Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа
Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.
Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81
Флора заповедника изучена еще не до конца. Но уже сейчас здесь зарегистрировано 43 редких видов растений, занесенных в Красную книгу Тамбовской области. Среди них несколько видов ковылей, рябчик шахматовидный, шпажник тонкий, адонис весенний, ветреница лесная, бубенчик лилиелистный и другие.
В заповеднике встречаются и виды из Красной книги России. Это рябчик русский, ятрышники шлемоносный и обожженый.
Фауна заповедника, типичная для южной степи, также изучена еще не достаточно. Так, инвентаризация членистоногих находится на начальном этапе, а фауна позвоночных изучена гораздо полнее.
По реке Вороне и её притокам многочисленны бобры, периодически отмечается выдра. После создания заповедника значительно возросла численность лося, кабана, косули, обычен волк.
В
заповеднике встречается
Самым последним занятием был конкурс, который проводился на природе. (см. ПриложениеЕ )
Для участия в нем были необходимы 2 команды по 8 человек. Программа конкурса состояла из «Разминки» и 16 испытаний (8 групповых и 8 одиночных). Первые 8 испытаний проходят как соревнования двух команд, причем после каждого испытания, проигравшая команда исключает одного из своих членов «тайным голосованием». В каждом этапе участвует равное количество игроков, поэтому той команде, в которой участников становится больше, необходимо самостоятельно решить – кому из них предстоит пройти испытание.
После 8-го испытания происходит объединение команд, поэтому следующие 8 этапов каждому игроку предстоит выстоять самостоятельно. Участник, который не смог пройти испытание, выбывает из игры.
В конечном результате должны остаться 2 игрока, один из которых и станет «Последним туристом».
Программой предусмотрен механизм, позволяющий по мере ее реализации вносить изменения и коррективы в перечень мероприятий и объектов, маневрировать ресурсами. Выполнение программных задач в конечном итоге будет содействовать организации содержательного, интересного и познавательного досуга подростков.
С развитием экотуризма связано изменение отношения к окружающей среде, смена моделей природопользования; развитие экотуризма способствует охране природы и культуры, социальному и экономическому развитию. Экологический туризм является и одним из элементов эколого-просветительской деятельности. Особенности экотуризма заключаются в том, что он не только удовлетворяет желание общаться с природой, но заставляет потенциал туризма служить на благо охраны природы, социально-экономического развития, содействует повышению эколого-образовательного и общекультурного уровня подростков.
Таким образом, программа экологических практикумов представляет собой не только программу организации досуга подростков, но и их экологического образования и воспитания.
Подобные программы, способствуют формированию экологической культуры, норм, ценностных экологических ориентаций у подросков, формируют умения руководствоваться моральными и правовыми нормами и правилами экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, мы утверждаем, что разработка программы была обусловлена результатами социологического исследования, которое выявило недостаточную организацию досуга подростков средствами экологического туризма
Опираясь на опыт ТЦ «Глобус» в сфере детско-юношеского туризма и краеведения мы получи возможность разработки программы для организации досуга подростков средствами экологического туризма.
Процесс
был построен таким образом, что
позволил подросткам за время отдыха повысить
свои знания в области экологии, природопользования
и краеведения. Занятия проводились в
форме краткосрочных полевых экологических
практикумов. Программа может быть реализована
в рамках учебных программ общеобразовательных
школ, в детских экологических лагерях,
в учреждениях дополнительного образования,
в специализированных учебных центрах
(биостанциях), работающих со школьниками,
на особо охраняемых природных территориях
(в заповедниках, национальные и природных
парках и т.д.), а также в любых экспедициях
и походах школьников в природу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение задач, поставленных в исследовании, потребовало раскрытия сущности и специфики экологического туризма в процессе организации досуга подростков. Мы определили, что рационально организованный досуг подростков призван не только восстановливать силы, но и придать им новый импульс творческого развития. Мы рассмотрели разнообразные виды досуговой деятельности: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество и выделили особенности досуга и своеобразие условий его протекания. В процессе решения первой задачи мы выяснили, что проблема неразвитости досуга подростков складывается из ряда теоретических и практических противоречий, которые мы рассматривали: личность подростка в системе социальных отношений, свободное время подростков (семья, школа, улица), свобода выбора, Государство, общество и личность, различные подростковые организации.
Изучая сущность и специфику экологического туризма в процессе организации досуга подростков мы сделали вывод о том, что существует много разновидностей туризма, классифицируемых по различным признакам. Среди них и такой вид как экологический туризм. Экологический туризм в процессе организации досуга подростков - это любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению душевного состояния подростков.
Для более глубокого понимания подростками этого вида путешествий мы рассмотрели 10 заповедей экотуриста, а также международные принципы экологического туризма.
По преобладанию той или иной цели путешествия мы выделили направления экологического туризма в процессе организации досуга подростков: познавательное, научное, рекреационное. А также выделили виды экологического туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, конный, водный туризм и морские путешествия, спелеотуризм, агротуризм…
Создание социально-культурных условий организации досуга подростков средствами экологического туризма мы рассматривали в двух плоскостях: в области личностных достижений школьников, а также в сфере профессиональной компетентности педагогов. И в основу классификации этих явлений положено два фактора успеваемости: возможности учащихся и реальные условия их туристической деятельности.
Чтобы выявить проблемы в организации экологического туризма и определить условия организации эколого–туристского досуга подростков, нами было разработано и проведено социологическое исследование, которое показало, что условия организации эколого-туристского досуга в г. Тамбове практически не сформированы. В итоге проведенного исследования нами сформулированы возможные условия организации эколого-туристской деятельности подростков, которые могут быть реализованы при активной работе педагога по выявлению доступных эколого-туристских ресурсов и оцениванию потенциал тех территорий и/или объектов, которые можно использовать для формирования различных вариантов эколого-туристского продукта.
Мы разработали программу организации досуга подростков средствами экологического туризма «Тропинка», создание которой было обусловлено результатами социологического исследования. Программа построена на организации экологических практикумов и представляет собой не только программу организации досуга подростков, но и их экологического образования и воспитания.
Подобные программы, способствуют формированию экологической культуры, норм, ценностных экологических ориентаций у подросков, формируют умения руководствоваться моральными и правовыми нормами и правилами экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Процесс
реализации программы «Тропинка» был
построен таким образом, что позволил
подросткам за время отдыха повысить свои
знания в области экологии, природопользования
и краеведения. Занятия проводились в
форме краткосрочных полевых экологических
практикумов. Программа может быть реализована
в рамках учебных программ общеобразовательных
школ, в детских экологических лагерях,
в учреждениях дополнительного образования,
в специализированных учебных центрах
(биостанциях), работающих со школьниками,
на особо охраняемых природных территориях
(в заповедниках, национальные и природных
парках и т.д.), а также в любых экспедициях
и походах школьников в природу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
2. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860 "О федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)"
3. Положение о лицензировании туроператорской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95) (с изменениями от 3 октября 2002 г.)
4.
Письмо МПР РФ от 25 марта 2004 г. N ВР-21-54/1944
"О порядке организации работы системы
заповедников и национальных парков"
Положение о лицензировании турагентской
деятельности (утв. постановлением Правительства
РФ от 11 февраля 2002 г. N 95)
5. Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 461 с.
6. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
7. Атлас мира нового тысячелетия «МИЛЛЕНИУМ». – М.: «СЛОВО/ SLOVO», 2001. – 492 с.
8. Базилевич Н.И. Биологическая продуктивность экосистем северной Евразии. – М.: Наука, 1993. – 293 с.
9. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. – 292 с.
10. Бочкарева Т.В., Самарцев С.Е., Хлыстова Я.Г. Эколого-культурный туризм: технологии и опыт организации. М., 2002. – 275 с.
11. Веденеев А.В. В поход за радостью: из опыта организации летнего экспедиционного отряда школьника // Народное образование. – 2007. - № 3. – с. 180-182
12. Верин – Галицкий Д. руководитель детской туристической группы: каким он должен быть // Народное образование. – 2007. - № 3. – с. 97-105
13. Газман О.С., Баянкина З.В. Картотека коллективных познавательных и ролевых игр: Методические рекомендации для школ, лагерей/ О.С. Газман, З.В. Баянкина. – М: Лаборатория игровой деятельности школьников. – 1986. – с.45-50.
14. Гвоздецкий Н.А. Карстовые ландшафты. – М.: МГУ, 1999. – 154 с.
15. Гейгер Р. Микроклимат пещер.– М.: Изд-во иностр. лит., 1960.– 214 с.
16. География лесных ресурсов земного шара. – М.: Иностранная литература, 1990. – 665 с.
17. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 318 с.
18. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство “Финпресс”, 2000. – 464с.
19. Гуляев В. Организация туристической деятельности: Учеб. пособие. – М., 1996. – 315 с.
20. Дроздов А.В. Экологический туризм: принципы, проблемы, перспективы // Наука о культуре: Науч. – информ. об. – 2001. -№ 2. – с. 32-51
21. Дроздов А.В. Как развивать туризм в национальных парках России. – М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2000. – 157 с.
22. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М., 1998. – 223 с.
23. Забелина Н.М. Национальный парк. – М.: Мысль, 1993. – 170 с.
24. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 364 с.
25. Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). – М.: Знание, 1986. – с. 62
26. Истомин В.Н., Лагутенко Б.Т. Страны мира: справочник туроператора и туриста. – М.: Советский спорт, 2000. – 221 с.
Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма