Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа
Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.
Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81
• формирование толерантного отношения к незнакомым прежде культурам и этносам, к их образу жизни и традициям, адаптированным к природной среде обитания;
• создание новых рабочих мест для местного населения;
• стимулирование традиционных форм природопользования,
производства экологически чистых продуктов питания;
• увеличение инвестиций как в инфраструктуру и сервис, так и в охрану природы;
• рост благосостояния местного населения и развитие специального образования, направленного на приобретение туристских и природоохранных профессий;
• развитие ремесел;
• развитие местного самоуправления [20, 43].
По преобладанию той или иной цели путешествия выделяют следующие направления экологического туризма в процессе организации досуга подростков:
1. Познавательное – ознакомление с наиболее интересными природными территориями, флорой и фауной, уникальными ландшафтами, гармонично вписанными в окружающую местность памятниками материальной культуры и истории. Главным инструментом ознакомления с окружающей средой являются учебные экологические тропы – наиболее специализированные маршруты для обучения на природе. Только в рамках данного направления возможна разработка разнообразнейших по сложности предлагаемой тематике туристических маршрутов (пешеходные походы, наблюдение за птицами, фотосъемка, ботанические экскурсии, наблюдение за экзотическими бабочками).
2. Научное – особая форма экологического туризма, связанная с получением необходимой деловой и научной информации, например, о редких, находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу представителях флоры и фауны, о природных явлениях, исторических памятниках и т.д.
3. Рекреационное – ознакомление с объектами неживой природы (горы, пещеры, озера, реки). Данное направление включает в себя спортивный туризм, альпинизм, спелеотуризм, горные и водные путешествия, прогулки, пикники и другие виды активного и пассивного отдыха [10, 22].
Классификация экотуризма по видам транспорта имеет свои особенности. Различают:
Особое распространение среди видов морских путешествий приобрели дайвинг (плавание с маской или погружение с аквалангом) и спелеотуризм (пещеры и пещерные комплексы).
Все
большее распространение
Множество видов и форм экотуризма и их популярность представлены Приложении В (см. Приложение В).
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что существует много разновидностей туризма, классифицируемых по различным признакам. Среди них и такой вид как экологический туризм. Основной предпосылкой зарождения экотуризма занимает усиливающаяся из-за массовости туризма антропогенная нагрузка на природные и культурно-исторические туристские ресурсы.
В
отечественных и зарубежных источниках
даются самые разнообразные
Экологический туризм в процессе организации досуга подростков - это любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению душевного состояния подростков.
Для
более глубокого понимания
По преобладанию той или иной цели путешествия мы выделили следующие направления экологического туризма в процессе организации досуга подростков: познавательное, научное, рекреационное. А также выделили виды экологического туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, конный, водный туризм и морские путешествия, спелеотуризм, агротуризм…
Обобщая
все рассмотренные варианты, мы выделили
три основных компонента экотуризма:
«познание природы», т.е. путешествие
предполагает наличие элементов изучения
природы, получения подростками новых
знаний, навыков; «сохранение экосистем»
подразумевающее не только соответствующее
поведение группы на маршруте, но и участие
подростков в программах, мероприятиях
по защите окружающей среды; «уважение
интересов подростков» - не только соблюдение
местных законов и обычаев, но и вклад
туризма в социально-экономическое развитие
туристских дестинаций.
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма
Создание социально-культурных условий организации досуга подростков средствами экологического туризма надо искать, как минимум, в двух плоскостях: в области познавательной туристической деятельности и ее результатов (т.е. личностных достижений школьников), а также в сфере профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих достижения подростков. Между этими плоскостями существует логическая взаимосвязь: «результаты на уровне педагога» обеспечивают «результаты на уровне детей».
В основу классификации этих явлений положено два фактора успеваемости: возможности учащихся и реальные условия их туристической деятельности. Первые соотносятся со вторыми как внутренние условия с внешними. Условия внутреннего плана явно или скрыто, в настоящем или в прошлом, связаны с условиями внешнего плана. Условия внутреннего и внешнего плана не однородны – они представлены определенными группами явлений: особенности организма и особенности личности школьника составляют две взаимосвязанные группы явлений внутреннего плана.
В условиях внешнего плана, которые наиболее непосредственно воздействуют на особенности самого ученика, выделяются следующие группы явлений: бытовые и гигиенические условия деятельности подростка в природе.
Одни и те же условия организации досуга подростков средствами экологического туризма по-разному воздействуют на детей, имеющих различия в организме, в общем развитии.
Сегодня, как никогда, в период информатизации общества, будущее нашей страны зависит от системы моральных и материальных стимулов для поддержания у подрастающего поколения ответственности за среду обитания, которые закладываются в образовании и воспитании в условиях социально-культурной деятельности.
Социально-культурные условия организации досуга подростков включают в себя многое: культуру быта, преодоление вредных привычек, активные занятия физкультурой и спортом, отдых и общение с природой, природопользование, рекреация на природе, экологическое просвещение и т.д.
В случае экотуризма психическое и физическое восстановление подростков во время досуга включает разрядку напряжения. Создавая условия для активного отдыха, общения с природой педагог значительно повышает жизненный тонус и работоспособность подростка. Организация досуга подростков на природе и, следовательно, успех развития экотуризма, зависит от качества окружающей среды. Поэтому экологический фактор естественным образом становится важной категорией: поддержание качества и первозданности окружающей среды.
Если
вспомнить, что среди детей и
подростков растет наркомания, алкоголизм,
к призывному возрасту юноши физически
очень слабо подготовлены, то исключительная
необходимость организации
Чтобы
выявить проблемы в организации
экологического туризма и определить
условия организации эколого–
Проблема
организации детско-юношеского экологического
туризма обусловлена рядом
Остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах эколого-оздоровительного туризма: самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и молодежи - экологических туристских слетах, экскурсий по заповедным местам.
Проблема ситуации состоит в необходимости использования экологического туризма в процессе организации досуга подростков и недостаточной разработкой технологий. Поэтому нами была разработана анкета для выявления проблем и условий организации досуга подростков средствами экологического туризма. (см. Приложение Г)
Объектом социологического исследования были подростки.
Предметом – экологический туризм как средство организации досуга подростков.
Цель исследования состояла в выявлении проблем организации эколого–туристической деятельности и определении условий организации эколого–туристского досуга подростков.
Задачи нашего исследования были следующие:
1)
определить отношение
2)
определить уровень активности
подростков в эколого–
3)
выяснить предпочтения
4) выявить условия организации экологического туризма.
Этапы исследования:
I этап: обоснование актуальности проблемы, разработка плана исследования;
II этап: разработка анкеты по теме исследования, подготовка бланков, сбор и обработка материала;
III этап: анализ полученных результатов, выводы.
В
нашем социологическом
Проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что изучаемая совокупность из 72 человек распределилась следующим образом:
1. По полу:
- женский – 56 %;
- мужской – 44 % (рис. 1).
Рисунок
1
2. По возрасту:
11 лет – 24 %; 12 лет – 35 %; 13 лет – 30 %; 14 лет – 11 % (рис. 2).
Рисунок 2
В результате наблюдения и анкетирования подростков были выявлены интересные результаты. Туризм в разной степени оказывает влияние на жизнь и досуг подростков, их материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы. Большого воздействия экологического туризма на подростков не отмечается, активность подрастающего поколения низкая.
Большинство
респондентов отметили, что редко бывают
на природе. Так, например, на вопрос:
«Как часто Вы бываете
в лесу, парке, сквере,
на водоеме?», 73 % респондентов ответили:
«очень редко» (рис. 3).
Рисунок
3
В основном посещение природы происходит по инициативе родителей. На вопрос: «С кем Вы чаще всего бываете на природе?», 83 % респондентов ответили: «с родителями» (рис. 4).
Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма