Организация досуга подростков средствами экологического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа

Описание

Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.

Содержание

Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81

Работа состоит из  1 файл

диплом сусликова эко-тур..doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

     По  нашему мнению туристические центры должны стать самым привлекательным  местом для подростков: центром культуры, здоровья, образования и самообразования, природопользования, путешествия, экологии души - умения думать и чувствовать, трудиться и созидать, рационально использовать свободное время.

     Опираясь  на опыт ТЦ «Глобус» в сфере детско-юношеского  туризма и краеведения мы получи возможность разработки программы для организации досуга подростков средствами экологического туризма.

     Процесс построен таким образом, что позволяет  подросткам за время отдыха повысить свои знания в области экологии, природопользования и краеведения.

     Организация деятельности подростков в рамках программы  «Тропинка» базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использования средств экологического туризма и краеведения.

     Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры путешествия. Ведущая  задача нашей программы - создание оптимальных  условий для организации рационального и содержательного досуга подростков, творческого развития, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе эколого-туристской деятельности.

     В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл программы «Тропинка».

     Занятия проводятся в форме краткосрочных полевых экологических практикумов. Программа может быть реализована в рамках учебных программ общеобразовательных школ, в детских экологических лагерях, в учреждениях дополнительного образования, в специализированных учебных центрах (биостанциях), работающих со школьниками, на особо охраняемых природных территориях (в заповедниках, национальные и природных парках и т.д.), а также в любых экспедициях и походах школьников в природу.

     Программа рассчитана, в основном, на педагогов дополнительного образования и менеджеров туристического досуга.

     Методической  основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми, традиционно применяемые в сфере дополнительного (внешкольного) образования - «натуралистический» подход и методы «полевой экологии».

     Сущностью предлагаемого данной программой подхода является проведение со школьниками краткосрочных экологических практикумов, в процессе которых дети знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе в разные сезоны года, изучают взаимосвязи живых и неживых компонентов природы, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы.

     Цель  программы – активное вовлечение подростков в экологическую деятельность. В рамках программы подростки получат навыки безопасного поведения в природной и социальной среде, закрепят полученные знания и навыки в походах и на соревнованиях. Эта программа обеспечит единство процессов воспитания и образования с мерами оздоровления обучающихся и поэтому имеет, на наш взгляд, значительно больший эффект.

     Крайнее обострение экологических проблем  обусловило сегодня объективную  необходимость коренного изменения  характера взаимодействия человека с окружающей средой, формирование нового типа культуры человеческого общества. На уровне обыденного сознания значение экологической культуры в жизни человека недооценивается система ценностей большинства населения остается ориентировочной на потребление. 

     Процесс развития личности идет непрерывно  Личность формируется не только в результате «прямого» педагогического (процесса) воздействия, на ее становление оказывает влияние весь окружающий мир, собственный отчет по взаимодействию с окружающей средой. Одна из особенностей нашего времени заключается в том, что окружающая среда представляет детям, в подавляющем большинстве, опыт негативного содержания, образец экологической  безграмотности, бескультурья.

     Основной  задачей программы является целенаправленное формирование у детей и подростков позитивного опыта взаимодействия со своей «планетой», ближайшим  окружением, которое позволило бы придать массовый характер росту экологической культуры, влиять на систему ценностей подрастающего поколения.

     Программа «Тропинка» является программой деятельности группы подростков. Такая программа может решить проблему вакуума, некогда образовавшуюся на месте пионерских, октябрятских  групп детей.

     Разрабатывая  программу деятельности подростков, мы учитывали, что у детей данного возраста сильна потребность в игре, общении, приключениях, романтике. Вот почему и структура и стиль изложения в данной программе так непохожи на программы образовательные. Программа создала в форме длительной игры, где главный герой - участник программы.  В ней есть и определенные условия игры, и роли для участников, соответствующий данной роли набор действий, правил, традиций, законов, есть символика, наглядно демонстрирующая степень участия каждого, его достижения, есть сюжет, есть наконец, конкретная территория, часть реальной окружающей среды, на которой разворачиваются действия.

     «Тропинка»  предполагает  индивидуальное освоение ступеней в процессе выполнения как индивидуальных, так и коллективных  заданий.

     Программа рассчитана на реализацию в условиях любого подросткового объединения, деятельность которого не противоречит общечеловеческим  ценностям. В качестве объединения, способного реализовать настоящую программу, мы рассматриваем также обычный школьный класс и учителя в качестве организатора работы по программе. В связи с этим мы предполагаем, что широким полем реализации программы может стать  общеобразовательная школа, учреждения  дополнительного образования.

     Большую роль в расширении кругозора подростков, знакомство их с окружающим миром, безусловно, сыграла экскурсия по историческим и культурным местам Тамбова и области. Поэтому первым этапом программы мы ставим проведение пешеходной экскурсии в парке культуры и отдыха и по улице Набережная, тема экскурсии «10 заповедей туриста».

     Второе  занятие  «Я – планета» можно проводить как в здании, так и на прогулке. На занятии объяснялось, что каждому из подростков важно быть таким, чтобы второму хорошо жилось рядом. Как важно им заботиться друг о друге, помогать, защищать, беречь, любить...

     У каждого из нас тоже только одна планета.  Мы не можем выбрать себе другую так же, как и Земля не может выбрать себе другое человечество. Человек и его планета - нас тоже только двое во вселенной....

     Человек. Для планеты это слово складывается из многих и многих возрастов, национальностей, гражданства и т.д. Какое место занимает каждое «Я» в человеческом обществе, какой социальный статус имеет значимо только для нас. Для планеты важно, чтобы каждое «Я» было таким, как если б оно было единственным на Земле...

     Занятие «Я – планета» поможет подростку научиться жить в гармонии с собой и окружающим миром; сохранять и укреплять свое здоровье; обеспечить экологические условия своей жизнедеятельности- труда отдыха,  питания; избежать микро - и макро- экологических катастроф; оградить себя от неблагоприятных воздействий извне, противостоять им; избавиться от вреда, наносимого себе самому некоторыми привычками, ленью, незнанием; позаботиться об экологии своей души.

     «Я – планета» - это занятие, качественно изменяющие «Я» подростка, включенное в многочисленные контакты с окружающим и способствующие совершенствованию этого взаимодействия благодаря совершенствованию компонента «Я».

     На  Земле проживает огромное количество людей - 5 миллиардов. Между ними много  общего, все они так или иначе общаются, взаимодействуют друг с другом. Но у каждого из них есть и свой мир, непохожий на все остальные. Этот мир состоит из друзей, близких, знакомых; собственного дома; интересов и любимых занятий; родных мест и уголков природы; вещей, работы  и т.д. У каждого человека свои заботы, настроение, память и прошлое, надежды и мечты... Все это, вместе взятое мы называем «планетой» каждого человека.

     Отвечая шаг за шагом на вопрос о том, как  взаимодействовал человек со своей  планетой, природой на протяжении веков, подростки будут обогащать себя историческим опытом, идти по пути осознания своего места, роли на Земле, как представителей современной цивилизации. В «эколого-исторической» цепи предусматриваются  познавательные, игровые, творческие и другие элементы проведения занятия.

     Следующее занятие «Красота спасет мир». Помогло подросткам видеть и понимать прекрасное - качество для человека очень важное. Только тот, кто может оценить неповторимость красоты окружающего мира, природы, способен дорожить этим чудом мироздания - нашей живой планетой. Не менее важно создавать красоту своими руками. Передать красоту окружающего мира  в различных видах творческой деятельности, средствами изобразительного искусства, музыки, художественного слова и т.д. Деятельность подростков предполагает не простое отражение окружающего, а творчество, преумножающее, создающее красивое, благодаря фантазии, воображению детей. Это творчество не на бумаге, холсте или в нотной тетради. Это творчество в окружающей нас природной, социальной, предметной среде. Не забудем и о том, что понятие красоты распространяется и на человека, его внешность и душу, его речь, общение с другими людьми.

     Окружающий  нас мир насыщен тайнами и  чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то - спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Этой мудрости посвящено было четвертое занятие «Живая душа природы».

     Пятое занятие «Знание  во спасение». Для этого, чтобы взаимодействовать с окружающим миром, не причиняя вреда ни себе, ни природе; чтобы заботиться о представителях животного и растительного мира, о своей планете в целом, мало одного желания поступать именно так, мало сочувствия ко всему живому, чтобы наше взаимодействие с окружающим было экологически грамотным, нужны знания. 

     Шестое: «Норд – Икс».  Это занятие посвящено спортивному ориентированию и соревнованиям на природе. Это занятие потребовало большой организационной работы.

     Занятие «Заповедные планеты» предполагало выездную однодневную экскурсию в «Заповедник Вороненский». Тамбовская область, Кирсановский и Инжавинский районы. Там подростки узнали, что «Воронинский» заповедник был создан в 1994 году, но еще в начале 20 века географ В.П. Семенов-Тян-Шанский предлагал создать здесь «уремный парк». «Урема» - это особый, труднопроходимый пойменный лес. Его восстановление и изучение является главной задачей заповедника.

     В состав охраняемой территории включены два относительно больших участка вдоль реки Вороны (правый приток Хопра) и восемь малых, расположенных в долинах её притоков.

     Общая площадь заповедника составляет 10 320 га, что составляет 0,3 % территории Тамбовской области.

     Заповедник  расположен на западных отрогах Приволжской возвышенности. Его рельеф определяется положением вдоль долины реки Ворона, которая отличается ярко выраженной асимметрией склонов: правый гораздо выше и круче левого. Максимальные отметки территории заповедника достигают 180 метров, минимальные – 115 метров.

     Главной водной артерией заповедника является правый приток Хопра - река Ворона. Ее общая  протяженность - 454 км, из них более 90 км река несет воды по территории заповедника. Ширина русла Вороны составляет 50-70 метров, глубина - от 1 до 5-8 метров.

     В долине реки располагаются крупные  пойменные озера: Рамза (250 га), Кипец (70 га), Симерка (площадь 40 га) и более 200 мелких озер. 
Климат территории заповедника – умеренно континентальный. Средняя температура июля +20,4ºC, января -11,3ºС.

Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма