Организация досуга подростков средствами экологического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2011 в 13:34, дипломная работа

Описание

Исследование выявило, что создание социально-культурных условий для внеурочной деятельности подростков способствует развитию адекватной самооценки, усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает культурное воспитание школьников.

Содержание

Реферат……………………………………………………...……….…………..……3
Обозначения и сокращения….…………………..…………………………….….…4
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Теоретико-методологические подходы к организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………………………………10
1.1 Досуг подростков как научно-педагогическая проблема……………...10
1.2 Сущность и специфика экологического туризма в процессе организации досуга подростков…………………………………………………...25
2 Опытно-экспериментальная работа по организации досуга подростков средствами экологического туризма……..………………………………………..42
2.1 Социально-культурные условия организации досуга подростков средствами экологического туризма…………………………………….….42
2.2 Реализация опытно-эксперементальной работы по организации досуга подростков средствами экологического туризма………………………….58
Заключение………………….…………………………………….………….……..74
Список использованных источников……………………….………………..........77
Приложения…………….……………………………………..…………………….81

Работа состоит из  1 файл

диплом сусликова эко-тур..doc

— 460.50 Кб (Скачать документ)

     Рисунок 4 

     Однако, на вопрос: «Какую форму отдыха Вы предпочитаете?», 60 % подростков ответили: «туристические походы» (рис. 5). 

     Рисунок 5

     Подростки отмечали низкую информированность о экологическом туризме. У большинства респондентов несформировано понятие «экологического туризма», а  27 %  - не знают  или затрудняются ответить.

     Беседы  на экологические темы проводятся лишь в условиях школы, класса с учителями. Так, например, на вопрос: «С кем Вы чаще всего беседуете на экологические темы?», 76 % ответили: «с учителями».

     Это обусловлено тем, что в городе практически не проводятся мероприятия  экологической направленности ни на школьном, ни на местном, ни на областном  уровнях; отсутствуют кружки экологической, природоохранной тематики (рис. 6). Следовательно, подростки не имеют возможность принимать участие в эколого-туристской деятельности и получать знания, умения и навыки в области экологического туризма. 

     Рисунок 6 

     Среди респондентов, отметивших свое участие  в экологических мероприятиях были отмечены такие варианты ответов, как  «Экологический марафон» - 5 %, «экологическая тропа» - 2 %.

     На  вопрос: «Какие виды экологического туризма Вас привлекают?», ответы опрошенных распределились следующим образом:

     - пешеходный (походы, экспедиции) и водный (на байдарках, плотах, катамаранах, парусных судах) – 70 %;

     - лыжный – 13 %;

     - конный – 0 %;

     - велосипедный – 9 %;

     - морские путешествия (на теплоходах, плавание с маской или погружение  с аквалангом) – 8  %.

     Наиболее  интересными видами экологической  деятельности респонденты отметили познавательную и творческую деятельность (таб. 1).

     Обработка полученных данных на 14 вопрос: 

Виды экологической  деятельности Количество  подростков, оценивших дело в соответствующих  баллах
5 4 3 2 1
1. Познавательная деятельность (а  - в) 30 % 29 % 32 %   9 %
2. Исследовательская деятельность    (г - и)     27 % 43 % 30 %
3. Природоохранная деятельность     (к - о)     23 % 56 % 21 %
4. Деятельность по восстановлению  природы (п - т)   5 % 53 % 31 % 11 %
5. Пропагандистская деятельность     (у - х)   15 % 46 % 28 % 10 %
6. Творческая деятельность (ц - щ) 89 % 11 %      
 

     Таблица 1 

     Анализ  данной анкеты помог  сделать следующие  выводы: Условия организации эколого-туристского досуга в г. Тамбове практически не сформированы. Это обуславливается тем, что отсутствуют программно-методические и образовательно-воспитательные обеспечения; практически не проводятся мероприятия экологической направленности ни на школьном, ни на местном, ни на областном уровнях; не осуществляется внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры, спорта новых форм работы и видов деятельности, связанных с экологическим туризмом.

     Те  не многие программы  по организации  эколого- туристского досуга подростков, которые существуют на сегодняшний  день, в большинстве своем не реализованы из-за недостатка  квалифицированных кадров, финансового обеспечения, неразвитости материально-технической базы учреждений культуры.

     В итоге проведенного исследования можно  сформулировать следующие возможные  условия организации эколого-туристской деятельности подростков:

  • разработка и внедрение эколого-туристских программ, проектов по организации свободного времени подростков;
  • увеличение информированности подростков о экологическом туризме и пропаганда туризма в целом;
  • подготовка квалифицированных специалистов в области эколого-туристского досуга подростков;
  • создание кружков экологической направленности во Дворцах и Домах детского и юношеского творчества, Центрах внешкольной работы;
  • развитие летних форм обучения, организация работы профильных экологических смен;
  • изучать и внедрять в практику работы лучший опыт педагогических работников путем проведения областного конкурса «Мастер-педагог внешкольного образования» (туристско-экологическое направление);
  • проводить смотры-конкурсы на лучшую организацию туристско-экологической работы в учебных заведениях Тамбовской области;
  • обеспечивать внешкольные учреждения научно-методическими разработками;
  • с целью повышения профессионального уровня туристско-экологичекого актива области совершенствовать систему курсовой переподготовки для преподавателей школ и внешкольных учреждений,
  • организовывать массовые туристско-экологические мероприятия: туристические слеты, «Экологический марафон», «Экологическая тропа», экологические походы, экспедиции, экскурсии, походы в выходной день и т.д.;
  • привлекать средства массовой информации к освещению деятельности внешкольных учебных заведений туристско-экологического направления относительно распространения положительного опыта работы;
  • проводить конкурс молодежных проектов относительно организации эколого-туристской деятельности в Тамбовской области;
  • предоставить помощь учебным заведениям с целью создания сети тренировочных залов для обучения молодежи основам туризма.

     Организация данных условий возможна при активной работе педагога по выявлению доступных эколого-туристских ресурсов и оцениванию потенциал тех территорий и/или объектов, которые можно использовать для формирования различных вариантов эколого-туристского продукта.

     Для привлечения подростков к экологическому туризму как минимум, должны быть установлены:

     1. интерес и общее отношение  подростков к экологической проблематике, в том числе понимание ими общественных экологических потребностей и обязанностей, а также их озабоченность личной экологической безопасностью;

     2. готовность или желание участвовать  в турах сугубо экологической  ориентации или вообще в природно-ориентированных  походах;

     3. информированность об экотуризме  в целом и об особенностях  программы предполагаемого путешествия;

     4. склонность к активной деятельности, уместной и доступной в рамках деятельности и направленной на решение каких-либо экологических задач.

     Отметим еще несколько особенностей для  создания условий организации досуга подростков средствами экологического туризма.

     Для организации пикников, а также для участников самодеятельных походов, необходима специальная организация. На эту тему сказано и написано немало. Но и эту работу не следует сводить только к мерам по выбору мест отдыха и маршрутов походов, по обустройству дорог, троп и стоянок, к мерам сопровождения и строгого контроля за правилами поведения подростков.

     Детям нужны всегда желанные услуги - и развлечения, и обучение, и снаряжение, и еда, и туалеты. Необходимо при этом иметь в виду, что подростки в основном хотят получить возможность, пусть на короткое время, сменить пассивный стиль отдыха на активный, а также получить новые интересные впечатления. Подростки составляют одну из наиболее привычных и массовых групп экскурсантов. В далекие парки подростков возят реже, обычно срок путешествия не более одного дня, что достаточно для того, чтобы в соответствии с, казалось бы, формальными критериями ВТО именовать их уже не экскурсантами, а туристами.

     Еще одна проблема создания условий для  организации досуга подростков средствами экологического туризма - это бюджет времени. Однодневная экскурсия обычно не позволяет включить в нее достаточно содержательные элементы самостоятельной, активной, экологически поучительной работы экскурсантов. Приходится ограничиваться простейшими заданиями, например, просто уборкой территории парка. В программы же туров вполне уместно и необходимо включать не только познавательный материал, знакомство с которым осуществляется «пассивным» путем, но и задания по проведению самостоятельных наблюдений и даже исследований, а также активную работу по обустройству территории парка, подкормке животных, обработке коллекций и другим подобным мероприятиям.

     К выполнению таких заданий подростков, а также и экскурсий целесообразно готовить заранее. Следует иметь в виду, что и школьники заинтересованы в том, чтобы преподаватели школ составляли эти задания совместно, чтобы содержание этих заданий в целом соответствовало учебным программам.

     Учитывая  именно эти, нередко весьма явно обозначенные (но чаще не проявленные, однако потенциально существующие) условия для подростков участвующих в эколого-туристской деятельности в рамках досуга, можно и нужно формировать более или менее постоянный контингент соответствующих партнеров.

     Одна  из форм работы с подростками это организация школьных полевых практик, экологических лагерей, постоянных семинаров, фестивалей и т.п. Важно при этом готовить программы таких мероприятий заранее, оповещая потенциальных участников как через обычные средства информации, так и обращаясь непосредственно в школы, общественные экологические организации.

     Исходя  из вышесказанного, мы выяснили, что создание социально-культурных условий организации досуга подростков средствами экологического туризма рассматривается в двух плоскостях: в области личностных достижений школьников, а также в сфере профессиональной компетентности педагогов, естественно что «результаты на уровне педагога» обеспечивают «результаты на уровне детей».  И в основу классификации этих явлений положено два фактора успеваемости: возможности учащихся и реальные условия их туристической деятельности.

     Чтобы выявить проблемы в организации  экологического туризма и определить условия организации эколого–туристского  досуга подростков, нами было разработано  и проведено социологическое  исследование, которое показало, что условия организации эколого-туристского досуга в г. Тамбове практически не сформированы. Это обуславливается тем, что отсутствуют программно-методические и образовательно-воспитательные обеспечения;        практически не проводятся мероприятия экологической направленности ни на школьном, ни на местном, ни на областном уровнях; не осуществляется внедрение в практику деятельности различных учреждений образования, культуры, спорта новых форм работы и видов деятельности, связанных с экологическим туризмом.

     В итоге проведенного исследования нами сформулированы возможные условия  организации эколого-туристской деятельности подростков, которые могут быть реализованы  при активной работе педагога по выявлению  доступных эколого-туристских ресурсов и оцениванию потенциал тех территорий и/или объектов, которые можно использовать для формирования различных вариантов эколого-туристского продукта.

     Для привлечения подростков к экологическому туризму как минимум, должны быть рассмотрены предложенные нами условия организации досуга подростков средствами экологического туризма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Реализация опытно-эксперементальной  работы по организации  досуга подростков  средствами экологического  туризма

     На  многих перспективных территориях  не разработаны комплексы маршрутов и программ для разных категорий туристов, т.е. отсутствует туристический продукт, соответствующий стандартам международного туристического рынка. Но мы не ставили целью разработать глобальную программу организации туристического маршрута для приезжих туристов, мы реализовали программу «Тропинка» для организации досуга подростков средствами туристической деятельности. (см. Приложение Д)

     Данная  программа была реализована в  рамках практики на базе ООО туристического центра «Глобус».

     Центр туризма «Глобус» при ТГУ им. ПР. Державина занимается широким спектром вопросов, связанных с развитием туризма в Тамбовской области. Особой гордостью Центра являются обзорные и тематические экскурсии по Тамбову и области, разработанные научными сотрудниками университета. В рамках развития экотуризма на Тамбовской земле Центром организуются экскурсии в заповедник «Воронинский», расположенный в пойме реки Вороны и характеризующийся особым разнообразием биосферы.

     Разработка  программы была обусловлена результатами социологического исследования, которое выявило недостаточную организацию досуга подростков средствами экологического туризма, отсутствие у персонала опыта и знаний, необходимых для успешной организации  и разработки подобной деятельности, особенно в области познавательных программ для подростков. Отсутствуют специализированные структуры, способные организовать и координировать процесс развития экотуризма в региональном масштабе.

     Как уже говорилось выше, ресурсами экологического туризма являются и объекты материальной и духовной культуры, неразрывно связанные с окружающей природной средой. Включение в программы экологических туров посещения историко-культурных памятников является в настоящее время мировой тенденцией. Так, в Конвенции об охране всемирного и культурного наследия подчеркивается, что территория, обладающая, наряду с исключительными природными особенностями, памятниками архитектуры, истории и культуры, достойна включения в Список всемирного наследия, как наиболее ценный для познавательных и образовательных целей объект.

Информация о работе Организация досуга подростков средствами экологического туризма