Организация досуга подростков средствами экологического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа

Описание

Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.

Содержание

Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81

Работа состоит из  1 файл

диплом сусликова эко-тур..doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

     • формирование толерантного отношения  к незнакомым прежде культурам и  этносам, к их образу жизни и традициям, адаптированным к природной среде  обитания;

     • создание новых рабочих мест для  местного населения;

     • стимулирование традиционных форм природопользования,

     производства  экологически чистых продуктов питания;

     • увеличение инвестиций как в инфраструктуру и сервис, так и в охрану природы;

     • рост благосостояния местного населения  и развитие специального образования, направленного на приобретение туристских и природоохранных профессий;

     • развитие ремесел;

     • развитие местного самоуправления [20, 43].

     По  преобладанию той или иной цели путешествия  выделяют следующие направления  экологического туризма в процессе организации досуга подростков:

     1. Познавательное – ознакомление с наиболее интересными природными территориями, флорой и фауной, уникальными ландшафтами, гармонично вписанными в окружающую местность памятниками материальной культуры и истории. Главным инструментом ознакомления с окружающей средой являются учебные экологические тропы – наиболее специализированные маршруты для обучения на природе. Только в рамках данного направления возможна разработка разнообразнейших по сложности предлагаемой тематике туристических маршрутов (пешеходные походы, наблюдение за птицами, фотосъемка, ботанические экскурсии, наблюдение за экзотическими бабочками).

     2. Научное – особая форма экологического туризма, связанная с получением необходимой деловой и научной информации, например, о редких, находящихся под угрозой исчезновения и занесенных в Красную книгу представителях флоры и фауны, о природных явлениях, исторических памятниках и т.д.

     3. Рекреационное – ознакомление с объектами неживой природы (горы, пещеры, озера, реки).  Данное направление включает в себя спортивный туризм, альпинизм, спелеотуризм, горные и водные путешествия, прогулки, пикники и другие виды активного и пассивного отдыха [10, 22].

     Классификация экотуризма по видам транспорта имеет  свои особенности. Различают:

  • Пешеходный туризм – один из самых распространенных видов туризма. Пешие походы не требуют специального оборудования и специальной подготовки; дают возможность получить необходимые физические нагрузки, испытать эмоциональную разрядку, удовольствие от общения с природой.
  • Велосипедный туризм. Велосипед является одним из самых экологичных видов транспорта и ежедневным физическим тренингом. В настоящее время реализуются различные типы велопоездок: велопоездки на дорожных велосипедах, предназначенных для дорог с покрытием; длительные, полные риска, путешествия по пересеченной местности на горных велосипедах; велопоездки на кроссовых велосипедах.
  • Лыжный туризм. 
  • Конный туризм – один из самых распространенных видов туризма, использующих верховых животных. Потенциальное разнообразие конных маршрутов огромно: они могут проходить по пересеченной и гористой местности, по пескам, по заснеженным участкам, по водным участкам (переправа), вдоль каньонов по тропе и т. д. Большую популярность приобретает «Ипо-терапия» - лечение целого ряда заболеваний путем катания на лошади.
  • Водный туризм – байдарочные туры, каякинг, маршруты с использованием катамаранов и плотов, каркасно-надувных и парусных судов и т.д. Туры по внутренним водам различаются не только по способам передвижения, но и по сложности маршрутов.
  • Морские путешествия. В краткосрочных морских экскурсиях используются такие экологичные средства передвижения, как морские байдарки и лодки со стеклянным дном. Морские байдарки отличаются от речных своей устойчивостью, они могут входить под своды скал, на мелкие острова, в пещеры и т. д. Они не производят шума и дают возможность наблюдать за дикими животными. Лодки со стеклянным дном позволяют наблюдать за жизнью морских обитателей на мелководье.

     Особое  распространение среди видов морских путешествий приобрели дайвинг (плавание с маской или погружение с аквалангом) и спелеотуризм (пещеры и пещерные комплексы).

     Все большее распространение получает агротуризм, или агроэкотуризм. Это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах и хуторах.

     Множество видов и форм экотуризма и их популярность представлены Приложении В (см. Приложение В).

     Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что существует  много разновидностей туризма, классифицируемых по различным признакам. Среди них и такой вид как экологический туризм. Основной предпосылкой зарождения экотуризма занимает усиливающаяся из-за массовости туризма антропогенная нагрузка на природные и культурно-исторические туристские ресурсы.

     В отечественных и зарубежных источниках даются самые разнообразные определения  экологического туризма, но заметной чертой всех определений и точек зрения является стремление связать экотуризм преимущественно с естественными, ненарушенными или мало нарушенными и охраняемыми ландшафтами.

     Экологический туризм в процессе организации досуга подростков - это любые виды туризма и рекреации в природе, которые не наносят ущерба природным комплексам, содействуют охране природы и улучшению душевного состояния подростков.

     Для более глубокого понимания подростками  этого вида путешествий мы рассмотрели 10 заповедей экотуриста, а также международные принципы экологического туризма.

     По  преобладанию той или иной цели путешествия  мы выделили следующие направления  экологического туризма в процессе организации досуга подростков: познавательное, научное, рекреационное. А также выделили виды экологического туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, конный, водный туризм и морские путешествия, спелеотуризм, агротуризм…

     Обобщая все рассмотренные варианты, мы выделили три основных компонента экотуризма: «познание природы», т.е. путешествие предполагает наличие элементов изучения природы, получения подростками новых знаний, навыков; «сохранение экосистем» подразумевающее не только соответствующее поведение группы на маршруте, но и участие подростков в программах, мероприятиях по защите окружающей среды; «уважение интересов подростков» - не только соблюдение местных законов и обычаев, но и вклад туризма в социально-экономическое развитие туристских дестинаций.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Опытно-экспериментальная  работа по организации  досуга подростков средствами экологического туризма

     2.1 Социально-культурные  условия организации  досуга подростков  средствами экологического  туризма

     Создание  социально-культурных условий организации досуга подростков средствами экологического туризма надо искать, как минимум, в двух плоскостях: в области познавательной туристической деятельности и ее результатов (т.е. личностных достижений школьников), а также в сфере профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих достижения подростков. Между этими плоскостями существует логическая взаимосвязь: «результаты на уровне педагога» обеспечивают «результаты на уровне детей».

     В основу классификации этих явлений  положено два фактора успеваемости: возможности учащихся и реальные условия их туристической деятельности. Первые соотносятся со вторыми как внутренние условия с внешними. Условия внутреннего плана явно или скрыто, в настоящем или в прошлом, связаны с условиями внешнего плана. Условия внутреннего и внешнего плана не однородны – они представлены определенными группами явлений: особенности организма и особенности личности школьника составляют две взаимосвязанные группы явлений внутреннего плана.

     В условиях внешнего плана, которые наиболее непосредственно воздействуют на особенности  самого ученика, выделяются следующие группы явлений: бытовые и гигиенические условия деятельности подростка в природе.

     Одни  и те же условия организации досуга подростков средствами экологического туризма по-разному воздействуют на детей, имеющих различия в организме, в общем развитии.

     Сегодня, как никогда, в период информатизации общества, будущее нашей страны зависит от системы моральных и материальных стимулов для поддержания у подрастающего поколения ответственности за среду обитания, которые закладываются в образовании и воспитании в условиях социально-культурной деятельности.

     Социально-культурные условия организации досуга подростков включают в себя многое: культуру быта, преодоление вредных привычек, активные занятия физкультурой и спортом, отдых и общение с природой, природопользование, рекреация на природе, экологическое просвещение и т.д.

     В случае экотуризма психическое и  физическое восстановление подростков во время досуга включает разрядку напряжения. Создавая условия для активного отдыха, общения с природой педагог значительно повышает жизненный тонус и работоспособность подростка. Организация досуга подростков на природе и, следовательно, успех развития экотуризма, зависит от качества окружающей среды. Поэтому экологический фактор естественным образом становится важной категорией: поддержание качества и первозданности окружающей среды.

     Если  вспомнить, что среди детей и  подростков растет наркомания, алкоголизм, к призывному возрасту юноши физически  очень слабо подготовлены, то исключительная необходимость организации досуга в условиях экологического туризма не вызовет сомнений. И именно, вовлечение подростков в экотуризм усилит пресечение употребления алкогольных напитков, наркотиков и токсических веществ; заинтересует их занятием спорта, туризмом, а также другими увлечениями, которое ведет к здоровому образу жизни.

     Чтобы выявить проблемы в организации  экологического туризма и определить условия организации эколого–туристского  досуга подростков, нами было разработано  и проведено социологическое  исследование. В целом экологическая социология пока еще разработана недостаточно полно и накопленный опыт эколого-социологических исследований довольно ограничен.

     Проблема  организации детско-юношеского экологического туризма обусловлена рядом объективных  причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения.

     Остаточный  принцип при подходе к решению  социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах эколого-оздоровительного туризма: самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и молодежи -  экологических туристских слетах, экскурсий по заповедным местам.

     Проблема  ситуации состоит в необходимости  использования экологического туризма  в процессе организации досуга подростков и недостаточной разработкой  технологий. Поэтому нами была разработана анкета для выявления проблем  и условий организации досуга подростков средствами экологического туризма. (см. Приложение Г)

     Объектом социологического исследования были подростки.

     Предметом – экологический туризм как средство организации досуга подростков.

     Цель исследования состояла в выявлении проблем организации эколого–туристической деятельности и определении условий организации эколого–туристского досуга подростков.

     Задачи  нашего исследования были следующие:

     1) определить отношение подростков  к экологическому туризму;

     2) определить уровень активности  подростков в эколого–туристской  деятельности;

     3) выяснить предпочтения подростков  в эколого–туристской деятельности;

     4) выявить условия организации  экологического туризма.

     Этапы исследования:

     I этап: обоснование актуальности проблемы, разработка плана исследования;

     II этап: разработка анкеты по теме исследования, подготовка бланков, сбор и обработка материала;

     III этап:  анализ полученных результатов, выводы.

     В нашем социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных.

     Проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что изучаемая совокупность из 72 человек распределилась следующим образом:

     1. По полу:

     - женский – 56 %;

     - мужской – 44 % (рис. 1).

     

     Рисунок 1 

     2. По возрасту:

     11 лет – 24 %; 12 лет – 35 %; 13 лет  – 30 %; 14 лет – 11 % (рис. 2).

     

     Рисунок 2

     В результате наблюдения и анкетирования  подростков были выявлены интересные результаты. Туризм в разной степени оказывает влияние на жизнь и досуг подростков, их материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы. Большого воздействия экологического туризма на подростков не отмечается, активность подрастающего поколения низкая.

     Большинство респондентов отметили, что редко бывают на природе. Так, например, на вопрос: «Как часто Вы бываете в лесу, парке, сквере, на водоеме?», 73 % респондентов ответили: «очень редко» (рис. 3).  

     Рисунок 3  

     В основном посещение природы происходит по инициативе родителей. На вопрос: «С кем Вы чаще всего бываете на природе?», 83 % респондентов ответили: «с родителями» (рис. 4).

Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма