следовательно, одним из наиболее эффективных направлений в организации досуга подростков является экологический туризм.

     Тенденции развития экологического туризма определены Всемирной Туристской Организацией (ВТО). По прогнозам ВТО экологический туризм входит в число пяти основных стратегических направлений развития туризма на период до 2020 г.

     Основными целями экотуризма являются: экологическое  образование, повышение культуры взаимоотношений  человека с природой, выработка этических норм поведения в природной среде, воспитание чувства личной ответственности за судьбу природы и ее отдельных элементов, а также восстановление духовных и физических сил человека, обеспечение полноценного отдыха в условиях естественной природной среды.

     Степень научной разработанности:

     Анализ  литературных источников по исследуемой  проблеме показал, что возросший  интерес к данной теме является довольно актуальным. При разработке по данной проблеме была использована литература из различных областей знания: экономики, социологии, психологии, теории социально-культурной деятельности, педагогики.

     Экономические и социальные проблемы развития экологического туризма раскрываются в трудах Азара  В.И., Гуляева В.Г., Дроздова Н.В., Данилина Н.Р., Зайцевой Н.А., Мироненко Н.С., Сергеевой Т.К., Твердохлебов И.Т., Токтогуловой А., Чудновского А.Д. и многих других.

     Исследованию  проблемы организации отдыха для  подрастающего поколения посвящены  труды Линчевского Э.Э., Лукоянова П.И., Захарова П.П., Степенко Т.В., Костантинова Ю.С., Куликова В.М. и др.

     Системные подходы к непрерывной профессиональной подготовке кадров в сфере туризма  рассматривали Квартальнов В.А., Краевский В.В., Кузьмина Н.В., Шадриков В.Д., Щедровицкий Г.П. и др. 

     Мы  использовали опыт педагогических исследований по проблемам содержания туристского образования таких ученых как Жолдак В.И., Виленский М.Я., Зорин И.В., Квартальнов В.А., Чепик В.Д., Остапец-Свешников А.А. и др.; по проблемам экологии, рекреалогии и охраны окружающей среды - Алексеева Т.И., Брук С.Н., Вернадский В.И.,             Сергеева Т.К., Преображенский В.С., Рей-мерс Н.Ф.; законодательные и нормативные документы по вопросам профессионального образования, экологии, развития туризма, природоохранной деятельности и т.д.

     Интересны для нас были также работы Бормотова И.В., Гидзевой М.Х., Петраковой Т.В., Твердого А.В., посвященные изучению различных аспектов экологической подготовки менеджеров туризма. Тем не менее, изученный материал не в полной мере отражает всю специфику организации досуга подростков средствами экологического туризма.

     Объект  исследования – досуг подростков.

     Предмет исследования – процесс организации досуга подростков средствами экологического туризма.

     Цель  исследования – обосновать особенности организации досуга подростков средствами экологического туризма.

     Задачи исследования:

     1) раскрыть сущность и специфику экологического туризма в процессе организации досуга подростков;

     2) определить условия организации эколого-туристского досуга подростков;

     3) выявить проблемы в организации эколого-туристской деятельности подростков;

     4) разработать программу организации досуга подростков средствами экологического туризма.

     Методы  исследования: теоретический анализ научной, методической и специальной литературы по теме дипломной работы, эмпирический анкетный опрос с целью выявления проблем экологического туризма и определения условий организации эколого–туристского досуга подростков, анализ деятельности детей и работы руководителей коллективов педагогического эксперимента, наблюдение, опрос в виде анкетирования, обработка полученных результатов исследования.

     База  исследования –  исследование проводилось на базе ООО туристического центра «Глобус» совместно с МУ СОШ №23 г. Тамбова.

     Научная новизна исследования состоит в том, что:

     1) изучена сущность и специфика  экологического туризма в процессе  организации досуга подростков;

     2) определены условия организации  эколого-туристского досуга подростков;

     3) выявлены проблемы в организации  эколого-туристской деятельности подростков;

     4) разработана программа организации  досуга подростков средствами  экологического туризма.

     Практическая значимость:

     1) выявлены особенности применения  экологического туризма в процессе  организации досуга подростков;

     2) уточнены понятия «экологический туризм», «досуг», «средства экологического туризма», «условия»;

     3) разработана анкета и проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление проблем организации эколого-туристической деятельности и определение условий для организации рационального и содержательного досуга подростков (см. Приложение Г);

Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма